kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Эпистолярный жанр.Письмо"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка

Урок развития речи по русскому языку в 8 классе

по теме «Эпистолярный жанр.Письмо»

Цели урока:1. Познакомить учащихся с историей возникновения письма, его видами

2. Развитие практических навыков правильного оформления письма и конверта; совершенствование умения выделять обращение на письме и в речи; развитие умений различать стили речи, выражать приветствия, поздравления, свои мысли, чувства; воспитание внимательного, доброго отношения к близким и родным.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедиа, музыкальное оформление», учебник русского языка, конверты, образец оформления конверта, опорная схема написания письма, схема плана личного письма; словари С. Ожегова, наглядный материал.

Словарная работа: адрес, адресат, адресант, индекс.

Опережающие задания:  подготовить историческую справку о возникновении письма, подготовка инсценировки по сказке Р.Киплинга «Как было написано первое письмо», принести конверты, прочитать рассказ Чехова «Ванька».

Эпиграф к уроку:

Письмо - это птица:

Может весь мир облететь.

Письмо, как родная матушка,

Может сердце любовью согреть.

1.Организационный момент: приветствие учителя, объявление целей урока.

- Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться умению общаться друг с другом, умению правильно выражать свои мысли и чувства устно и письменно.

- Тема нашего урока: « Эпистолярный жанр.Письмо».

- Сегодня на уроке мы будем учиться писать письмо, правильно его  оформлять.

-Запишем в тетрадях дату, тему урока, эпиграф (на доске).

2. Слово учителя с элементами беседы

-Ребята, с какой целью мы пишем письмо?

-Когда мы пишем письма? Для чего мы их пишем? (Ответы детей.)

- Почему возникла необходимость писать письма?

3. Работа со словарями

- Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова, прочитаем определение письма. Появляется на мониторе:  Письмо - написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь. С. И.Ожегов.

- Письмо – одно из основных средств связи между людьми, учреждениями, организациями.

-Различают деловые (служебные) и личные письма (схема на экране)

-О служебных более подробно мы будем говорить в старших классах, а сегодня поговорим о личных письмах, правилах их написания, оформления.

- Но прежде всего, давайте обратимся к истории письма, узнаем, откуда оно произошло, что собой представляли первые письма. Об этом нам расскажут наши историки.

4.Выступление подготовленных учеников в сопровождении показа на экране изображений первых писем

5.Инсценировка сказки Р. Киплинга «Как было написано первое письмо»

6. Обучение написанию письма.

- Ребята, как же нужно написать письмо, чтобы оно было понятно тому, кому ты его пишешь?

- письмо надо писать разборчиво, аккуратно, без ошибок.

- Сейчас мы напишем словарный диктант. Мы запишем слова, которые часто употребляем в письмах.

Объяснительный словарный диктант.  Здравствуйте, дорогой, уважаемый, привет, здоровье, счастье, до свидания, до скорой встречи.

- Обратимся к письму. Перед вами план письма (на экране).

-Кому мы чаще всего пишем письма? С какой целью?

-. Для того чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями. Через письма мы узнаем о жизни тех, кому пишем, рассказываем о себе.

Работа с учебником. Анализ текста.

А теперь  давайте обратимся к учебнику. Прочитаем текст письма

Н. Островского к своей матери (упражнение)

-К какому стилю речи относится текст? (разговорный)

-Какие ещё есть стили? (повторение стилей языка)

Разговорный стиль - делимся с кем-то своими мыслями, чувствами.

-Основная мысль текста?

- О чем этот текст? (ответы детей). Автор переживает за свою маму и заботливо к ней относится. Ведь мама - самый дорогой на свете человек. Вы всегда должны помнить об этом.

Написание письма.

- Каждый из вас не раз уезжал из родного дома. Давайте попробуем написать примерное письмо. Ведь все мы испытываем одинаковые чувства, когда находимся вдали от дома.

-У вас у каждого на столе схема с опорными словами. С чего бы вы начали писать маме? С приветствия, обращения.

Работа у доски и в тетрадях.

По каждому пункту 1-2 предложения.

-Представьте, лето, жара. Вы уехали отдыхать  на море. Поделитесь своими впечатлениями об отдыхе.

