kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Социальная адаптация учащихся СКОУ VIII вида средствами обучения деловому письму»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья содержит описание приемов и методов работы по социальной адаптации обучающихся специальной (коррекционной) школы 8 вида средствами обучения деловому письму.

     XXI век характеризуется как век деловых взаимоотношений на различных уровнях. Деловые бумаги занимают все большее место в жизни современного человека. Возрастает роль правильно оформленных документов в профессиональном определении, успешном трудоустройстве, поскольку о грамотности и способностях человека судят и по написанным им документам. Трудно сегодня представить молодого человека, не умеющего писать заявление, составлять расписку или заполнять бланк доверенности. Однако, как показывают наблюдения, выпускники коррекционных школ зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов. Следовательно, пришло время интенсивного обучения деловому письму уже в стенах школы.
   Раздел программы по письму и развитию речи “Деловое письмо” в школе VIII вида представляет систему коррекционного воздействия, направленного на формирование у учащихся с ОВЗ умения составлять деловые бумаги. При этом развивается речь, мышление, личность ребёнка в целом.
   Коррекционная школа должна подготовить ребенка с ограниченными возможностями здоровья  к практической жизни, в которой оформление и ведение различной документации занимают большое место. Поэтому обучению навыкам делового письма должно быть уделено большое внимание.
   Необходимость составлять различные деловые бумаги возникнет у учащихся сразу же, как только они закончат школу. В самостоятельной жизни им потребуется умение писать заявление, автобиографию, доверенность, расписку, адрес на почтовых конвертах, письма, поздравительные открытки, заполнять анкеты, бланки, телеграммы.
   Деловое письмо отличается краткостью и точностью. В этом отношении работа над деловым письмом ценна тем, что приучает детей с ограниченными возможностями здоровья писать точно, ясно, коротко.
   Надо отметить, что в большинстве учреждений в настоящее время вывешены образцы заполнения деловых бумаг. Однако без специальной тренировки в их оформлении дети с нарушением интеллекта оказываются недостаточно подготовленными к правильному выбору документа, его написанию. Вот почему работа с деловыми документами остаётся одним из направлений уроков по развитию письменной речи детей. (Слайд 5)
 Овладение нормами оформления деловых бумаг целесообразно вести параллельно с изучением программных тем по русскому языку.
   Перспективы развития предпрофильной подготовки и профильного обучения позволяют выделить особую роль русского языка как предмета изучения и как предмета обучения в коррекционных школах. Подготовка ученика к выбору и получению профессии предполагает привитие ему навыков оформления деловых бумаг как части культуры устного и письменного общения, которое может реализоваться успешно только средствами русского языка и усвоением его особенностей. В этом аспекте неоспорима важность и актуальность раздела учебной программы по письму и развитию речи “Деловое письмо”.

  В основу реализации раздела программы "Деловое письмо" положены следующие принципы:

  • принцип моделирования речевых ситуаций;
  • принцип развития творческих способностей учащихся.


Принцип моделирования речевых ситуаций предполагает, что учащие­ся воссоздают ту или иную жизненную ситуацию, которая определяет целесообразность использования деловой бумаги. Таким образом, в речевой ситуации следует выделять две стороны: описываемая ситуация - это то, что составляет её содержание и ситуация общения. Реализуя второй компонент, ученик должен учесть: сферу применения деловой бумаги; поставить перед собой и решить с её помощью опре­делённую речевую задачу; правильно отобрать и использовать необхо­димые языковые средства.

Принцип развития творческих способностей учащихся основан на применении разнообразных упражнений и заданий по деловому связному письму, которые направлены на овладение ими способами творческой деятельности. К таким упражнениям следует отнести: задания, требую­щие при анализе сравнения текстов, упражнения на переработку гото­вого материала, упражнения, тренирующие учащихся в создании собст­венных текстов.

 Цель  раздела программы "Деловое письмо" – организация  практического усвоения учащимися норм и правил составления деловых бумаг.

