Урок русского языка 8 класс "Обособление определений и приложений"
Урок русского языка 8 класс "Обособление определений и приложений"
Урок представляет собой тематический учет знаний по теме "Обособление определений и приложений", состоящий из заданий разного уровня сложности, выборочного диктанта, микросочинения в виде инструкции с использованием вводных слов для развития логического мышления. На уроке формируются умения составлять схемы предложений, закрепление умений обособления причастных оборотов. 1 уровень - групповая работа, 2 уровень - выборочно-распределительный диктант, з уровень - план-тезис по статье учебника, составление инструкции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тематический учет знаний по русскому языку в 8-ом классе по теме «Обособленные определения и приложения»
Учитель русского языка и литературы Коргун Л. П.
КГУ «Журавлевская средняя школа»
Тематический учет знаний по русскому языку в 8-ом классе по теме «Обособленные определения и приложения»
Цели и задачи:выполнить задания I, II, III уровня; работу по карточкам, написать выборочно-распределительный диктант, микросочинение в классе в виде инструкции с использованием вводных слов для развития логического мышления, умения составлять схемы, выбрать соответствующие примеры, предложения; запомнить правила обособления определений, выраженных причастным оборотом, причастием, прилагательным и приложением.
ХОД УРОКА
Организационный момент.Опрос домашнего задания: вспомнить правила обособления определений.
1. Задания первого уровня: групповая работа по карточкам со схемами типа:
Образец карточки первого уровня:
Ломоносов, выехавший с поморами рыбаками, дошел до Москвы.
Рожденный в простой крестьянской семье, он стал великим русским ученым.
Ему как основателю первого русского университета рукоплескал весь мир.
2. Задания второго уровня:выборочно-распределительный диктант.
3) Или написать инструкцию о грамотном письме, то есть как пользоваться правилами обособлении, или сочинение на лингвистическую тему.
Итак, ребята, вы познакомились с планом обобщающего урока. Он пройдет как тематический yчет по обособлению определений, выраженных причастием, причастным оборотом, прилагательным и обособлением приложений.
Сейчас вы выполните задания первого уровня по карточкам, сделайте схемы простых предложений с обособленным определением или приложением, обоснуйте свой выбор пунктограммы.
I
1 уровень.Найти обособленные определения и приложения, расставить знаки.
1. Вам молодым людям продолжать эту жизнь.
2. Настоящая дружба редкая и драгоценная награда человеку.
3. Горький прошедший суровую школу жизни стал великим писателем.
4. Чайковскому как композитору были понятны звуки леса.
II
1 уровень.Найти обособленные члены предложения, расставить знаки.
1. Озлобленные на весь мир они скатываются на самое дно жизни.
2. Множество людей насмотревшихся на разгильдяйство и разгул возненавидели хамство, сквернословие.
3. Униженные побоями и драками им непросто победить дурное влияние.
4. Герои Достоевского смиренно гуманные личности заставляют задумываться о смысле жизни.
III
1 уровень.Найти обособленные члены предложения, расставить знаки препинания, начертить схемы.
1. Человек живущий честно и творящий добро хороший.
2. Тропинки и дороги сада зовущегося окружающим миром находите правильно.
3. В юности весне жизни надо быть особенно умным.
4. Отдых и развлечения выбранные умно развивают способности.
IV
Найти, обособить определения и приложения, исправить неправильное.
1. Не зарекайтесь, что не любите учиться!
2. Попробуйте любить все предметы изучаемые в школе.
3. Изучайте их, историю и литературу, дающих эстетический и нравственный кругозор.
4. Найти в учебнике источник знаний радость творчества.
V
Найти, обособить определения и приложения.
1. Умейте не терять времени на пустяки способные утомить больше, чем работа.
2. Не заполняйте свой светлый разум потоками мутной глупой информации.
3. Они компьютеры делают чертежи, отчеты, планирование.
4. Программист он составил задачи для информатиков.
VI
1 уровеньНайти обособленные члены предложения, расставить знаки.
1. Один путь у человека открытый к самоусовершенствованию это неустанное пополнение знаний, расширение жизненных интересов.
2. Джон Ив как хирург и человек вызывал у бедных пациентов искренне чувство благодарности.
3. Обуреваемый желанием посмеяться Стильтон хотел сделать из него живую игрушку.
4. Зеленая лампа символ надежды на лучшее круто изменила судьбу Джона Ива.
1. Гоголь выходец из обедневшей дворянской семьи получил образование в Нежинской гимназии.
2. Рядом с ним творили художники, музыканты составившие гордость русской культуры.
3. Познавший много зла Репин научился высоко ценить добро.
4. Молодые люди спящие помногу как старики ничего в жизни не добьются.
VIII
Найти обособленные члены предложения, расставить знаки.
1. Горы поднявшие на мощные склоны луга пастбища овец людей внушают доверие.
2. Каменные хайки, изгороди сделанные руками человека перегораживали поля.
3. Очарованные красотой гор туристы нашли приют в деревянной гостиной.
4. «Убитый стоит он бронзой на бульваре».
IX
Найти и обособить определения и приложения.
1. Впечатляют здания построенные из розового туфа.
2. С поэтом путешествующим по времени был Сарьян художник.
3. Родная культура выражающая душу народа должна сохраниться.
4. Это были баски испанские грузины журящие своих товарищей по кампании.
X
Найти, обособить определения и приложения.