- Объясните, постановку знаков препинания.  Прочитайте, кто желает, свои письма.

7. Оформление конверта

-Письмо мы написали.

- Теперь что нужно сделать? Правильно, запечатать в конверт и подписать.

- Что при этом надо помнить?

- Почему так важно правильно подписывать?

- чтобы не получилось, как в рассказе А.П.Чехова «Ванька».(краткий анализ рассказа)

-Значит, очень важно не ошибиться в написании адреса.

-А что означает слово « адрес»? Мы сегодня знакомимся с новыми словами.

Словарная работа: адрес, адресат, адресант, индекс.

- Посмотрите на экран. Перед вами образцы написания адресов отправителя и получателя письма (на мониторе).

-Когда мы подписываем конверт, надо знать почтовые правила:

1. Писать грамотно, разборчиво, аккуратно.

2. Название города, поселка, областей, района и др. населенных пунктов в И.п.

Ф.И.О. отправителя в И.п.   Ф.И.О. получателя в Д.п.

3. Внизу пишется индекс предприятия связи (6 цифр - образец на конверте)

-Давайте правильно подпишем

-Сначала адрес отправителя.

-Теперь адрес получателя.

-Я не случайно написала свой адрес. А почему, вы узнаете позже.

Сначала до конца оформим конверт

- Итак, конверт мы подписали, чего не хватает? - Письма.

- А письмо вы напишете дома.

8. Домашнее задание: написать письмо, вложить в конверт и подписать

У нас есть одно правило, которое вы должны запомнить на всю жизнь: никогда нельзя читать чужие письма. Это правило порядочного человека.

9.Подведение итогов урока. Обобщение и систематизация  знаний. Оценки за урок.

-Зачем нужны письма? Как вы думаете, почему, когда космонавтов Валерия Рюмина и Леонида Попова спросили о том, что им приятнее всего было получить с Земли?..Что они ответили?И почему?Докажите свою точку зрения.

 Учитель выставляет оценки за урок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по русскому языку в 8 классе "Эпистолярный жанр.Письмо" »

Подготовила: Куликова Наталья Васильевна,учитель русского языка и литературы КОГООКУ "Кирово-Чепецкая санаторная школа-интернат"

Методическая разработка

Урок развития речи по русскому языку в 8 классе

по теме «Эпистолярный жанр.Письмо»

Цели урока:1. Познакомить учащихся с историей возникновения письма, его видами

2. Развитие практических навыков правильного оформления письма и конверта; совершенствование умения выделять обращение на письме и в речи; развитие умений различать стили речи, выражать приветствия, поздравления, свои мысли, чувства; воспитание внимательного, доброго отношения к близким и родным.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедиа, музыкальное оформление», учебник русского языка, конверты, образец оформления конверта, опорная схема написания письма, схема плана личного письма; словари С. Ожегова, наглядный материал.

Словарная работа: адрес, адресат, адресант, индекс.

Опережающие задания: подготовить историческую справку о возникновении письма, подготовка инсценировки по сказке Р.Киплинга «Как было написано первое письмо», принести конверты, прочитать рассказ Чехова «Ванька».

Эпиграф к уроку:

Письмо - это птица:

Может весь мир облететь.

Письмо, как родная матушка,

Может сердце любовью согреть.

1.Организационный момент: приветствие учителя, объявление целей урока.

- Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться умению общаться друг с другом, умению правильно выражать свои мысли и чувства устно и письменно.

- Тема нашего урока: « Эпистолярный жанр.Письмо».

- Сегодня на уроке мы будем учиться писать письмо, правильно его оформлять.

-Запишем в тетрадях дату, тему урока, эпиграф (на доске).

2. Слово учителя с элементами беседы

-Ребята, с какой целью мы пишем письмо?

-Когда мы пишем письма? Для чего мы их пишем? (Ответы детей......)

- Почему возникла необходимость писать письма?

3. Работа со словарями

- Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова, прочитаем определение письма. Появляется на мониторе: Письмо - написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь. С. И.Ожегов.

- Письмо – одно из основных средств связи между людьми, учреждениями, организациями.

-Различают деловые (служебные) и личные письма (схема на экране)

-О служебных более подробно мы будем говорить в старших классах, а сегодня поговорим о личных письмах, правилах их написания, оформления.

