Статья содержит описание приемов и методов работы по социальной адаптации обучающихся специальной (коррекционной) школы 8 вида средствами обучения деловому письму.
XXI век характеризуется как век деловых взаимоотношений на различных уровнях. Деловые бумаги занимают все большее место в жизни современного человека. Возрастает роль правильно оформленных документов в профессиональном определении, успешном трудоустройстве, поскольку о грамотности и способностях человека судят и по написанным им документам. Трудно сегодня представить молодого человека, не умеющего писать заявление, составлять расписку или заполнять бланк доверенности. Однако, как показывают наблюдения, выпускники коррекционных школ зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов. Следовательно, пришло время интенсивного обучения деловому письму уже в стенах школы.
Раздел программы по письму и развитию речи “Деловое письмо” в школе VIII вида представляет систему коррекционного воздействия, направленного на формирование у учащихся с ОВЗ умения составлять деловые бумаги. При этом развивается речь, мышление, личность ребёнка в целом.
Коррекционная школа должна подготовить ребенка с ограниченными возможностями здоровья к практической жизни, в которой оформление и ведение различной документации занимают большое место. Поэтому обучению навыкам делового письма должно быть уделено большое внимание.
Необходимость составлять различные деловые бумаги возникнет у учащихся сразу же, как только они закончат школу. В самостоятельной жизни им потребуется умение писать заявление, автобиографию, доверенность, расписку, адрес на почтовых конвертах, письма, поздравительные открытки, заполнять анкеты, бланки, телеграммы.
Деловое письмо отличается краткостью и точностью. В этом отношении работа над деловым письмом ценна тем, что приучает детей с ограниченными возможностями здоровья писать точно, ясно, коротко.
Надо отметить, что в большинстве учреждений в настоящее время вывешены образцы заполнения деловых бумаг. Однако без специальной тренировки в их оформлении дети с нарушением интеллекта оказываются недостаточно подготовленными к правильному выбору документа, его написанию. Вот почему работа с деловыми документами остаётся одним из направлений уроков по развитию письменной речи детей. (Слайд 5)
Овладение нормами оформления деловых бумаг целесообразно вести параллельно с изучением программных тем по русскому языку.
Перспективы развития предпрофильной подготовки и профильного обучения позволяют выделить особую роль русского языка как предмета изучения и как предмета обучения в коррекционных школах. Подготовка ученика к выбору и получению профессии предполагает привитие ему навыков оформления деловых бумаг как части культуры устного и письменного общения, которое может реализоваться успешно только средствами русского языка и усвоением его особенностей. В этом аспекте неоспорима важность и актуальность раздела учебной программы по письму и развитию речи “Деловое письмо”.
В основу реализации раздела программы "Деловое письмо" положены следующие принципы:
- принцип моделирования речевых ситуаций;
- принцип развития творческих способностей учащихся.
Принцип моделирования речевых ситуаций предполагает, что учащиеся воссоздают ту или иную жизненную ситуацию, которая определяет целесообразность использования деловой бумаги. Таким образом, в речевой ситуации следует выделять две стороны: описываемая ситуация - это то, что составляет её содержание и ситуация общения. Реализуя второй компонент, ученик должен учесть: сферу применения деловой бумаги; поставить перед собой и решить с её помощью определённую речевую задачу; правильно отобрать и использовать необходимые языковые средства.
Принцип развития творческих способностей учащихся основан на применении разнообразных упражнений и заданий по деловому связному письму, которые направлены на овладение ими способами творческой деятельности. К таким упражнениям следует отнести: задания, требующие при анализе сравнения текстов, упражнения на переработку готового материала, упражнения, тренирующие учащихся в создании собственных текстов.
Цель раздела программы "Деловое письмо" – организация практического усвоения учащимися норм и правил составления деловых бумаг.
