Тема: «Готовимся к ОГЭ. Обособленные определения и приложения. » 8кл.
Содержание урока построено в соответствии с государственным образовательным стандартом, учебная программа по русскому языку под редакцией М.Т.Баранова, Т.И.Ладыженской, Н.М.Шанского.
На уроке реализуются здоровьесберегающая технология, технология решения задач разного уровня сложности, ИКТ, что позволяет формировать УУД в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
Основная идея урока: формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира; формирование культуры письменной и устной речи и освоение норм современного русского литературного языка в процессе усвоения знаний об обособлении определений, приложений.
Цель:
- закрепить знания из раздела «Обособленные определения и приложения»;
- отработать умение выделять обособленные члены предложения на письме;
- отработать умение выполнять задания ОГЭ по теме «Обособленные определения и приложения»
- способствовать развитию пунктуационной грамотности учащихся;
-способствовать развитию внимания, памяти, мышления.
-воспитать чувство патриотизма, гордости за родной город.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя
–Здравствуйте! Я рада новой встрече с вами и надеюсь, что наше общение на уроке этим тёплым весенним днём будет полезным и интересным.
2. Пунктуационная разминка (проблемная ситуация)
- Посмотрите на предложение, записанное на доске:
Поставить статую золотую пику держащую.
- Хочу напомнить вам историю этого предложения.
Один богач в Древней Греции оставил большое наследство, как указано было в завещании, наследники должны были выполнить обязательное условие: «Поставить статую золотую пику держащую».
-Если бы вы были наследниками, где бы расставили знаки препинания? Прочитайте, сделав паузу в нужном месте.
Поставить статую,/ золотую пику держащую.
-Да, такое толкование вполне вас устроит, так как золотая пика хоть и не дёшево обойдётся вам, но этот расход будет в пределах ваших возможностей. Но ваши недруги будут настаивать на другом токовании.
Поставить статую золотую,/пику держащую.
- Думаю, такое толкование разорит вас (золотая статуя будет вам не по карману). Сделайте вывод о том, как может решить судьбу людей одна маленькая запятая.
- Запятая способна значительно изменить смысл предложения.
-Данное предложение включает в себя причастный оборот. Укажите, каким членом предложения он является? Подчеркните его в предложении.
- О чём сегодня будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока:
Обособленные определения и приложения.
- Изучение этой темы важно, потому что в содержании экзаменационных работ по русскому языку как в 9 кл., так и в 11 кл. включены задания по распознаванию, классификации и выделению обособленных членов предложения.
3. Работа с презентацией."Не ленюсь повторять».
Слайд 1.
- Заполните пропуски, восстановив связный текст. Разминка (задание для устной работы)
- Выделение второстепенных членов… называется…
- Речевым средством обособления служит…
- Выделенные второстепенные члены называются…
- Это обособленные …
- Употребление в речи обособленных членов характерно для…стилей.
- В ходе работы вы будете заполнять оценочный лист. На нашем уроке будет использован материал о городе Саратове, его истории.
4. -Каковы же условия обособления?
- Работа с интерактивной таблицей: « Общие правила обособления определений и приложений»
Слайд 2.
- Готовимся к ОГЭ. Задание 09.
Саратов(1) один из старейших городов Поволжья. Крепость(2) основанная в 1590 г. Князем Григорием Засекиным и боярином Фёдором Туровым(3) находилась на полпути между Самарой и Царицыным.
Своеобразие нашего города и непохожесть на другие определяют здания (4) возведённые в разные эпохи(5) и ставшие памятниками архитектуры.
(Ответ: 234)
Проверка. Поставьтеномера предложений в "Оценочный лист"
Слайд 3.
Соотнесите характеристики и примеры, начертите схемы.
А) С 19 века Саратов, крупнейший промышленный город, становится административным центром губернии.
Б) Лёд, большой, громоздкий, ночью и днём движется по Волге.
В) Дом Яхимовича на улице Советской поражает своими скульптурами, расположенными на фасаде здания.
Г) Архитектор, он много лет работал над церковными сооружениями.
1. Обособленные однородные определения.
2. Обособленное нераспространённое приложение.
3. Обособленное распространённое приложение.
4. Обособленное распространённое определение
(Ответ: 1Б, 2Г, 3А, 4В. Поставить оценку в "Оценочный лист")
Слайд 4.
Определите, в каких предложениях причастные обороты, стоящие перед определяемым словом, имеют добавочные значения и обособляются.
- Размываемая весенними разливами почва не пргодна для земледелия.
- Искусно спрятанные в зелени гнёзда птиц недоступны для хищников.
- Уверенный в победе спортсмен всё же испытывал волнение.
- Гружённый сеном воз приближался к телятнику.
- Истомлённые длительным переходом туристы крепко спали.
Поставьте номера предложений в «Оценочный лист»
4 балла
Ответ: 1,2, 3, 5
5. Физминутка (2 минуты)
– Ну что же, мы отдохнули. Приступаем к работе с новым заданием.
6. Работа с тренажёром (на интерактивной доске)
7. Контрольное тестирование.
8.Рефлексия.
1. Прочитайте цели урока (УЭ-0).
2. Как вы считаете, цели урока достигнуты?
3.Выберите крылатое выражение, которое наиболее полно отражает ваше состояние в конце урока:
1. Тяжела ты, шапка Мономаха.
2. Повторение - мать учения.
3. Учась, узнаешь, как мало ты знаешь.
4. Если за день ничему не научился - зря прожил день.
Оценочный лист
Выставите себе оценки:
16 -15 баллов – оценка «5»
14 - 13 баллов – оценка «4»
11- 9 баллов – оценка «3»
Домашнее задание ( на ваш выбор):
1 вариант
- Используя тексты художественных произведений, заполните таблицу.
2 вариант
Творческое задание
– сочинение-миниатюра (7-10 предложений) о Саратове с использованием распространённых и нераспространённых согласованных определений и приложений.
№п/п
Основные случаи обособления
1.Определяемое слово выражено личным местоимением.
2. Обособляются любые определения и приложения, относящиеся кличному местоимению.
3.Определение выражено причастным оборотом и стоит после определяемого слова.
4.Определение выражено причастным оборотом, который стоит перед определяемым словом и имеет добавочное обстоятельственное значение.
5.Два или более нераспространённых определения стоят после определяемого слова
6.Одиночные и распространённые приложения, стоящие после определяемого слова, которое выражено именем собственным.
7.Распространённое определение, выраженное прилагательным с зависимым словом.
Оценочный лист к уроку в 8 классе
«Обособленные определения и приложения»
Имя, Фамилия:
Задание 1.Готовимся к ОГЭ. Задание 09.
Отметить цифры, где надо поставить запятые при обособлении определений.
Всего можно получить 3 балла
___________________
Правильных ответов:
Задание 2. Соотнесите строки таблицы: характеристики и примеры.
1-
2-
3-
4-
Всего можно получить 4 балла.
Правильных ответов:
Задание 3. Запишите и определите, в каких предложениях причастные обороты, стоящие перед определяемым словом, имеют добавочные значения и обособляются.
Ответ (поставьте номера предложений):
Всего можно получить 4 балла.
Правильных ответов:
Задание 4. Тренажёр
Правильных ответов:
Задание 5. Решение теста.
Правильных ответов:
Всего правильных ответов (заполняет учитель)-
Рефлексия:
1. 2. 3. 4.