- Но прежде всего, давайте обратимся к истории письма, узнаем, откуда оно произошло, что собой представляли первые письма. Об этом нам расскажут наши историки.

4.Выступление подготовленных учеников в сопровождении показа на экране изображений первых писем

5.Инсценировка сказки Р. Киплинга «Как было написано первое письмо»

6. Обучение написанию письма.

- Ребята, как же нужно написать письмо, чтобы оно было понятно тому, кому ты его пишешь?

- письмо надо писать разборчиво, аккуратно, без ошибок.

- Сейчас мы напишем словарный диктант. Мы запишем слова, которые часто употребляем в письмах.

Объяснительный словарный диктант. Здравствуйте, дорогой, уважаемый, привет, здоровье, счастье, до свидания, до скорой встречи.

- Обратимся к письму. Перед вами план письма (на экране).

-Кому мы чаще всего пишем письма? С какой целью?

-. Для того чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями. Через письма мы узнаем о жизни тех, кому пишем, рассказываем о себе.

Работа с учебником. Анализ текста.

А теперь давайте обратимся к учебнику. Прочитаем текст письма

Н. Островского к своей матери (упражнение)

-К какому стилю речи относится текст? (разговорный)

-Какие ещё есть стили? (повторение стилей языка)

Разговорный стиль - делимся с кем-то своими мыслями, чувствами.

-Основная мысль текста?

- О чем этот текст? (ответы детей). Автор переживает за свою маму и заботливо к ней относится. Ведь мама - самый дорогой на свете человек. Вы всегда должны помнить об этом.

Написание письма.

- Каждый из вас не раз уезжал из родного дома. Давайте попробуем написать примерное письмо. Ведь все мы испытываем одинаковые чувства, когда находимся вдали от дома.

-У вас у каждого на столе схема с опорными словами. С чего бы вы начали писать маме? С приветствия, обращения.

Работа у доски и в тетрадях.

По каждому пункту 1-2 предложения.

-Представьте, лето, жара. Вы уехали отдыхать на море. Поделитесь своими впечатлениями об отдыхе.

- Объясните, постановку знаков препинания. Прочитайте, кто желает, свои письма.

7. Оформление конверта

-Письмо мы написали.

- Теперь что нужно сделать? Правильно, запечатать в конверт и подписать.

- Что при этом надо помнить?

- Почему так важно правильно подписывать?

- чтобы не получилось, как в рассказе А.П.Чехова «Ванька» ....(краткий анализ рассказа)

-Значит, очень важно не ошибиться в написании адреса.

-А что означает слово « адрес»? Мы сегодня знакомимся с новыми словами.

Словарная работа: адрес, адресат, адресант, индекс.

- Посмотрите на экран. Перед вами образцы написания адресов отправителя и получателя письма (на мониторе).

-Когда мы подписываем конверт, надо знать почтовые правила:

1. Писать грамотно, разборчиво, аккуратно.

2. Название города, поселка, областей, района и др. населенных пунктов в И.п.

Ф.И.О. отправителя в И.п. Ф.И.О. получателя в Д.п.

3. Внизу пишется индекс предприятия связи (6 цифр - образец на конверте)

-Давайте правильно подпишем

-Сначала адрес отправителя.

-Теперь адрес получателя.

-Я не случайно написала свой адрес. А почему, вы узнаете позже.

Сначала до конца оформим конверт

- Итак, конверт мы подписали, чего не хватает? - Письма.

- А письмо вы напишете дома.

8. Домашнее задание: написать письмо, вложить в конверт и подписать

У нас есть одно правило, которое вы должны запомнить на всю жизнь: никогда нельзя читать чужие письма. Это правило порядочного человека.

9.Подведение итогов урока. Обобщение и систематизация знаний. Оценки за урок.

-Зачем нужны письма? Как вы думаете, почему, когда космонавтов Валерия Рюмина и Леонида Попова спросили о том, что им приятнее всего было получить с Земли?.....Что они ответили???И почему?Докажите свою точку зрения.

Учитель выставляет оценки за урок.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
конспект урока по русскому языку в 8 классе "Эпистолярный жанр.Письмо"

Автор: Куликова Наталья Васильевна

Дата: 29.04.2015

Номер свидетельства: 207069


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства