Цели:
- Обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся по теме «Обособленные предложения».
- Формировать умение находить обособленные и уточняющие члены предложения, правильно ставить знаки препинания при них. Развивать умение определять и объяснять понятия; пунктуационную грамотность учащихся; работать самостоятельно на ПК.
- Прививать интерес к изучению русского языка.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Технологии: ИКТ, тестовая.
Методы и приемы: мозговой штурм, редактирование, тестирование.
ФОПД: индивидуальная.
Оборудование: компьютер, лист учета знаний, карточка, тетрадь.
Задания составлены в «HotPotatoes», в «MicrosoftWord»
Ход урока:
I. Организационный этап.
II. Актуализация знаний.
Мозговой штурм («Да»/ «Нет»)
1. Второстепенный член предложения (один или вместе с зависимыми словами), выделяемый по смыслу и интонационно, называется обособленным?
А.Да
В.Нет
2. В русском языке различаются обособленные определения, приложения, обстоятельства и уточнения?
А.ДА
В.Нет
3.Согласованные определения являются обособленными, если относятся к любому местоимению?
А.Да
В.Нет
4. Приложения, присоединяемые союзом «как», будут обособленными в любом случае?
А.Да
В.Нет
5. Не являются обособленными обстоятельства, выраженные фразеологизмами?
А.Да
В.Нет
6. Обстоятельства уступки с предлогом «несмотря на» обособляются всегда?
А.Да
В.Нет
7. Уточняющие члены предложения могут присоединяться к уточняемым только при помощи союзов?
А.Да
В.Нет
8. Общими условиями обособления определений являются случаи: 1) позиция после определяемого слова; 2) отношение к личному местоимению; 3) наличие дополнительного обстоятельственного значения?
А. Да
В. Нет
9. Если приложение с союзом «как» можно заменить сочетанием «в качестве», то оно обособляется?
А. Да
В. Нет
10. Если одиночное деепричастие типа стоя, лежа и т.д., потеряв глагольные признаки, перешло в наречие, то оно обособляется?
А.Да
В.Нет
11. Уточняющие члены предложения могут присоединяться к уточняемым при помощи специальных слов?
А.Да
В.Нет
12. Уточняющие члены предложения служат для пояснения других членов предложения (уточняемых)?
А. Да
В.Нет
Нормы оценки знаний:
«5» -91- 100%
«4» -71- 90%
«3» -50- 70%
«2» -0- 49%
III. Работа по повторению и обобщению.
1. Тест соответствия: найди соответствия.
1. Предложение, в составе которого имеется сравнительный оборот с союзом «как».
2.. Предложение с обособленным обстоятельством.
3. Предложение с уточняющим членом предложения.
4. Предложение с приложением с союзом «как», имеющим значение «в качестве».
5. Предложение с обособленным определением.
6. Обособленное приложение с союзом «как», имеющее оттенок причинности.
7. Предложение с необособленным обстоятельством.
1.Взволнованный новыми впечатлениями я возвращался с прогулки(5).
2. Как истинный художник Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений(6).
3. Тополиный пух как снег летит в эти дни над селом(1).
4. Проснувшись на рассвете я увидел, что костер уже прогорел(2).
5. Вернулись наши рыбаки не солоно хлебавши(7).
6. Теперь в конце июня в лесу особенно хорошо(3).
7. Его приняли в коллектив как ведущего концерт(4).
Нормы оценки:
«5» -91%- 100%
«4» -71%- 90%
«3» -50%- 70%
«2» - ниже 50%
2. Редактирование текста: расставить знаки препинания в тексте.
Сад все больше редея переходил в настоящий луг спускался к реке поросшей зеленым камышом и ивняком. Около мельничной плотины был плес глубокий и рыбный сердито шумела небольшая мельница с соломенной крышей неистово квакали лягушки. На воде гладкой как зеркало изредка ходили круги да вздрагивали речные лилии потревоженные веселою рыбой. Тихий голубой плес манил к себе обещая прохладу и покой. (А.П. Чехов)
IV. Контроль: альтернативный тест.
1. В каком случае обстоятельство обособляется?
А. Долго и молча сидели они в черной тени музейных колонн.
В. Студенты не спеша собирались в главной аудитории.
С. Согласно приказу вам следует отправиться в командировку немедленно.
Д. Иностранные матросы шагали обмениваясь короткими замечаниями.
2. Укажите предложение, в котором обстоятельство не обособляется.
А. Отдохнув полчаса колонисты снова двинулись в путь.
В. Несколько минут спустя колонисты с жадностью поглощали припасы которые извлекли из походного мешка.
