Цель: Формировать умение писать частицу не с глаголами.
Задачи: 1) Развитие орфографической зоркости;
2) Повторение ранее изученного материала.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Чистописание.
После записи «Классная работа» прошу ребят начать работу, пропустив две строки для записи букв и соединений. Предложенные для работы слова будем записывать начиная с третьей строчки, столбиком.
Запишите в тетрадь слово «чудесный», а в первую строчку букву, которая обозначает согласный, мягкий, глухой звук. Эту букву записываем два раза, соединяя их (буква чч).
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка «Частица не с глаголами»»
Никитина Анжелика Валентиновна
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №1 г. Кунгур, Пермский край
Урок русского языка «Правописание частицы НЕ с глаголами».
Цель: Формировать умение писать частицу не с глаголами.
Задачи: 1) Развитие орфографической зоркости;
2) Повторение ранее изученного материала.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Чистописание.
После записи «Классная работа» прошу ребят начать работу, пропустив две строки для записи букв и соединений. Предложенные для работы слова будем записывать начиная с третьей строчки, столбиком.
Запишите в тетрадь слово «чудесный», а в первую строчку букву, которая обозначает согласный, мягкий, глухой звук. Эту букву записываем два раза, соединяя их (буква чч).
Назовите орфограмму в слове «Ира» (заглавная буква в именах собственных - ии)
Напишите букву, которая обозначает всегда твёрдый согласный, глухой звук в слове «солнце». (цц).
Безударная гласная в слове «трава» (аа) Подберите проверочное слово, разберите по составу.
Суффикс в слове «длинный» (нн) Разберите по составу это слово.
Безударная гласная в корне слова «весёлая» (ее)
Все эти буквы дети записывают в первой строчке. Получается запись: чч аа сс тт ии цц аа нн ее
III.Повторение изученного материала.
-На какие две группы можно разделить части речи? (служебные и самостоятельные)
-На уроках русского языка мы знакомились с частями речи. Какими? (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение);
-К какой группе можно отнести написанные вами слова? (самостоятельные части речи);
-На какие группы можно разделить эти слова? (имена прилагательные и мена существительные)
-Каких самостоятельных частей речи мы здесь не наблюдаем? (местоимений и глаголов)
-Подберите к именам существительным глаголы на тему «Весна», ведь вы заметили, что и имена существительные на эту тему, да и сегодня первый день весны. Над именами существительными укажите род, а над глаголами укажите время.
Примерная запись в тетради:
Грачи прилетели
Подснежник расцвёл
Ира прыгает
Солнце светит
Трава зеленеет
Придумайте предложение, используя эти слова. Подчеркните главные члены предложения.
Например: Высоко в небе светит яркое весеннее солнце.
IV. Объяснение нового материала.
-Какие служебные части речи вы можете вспомнить? (предлоги, союзы, частицы)
-Давайте в наше предложение к глаголу добавим частицу НЕ. Как изменился смысл предложения? Высоко в небе не светит яркое весеннее солнце. (Частица Не придаёт отрицательный смысл слову и всему предложению)
-Вы уже, наверное, догадались о чём пойдёт речь на нашем уроке русского языка. Вернёмся к первой строчке нашей классной работы и прочитаем тему урока «Частица НЕ»(Дети записывают тему урока и дописывают «с глаголами». Получается запись: Частица НЕ с глаголами.
- Чтобы вы хорошо усвоили эту тему, я расскажу вам сказку. Всё действие происходило весной. А весной, как вы знаете, все влюбляются. Вот и наш герой – благородный Глагол полюбил гордую и упрямую частицу НЕ. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», - а она ему:- «Не люблю». Он признавался: «Верю», - а она ему…(Дети добавляют: Не верю!). Частица «Не» терпеть не могла Глагол и перечёркивала то, что говорил он. И вот однажды частица совсем заупрямилась. Она забралась на стул…
-А что было дальше мы прочитаем хором (мальчики начинают, девочки отвечают. Текст написан на листочках и лежит у каждого ученика).
- Слезь со стула!
- (Не) хочу!
- Упадёшь!
- (Не) упаду!
- Отойди!
- (Не) отойду!
- Приедешь?
- (Не) приеду!
- Придёшь?
- Нет, (не) приду!
- Услышишь?
- (Не) услышу!
- Найдёшь?
- Нет, (не) найду!
- Слезаешь?
- (Не) слезаю!
- Решаешь?
- (Не) решу!
- Мечтаешь?
- (Не) мечтаю!
- Молчишь?
- Нет, (не) молчу!
-Конфетку, может, хочешь?
-Нет! Да, хочу, хочу!
-В вашем тексте частица Не записана в скобках. Как правильно написать её с глаголом, вы узнаете дальше из сказки. Слушайте продолжение:
-Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Об этом даже есть небольшое стихотворение, которое мы выучим наизусть.
На слайде: Не выучил, не делай,
Не знаешь, не спеши.
С глаголами отдельно
Частицу «не» пиши!
Итак, как вы напишите в тексте частицу «не» с глаголами? (отдельно)
Продолжение сказки.
Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды «Не» говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что мы не можем жить друг без друга».
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!»
И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг без друга не могут.
На доске: Негодую! Ненавижу!
-Как вы думаете, почему в этих словах частица «Не» написана слитно? (Потому что эти глаголы не существуют без «не». «Не» здесь не частица, а часть корня)
V.Закрепление изученного материала.
-У вас было домашнее задание подобрать пословицы о дружбе и учении. Прочитайте пословицы, в которых есть частица «не» перед глаголом. Объясните их смысл.
Например. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. (Если человек что-то хочет узнать или чего-либо не знает, это не стыдно, главное, чтобы было желание учиться, узнавать)
Кто не стыдится спрашивать, узнает многое. (Если человек не стремится узнать, то он таким и останется, т.е. будет мало знать и понимать).
Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь. (Вот человек что-то делает и хвалиться; «Я лучше всех делаю то-то…»,- а потом получается, что он не справился с заданием).
Запишите пословицы в тетрадь, добавляя, где нужно частицу «не».
После драки кулаками машут.
Волков бояться – в лес ходить.
Учи рыбу плавать.
Без труда вынешь рыбку из пруда.
VI. Итог урока.
Нам предстоит ещё многое узнать о глаголе на уроках русского языка. А что нового о глаголе узнали вы на сегодняшнем уроке?