конспект урока по русскому языку в 8 классе "Эпистолярный жанр.Письмо"
Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Эпистолярный жанр.Письмо"
Методическая разработка
Урок развития речи по русскому языку в 8 классе
по теме «Эпистолярный жанр.Письмо»
Цели урока:1. Познакомить учащихся с историей возникновения письма, его видами
2. Развитие практических навыков правильного оформления письма и конверта; совершенствование умения выделять обращение на письме и в речи; развитие умений различать стили речи, выражать приветствия, поздравления, свои мысли, чувства; воспитание внимательного, доброго отношения к близким и родным.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедиа, музыкальное оформление», учебник русского языка, конверты, образец оформления конверта, опорная схема написания письма, схема плана личного письма; словари С. Ожегова, наглядный материал.
Опережающие задания: подготовить историческую справку о возникновении письма, подготовка инсценировки по сказке Р.Киплинга «Как было написано первое письмо», принести конверты, прочитать рассказ Чехова «Ванька».
Эпиграф к уроку:
Письмо - это птица:
Может весь мир облететь.
Письмо, как родная матушка,
Может сердце любовью согреть.
1.Организационный момент: приветствие учителя, объявление целей урока.
- Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться умению общаться друг с другом, умению правильно выражать свои мысли и чувства устно и письменно.
- Тема нашего урока: « Эпистолярный жанр.Письмо».
- Сегодня на уроке мы будем учиться писать письмо, правильно его оформлять.
-Запишем в тетрадях дату, тему урока, эпиграф (на доске).
2. Слово учителя с элементами беседы
-Ребята, с какой целью мы пишем письмо?
-Когда мы пишем письма? Для чего мы их пишем? (Ответы детей.)
- Почему возникла необходимость писать письма?
3. Работа со словарями
- Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова, прочитаем определение письма. Появляется на мониторе: Письмо - написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь. С. И.Ожегов.
- Письмо – одно из основных средств связи между людьми, учреждениями, организациями.
-Различают деловые (служебные) и личные письма (схема на экране)
-О служебных более подробно мы будем говорить в старших классах, а сегодня поговорим о личных письмах, правилах их написания, оформления.
- Но прежде всего, давайте обратимся к истории письма, узнаем, откуда оно произошло, что собой представляли первые письма. Об этом нам расскажут наши историки.
4.Выступление подготовленных учеников в сопровождении показа на экране изображений первых писем
5.Инсценировка сказки Р. Киплинга «Как было написано первое письмо»
6. Обучение написанию письма.
- Ребята, как же нужно написать письмо, чтобы оно было понятно тому, кому ты его пишешь?
- письмо надо писать разборчиво, аккуратно, без ошибок.
- Сейчас мы напишем словарный диктант. Мы запишем слова, которые часто употребляем в письмах.
Объяснительный словарный диктант. Здравствуйте, дорогой, уважаемый, привет, здоровье, счастье, до свидания, до скорой встречи.
- Обратимся к письму. Перед вами план письма (на экране).
-Кому мы чаще всего пишем письма? С какой целью?
-. Для того чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями. Через письма мы узнаем о жизни тех, кому пишем, рассказываем о себе.
Работа с учебником. Анализ текста.
А теперь давайте обратимся к учебнику. Прочитаем текст письма
Н. Островского к своей матери (упражнение)
-К какому стилю речи относится текст? (разговорный)
-Какие ещё есть стили? (повторение стилей языка)
Разговорный стиль - делимся с кем-то своими мыслями, чувствами.
-Основная мысль текста?
- О чем этот текст? (ответы детей). Автор переживает за свою маму и заботливо к ней относится. Ведь мама - самый дорогой на свете человек. Вы всегда должны помнить об этом.
Написание письма.
- Каждый из вас не раз уезжал из родного дома. Давайте попробуем написать примерное письмо. Ведь все мы испытываем одинаковые чувства, когда находимся вдали от дома.
-У вас у каждого на столе схема с опорными словами. С чего бы вы начали писать маме? С приветствия, обращения.
Работа у доски и в тетрадях.
По каждому пункту 1-2 предложения.