На уроке мы стремимся реализовать следующие задачи:


  • знакомство учащихся с элементарными сведениями об основных законах создания и построения письменных связных высказываний;

  • актуализация и обобщение знаний, умений и навыков, которые помогут выпускникам преодолевать трудности в речевом общении и станут базой для реализации в жизни разнообразных потребностей, связанных с письменной речью;

  • перенос знаний из учебной деятельности в реальную жизненную деятельность и на основе ряда специально созданных моделей соответствующих ситуаций закрепление умения пользоваться связной письменной речью;

  • воспитание у старшеклассников культуры речи, правильного отношения к необходимости пользоваться в жизни письменной речью;

  • знакомство учащихся с существующими социальными отношениями, нормами и правилами общественной жизни.


Коррекционная задача раздела программы «Деловое письмо» - развитие письменной речи как средства социальной и профессиональной компетентности учащихся.

В процессе изучения предмета ребята знакомятся со следующими темами:

  • Адрес на конверте.
  • Личные письма.
  • Записка.
  • Телеграмма.
  • Объявление.
  • Расписка.
  • Доверенность.
  • Заявление.
  • Автобиография.


    Специфика интеллектуального дефекта ограничивает возможность усвоения учебного материала и умения осознанно им пользоваться, поэтому при изучении перечисленных тем используется широкий комплекс практических упражнений, учитывающих поэтапное развитие возможностей в самостоятельных операциях: накопление речевого опыта через осознанный анализ готовых образцов, выполнение упражнений репродуктивного характера, создание устных и письменных высказываний по образцу, конструирование  связных высказываний из готовых элементов  и лишь потом самостоятельное выполнение творческих работ.
   Работа над деловым  письмом осуществляется в несколько этапов: подготовительный, основной, заключительный.

Подготовительный этап - постановка проблемной задачи. Моделирова­ние различных, реально существующих ситуаций, анализ которых поз­воляет уяснить необходимость использования той или иной бумаги, её целевое назначение.

Основной этап - композиционный, лексический, стилистический ана­лиз готового образца. Выполнение учащимися лексико-стилистических, синтаксических, логических упражнений. Редактирование готовых текстов. Составление под руководством учителя деловых и твор­ческих бумаг.

Заключительный этап - самостоятельное выполнение различных ра­бот, имеющих практическое значение для каждого ребенка. Совер­шенствование написанного.

На уроках делового письма решаются задачи социальной адаптации и профориентации.

         Средства связи. Уметь пользоваться услугами различных сервисных служб и служб быта. Уметь вступать в беседу, находить помощь, вступать в социальное взаимодействие.
        Культура общения. Уметь регулировать меру и тип  взаимоотношений, уметь выделять сверстников и общаться с ними, развивать чувство любви и дружбы.
       Профориентация. Трудоустройство. Формировать навыки, связанные с возможностью получить работу; уметь делать выбор и объяснять его; уметь понять информацию и действовать в соответствии с предъявленными требованиями.
       Заполнение анкет.
       Объявление. Подходящая работа. Неподходящая работа. Заработная плата.
     Заявление (о приеме на работу, об увольнении, об очередном отпуске, по повестке в суд, по семейным обстоятельствам
Раздел программы  нацелен не на элементарное воспроизводство суммы знаний, а на социальное развитие личности, т.е. на повышение компетентности ученика при  работе с деловыми бумагами, что помогает подростку успешно пройти социальную адаптацию и, безусловно, снимает излишнее напряжение и возможный дискомфорт в определённых жизненных ситуациях, связанных с оформлением или использованием деловых бумаг.

 

Список использованной литературы:

  1. Бебешина Н.Н., Свириденков В.П. Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы. – М.: “Просвещение”, 1978.
  2. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: “Владос”, 2000.
  3. Ахбарова, Г.Х., Спиригайло Т.О. Деловое письмо: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2005.-103с.
  4. Материалы сети Интернет.
  5. Программа по деловому и творческому письму. Автор-составитель З.В. Якубовская под редакцией И.М. Бгажноковой. М.: ИКП РАО.
  6. Программа по деловому и творческому письму. Автор-составитель С.Ю. Ильина. РГПУ им. А.И. Герцена.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Социальная адаптация учащихся СКОУ VIII вида средствами обучения деловому письму»»

3


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Краснобаковская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»

















Доклад на педагогическом совете

«Социальная адаптация учащихся СКОУ VIII вида

Средствами обучения деловому письму»















Выполнила: Малышева Г.И.







