Дидактическая структура урока, его цель | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
1.Самоопределение к учебной деятельности. | Вот звонок нам дал сигнал, Поработать час настал. Так что время не теряем, И работать начинаем. Чтобы хорошо учиться, Надо очень много знать. Каждый день копилку знаний Непременно пополнять! | 1) Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | | | Формирование УУД: (Р) волевая саморегуляция |
2. Введение в тему урока | Чем сегодня мы пополним копилку знаний, вы узнаете, когда отгадаете загадку. | Отгадывают загадку. Алфавит. | Много с буквами хлопот, Уж такой они народ. Буквы – значки, как Бойцы на парад, В строгом порядке Построились в ряд, Каждый в условленном Месте стоит И называется все… (Алфавит) | | |
3. Актуализация знаний и фиксация затруднений. | - У вас на столах лежат карточки с картинками. По первой букве названий предметов, изображенных на картинках, составить слова и написать их в тетрадь. Разделить слова на слоги, поставить ударение. Рядом построить звуковую модель слова, его «звуковой домик». - Какое слово составили? Проверка: по одному ученику от каждого варианта у доски. - Поднимите руки у кого нет ошибок? -Сколько букв мы изучили? (33) -На какие группы делятся буквы русского языка? (гласные и согласные) - Cколько букв гласных звуков? (10) - Сколько букв согласных звуков? (21) -Какие буквы не обозначают звуков? (ь, ъ) -Дети, если мы с вами изучили уже все буквы, то что же мы будем дальше делать на уроках русского языка? | 1) Выполняют задания по карточкам: записывают слово, делят на слоги, ставят ударение, составляют звуковую схему слова 2) Обосновывают выбор правильного ответа. 3) Производят самоконтроль 4) Отвечают на вопросы учителя. АЛФАВИТ | У детей на столах карточки с ребусами. | (П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение. | Формирование УУД: (Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
4. Формулирование темы урока, составление плана работы. | Сформулируйте тему урока. А что об алфавите мы должны узнать? Работать сегодня будем по следующему плану. Составление плана работы. узнать, что обозначает слово алфавит; для чего он нужен, где его применяют; тренироваться в расстановке слов по алфавиту. | 1) Формулируют тему урока. 2)Составляют план работы. | | (П): самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Учатся составлять план работы. | УУД: (Р): целеполагание; планирование; |
5. Открытие нового знания | Итак, действуем по нашему плану. Что такое алфавит? (буквы, расположенные в определённом порядке) - Слово «алфавит» пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась «альфа», а вторая в это время называлась «вита». Путём сложения этих двух слов получилось слово «алфавит». | 1)Высказывают свои предположения; 2)Отвечают на вопросы учителя. 3)Озвучивают понятие. | .Рассказ о происхождении слова «алфавит» (профессор Самоваров из CD).. | (П) умение находить и выделять необходимую информацию. | |
6. Физминутка | Вы, наверное, устали, Ну, тогда все дружно встали. | | Выполнение упражнений «Весёлый мальчишка» | | |
7. Постановка проблемы. | - Дети, а для чего же нужен алфавит? Предположите. - В алфавитном порядке располагаются фамилии в классном журнале – так проще найти нужную. Личные дела учеников. Слова в словарях расположены в алфавитном порядке. Книги в библиотеке стоят по алфавиту. Медицинские карточки в больнице также стоят по алфавиту. И каждый из вас, заведя телефонную книжку, пусть располагает имена в алфавитном порядке, чтобы не путаться. Проблемный вопрос. - Дети, а как быть, если нужно расположить слова в алфавитном порядке, а они начинаются с одной буквы? Например, мне в журнал нужно записать ваши фамилии. - У нас в классе на букву П начинаются четыре фамилии я: Писарева, Пак, Петрикова и Попырина. Какую из них писать первую? - Я вам ещё усложню задание. На букву К в классном списке 3 фамилии: Кравченко, Королева, Крутов. Как быть в этом случае? Правило: Если первые буквы одинаковы, то слова располагаются по второй. Если и она одинаковая, то по третьей. | 1) Высказывают свои предположения. 2) Выполняют тренировочные упражнения. 3) Формулируют выводы. | | (П): выдвижение гипотез; построение логической цепи рассуждений. | Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения; умение делать предположения и обосновывать их; (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения; учебное сотрудничество со сверстниками; |
8. Фиксация нового знания | - Сейчас вы будете работать в паре. Чтобы отлично справиться со всеми заданиями, необходимо сначала повторить алфавит. Я хотела раздать вам памятки, но по пути на работу некоторые буквы сбежали из алфавита, прошу вас их отыскать и поставить на место. 1) Возьмите зелёный конверт. Итак, задание: вставьте пропущенные буквы. - Проверяем. Важно: при проверке требовать ВЕРНО называть букву! | 1)Выполняют самостоятельную работу. 2)Производят самоконтроль. | Зелёный конверт Аа ? Вв ? Дд Ее ? Жж Зз Ии ? Кк Лл ? Нн ? Пп Рр Сс ? Уу ? Хх ? Чч Шш ? ъ ы ? Ээ Юю ? | (П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение. | (Р) проговаривание последовательности действий на уроке; формирование познавательной инициативы; (Л) умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью |
| 2) Итак, следующее задание находится в синем конверте: запишите словарные слова в алфавитном порядке. - Проверьте правописание и расположение слов в алфавитном порядке. Если всё записано верно – поставьте на полях (+), если есть ошибки (–). | 1) Выполняют работу. 2) Производят самоконтроль. | Синий конверт Словарь: уч…ник, р…бята, дев…чка, с…бака, учит…ль, в…рона. | | Применение учащимися полученных знаний об алфавите и способах действий на его основе в разнообразных ситуациях |
| 3) Возьмите жёлтый конверт. Прочитайте пословицы, расставив их в алфавитном порядке по начальным буквам. Для этого впишите в клеточки нужные цифры. | 1)Выполняют работу. 2) Производят самоконтроль. | Жёлтый конверт Грамоте учиться всегда пригодится. Азбука – к мудрости ступенька. Делаешь наспех – сделаешь на смех. Богатством ума не купишь. Век живи – век учись. | | |
9. Физминутка для глаз. | Видеоролик «В пучине морской» | | |
| 4) Посмотрите на экран. Распределите данные слова в алфавитном порядке и запишите их в тетрадь. Поменяйтесь тетрадями, проверьте. | 1)Выполняют работу. 2) Производят взаимопроверку. | море волна остров пляж рыбы | | (Л) умение оценивать товарища на основе критерия успешности. |
10. Практическое применение полученного знания. | У нас есть классная библиотечка. Давайте попробуем вместе расставить книги К.Чуковского в алфавитном порядке по их названию. | Расставляют книги в алфавитном порядке. | «Муха-Цокотуха» «Мойдодыр» «Тараканище» «Краденое солнце» | | |
11. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Чтобы понять, все ли мы успели, вернемся к плану урока: Составление плана работы. Что такое алфавит? Когда нам может пригодиться знание алфавита и умение им пользоваться? Вот мы и подошли к последнему этапу нашего урока – подумайте, насколько хорошо вы умеете расставлять слова по алфавиту? | 1) Формулируют конечный результат своей работы на уроке. 2) Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили. | | (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. | (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
| Оцените свою работу (светофоры: зелёный – всё понял, всё получилось, было легко; жёлтый – понятно не всё, не все задания выполнял правильно; красный – многое не получилось, было трудно). Оцените работу в паре: закрасьте круг в желаемый цвет. | | | | |