конспект урока по русскому языку 3 класс по теме:"Что такое приставка? Как найти в слове приставку?"
Конспект урока по русскому языку 3 класс по теме:"Что такое приставка? Как найти в слове приставку?"
Тема: «Что такое приставка? Как найти в слове приставку?»
Цели: познакомиться с приставкой, как значимой частью слова; формировать умения выделять приставки в словах, образовывать с помощью приставок новые слова.
Планируемые результаты: научатся находить в слове приставки, образовывать новые слова при помощи приставок, анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное.
Личностные результаты: проявляют навыки сотрудничества в различных ситуациях, умеют находить выходы из спорных ситуаций.
Универсальные учебные действия: регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Познавательные: понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме, осуществляют анализ и сравнение.
Коммуникативные: используют в общении правила вежливости.
Тип урока: урок изучения нового.
Ход урока.
1. Орг.момент.
Долгожданный дан звонок
Собрались мы дружно в классе
Мы друг другу улыбнулись
Поздоровались с гостями…повернулись
И уселись на свои месте.
-Открыли тетради и запишем число, и классная работа.
2. Минутка чистописания.
Отгадайте загадку.(2 слайд)
Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила
Все листья. (осень)
Оо озо оло оро
3.Актуализация знаний.
-Сегодня мы продолжим с вами путешествие по стране Морфемики, и путешествовать будем по осеннему лесу. Мы возьмем с собой учебники и тетради.
-Какой сейчас месяц осени? (октябрь)
-Можно сказать, что сейчас поздняя осень? (Да, потому что, очень холодно, иногда уже летит снег. С деревьев облетели все листья.)
-Ребята, давайте вспомним песенку о листьях.(3 слайд)
Падают, падают листья
В нашем саду листопад…
Желтые, красные листья-
По ветру вьются, летят…
-Мы пели песенку и к нам прилетели листочки, а на листочках задания.
Мозговой штурм. (3 слайд)
-Внимание! Блиц- опрос!
1) Без чего не может существовать слово? (без корня)
2)Что такое корень? (Корень слова - это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. )
3) Как найти в слове корень? (надо подобрать родственные слова)
4) Что такое окончание? (окончание- это изменяемая часть слова, которая образует форму слова).
5) Для чего служит окончание? (для связи слов в предложении и словосочетании).
-Молодцы!
4.Самоопределение к деятельности. (4 слайд)
Отправляемся мы дальше по лесным тропинкам. В этом лесу живут сказочные эльфы, феи и тролли. Они рассказывают, что в лесу стало скучно. Как вы думаете почему? (улетели птицы- 5 слайд)
Ребята, а вам осенние листочки вместе с эльфами и феями приготовили задание, чтобы вам не было скучно.
-Спишите. Выделите в словах основу слова, корень и окончания
Полет, перелет, вылет, отлет.
-Назовите окончание в словах. (нулевое окончание)
-Что можно сказать об этих словах? Что у них общее? (это однокоренные слова)
-Объясните лексическое значение каждого слова.
-Чем отличаются слова? (значением)
-А какая часть слова придает им разное значение? (та, которая стоит перед корнем, впереди корня)
-Как ее назовем? (приставка)
-Почему? (приставили к корню)
-Как вы думаете какая тема нашего урока? (Сформулируйте тему урока- 6 слайд)
-Правильно, ребята, эта часть слова называется приставка (на доске вывешивается опора- слайд 7)
У Корня в недругах, представь-ка,
Есть дама гордая - Приставка,
А злит она его одним:
Стоит лишь только перед ним.
5. Работа по теме урока. Изучение новой темы. (8 слайд)
1) Послушайте сказку. Подготовленный ученик читает сказку и вывешивает на доску.
Лингвистическая сказка.
Долгое время в стране Морфемики жили только корни и окончания.
Однажды в чудесном лесу появились приставки. Они познакомились с жителями поляны и озера и решили дружить с ними.
Корни и окончания с радостью приняли их в свою семью и построили для приставок специальные домики
Приставки пользуются у других частей слова особым уважением, потому что стоят в самом начале слова, перед корнем.
-Как вы думаете что такое приставка?
2) Прочитаем правило на с.84.
3)-Что такое приставка? Для чего служит?
Вывешивается опора. (слайд 9)
Приставка.
• Стоит перед корнем.
• Образует новые слова.
6.Физминутка. Ее приготовил для вас эльф из леса Приставок.
С при - приставкою присесть,
С по – приставкою подняться,
С под – подпрыгнуть, подмигнуть,
С по- приставкой посмеяться,
С вы- вытягиваем руки,
С о – опустим их опять.
Вот и все настало время
С за – зарядку завершить.
7. Продолжение работы по теме урока. (слайд 10)
1) Упражнения в образовании новых слов при помощи приставок.
- Лес приставок очень густой… И пройти и проехать в нем трудно. Лесные жители помогут нам преодолеть этот путь, если мы выполним их задания. Вы готовы? (да). Тогда в путь.
Задания лесной цветочной феи (слайд 11) :
Образуйте слова с помощью приставок:
Про-, об-, по-, под-, от- от слова ХОД.
Выделите в словах приставки.
2) В учебнике на с. 85 упр.154 (слайд 12)
-Прочитайте.
-Как пишутся приставки? (всегда одинаково)
-Назовите приставки, которые пишутся с буквой О. (Прочитываем их)
-Найдите приставки, которые пишутся с буквой А. (Прочитываем их)
-Найдите приставки, которые пишутся с буквой Е. (Проговорите их)
-Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка. Уч-ся по цепочке читают слова и называют приставку).
3) Работа по учебнику. Упр. 155 с.85 (слайд 12)
-Прочитайте загадку. Отгадайте.
-Найдите в загадке глаголы с приставками.
Влетит
Прошепчет
Загудит
Притихнет
Примчится
-Как найти приставку в слове? (Подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой). Выписываем, выделяем приставку.
4) Работа с диском. Упр. Помоги братьям Лосям спуститься на землю.
8. Рефлексия. Игра с приставками. Представьте что, мы с вами вернулись из осеннего, сказочного леса и стоим перед школой.
-Я вам говорю: в-! Что вы делаете? (Входим в школу)
-А если я скажу: от- (отходим от школы)
-А если я скажу: за- (заходим за школу)
об- (обходим школу)
-Какой вывод можно сделать? (У каждой приставки свое значение).
-Что такое приставка?
-Для чего служат приставки?
-А теперь прикрепите свой листочек, который у вас лежит на карте к тем словам на плакате, которые вам больше подходят.
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое- что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все- таки учиться!
9. Итог урока. (слайд 13)
Д/з на листочках: правило с 84; упр. 156. с.86.
Слайд 14
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока по русскому языку 3 класс по теме:"Что такое приставка? Как найти в слове приставку?" »
Конспект урока по русскому языку в 3-ем классе, составленный учителем начальных классов МБОУ «Верхнежиримская СОШ» Дорофеевой Еленой Анатольевной.
Тема: «Что такое приставка? Как найти в слове приставку?»
Цели: познакомиться с приставкой, как значимой частью слова; формировать умения выделять приставки в словах, образовывать с помощью приставок новые слова.
Планируемые результаты: научатся находить в слове приставки, образовывать новые слова при помощи приставок, анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное.
Личностные результаты: проявляют навыки сотрудничества в различных ситуациях, умеют находить выходы из спорных ситуаций.
Универсальные учебные действия: регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Познавательные: понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме, осуществляют анализ и сравнение.
Коммуникативные: используют в общении правила вежливости.
Тип урока: урок изучения нового.
Ход урока.
Орг.момент.
Долгожданный дан звонок
Собрались мы дружно в классе
Мы друг другу улыбнулись
Поздоровались с гостями…повернулись
И уселись на свои месте.
-Открыли тетради и запишем число, и классная работа.
2. Минутка чистописания.
Отгадайте загадку.(2 слайд)
Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила
Все листья. (осень)
Оо озо оло оро
3.Актуализация знаний.
-Сегодня мы продолжим с вами путешествие по стране Морфемики, и путешествовать будем по осеннему лесу. Мы возьмем с собой учебники и тетради.
-Какой сейчас месяц осени? (октябрь)
-Можно сказать, что сейчас поздняя осень? (Да, потому что, очень холодно, иногда уже летит снег. С деревьев облетели все листья.)
-Ребята, давайте вспомним песенку о листьях.(3 слайд)
Падают, падают листья
В нашем саду листопад…
Желтые, красные листья-
По ветру вьются, летят…
-Мы пели песенку и к нам прилетели листочки, а на листочках задания.
Мозговой штурм. (3 слайд)
-Внимание! Блиц- опрос!
1) Без чего не может существовать слово? (без корня)
2)Что такое корень? (Корень слова - это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. )
3) Как найти в слове корень? (надо подобрать родственные слова)
4) Что такое окончание? (окончание- это изменяемая часть слова, которая образует форму слова).
5) Для чего служит окончание? (для связи слов в предложении и словосочетании).
-Молодцы!
4.Самоопределение к деятельности. (4 слайд)
Отправляемся мы дальше по лесным тропинкам. В этом лесу живут сказочные эльфы, феи и тролли. Они рассказывают, что в лесу стало скучно. Как вы думаете почему? (улетели птицы- 5 слайд)
Ребята, а вам осенние листочки вместе с эльфами и феями приготовили задание, чтобы вам не было скучно.
-Спишите. Выделите в словах основу слова, корень и окончания
Полет, перелет, вылет, отлет.
-Назовите окончание в словах. (нулевое окончание)
-Что можно сказать об этих словах? Что у них общее? (это однокоренные слова)
-Объясните лексическое значение каждого слова.
-Чем отличаются слова? (значением)
-А какая часть слова придает им разное значение? (та, которая стоит перед корнем, впереди корня)
-Как ее назовем? (приставка)
-Почему? (приставили к корню)
-Как вы думаете какая тема нашего урока? (Сформулируйте тему урока- 6 слайд)
-Правильно, ребята, эта часть слова называется приставка (на доске вывешивается опора- слайд 7)
У Корня в недругах, представь-ка,
Есть дама гордая - Приставка,
А злит она его одним:
Стоит лишь только перед ним.
5. Работа по теме урока. Изучение новой темы. (8 слайд)
1) Послушайте сказку. Подготовленный ученик читает сказку и вывешивает на доску.
Лингвистическая сказка.
Долгое время в стране Морфемики жили только корни и окончания.
Однажды в чудесном лесу появились приставки. Они познакомились с жителями поляны и озера и решили дружить с ними.
Корни и окончания с радостью приняли их в свою семью и построили для приставок специальные домики
Приставки пользуются у других частей слова особым уважением, потому что стоят в самом начале слова, перед корнем.
-Как вы думаете что такое приставка?
2) Прочитаем правило на с.84.
3)-Что такое приставка? Для чего служит?
Вывешивается опора. (слайд 9)
Приставка.
Стоит перед корнем.
Образует новые слова.
6.Физминутка. Ее приготовил для вас эльф из леса Приставок.
С при - приставкою присесть,
С по – приставкою подняться,
С под – подпрыгнуть, подмигнуть,
С по- приставкой посмеяться,
С вы- вытягиваем руки,
С о – опустим их опять.
Вот и все настало время
С за – зарядку завершить.
7. Продолжение работы по теме урока. (слайд 10)
1) Упражнения в образовании новых слов при помощи приставок.
- Лес приставок очень густой… И пройти и проехать в нем трудно. Лесные жители помогут нам преодолеть этот путь, если мы выполним их задания. Вы готовы? (да). Тогда в путь.
Задания лесной цветочной феи (слайд 11) :
Образуйте слова с помощью приставок:
Про-, об-, по-, под-, от- от слова ХОД.
Выделите в словах приставки.
2) В учебнике на с. 85 упр.154 (слайд 12)
-Прочитайте.
-Как пишутся приставки? (всегда одинаково)
-Назовите приставки, которые пишутся с буквой О. (Прочитываем их)
-Найдите приставки, которые пишутся с буквой А. (Прочитываем их)
-Найдите приставки, которые пишутся с буквой Е. (Проговорите их)
-Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка. Уч-ся по цепочке читают слова и называют приставку).
3) Работа по учебнику. Упр. 155 с.85 (слайд 12)
-Прочитайте загадку. Отгадайте.
-Найдите в загадке глаголы с приставками.
Влетит
Прошепчет
Загудит
Притихнет
Примчится
-Как найти приставку в слове? (Подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой). Выписываем, выделяем приставку.
4) Работа с диском. Упр. Помоги братьям Лосям спуститься на землю.
8. Рефлексия. Игра с приставками. Представьте что, мы с вами вернулись из осеннего, сказочного леса и стоим перед школой.
-Я вам говорю: в-! Что вы делаете? (Входим в школу)
-А если я скажу: от- (отходим от школы)
-А если я скажу: за- (заходим за школу)
об- (обходим школу)
-Какой вывод можно сделать? (У каждой приставки свое значение).
-Что такое приставка?
-Для чего служат приставки?
-А теперь прикрепите свой листочек, который у вас лежит на карте к тем словам на плакате, которые вам больше подходят.