Красные Баки

2015 г.





XXI век характеризуется как век деловых взаимоотношений на различных уровнях. Деловые бумаги занимают все большее место в жизни современного человека. Возрастает роль правильно оформленных документов в профессиональном определении, успешном трудоустройстве, поскольку о грамотности и способностях человека судят и по написанным им документам. Трудно сегодня представить молодого человека, не умеющего писать заявление, составлять расписку или заполнять бланк доверенности. Однако, как показывают наблюдения, выпускники коррекционных школ зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов. Следовательно, пришло время интенсивного обучения деловому письму уже в стенах школы.
Раздел программы по письму и развитию речи “Деловое письмо” в школе VIII вида представляет систему коррекционного воздействия, направленного на формирование у учащихся с ОВЗ умения составлять деловые бумаги. При этом развивается речь, мышление, личность ребёнка в целом.
Коррекционная школа должна подготовить ребенка с ограниченными возможностями здоровья  к практической жизни, в которой оформление и ведение различной документации занимают большое место. Поэтому обучению навыкам делового письма должно быть уделено большое внимание.
Необходимость составлять различные деловые бумаги возникнет у учащихся сразу же, как только они закончат школу. В самостоятельной жизни им потребуется умение писать заявление, автобиографию, доверенность, расписку, адрес на почтовых конвертах, письма, поздравительные открытки, заполнять анкеты, бланки, телеграммы.
Деловое письмо отличается краткостью и точностью. В этом отношении работа над деловым письмом ценна тем, что приучает детей с ограниченными возможностями здоровья писать точно, ясно, коротко.
Надо отметить, что в большинстве учреждений в настоящее время вывешены образцы заполнения деловых бумаг. Однако без специальной тренировки в их оформлении дети с нарушением интеллекта оказываются недостаточно подготовленными к правильному выбору документа, его написанию. Вот почему работа с деловыми документами остаётся одним из направлений уроков по развитию письменной речи детей. (Слайд 5)
Овладение нормами оформления деловых бумаг целесообразно вести параллельно с изучением программных тем по русскому языку.
Перспективы развития предпрофильной подготовки и профильного обучения позволяют выделить особую роль русского языка как предмета изучения и как предмета обучения в коррекционных школах. Подготовка ученика к выбору и получению профессии предполагает привитие ему навыков оформления деловых бумаг как части культуры устного и письменного общения, которое может реализоваться успешно только средствами русского языка и усвоением его особенностей. В этом аспекте неоспорима важность и актуальность раздела учебной программы по письму и развитию речи “Деловое письмо”.

В основу реализации раздела программы "Деловое письмо" положены следующие принципы:

  • принцип моделирования речевых ситуаций;

  • принцип развития творческих способностей учащихся.


Принцип моделирования речевых ситуаций предполагает, что учащие­ся воссоздают ту или иную жизненную ситуацию, которая определяет целесообразность использования деловой бумаги. Таким образом, в речевой ситуации следует выделять две стороны: описываемая ситуация - это то, что составляет её содержание и ситуация общения. Реализуя второй компонент, ученик должен учесть: сферу применения деловой бумаги; поставить перед собой и решить с её помощью опре­делённую речевую задачу; правильно отобрать и использовать необхо­димые языковые средства.

Принцип развития творческих способностей учащихся основан на применении разнообразных упражнений и заданий по деловому связному письму, которые направлены на овладение ими способами творческой деятельности. К таким упражнениям следует отнести: задания, требую­щие при анализе сравнения текстов, упражнения на переработку гото­вого материала, упражнения, тренирующие учащихся в создании собст­венных текстов.

Цель  раздела программы "Деловое письмо" – организация  практического усвоения учащимися норм и правил составления деловых бумаг.

