Тема «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»
Цели: познакомить с суффиксом как значимой частью слова; формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова.
Ход урока
I. Организационный момент
- Прозвенел звонок,
Начинается урок.
III. Актуализация знаний
- Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
1) Землю согрело, не опоздай с посевом. (Земля - тарелка: что положишь, то и возьмешь (т. е. каково обработаешь, сколько назему, каковы семена и пр.).
2) Разлитую воду не соберёшь. (Пролитого не подберешь.)
- Найдите слова с приставками. Выпишите их, выделите приставки.
IV. Самоопределение к деятельности
- Спишите слова. Выделите в них корень.
Столик, пенёк, лётчик.
- Назовите окончания. (Нулевые окончания.)
- Объясните лексическое значение каждого слова.
Столик – это небольшой стол для посетителей в ресторане, столовой, для служебных надобностей.
Пенёк - нижняя часть ствола срубленного, спиленного или сломленного дерева вместе с оставшимися в земле корнями.
Летчик - специалист, управляющий самолет, вертолетом. Синоним – пилот.
- Сравните слова по составу. Чем они похожи? (Состоят из корня и части после корня.)
- Кто уже знает, как называется часть слова, которая стоит после корня? (Ответы детей.)
- Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 164 (с. 89).
- Прочитайте стихотворение.
(Далее работа по вопросам и заданиям упражнения.)
- Как называется часть слова, которая стоит после корня? (Суффикс.)
Упр. 165 (с. 89).
- Прочитайте группы слов.
- Сравните слова в каждой группе. Чем они похожи и чем отличаются?
- С помощью какой части слова образованы новые слова?
- Выполните письменные задания к упражнению.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют части слова.)
- Прочитайте ниже сведения о языке.
- Что такое суффикс?
- Для чего служат суффиксы?
VI. Физкультминутка
Ах, как долго мы писали, Глазки у ребят устали.
{Поморгать глазами.) Посмотрите все в окно,
(Посмотреть влево - вправо.) Ах, как солнце высоко.
{Посмотреть вверх.) Мы глаза сейчас закроем,
(Закрыть глаза ладошками.) В классе радугу построим, вверх по радуге пойдем,
{Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.) Вправо, влево повернем, а потом скатимся вниз,
(Посмотреть вниз.) Жмурься сильно, но держись. {Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)
VII. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 166 (с. 90).
- Прочитайте текст. О каком городе в нём говорится?
- Выполните задания.
- Прочитайте однокоренные слова, которые вы выписали, и назовите в них суффиксы. (Тверь, тверичи (-ич-), тверские (-ск-).)
- Какие ещё слова в тексте имеют суффикс -ск-? (Русский, конских.)
- А как называют жителей нашего города (села)?
- Прочитайте ниже сведения о языке.
- Что нужно сделать, чтобы найти в слове суффикс?
- Приведите примеры.
Упр. 167 (с. 90).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
VIII. Рефлексия
(Работа в парах.)
- Прочитайте слова.
Домик, пригород, берёзка, рыбак, переход, отлёт.
- Разделите их на две группы. (1) Домик, берёзка, рыбак; 2) переход, отлёт, пригород.)
- По какому признаку вы разделили слова? (В первой группе слова, образованные с помощью суффиксов, во второй - с помощью приставок.)
- Что такое приставка? Для чего она служит?
- Что такое суффикс? Для чего он служит?
- Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание
Записать десять слов с суффиксами.