Цель урока:
1.Познакомить с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов; организовать наблюдение над этой частью слова и научить выделять её из состава слова; совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; отрабатывать умение разбирать слово по составу.
2.Развивать речь, мышление, внимание, воображение, память, умение анализировать.
3.Воспитывать прилежность, самостоятельность, прививать интерес к изучению русского языка.
Цель урока: Формирование умения выделять приставки в словах, образовывать новые слова с помощью приставок
Задачи урока:
- создавать условия для формирования у учащихся умения выделять приставки в словах, образовывать новые слова с помощью приставок;
- способствовать созданию ситуаций, помогающих овладению учащимися алгоритмом нахождения приставок в словах;
- содействовать развитию речевой деятельности, обогащению словарного запаса, орфографической зоркости, познавательной активности каждого ученика посредством использования элементов рейтинговой системы.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Словарно-орфографическая работа.
- Чистописание.
- Повторение изученного.
- Изучение нового материала.
- Закрепление нового материала.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
Оборудование:
Карточки со словами для индивидуальной работы, презентация «Приставка как часть слова», проектор, ИД, учебники, тетради.
Ход урока:
- Организация урока. 1 кадр-заставка
- Прозвенел звонок,
Начинать пора урок.
- Прочитайте фразу. 2 кадр
Как вы это понимаете?
- Сегодня мы начинаем новую тему. Начинать трудно? А интересно? Почему?
Запись числа в тетради.
- Словарная работа. 3 кадр. (на доске записаны слова)
В…робей, уч…ник, т..традь, с…рока, к…р…ндаш, в…рона, учит..ль.
- Прочитайте слова.
- На какие группы вы можете разбить эти слова?
(школа и птицы, живые предметы, отвечающие на вопрос кто? и неживые, отвечающие на вопрос что?)
- Подумайте, какие гласные вы вставите, приготовьтесь писать.
(письмо с комментированием, на интерактивной доске вставляет буквы один человек).
- Назовите группу родственных слов. (ученик- учитель). Какие слова мы называем родственными? Как по-другому их можно назвать? Докажите, что эти слова родственные, т.е. однокоренные.
- От какого слова образовались эти слова? (учение - учиться)
- Назовите корень слова.
- Что мы называем корнем слова? (часть слова, в которой содержится смысловое значение слова).
- С помощью какой части слова образовались эти слова? (При помощи суффикса).
- Что такое суффикс? (часть слова, служащая для образования новых слов).
- Как называется способ образования слов с помощью суффикса? (суффиксальный).
- А теперь попробуем от оставшихся слов с помощью суффиксального способа образовать родственные слова. (воробей – воробышек, тетрадь – тетрадка, карандаш – карандашик, сорока - сорочонок, ворона - воронёнок).
3. Чистописание. Подчеркните в словах одинаковые сочетания букв. (Подсказка: в словах, называющих птиц). –оро-. Пишу на доске, дети в тетрадях – одну строку.
- Актуализация знаний.
- Молодцы. Давайте обобщим.
- Без какой части слова не может быть слова? Почему? 4 кадр
- Какую роль играет окончание? 4 кадр
- А суффикс? 4 кадр
- Мы с вами выделяли группу родственных слов. На какую тему они? (школа) 5 кадр
- Образуйте форму этого слова.
-А теперь образуйте родственные слова. 6 кадр
5. Выведение темы урока.
Какое слово образовано не только суффиксальным способом? (пришкольный)
- Объясните значение слова школьный.
- Какое значение приобретает слово пришкольный? (Какая часть слова даёт значение слову «находиться вблизи школы»?)
- Эту часть слова я могу назвать корнем? Почему?
- Окончанием?
- Суффиксом?
- Что это значит? (мы имеем дело с новой частью слова). С ней мы встречались? Может, кто-то знает, как она называется.
- Назовите тему урока. 7 кадр
- Как вы думаете, зачем нам надо изучать приставку?
- Что вы хотите узнать про приставки?
- Молодцы, вам многое интересно. Начнём изучать приставку.
- Работа по закреплению новой темы.
Найдите упр. 1 (с.143). Прочитайте задание.
- Что надо сделать? 8 кадр. Надо добавить так, чтобы была завершённость действия.
- Как называется недостающая часть слова? Значит, мы будем добавлять приставки.
- Прочитайте первое сочетание слов.
- Какую приставку вы добавите?
- У меня возникает вопрос, а как написать приставку со словом? Почему вы так думаете? (название приставка)
- Пишем первое словосочетание., обозначаем приставку с слове вот таким значком:¬ (аналогично 2)
- Кому не понятна работа? Дальше самостоятельно.
- Сделаем проверку. (один на доске).
- Физкультминутка. (включить «Физминутку с учеником»)
7. Обобщение. Правило приставки.
- Прочитайте слова, в которые вы вставляли недостающую часть. Что заметили?
Какую часть слова вы вставляли?
- Тайну золотого ключика на стр. 128 нам откроет Карина. (знакомство с определением)
- Что такое приставка? 9 кадр
- Где стоит приставка?
- Как она пишется со словом?
- Какую роль выполняет приставка?
- Каким значком она обозначается?
Повторим хором правило.
- Нам давали готовую приставку, мы её не находили в слове, а только добавляли.
- А как найти приставку в слове? Давайте порассуждаем. 10 кадр
8. Самостоятельная работа.
- Прочитайте задание упр.2
Вместе разберём 1 столбик устно. Будьте внимательны.
- Прочитайте слова. Что заметили? (однокоренные) Докажите.
- Что надо сделать?
- Как найти приставку? С чего начать?
9. Алгоритм выделения приставки.
- Теперь будете работать самостоятельно.
Девочки списывают 2 столбик и выполняют задание, а мальчики 3.
(2 человека на доске пишут)
Взаимопроверка.
- Обменяйтесь тетрадями, возьмите в руки карандаши, будем проверять.
10. Итог урока.
- С какой частью речи мы сегодня познакомились?
- Расскажите, что такое приставка?
- В русском языке очень много приставок, каждая имеет своё значение, а вот какое – мы будем узнавать на следующих уроках.
Оценивание.
11. Дифференцированная работа.
- Ребята, посмотрите, птички из первого задания прилетели к вам на парты и принесли каждому карточки разного цвета. Прочитайте, какие задания они вам предлагают выполнить.
Зелёная карточка
«Вставь приставку»:
…лить
…лить
…лить
…лить
Подсказка
ПРИСТАВКИ
На-, пере-, по-, вы-
Синяя карточка
«Выдели приставку»:
налить
перелить
полить
вылить
Подсказка
ПРИСТАВКИ
На-, пере-, по-, вы-
Красная карточка
«Вставь подходящую по смыслу приставку»:
…лить чай в чашку
…лить цветы
…лить воду из ведра
…лить сок из банки в кувшин
Подсказка
ПРИСТАВКИ
На-, пере-, по-, вы-
12.Домашнее задание: упр.4 с.146. Попробуйте сочинить сказку о приставке 5- 6 предложений).
13. Рефлексия
-Заканчивая, я хочу вернуться к фразе, которая прозвучала в начале урока. Трудно узнавать новое? 11 кадр
- Мы с вами трудились (слово на доске) целый урок.
- Используя новые знания, определим степень оценки своей работы и своё настроение.
Трудились (всё понравилось, но было трудно).
-Трудились на славу, с пользой, всё понравилось, как сказать? Добавьте приставку.
Потрудились
- И трудились, но было скучно, трудно, устали. Какую приставку добавить?
Перетрудились
- Определите своё настроение и приготовьтесь его обозначить.
Время отдыхать, поэтому отправляем на перемену в первую очередь тех, кто перетрудился. Есть такие?
-Теперь тем, кто трудился.
- А теперь выйдут те, кто потрудился на славу.