С. Капли пулями вливались в ноздреватые сугробы и шуршали там юркими мышатами разыскивая и пока еще не находя друг дружку.
Д. В ту же ночь из двора отеля бледно светя фарами выехала машина.
3. Обособленные обстоятельства выражаются:
А. Причастием.
В.Наречием.
С. Деепричастием и деепричастным оборотом.
Д. Деепричастием.
4.Сколько запятых пропущено в предложении: Пес стал на задние лапы сверкая белым пушистым брюхом и задыхаясь глухо зарычал.
А.4
В. 3
С. 5
Д. 2
5. Обособленными членами предложения называются:
А. Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонации, содержащие элемент добавочного сообщения.
В. Слова, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает.
С. Слова, называющие того, к кому обращаются с речью.
Д. Сочетания слов, распространяющие предложения.
6. Укажите предложение, в котором определение не обособляется.
А. Сосна стройная и ровная красовалась на опушке.
В. Тишина тягучая и властная овладела лесом.
С. Утомленные прогулкой дети быстро заснули.
Д. Сорванная несколько дней назад роза продолжала благоухать.
7. Боец, парнишка белокурый, тихонько трогает гармонь. В этом предложение обособлено:
А. Распространенное определение.
В. Распространенное приложение.
С. Распространенное определение.
Д. Одиночное приложение.
8. Укажите количество пропущенных знаков препинания в предложении: Уже вечерело солнце скрылось за небольшую сосновую рощу лежавшую в полуверсте от сада тень от нее тянулась через неподвижные поля.
А. 4
В. 5
С. 3
Д. 2
9. Укажите предложение, в котором определение нужно обособить.
А. Оглушенный ударом кулака человек упал.
В. Тайга стояла безмолвная и полная тайн
С. Город задыхался от запаха буйно цветущей белой акации.
Д. Резкие голоса увлеченных спором людей нарушали тишину.
10. Укажите предложение с обособленным приложением.
А. Степка, с зазубренной ложкой в руках, занял свое место в дыму около костра.
В. Люди же, изумленные, стали как камни.
С. Соловей, птица кустов и лесов, пел и щёлкал над морем.
Д. И кто-то, вспотев и задыхаясь, бегает из магазина в магазин в поисках подарка.
11. Найдите утверждение, не соответствующее истине.
А. Уточнением может быть только обстоятельство.
В. Дополнения с предлогами «кроме», « за исключением» всегда имеют уточняющий характер.
С. Уточнение - выделение интонацией, а на письме знаками одного из членов предложения.
Д. Уточнение может подчеркиваться уточняющими словами или частицами: то есть, например, а именно.
12. Укажите предложение, в котором выделенное слово является уточнением.
А. Завтра на рассвете мы тронемся в путь.
В. Там за далью непогоды есть волшебная страна.
С. Ясным днем темной ночью думы все лишь о тебе.
Д. Прямо навстречу мне выйдет доверчивый маленький принц.
13. Укажите предложение с уточнением.
А. В конце мая в старом саду зацвели яблони и воздух загудел от пчел.
В. Снова между ними города взлетные огни аэродромов.
С. Рыба начинает клевать чаще всего на рассвете особенно в плохую погоду.
Д. В нескольких километрах о города у реки мы начали отличное место для отдыха.
14. Укажите количество знаков препинания в предложении: Воздух вблизи как-то особенно прозрачен словно стеклянный вдали ложится мягкий пар теплый на вид вместе с росою падает алый блеск на поляны еще недавно облитые потоками жидкого золота.
А. 6
В. 4
С. 7
Д. 5
15. Укажите количество пропущенных знаков препинания в предложении.
У опушки леса птица свила гнездо в кусте желтой акации раскидистом и колючем и при нашем появлении с испуганным криком она взвилась в воздухе затрепетав темными крылышками.
А. 3
В. 4
С. 5
Д. 2
Нормы оценки:
«5» -90- 100%
«4» -70- 89%
«3» -50- 69%
«2» до 49%
Приложение: лист учета знаний.
№ задания Содержание задания Нормы оценок в % и баллах Кол-во баллов Ваша оценка
1.«Мозговой штурм»
«5» -91- 100%
«4» -71- 90%
«3» -50- 70%
«2» -0- 49%
2.Тест соответствия
Нормы см. в 1-м задании
3.Редактирование текста
«5» - 1-2 ошибки
«4» - 3-4 ошибки
«3» - 5-6 ошибок
«2» -более 6 ошибок
4.Альтернативный контрольный текст
«5» - 13-15 баллов
«4» - 10-12 баллов
«3» - 7-9 баллов
«2» - до 6 баллов
Итоговая оценка