На уроке мы стремимся реализовать следующие задачи:


  • знакомство учащихся с элементарными сведениями об основных законах создания и построения письменных связных высказываний;


  • актуализация и обобщение знаний, умений и навыков, которые помогут выпускникам преодолевать трудности в речевом общении и станут базой для реализации в жизни разнообразных потребностей, связанных с письменной речью;


  • перенос знаний из учебной деятельности в реальную жизненную деятельность и на основе ряда специально созданных моделей соответствующих ситуаций закрепление умения пользоваться связной письменной речью;


  • воспитание у старшеклассников культуры речи, правильного отношения к необходимости пользоваться в жизни письменной речью;


  • знакомство учащихся с существующими социальными отношениями, нормами и правилами общественной жизни.


Коррекционная задача раздела программы «Деловое письмо» - развитие письменной речи как средства социальной и профессиональной компетентности учащихся.

В процессе изучения предмета ребята знакомятся со следующими темами:

  • Адрес на конверте.

  • Личные письма.

  • Записка.

  • Телеграмма.

  • Объявление.

  • Расписка.

  • Доверенность.

  • Заявление.

  • Автобиография.


Специфика интеллектуального дефекта ограничивает возможность усвоения учебного материала и умения осознанно им пользоваться, поэтому при изучении перечисленных тем используется широкий комплекс практических упражнений, учитывающих поэтапное развитие возможностей в самостоятельных операциях: накопление речевого опыта через осознанный анализ готовых образцов, выполнение упражнений репродуктивного характера, создание устных и письменных высказываний по образцу, конструирование связных высказываний из готовых элементов и лишь потом самостоятельное выполнение творческих работ.
Работа над деловым письмом осуществляется в несколько этапов: подготовительный, основной, заключительный.

Подготовительный этап - постановка проблемной задачи. Моделирова­ние различных, реально существующих ситуаций, анализ которых поз­воляет уяснить необходимость использования той или иной бумаги, её целевое назначение.

Основной этап - композиционный, лексический, стилистический ана­лиз готового образца. Выполнение учащимися лексико-стилистических, синтаксических, логических упражнений. Редактирование готовых текстов. Составление под руководством учителя деловых и твор­ческих бумаг.

Заключительный этап - самостоятельное выполнение различных ра­бот, имеющих практическое значение для каждого ребенка. Совер­шенствование написанного.

На уроках делового письма решаются задачи социальной адаптации и профориентации.

         Средства связи. Уметь пользоваться услугами различных сервисных служб и служб быта. Уметь вступать в беседу, находить помощь, вступать в социальное взаимодействие.
        Культура общения. Уметь регулировать меру и тип  взаимоотношений, уметь выделять сверстников и общаться с ними, развивать чувство любви и дружбы.
       Профориентация. Трудоустройство. Формировать навыки, связанные с возможностью получить работу; уметь делать выбор и объяснять его; уметь понять информацию и действовать в соответствии с предъявленными требованиями.
       Заполнение анкет.
       Объявление. Подходящая работа. Неподходящая работа. Заработная плата.
Заявление (о приеме на работу, об увольнении, об очередном отпуске, по повестке в суд, по семейным обстоятельствам
Раздел программы нацелен не на элементарное воспроизводство суммы знаний, а на социальное развитие личности, т.е. на повышение компетентности ученика при  работе с деловыми бумагами, что помогает подростку успешно пройти социальную адаптацию и, безусловно, снимает излишнее напряжение и возможный дискомфорт в определённых жизненных ситуациях, связанных с оформлением или использованием деловых бумаг.


Список использованной литературы:

  1. Бебешина Н.Н., Свириденков В.П. Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы. – М.: “Просвещение”, 1978.

  2. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: “Владос”, 2000.

  3. Ахбарова, Г.Х., Спиригайло Т.О. Деловое письмо: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2005.-103с.

  4. Материалы сети Интернет.

  5. Программа по деловому и творческому письму. Автор-составитель З.В. Якубовская под редакцией И.М. Бгажноковой. М.: ИКП РАО.

  6. Программа по деловому и творческому письму. Автор-составитель С.Ю. Ильина. РГПУ им. А.И. Герцена.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Социальная адаптация учащихся СКОУ VIII вида средствами обучения деловому письму»

Автор: Малышева Г.И.

Дата: 12.02.2016

Номер свидетельства: 292276


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства