Предмет Русский язык Класс 2
Тема урока: Обозначение мягкости согласных буквами Е, Ё, Ю, Я.
Общая цель: Формирование умения распознавать твёрдые и мягкие согласные звуки.
Задачи: Научить распознавать твёрдые и мягкие согласные звуки, обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, ё, ю, я;
развивать навыки критического мышления, умение строить рассуждения в устной форме;
содействовать развитию инициативности, активности, навыков оценочной деятельности.
Конкретный результат обучения: Учащиеся чётко определяют на слух твёрдые и мягкие согласные;
умеют правильно и грамотно выражать свои мысли;
проявляют инициативу на уроке;
правильно планируют время при выполнении самостоятельных заданий и работе в группе.
Подход в преподавании / обучении: Активизация критического мышления, развитие у учащихся навыков групповой работы, коммуникативных навыков через обсуждение в группе, совместная постановка цели урока.
Ход урока
I. Организационный момент. 5 мин.
Учитель: создаёт соответствующие условия, чтобы настроить учеников на учебную деятельность. Делит учащихся на группы по стратегии «Цветные фигуры».
- Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение.
Посмотрите друг на друга – улыбнитесь! Ведь девизом нашего урока являются слова «Добрая улыбка стоит 1000 слов!»
- Кто еще не проснулся – включаем в работу энергетические точки (биологически-активные точки лицевой части головы).
Ученики: Выполняют специальные упражнения на активизацию биологических точек. Делятся на группы согласно цвету своей фигуры, повторяют правила работы в группе.
II. Актуализация знаний. 3 мин.
Учитель: Для повторения изученного применяется стратегия «Незаконченное предложение».
Ученики: Отвечают на вопросы, записывают в рабочих тетрадях число.
- Жи-ши пиши (с буквой и)
- Ча-ща пиши (с буквой а)
- Чу-щу пиши (с буквой у)
- Что такое алфавит? (все буквы, расположенные по порядку)
- Букв в русском алфавите? (33)
- Назовите 3 последние буквы алфавита (э ю я)
- Наша речь состоит (из предложений)
- Предложения (из слов)
- Звуки мы (говорим, слышим)
- Буквы мы (пишем, читаем, видим)
- Какой сегодня день?
III. Определение цели урока. 5 мин.
- Чистописание.
- Учитель: Просит учащихся назвать лишнюю букву, обосновать свой ответ.
Ученики: Называют лишнюю букву, обосновывают свой ответ. Отвечают на вопросы:
- Что вы можете сказать про буквы е, ё, ю, я? (эти буквы обозначают гласные звуки; они «хитрые», т.к. обозначают 2 звука в некоторых словах). Приводят примеры.
- Но, кроме этого, эти гласные выполняют еще одну очень важную роль в словах. Какова их роль? Как помогают эти гласные согласным?
Учитель: Акцентирует внимание на том, что на эти вопросы предстоит ответить на уроке.
IV. Новая тема. 15мин.
Учитель: Для разбора новой темы применяется стратегия «Группировка». Предлагает учащимся поработать в группе, выполняя задание: сгруппировать слова в пары, ответить на вопросы, оформить ответы на листе ватмана.
Ученики: работают в группах, объединяя слова в пары: лук, ров, ряд, люк, нос, рад, вол, лиса, рёв, леса, вёл, нёс.
Сравнивают согласные звуки в каждой паре слов.
Отвечают на вопросы:
- Что общего в этих словах? Чем они отличаются?
- Произнесите и сравните согласные звуки, с которых начинаются слова в каждой паре слов. Чем они отличаются?
- От чего зависят мягкость и твердость согласных?
- Какие буквы обозначают мягкость-твёрдость согласных звуков?
- Сформулируйте вывод об обозначении мягкости-твёрдости согласных на листе ватмана.
Если учащиеся затрудняются сформулировать вывод, можно предложить план ответа и опорные карточки:
• На какие группы делятся согласные звуки по твёрдости-мягкости?
• Какие буквы обозначают мягкость согласных на письме?
• Какие буквы обозначают твёрдость согласных на письме?
Для оценивания понимания применяется стратегия «Сигналы рукой».
Каждая группа формулирует вывод на листе ватмана, пользуясь планом и опорными карточками, презентует свою работу.
V. Физминутка. 3 мин.
VI. Закрепление изученного материала. 10мин.
Учитель: объясняет задание, обращает внимание учащихся на то, что при работе в паре нужно помочь соседу, если тот затрудняется с отгадкой или определением мягкости – твёрдости согласного.
Ученики: Каждый ученик в паре получает листок с загадками. Он загадывает загадку соседу, тот её отгадывает, записывает отгадку в тетрадь и подчеркивает твёрдые или мягкие согласные. При работе со словами можно пользоваться теми схемами, которые учащиеся сделали в предыдущем задании.
Учащиеся выполняют задание, помогая друг другу. Проверяют свои работы, сверяя их с образцом на доске. оценивают свои работы по критериям-стратегия «Светофор».
VII. Рефлексия урока. 3 мин.
Учитель: Стратегия «Рефлексия точками».
Предлагаю вам оценить свою работу на уроке.
Для этого необходимо подумать, хорошо ли вы поняли тему, как вы работали в группе (активно, пассивно), понравился ли вам сегодняшний урок, какую пользу вы извлекли из занятия?
Каждая группа берет маркер своего цвета и с помощью точек на мишени оценивает себя. Чем ближе точка к центру, тем плодотворнее для вас прошел урок.
Ученики: Ставят точки на мишени. Некоторые могут обосновать свою точку зрения.
VIII. Домашнее задание. 2 мин.
Учитель: выучить правило на с. 75, выполнить упражнение на с. 76, № 200.
Ученики: записывают задание в дневник.
IX. Итог урока. 2 мин.
Учитель: Выставляет оценки за урок, комментируя каждую оценку. Прощается с ребятами.
Ученики: Подают дневники для выставления оценок. Прощаются с учителем.