-Представьте, лето, жара. Вы уехали отдыхать на море. Поделитесь своими впечатлениями об отдыхе.
- Объясните, постановку знаков препинания. Прочитайте, кто желает, свои письма.
7. Оформление конверта
-Письмо мы написали.
- Теперь что нужно сделать? Правильно, запечатать в конверт и подписать.
- Что при этом надо помнить?
- Почему так важно правильно подписывать?
- чтобы не получилось, как в рассказе А.П.Чехова «Ванька».(краткий анализ рассказа)
-Значит, очень важно не ошибиться в написании адреса.
-А что означает слово « адрес»? Мы сегодня знакомимся с новыми словами.
- Посмотрите на экран. Перед вами образцы написания адресов отправителя и получателя письма (на мониторе).
-Когда мы подписываем конверт, надо знать почтовые правила:
1. Писать грамотно, разборчиво, аккуратно.
2. Название города, поселка, областей, района и др. населенных пунктов в И.п.
Ф.И.О. отправителя в И.п. Ф.И.О. получателя в Д.п.
3. Внизу пишется индекс предприятия связи (6 цифр - образец на конверте)
-Давайте правильно подпишем
-Сначала адрес отправителя.
-Теперь адрес получателя.
-Я не случайно написала свой адрес. А почему, вы узнаете позже.
Сначала до конца оформим конверт
- Итак, конверт мы подписали, чего не хватает? - Письма.
- А письмо вы напишете дома.
8. Домашнее задание: написать письмо, вложить в конверт и подписать
У нас есть одно правило, которое вы должны запомнить на всю жизнь: никогда нельзя читать чужие письма. Это правило порядочного человека.
9.Подведение итогов урока. Обобщение и систематизация знаний. Оценки за урок.
-Зачем нужны письма? Как вы думаете, почему, когда космонавтов Валерия Рюмина и Леонида Попова спросили о том, что им приятнее всего было получить с Земли?..Что они ответили?И почему?Докажите свою точку зрения.
Учитель выставляет оценки за урок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока по русскому языку в 8 классе "Эпистолярный жанр.Письмо" »
Подготовила: Куликова Наталья Васильевна,учитель русского языка и литературы КОГООКУ "Кирово-Чепецкая санаторная школа-интернат"
Методическая разработка
Урок развития речи по русскому языку в 8 классе
по теме «Эпистолярный жанр.Письмо»
Цели урока:1. Познакомить учащихся с историей возникновения письма, его видами
2. Развитие практических навыков правильного оформления письма и конверта; совершенствование умения выделять обращение на письме и в речи; развитие умений различать стили речи, выражать приветствия, поздравления, свои мысли, чувства; воспитание внимательного, доброго отношения к близким и родным.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедиа, музыкальное оформление», учебник русского языка, конверты, образец оформления конверта, опорная схема написания письма, схема плана личного письма; словари С. Ожегова, наглядный материал.
Опережающие задания: подготовить историческую справку о возникновении письма, подготовка инсценировки по сказке Р.Киплинга «Как было написано первое письмо», принести конверты, прочитать рассказ Чехова «Ванька».
Эпиграф к уроку:
Письмо - это птица:
Может весь мир облететь.
Письмо, как родная матушка,
Может сердце любовью согреть.
1.Организационный момент: приветствие учителя, объявление целей урока.
- Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться умению общаться друг с другом, умению правильно выражать свои мысли и чувства устно и письменно.
- Тема нашего урока: « Эпистолярный жанр.Письмо».
- Сегодня на уроке мы будем учиться писать письмо, правильно его оформлять.
-Запишем в тетрадях дату, тему урока, эпиграф (на доске).
2. Слово учителя с элементами беседы
-Ребята, с какой целью мы пишем письмо?
-Когда мы пишем письма? Для чего мы их пишем? (Ответы детей......)
- Почему возникла необходимость писать письма?
3. Работа со словарями
- Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова, прочитаем определение письма. Появляется на мониторе: Письмо - написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь. С. И.Ожегов.
- Письмо – одно из основных средств связи между людьми, учреждениями, организациями.