На уроке мы стремимся реализовать следующие задачи:
знакомство учащихся с элементарными сведениями об основных законах создания и построения письменных связных высказываний;
актуализация и обобщение знаний, умений и навыков, которые помогут выпускникам преодолевать трудности в речевом общении и станут базой для реализации в жизни разнообразных потребностей, связанных с письменной речью;
перенос знаний из учебной деятельности в реальную жизненную деятельность и на основе ряда специально созданных моделей соответствующих ситуаций закрепление умения пользоваться связной письменной речью;
воспитание у старшеклассников культуры речи, правильного отношения к необходимости пользоваться в жизни письменной речью;
знакомство учащихся с существующими социальными отношениями, нормами и правилами общественной жизни.
Коррекционная задача раздела программы «Деловое письмо» - развитие письменной речи как средства социальной и профессиональной компетентности учащихся.
В процессе изучения предмета ребята знакомятся со следующими темами:
- Адрес на конверте.
- Личные письма.
- Записка.
- Телеграмма.
- Объявление.
- Расписка.
- Доверенность.
- Заявление.
- Автобиография.
Специфика интеллектуального дефекта ограничивает возможность усвоения учебного материала и умения осознанно им пользоваться, поэтому при изучении перечисленных тем используется широкий комплекс практических упражнений, учитывающих поэтапное развитие возможностей в самостоятельных операциях: накопление речевого опыта через осознанный анализ готовых образцов, выполнение упражнений репродуктивного характера, создание устных и письменных высказываний по образцу, конструирование связных высказываний из готовых элементов и лишь потом самостоятельное выполнение творческих работ.
Работа над деловым письмом осуществляется в несколько этапов: подготовительный, основной, заключительный.
Подготовительный этап - постановка проблемной задачи. Моделирование различных, реально существующих ситуаций, анализ которых позволяет уяснить необходимость использования той или иной бумаги, её целевое назначение.
Основной этап - композиционный, лексический, стилистический анализ готового образца. Выполнение учащимися лексико-стилистических, синтаксических, логических упражнений. Редактирование готовых текстов. Составление под руководством учителя деловых и творческих бумаг.
Заключительный этап - самостоятельное выполнение различных работ, имеющих практическое значение для каждого ребенка. Совершенствование написанного.
На уроках делового письма решаются задачи социальной адаптации и профориентации.
Средства связи. Уметь пользоваться услугами различных сервисных служб и служб быта. Уметь вступать в беседу, находить помощь, вступать в социальное взаимодействие.
Культура общения. Уметь регулировать меру и тип взаимоотношений, уметь выделять сверстников и общаться с ними, развивать чувство любви и дружбы.
Профориентация. Трудоустройство. Формировать навыки, связанные с возможностью получить работу; уметь делать выбор и объяснять его; уметь понять информацию и действовать в соответствии с предъявленными требованиями.
Заполнение анкет.
Объявление. Подходящая работа. Неподходящая работа. Заработная плата.
Заявление (о приеме на работу, об увольнении, об очередном отпуске, по повестке в суд, по семейным обстоятельствам
Раздел программы нацелен не на элементарное воспроизводство суммы знаний, а на социальное развитие личности, т.е. на повышение компетентности ученика при работе с деловыми бумагами, что помогает подростку успешно пройти социальную адаптацию и, безусловно, снимает излишнее напряжение и возможный дискомфорт в определённых жизненных ситуациях, связанных с оформлением или использованием деловых бумаг.
Список использованной литературы:
- Бебешина Н.Н., Свириденков В.П. Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы. – М.: “Просвещение”, 1978.
- Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: “Владос”, 2000.
- Ахбарова, Г.Х., Спиригайло Т.О. Деловое письмо: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2005.-103с.
- Материалы сети Интернет.
- Программа по деловому и творческому письму. Автор-составитель З.В. Якубовская под редакцией И.М. Бгажноковой. М.: ИКП РАО.
- Программа по деловому и творческому письму. Автор-составитель С.Ю. Ильина. РГПУ им. А.И. Герцена.