kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка «Частица не с глаголами»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Формировать умение писать частицу не с глаголами.

Задачи: 1) Развитие орфографической зоркости;

              2) Повторение ранее изученного материала.

Ход урока.

I.  Организационный момент.

II. Чистописание.

     После записи «Классная работа» прошу ребят начать работу, пропустив две  строки для  записи букв и соединений. Предложенные для работы слова будем записывать начиная с третьей строчки, столбиком.

  1. Запишите в тетрадь слово «чудесный», а в первую строчку букву, которая обозначает согласный, мягкий, глухой звук. Эту букву записываем два раза, соединяя их (буква чч).
  2. «Грачи». Запишите это слово, выделите корень, поставьте ударение, найдите безударную гласную, подберите проверочное слово. Грачи – грач (аа)
  3. С какой буквы начинается корень в слове «подснежник»? Разберите это слово по составу. (сс)
  4. Назовите известную вам орфограмму в слове «радостный» (непроизносимый согласный  - тт)
  5. Назовите орфограмму в слове «Ира» (заглавная буква в именах собственных - ии)
  6. Напишите букву, которая обозначает всегда твёрдый согласный, глухой звук в слове «солнце». (цц).
  7. Безударная гласная в слове «трава» (аа) Подберите проверочное слово, разберите по составу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка «Частица не с глаголами»»

Никитина Анжелика Валентиновна

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №1 г. Кунгур, Пермский край


Урок русского языка «Правописание частицы НЕ с глаголами».

Цель: Формировать умение писать частицу не с глаголами.

Задачи: 1) Развитие орфографической зоркости;

2) Повторение ранее изученного материала.


Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Чистописание.

После записи «Классная работа» прошу ребят начать работу, пропустив две строки для записи букв и соединений. Предложенные для работы слова будем записывать начиная с третьей строчки, столбиком.

  1. Запишите в тетрадь слово «чудесный», а в первую строчку букву, которая обозначает согласный, мягкий, глухой звук. Эту букву записываем два раза, соединяя их (буква чч).

  2. «Грачи». Запишите это слово, выделите корень, поставьте ударение, найдите безударную гласную, подберите проверочное слово. Грачи – грач (аа)

  3. С какой буквы начинается корень в слове «подснежник»? Разберите это слово по составу. (сс)

  4. Назовите известную вам орфограмму в слове «радостный» (непроизносимый согласный - тт)

  5. Назовите орфограмму в слове «Ира» (заглавная буква в именах собственных - ии)

  6. Напишите букву, которая обозначает всегда твёрдый согласный, глухой звук в слове «солнце». (цц).

  7. Безударная гласная в слове «трава» (аа) Подберите проверочное слово, разберите по составу.

  8. Суффикс в слове «длинный» (нн) Разберите по составу это слово.

  9. Безударная гласная в корне слова «весёлая» (ее)

Все эти буквы дети записывают в первой строчке. Получается запись: чч аа сс тт ии цц аа нн ее

III. Повторение изученного материала.

-На какие две группы можно разделить части речи? (служебные и самостоятельные)

-На уроках русского языка мы знакомились с частями речи. Какими? (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение);

-К какой группе можно отнести написанные вами слова? (самостоятельные части речи);

-На какие группы можно разделить эти слова? (имена прилагательные и мена существительные)

-Каких самостоятельных частей речи мы здесь не наблюдаем? (местоимений и глаголов)

-Подберите к именам существительным глаголы на тему «Весна», ведь вы заметили, что и имена существительные на эту тему, да и сегодня первый день весны. Над именами существительными укажите род, а над глаголами укажите время.

Примерная запись в тетради:

Грачи прилетели

Подснежник расцвёл

Ира прыгает

Солнце светит

Трава зеленеет

Придумайте предложение, используя эти слова. Подчеркните главные члены предложения.

Например: Высоко в небе светит яркое весеннее солнце.

IV. Объяснение нового материала.

-Какие служебные части речи вы можете вспомнить? (предлоги, союзы, частицы)

-Давайте в наше предложение к глаголу добавим частицу НЕ. Как изменился смысл предложения? Высоко в небе не светит яркое весеннее солнце. (Частица Не придаёт отрицательный смысл слову и всему предложению)

-Вы уже, наверное, догадались о чём пойдёт речь на нашем уроке русского языка. Вернёмся к первой строчке нашей классной работы и прочитаем тему урока «Частица НЕ»(Дети записывают тему урока и дописывают «с глаголами». Получается запись: Частица НЕ с глаголами.

- Чтобы вы хорошо усвоили эту тему, я расскажу вам сказку. Всё действие происходило весной. А весной, как вы знаете, все влюбляются. Вот и наш герой – благородный Глагол полюбил гордую и упрямую частицу НЕ. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», - а она ему:- «Не люблю». Он признавался: «Верю», - а она ему…(Дети добавляют: Не верю!). Частица «Не» терпеть не могла Глагол и перечёркивала то, что говорил он. И вот однажды частица совсем заупрямилась. Она забралась на стул…

-А что было дальше мы прочитаем хором (мальчики начинают, девочки отвечают. Текст написан на листочках и лежит у каждого ученика).


- Слезь со стула!

- (Не) хочу!

- Упадёшь!

- (Не) упаду!

- Отойди!

- (Не) отойду!

- Приедешь?

- (Не) приеду!

- Придёшь?

- Нет, (не) приду!

- Услышишь?

- (Не) услышу!

- Найдёшь?

- Нет, (не) найду!

- Слезаешь?

- (Не) слезаю!

- Решаешь?

- (Не) решу!

- Мечтаешь?

- (Не) мечтаю!

- Молчишь?

- Нет, (не) молчу!

-Конфетку, может, хочешь?

-Нет! Да, хочу, хочу!


-В вашем тексте частица Не записана в скобках. Как правильно написать её с глаголом, вы узнаете дальше из сказки. Слушайте продолжение:

-Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Об этом даже есть небольшое стихотворение, которое мы выучим наизусть.

На слайде: Не выучил, не делай,

Не знаешь, не спеши.

С глаголами отдельно

Частицу «не» пиши!

Итак, как вы напишите в тексте частицу «не» с глаголами? (отдельно)

Продолжение сказки.

Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды «Не» говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что мы не можем жить друг без друга».

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!»

И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг без друга не могут.

На доске: Негодую! Ненавижу!

-Как вы думаете, почему в этих словах частица «Не» написана слитно? (Потому что эти глаголы не существуют без «не». «Не» здесь не частица, а часть корня)

V. Закрепление изученного материала.

-У вас было домашнее задание подобрать пословицы о дружбе и учении. Прочитайте пословицы, в которых есть частица «не» перед глаголом. Объясните их смысл.

Например. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. (Если человек что-то хочет узнать или чего-либо не знает, это не стыдно, главное, чтобы было желание учиться, узнавать)

Кто не стыдится спрашивать, узнает многое. (Если человек не стремится узнать, то он таким и останется, т.е. будет мало знать и понимать).

Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь. (Вот человек что-то делает и хвалиться; «Я лучше всех делаю то-то…»,- а потом получается, что он не справился с заданием).

Запишите пословицы в тетрадь, добавляя, где нужно частицу «не».

После драки кулаками машут.

Волков бояться – в лес ходить.

Учи рыбу плавать.

Без труда вынешь рыбку из пруда.

VI. Итог урока.

Нам предстоит ещё многое узнать о глаголе на уроках русского языка. А что нового о глаголе узнали вы на сегодняшнем уроке?

Какие глаголы без «не» не употребляются?




- Слезь со стула!

- (Не) хочу!

- Упадёшь!

- (Не) упаду!

- Отойди!

- (Не) отойду!

- Приедешь?

- (Не) приеду!

- Придёшь?

- Нет, (не) приду!

- Услышишь?

- (Не) услышу!

- Найдёшь?

- Нет, (не) найду!

- Слезаешь?

- (Не) слезаю!

- Решаешь?

- (Не) решу!

- Мечтаешь?

- (Не) мечтаю!

- Молчишь?

- Нет, (не) молчу!

-Конфетку, может, хочешь?