-Различают деловые (служебные) и личные письма (схема на экране)
-О служебных более подробно мы будем говорить в старших классах, а сегодня поговорим о личных письмах, правилах их написания, оформления.
- Но прежде всего, давайте обратимся к истории письма, узнаем, откуда оно произошло, что собой представляли первые письма. Об этом нам расскажут наши историки.
4.Выступление подготовленных учеников в сопровождении показа на экране изображений первых писем
5.Инсценировка сказки Р. Киплинга «Как было написано первое письмо»
6. Обучение написанию письма.
- Ребята, как же нужно написать письмо, чтобы оно было понятно тому, кому ты его пишешь?
- письмо надо писать разборчиво, аккуратно, без ошибок.
- Сейчас мы напишем словарный диктант. Мы запишем слова, которые часто употребляем в письмах.
Объяснительный словарный диктант. Здравствуйте, дорогой, уважаемый, привет, здоровье, счастье, до свидания, до скорой встречи.
- Обратимся к письму. Перед вами план письма (на экране).
-Кому мы чаще всего пишем письма? С какой целью?
-. Для того чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями. Через письма мы узнаем о жизни тех, кому пишем, рассказываем о себе.
Работа с учебником. Анализ текста.
А теперь давайте обратимся к учебнику. Прочитаем текст письма
Н. Островского к своей матери (упражнение)
-К какому стилю речи относится текст? (разговорный)
-Какие ещё есть стили? (повторение стилей языка)
Разговорный стиль - делимся с кем-то своими мыслями, чувствами.
-Основная мысль текста?
- О чем этот текст? (ответы детей). Автор переживает за свою маму и заботливо к ней относится. Ведь мама - самый дорогой на свете человек. Вы всегда должны помнить об этом.
Написание письма.
- Каждый из вас не раз уезжал из родного дома. Давайте попробуем написать примерное письмо. Ведь все мы испытываем одинаковые чувства, когда находимся вдали от дома.
-У вас у каждого на столе схема с опорными словами. С чего бы вы начали писать маме? С приветствия, обращения.
Работа у доски и в тетрадях.
По каждому пункту 1-2 предложения.
-Представьте, лето, жара. Вы уехали отдыхать на море. Поделитесь своими впечатлениями об отдыхе.
- Объясните, постановку знаков препинания. Прочитайте, кто желает, свои письма.
7. Оформление конверта
-Письмо мы написали.
- Теперь что нужно сделать? Правильно, запечатать в конверт и подписать.
- Что при этом надо помнить?
- Почему так важно правильно подписывать?
- чтобы не получилось, как в рассказе А.П.Чехова «Ванька» ....(краткий анализ рассказа)
-Значит, очень важно не ошибиться в написании адреса.
-А что означает слово « адрес»? Мы сегодня знакомимся с новыми словами.
- Посмотрите на экран. Перед вами образцы написания адресов отправителя и получателя письма (на мониторе).
-Когда мы подписываем конверт, надо знать почтовые правила:
1. Писать грамотно, разборчиво, аккуратно.
2. Название города, поселка, областей, района и др. населенных пунктов в И.п.
Ф.И.О. отправителя в И.п. Ф.И.О. получателя в Д.п.
3. Внизу пишется индекс предприятия связи (6 цифр - образец на конверте)
-Давайте правильно подпишем
-Сначала адрес отправителя.
-Теперь адрес получателя.
-Я не случайно написала свой адрес. А почему, вы узнаете позже.
Сначала до конца оформим конверт
- Итак, конверт мы подписали, чего не хватает? - Письма.
- А письмо вы напишете дома.
8. Домашнее задание: написать письмо, вложить в конверт и подписать
У нас есть одно правило, которое вы должны запомнить на всю жизнь: никогда нельзя читать чужие письма. Это правило порядочного человека.
9.Подведение итогов урока. Обобщение и систематизация знаний. Оценки за урок.
-Зачем нужны письма? Как вы думаете, почему, когда космонавтов Валерия Рюмина и Леонида Попова спросили о том, что им приятнее всего было получить с Земли?.....Что они ответили???И почему?Докажите свою точку зрения.