Технологическая карта урока
Цели для ученика Составить таблицу «Родовые окончания имен существительных» Закрепить умение определять род у имен существительных | Цели для учителя Образовательные: формировать умение определять род у имен существительных Развивающие: развивать память, внимание, мышление, наблюдательность; умение делать выводы и обобщать Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, коллективизм, взаимопомощь |
Тип урока – урок «открытия нового знания» | Форма урока – традиционный урок |
Опорные понятия, термины: основа слова, окончание, род | Новые понятия: существительные общего рода (сирота, недотрога, плакса |
Формы контроля: Тест, взаимоконтроль | Домашнее задание № 312 |
Этап урока | Ход урока | Формируемые УУД | Результат взаимодействия |
Мотивация к учебной деятельности | - Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся! - - Представьте себе летний луг (слайд «Луг», звуки летнего луга) Бежит тропинка через луг Ныряет влево, вправо. Куда ни глянь – цветы вокруг, Да по колено травы. Зеленый луг, как чудный сад, Пахуч и свеж в часы рассвета. Красивых, радужных цветов На нем разбросаны букеты. - Один цветочек пропишем на минутке чистописания. | Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения (личностные УУД) Стремление к красоте (личностные) | Положительный настрой на работу Положительные эмоции |
Этап выявления места и причины затруднения | - На лугу можно увидеть эти цветы (карточки с названиями) – [рамашка], [калакол’ч’ик], [вас’ил’ок], [с’ир’эн’]. Каждый ряд ищет свое слово в орфографическом словаре. Записывают слова с комментированием. - На какие группы можно разделить слова? - Ваня распределил по родам так: ж. р. – ромашка, м.р. – василек, колокольчик, сирень. - Оля сделала ту же работу так: ж. р. – сирень, ромашка, м. р. – колокольчик, василек. - Как рассудить ребят? | Умение строить работу с партнером (коммуникативные) | Запись словарных слов Деление на группы по любому признаку |
Самостоятельная постановка учебной задачи | - Посмотрите, что я принесла на урок: незаконченная таблица, лупа. Кто догадался, какова цель нашего урока? (продолжим исследовать окончания существительных м. р. и ж. р.) | Умение правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы, выдвигать гипотезы (коммуникативные) | Определение темы урока |
Актуализация знаний и совместное открытие новых знаний Этап построения проекта выхода из затруднения | Работа по учебнику № 309, 310 (по цепочке). - Сделайте вывод. Составление алгоритма действий: Подставим к существительному слово он (мой), она (моя), оно (моё) Соотнесем слово и род он – м.р, она – ж. р., оно – ср. р. - Проверим по алгоритму работы Вани и Оли. Кто оказался прав? - Достаточно ли полно заполнена наша таблица? Дополните ее. (соотнесение рода и окончания имен сущ.) | Умение принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные) Умение осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника (познавательные) | Составление алгоритма действий Заполнение таблицы «Родовые окончания имен существительных»(окончания существительных записаны на карточках, их нужно вклеить в соответствующую роду колонку) |
Этап первичного закрепления Знаниевая рефлексия | Работа по учебнику № 311 Тест (определить род имен существительных) - Какого рода будут эти слова: сирота, недотрога, плакса? - Это существительные общего рода. Составьте предложения, чтобы они были ж.р., м. р. | Умение контролировать процесс и результаты деятельности (регулятивные УУД) | Контроль уровня усвоения знаний |
Включение нового знания в систему знаний | - У нас на уроке не было Полины. Кто сможет ей рассказать, что мы узнали сегодня на уроке? | Умение правильно формулировать свои мысли (коммуникативные) | Повторение основных моментов урока |
Рефлексия деятельности на уроке | - У вас в учебниках лежат цветочки. Если вы поняли материал сегодняшнего урока, закрасьте серединки желтым цветом, если есть сомнения – синим, если трудно определять род – красным. Все цветочки приклеиваем на «полянку» (альбомный лист) | Способность к самооценке своих действий (регулятивные) | Оценка своих умений |