1. Они упряженные в лямку тянули баржу.
2. Прильнувший к городу он плавно переходил в деревню.
3. Вы степняки любите простор и волю.
4. Ему украинскому кобзарю пришлось отбывать ссылку в Мангышлаке.
XI
Найти обособленные члены предложения, расставить знаки.
1. Перед Чеховым автором коротких юмористических рассказов и врачом стоял выбор.
2. Только бесхарактерные безвольные и ленивые люди живут по течению жизни.
3. Они опустившиеся потерявшие человеческий облик ищут забытья в вине, попрошайничестве, воровстве.
4. Человек умный и думающий никогда не попадет в беду.
XII
Найти обособленные члены предложения.
1. Ему землепашцу приходилось укладывать борозду к борозде.
2. Равнина кроткая гладкая открылась глазу.
3. Нельзя нарушать равновесие существовавшее между человеком и природой.
4. Ухоженные причесанные поля тянулись вдоль реки.
3 уровень. Задания третьего уровня вы делали дома, составляли план-тезис по статье учебника, чтобы подытожить знания, запомнить правила пунктуации в предложениях с обособленными членами предложения, подбирали свои примеры или примеры, которые мы с вами записывали на уроках изучения нового материала, применяли условно-графическое обозначение, писали сочинения на лингвистическую тему или составляли инструкцию.
План
Тезис
1.
Понятие об обособлении.
1. Обособленные члены предложения могут выделяться по смыслу интонацией, запятыми, реже - тире.
2. Обособляются распространенные и нераспространенные определения, приложения, если стоят после определяемого существительного и выражены именами прилагательными, причастиями, существительными:
Примеры:
2.1. Пыль, розовая от блеска молний, неслась по земле.
2.2. Ветер, холодный и резкий, дул с моря целый день.
2.3. Слово, данное отчизне, дороже жизни.
3.
Обособление определений, приложений, стоящих до и после личных местоимений.
3. Любые определения и приложения обособляются, если относятся к личному местоимению.
Примеры:
3.1. Погруженный в раздумье, я вышел из кабинета.
3.2. А он, мятежный просит бури.
3.3. Они бросились за ним очарованные.
3.4. Мы, бойцы, верим в своего командира.
4.
Обособление согласованных определений и приложений перед определяемым существительным.
Исключения:
4. Обособляются согласованные определения и приложения перед определяемым существительным, если имеют причинное, временное, обстоятельственное значение.
Примеры:
4.1. Увлеченный игрой, Кондаков не расслышал моего вопроса.
4.2. Удивленный, мальчик застыл на месте.
4.3. Большие карманные часы, той многолетний спутник, показывали конец рабочего дня.
1. Не обособляются одиночные приложения, определения.
1. Не обособляются одиночные приложения, если сливаются с именем собственным по смыслу: Владимир узнал Архипа - кузнеца.
2. Если при приложении союз имеет значение «в качестве»:
Все знают Уланову как великую балерину.
2. Тире при обособлении
Обособленные приложения могут выделяться тире, если им придается большее значение, при произнесении они отделяются длительной паузой.
В этой деревне жила со своим отцом - лесным сторожем - девушка Настя.
А это сочинение
Сочинение
Поссорились обособленные определения и приложения с необособленными и пришли к Грамотею, чтобы он их рассудил. Обособленные определения стали жаловаться, что они совсем запутались: «То обособляемся, то не обособляемся, помоги советом».
Задумался Грамотей и говорит: «Какие же вы невнимательные! Для этого же есть правила обособления. Возьмите учебник, и там черным по белому написаны все правила пунктуации».
Обособленные и необособленные определения решили больше не ссориться, взялись за руки и пошли в библиотеку за книгой «Секреты пунктуации» и учебником «Русский язык», чтобы самим написать сочинение на эту тему и подобрать юмористические примеры, чтобы было веселей учить.
И запомнили они золотое правило Грамотея: «Правило - самоинструкция - тренировка». Дорогие ребята, прислушайтесь и вы к советам Грамотея, и тогда обязательно придете к пунктуационной грамотности. Успехов вам в трудном, но радостном пути к знаниям!
Инструкция
Как овладеть секретами пунктуации?
Первое - это знать правила, второе - это уметь их сознательно применять, действовать на основании правил, третье - это находить примеры и самим подбирать их из художественных произведений, составлять графические схемы, тогда вам все будет понятно, и вы сможете самостоятельно работать с любым текстом, выполнять любое упражнение. Поэтому правила на обособленные определения и приложения тоже не исключение. После чтения правила, посмотри схемы и по схемам находи предложения, в которых есть обособленные определения и приложения. Сделайте так:
1.
×,
Аллея, усыпанная золотой листвой, была очень красивой.
2.
Измученные врагами, они не сдавались.
3.
Полный ощущения опасности, Ваня с дерева смотрел по сторонам.
4.
Привязанные к телегам лошади упорно, без отдыха жевали сено.
5.
Ветер, холодный и резкий, дул с моря целый день.
6.
Ветераны, защитники Москвы, встретились на Красной площади.
7.
Лизу как разведчицу пытали долго.
Итак, ребята, мы с вами закончили изучение обособленных приложений и определений, выраженных именами прилагательными, причастиями, причастным оборотом. Дома повторите деепричастия, наречия, существительные, так как на следующем уроке мы будем изучать обособление обстоятельств.