-Нет! Да, хочу, хочу!

- Слезь со стула!

- (Не) хочу!

- Упадёшь!

- (Не) упаду!

- Отойди!

- (Не) отойду!

- Приедешь?

- (Не) приеду!

- Придёшь?

- Нет, (не) приду!

- Услышишь?

- (Не) услышу!

- Найдёшь?

- Нет, (не) найду!

- Слезаешь?

- (Не) слезаю!

- Решаешь?

- (Не) решу!

- Мечтаешь?

- (Не) мечтаю!

- Молчишь?

- Нет, (не) молчу!

-Конфетку, может, хочешь?

-Нет! Да, хочу, хочу!

- Слезь со стула!

- (Не) хочу!

- Упадёшь!

- (Не) упаду!

- Отойди!

- (Не) отойду!

- Приедешь?

- (Не) приеду!

- Придёшь?

- Нет, (не) приду!

- Услышишь?

- (Не) услышу!

- Найдёшь?

- Нет, (не) найду!

- Слезаешь?

- (Не) слезаю!

- Решаешь?

- (Не) решу!

- Мечтаешь?

- (Не) мечтаю!

- Молчишь?

- Нет, (не) молчу!

-Конфетку, может, хочешь?

-Нет! Да, хочу, хочу!

- Слезь со стула!

- (Не) хочу!

- Упадёшь!

- (Не) упаду!

- Отойди!

- (Не) отойду!

- Приедешь?

- (Не) приеду!

- Придёшь?

- Нет, (не) приду!

- Услышишь?

- (Не) услышу!

- Найдёшь?

- Нет, (не) найду!

- Слезаешь?

- (Не) слезаю!

- Решаешь?

- (Не) решу!

- Мечтаешь?

- (Не) мечтаю!

- Молчишь?

- Нет, (не) молчу!

-Конфетку, может, хочешь?

-Нет! Да, хочу, хочу!

- Слезь со стула!

- (Не) хочу!

- Упадёшь!

- (Не) упаду!

- Отойди!

- (Не) отойду!

- Приедешь?

- (Не) приеду!

- Придёшь?

- Нет, (не) приду!

- Услышишь?

- (Не) услышу!

- Найдёшь?

- Нет, (не) найду!

- Слезаешь?

- (Не) слезаю!

- Решаешь?

- (Не) решу!

- Мечтаешь?

- (Не) мечтаю!

- Молчишь?

- Нет, (не) молчу!

-Конфетку, может, хочешь?

-Нет! Да, хочу, хочу!

- Слезь со стула!

- (Не) хочу!

- Упадёшь!

- (Не) упаду!

- Отойди!

- (Не) отойду!

- Приедешь?

- (Не) приеду!

- Придёшь?

- Нет, (не) приду!

- Услышишь?

- (Не) услышу!

- Найдёшь?

- Нет, (не) найду!

- Слезаешь?

- (Не) слезаю!

- Решаешь?

- (Не) решу!

- Мечтаешь?

- (Не) мечтаю!

- Молчишь?

- Нет, (не) молчу!

-Конфетку, может, хочешь?

-Нет! Да, хочу, хочу!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка «Частица не с глаголами»

Автор: Никитина Анжелика Валентиновна

Дата: 07.02.2016

Номер свидетельства: 289436

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока русского языка  "Спряжение глаголов""
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekturokarusskoghoiazykaspriazhieniieghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "301005"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456834384"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "урок русского языка "Не с глаголами" "
    ["seo_title"] => string(39) "urok-russkogho-iazyka-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "178186"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424787542"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Правописание частицы - не- с глаголами". "
    ["seo_title"] => string(87) "urok-russkogho-iazyka-v-3-m-klassie-po-tiemie-pravopisaniie-chastitsy-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "227063"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440593180"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Урок по русскому языку "Частица не с глаголами" "
    ["seo_title"] => string(51) "urok-po-russkomu-iazyku-chastitsa-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "142753"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418360884"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Урок русского языка в 5 классе "Правописание не с глаголами" "
    ["seo_title"] => string(65) "urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-pravopisaniie-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "100608"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402386408"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства