Конспект урока русского языка во 2-м классе ("Школа России") по теме: "Алфавит".
Цели:
систематизировать знания учащихся о графическом и фонетическом строе русского языка, подготовить к контрольному диктанту по теме “Звуки и буквы”;
совершенствовать орфографический анализ слов, умение определять главные члены предложения, умение конструировать деформированные предложения;
увеличить словарный запас учащихся, формировать умение объяснять смысл пословиц;
развивать связную устную речь учащихся, умение аргументировать ответ;
развивать память, внимание, умение работать с тестом;
учить пользоваться словарем;
учить работать в заданном темпе;
воспитывать дисциплинированность, самостоятельность, активную жизненную позицию, любовь к родному языку.
Оборудование:
учебники русского языка для 2 класса (авторы: Канакина);
карточки со словами из словарика, иллюстрации к ним;
подсказки с пронумерованным алфавитом;
тесты, иллюстративные перфокарты;
картинки диких животных (медведь, еж, жук);
карточки с поговорками;
несколько видов словарей, орфографические словари у учащихся.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент. Сообщение темы, задач урока.
Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?
Ученик читает стихотворение С.Я. Маршака “Азбука”.
Аист жил у нас на крыше,
А в подполье жили мыши.
Бегемот разинул рот -
Булку просит бегемот.
Воробей влетел в окно,
В кладовой клюет пшено.
Гриб растет среди дорожки,
Голова на тонкой ножке.
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.
Ель на ёжика похожа:
Ёж в иголках, елка тоже.
Жук упал и встать не может,
Ждет он, кто ему поможет.
Звезды видели мы днем
За рекою над Кремлем.
Иней лег на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.
Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.
Лодки по морю плывут,
Люди веслами гребут.
Мед в лесу медведь нашел:
Мало меда, много пчел.
Hосорог бодает рогом -
Hе шутите с носорогом.
Ослик был сегодня зол:
Он узнал, что он - осел.
Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.
Роет землю серый крот -
Разоряет огород.
Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он.
Таракан живет за печкой,
То-то теплое местечко.
Ученик учил уроки -
У него в чернилах щеки.
Флот плывет к родной земле,
Флаг на каждом корабле.
Ходит по лесу хорек -
Хищный маленький зверек.
Цапля важная, носатая
Целый день стоит, как статуя.
Часовщик прищурил глаз:
Чинит часики для нас.
Школьник, школьник, ты - силач:
Шар земной несешь, как мяч.
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
Эта кнопка и шнурок -
Электрический звонок.
Юнга, будущий матрос,
Южных рыбок нам привез.
Ягод нет кислее клюквы,
Я на память знаю буквы.
II. Проверка домашнего задания.
Назовите слова, в которые при записи вставили ь. (ручьи, ночью, мельничные). Чем отличаются эти слова?
Чтение алфавита с опорой на демонстрационный плакат и индивидуальные карточки.
Назвать слова с иллюстрированного алфавита, которые начинаются с букв: л, м, в, р, с.
III. Чистописание.
Запись числа в тетрадях.
Чч (прописать 3 раза).
Какое правило с этой буквой знаете? Почему так пишется?
Записать 3 слова с этими орфограммами, прочитать.
IV. Повторение изученного об алфавите.
1. Выставка словарей (несколько видов).
Алфавит –
1. Совокупность букв или других знаков данной системы письма.
2. Порядок букв, принятый в Азбуке.
3. Указатель, перечень чего-нибудь по порядку букв, принятому в азбуке. (с. 30)
Азбука –
1. Совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке, буквенный алфавит.
2. То же, что букварь. (устар.)
3. Основные, простейшие начала какой-нибудь науки, дела. (с. 27)
(Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70.000 слов. – М.: Русский язык, 1990.)
Для чего нужен алфавит?
Пользоваться алфавитом необходимо при составлении любых списков (например, в классном журнале – фамилии учащихся), при расстановке книг в библиотеке (по фамилии автора книги, а в случае ее отсутствия – по первой букве названия), при хранении формуляров, абонементов в библиотеке, при составлении картотек и каталогов (перечней изданий).
Как вы считаете, удобно ли это? Почему?
Рассматривание различных словарей (орфографические, этимологические (толковые), орфоэпические, диалектных слов и др.).
Но какими бы ни были словарь и энциклопедия, слова, информация в них располагаются строго в алфавитном порядке!
2. Беседа о буквах и звуках русского языка.
Чем отличаются буквы от звуков? Чего в русском языке больше? (букв – 33, звуков – 42)
На какие две группы делятся все звуки русского языка?
Назовите буквы, обозначающие на письме гласные (согласные) звуки.
Какие гласные буквы мы называем “хитрыми”? Почему?
Какие буквы не имеют звукового выражения?
3. Тест “Гласные – согласные”.
Ответы на тест записаны на доске, по истечении времени (3 мин), открываю ответы, осуществляем коллективную проверку.
Зима, сугробы, морозы – какая общая тема?
V. Словарная работа.
1. Картинный диктант:
устное проговаривание слов по слогам (вызываю детей помочь подержать картинки);
расставить слова в алфавитном порядке, записать в тетрадях в столбик;
последнее слово найти в словарике, прочитать по слогам, записать.
воробей –
завод –
карандаш –
молоко –
тетрадь –
ученик –
Найти лишнее слово. Почему? (Молоко)
Назвать парные по звонкости-глухости согласные. Найти слова с парной согласной на конце, подобрать и записать проверочное слово. Вспомнить правило.
Что обозначают эти слова? (Предметы)
Назвать еще слова, которые обозначают предметы.
2. Работа с учебником:
VI. Работа с деформированным текстом.
Запись на доске:
лесной, тихо, на, полянке, зимой
в, медведь, сладко, берлоге, спит
кучей, уснул, под, хвороста, еж
под, корой, зимует, пня, жук
* Вместо слов медведь, еж, жук на доске прикреплены иллюстрации.
3. Чтение слов с доски, составление предложений.
4. Объяснение значения слова:
xворост – сушняк, сушник, сушь, отболевшие от дерева, усохшие сучья, ветви, хруст, дрязг. (Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс,2001. с. 692)
Запись в тетради предложений, в которых говорится о животных.
Определение в них подлежащего и сказуемого.
Проверка парных согласных на конце слов.
Проверка безударных гласных в середине слов в первом предложении (с доски).
Найти слово из словарика.(медведь)
VII. Обогащение словарного запаса учащихся.
Какие пословицы и поговорки с этим словом знаете? Объясните смысл.
Медведь на ухо наступил – отсутствие музыкального слуха.
Медвежья услуга – неумелая услуга, причиняющая только неприятности.
Смотреть (глядеть) медведем – быть, казаться нелюдимым, угрюмым.
Медвежий угол – отдаленное, малонаселенное, глухое место.
* На доску крепятся карточки с поговорками.
VIII. Самостоятельная работа учащихся.
Работа с иллюстрированными перфокартами, составление рисунка.
Задание: под каждым числом подписать соответствующую букву алфавита (использовать карточки-подсказки с пронумерованным алфавитом), составить и прочитать предложение:
Знаем мы алфавит
– Какой знак препинания надо поставить в конце предложения? Почему?
IX. Итог. Домашнее задание.
проект "Алфавит"