«Средняя общеобразовательная школа № 10» г. Перми
МАОУ «СОШ №10» г. Перми
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты деятельности |
1. Опережающее домашнее задание | Сообщить учащимся о домашнем задании. Установить правильность выполнения д.з.; предупредить возможные ошибки в д.з. | Вашим д.з. будет: Сочинение на лингвистическую тему по тексту К.Г. Паустовского (демоверсия). Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания К.Г. Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Аргументируйте свой ответ, приведите два примера из данного текста. Вы можете написать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. | Записывают д.з. в дневник. Комментируют д.з. | Личностные: осознавать роль языковых средств в устной и письменной речи; Метапредметные: преобразовывать информацию из устной формы в письменную. Предметные: строить письменные речевые высказывания с употреблением основных лексических единиц. |
2. Мотивация | Подготовить уч-ся к усвоению материла. | Для того чтобы написать развёрнутое письменное высказывание на лингвистическую тему, необходимо обобщить материал из раздела «Лексика» и научиться строить собственное письменное высказывание в научном стиле. | Осмысливают задание. Задают уточняющие вопросы. | Личностные: ставить цель перед выполнением к-л учебной задачи; Метапредметные: находить ответы на вопросы; |
3. Формулировка проблемы и постановка цели урока | Создать условия для усвоения темы; | Активизирует деятельность учащихся, создаёт проблемную ситуацию. Объясните, какие языковые единицы вы будете анализировать в сочинении? Какие критерии отбора лексических средств языка используете? Какая будет цель урока? Цель: создать условия для усвоения темы «Лексика», развить умение строить развёрнутое письменное высказывание на лингвистическую тему. | Формулируют и ставят цель. | Метапредметные: планировать свою работу, находить ответы на вопросы; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; |
4. Уточнение цели, планирование деятельности | Помочь уточнить учебную задачу; | Уточняет цель, планирует совместную деятельность. Как построим наш урок? | Уточняют цель, составляют план. 1.Решаем тест. Проверяем. 2.Повторяем. 3.Обобщаем. 4.Закрепляем. 5.Подводим итоги. | Метапредметные: корректировать и оценивать свою деятельность; |
5. Проверка речеведческих знаний и способов их применения. | Сформировать умение правильно применять необходимые способы действий; Осознать причины затруднений и определение «западающего звена» в цепочке действий. | Проверяет знания, умения, навыки по теме «Лексика». Вопросы и задания: Зная определение «синонимы», попробуйте самостоятельно сформулировать понятие «стилистически нейтральные синонимы». Синонимы, употребляемые во всех стилях языка без исключения и характерные как для устной, так и для письменной форм речи, называются стилистически нейтральными. Какую роль в речи играют синонимы? Функции синонимов: уточняют то или иное понятие; сопоставляют, обращая внимание на отличия в оттенках их значений; разъясняют; помогают избежать повторения слов, разнообразят речь; вносят тонкие смысловые, эмоциональные и стилистические оттенки; способствуют усилению признака, действия (градация). Приведите примеры употребления синонимов. Выполните задания. (Используется смарт-доска). Замените выделенные слова стилистически нейтральными синонимами. Выполняя задание, проанализируйте, с какой целью авторы произведений используют различные пласты лексики. 1)Замените разговорное слово «пошушукались» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием… Ответ: ___________________________.
2)Замените слово «позлащённые» в предложении 27 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (27)Пожалуй, больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги, в колеях которых, налитых дождем, отражался в сумерках серп месяца, этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты, и он был уверен, что не променяет эти туманные зори ни на какие великолепные позлащенные закаты Италии. Ответ: ___________________________. 3)Замените разговорное слово «башковитый» из предложения 20 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово. (20)– Вот увидите: еще появится башковитый человек, который всё подлатает. Ответ: ___________________________. Проверка задания. Актуализация знаний по теме. Задание: Сравните ответы с доской. Ответьте на поставленный вопрос (устный ответ). | Вспоминают определение. Пытаются дать самостоятельное определение термина «стилистически нейтральные синонимы». Приводят свои примеры. Записывают примеры в тетрадь. Например, в группе слов-синонимов: "мордашка", "лицо" и "лик" стилистически нейтральными будет слово "лицо".
Называют ф-ии синонимов в речи. Приводят примеры употребления синонимов. Выполняют задание в тетради. 1)Пошептались 2)Позолоченные 3)Сообразительный Проверяют ответы. Делают исправления, сверяя свои ответы с ответами на доске. Разговорная и возвышенная (книжная) лексика помогает автору (писателю) создать образ персонажа. | Личностные: уметь видеть разнообразие языковых средств; Метапредметные: самостоятельно работать с материалом, владеть приёмами сравнения, обобщения, классификации; преобразовывать информацию из устной формы в письменную. Предметные: распознавать лексические группы; классифицировать лексику по значению и употреблению; строить речевые высказывания (устные) с употреблением основных лексических единиц. |
6. Закрепление и обобщение способов применения новых речеведческих знаний | Закрепить и обобщить материал раздела; развить умение строить развёрнутое высказывание. | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. На предыдущих уроках вы классифицировали разделы лексики и готовили сообщения. Эти сообщения оказались неполными. Задание: Проанализируйте работы и выявите недочёты. Сравните свои сообщения с сообщениями одноклассников, выполненных на «отлично». Анализ предварительной работы (д.з. §7 упр.67). Задание: Подготовьте устное сообщение на тему «Богатство и разнообразие лексики русского языка» Составьте план. Используйте в качестве примеров материал упражнений §7. В каком стиле будет ваше высказывание? Какой получится тип текста? Сообщение учащегося по теме «Богатство и разнообразие лексики русского языка». Презентация. Задание: Послушайте сообщение и докажите, что стиль и тип речи этого сообщения выбран верно. Слайды: Что такое лексика? Что такое лексическое значение? По каким критериям происходит деление лексики на пласты? Группы лексики по употреблению Определения каждой группы. Примеры Группы лексики по значению Определения каждой группы. Примеры Аргументация учащихся – выполнение задания. (Стиль научный, тип речи – рассуждение). Вопросы и замечания учащихся по сообщению. | Анализируют свои работы. Выявляют недочёты. Задают уточняющие вопросы, чтобы улучшить оценку в следующий раз при выполнении подобного задания. Слушают выступление докладчика, дополняя своё сообщение. Приводят аргументы, подтверждающие, что стиль выступления научный, тип речи - рассуждение. Делают замечания. Задают вопросы. | Личностные: испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка; обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей. Метапредметные: самостоятельно работать с материалом, владеть приёмами сравнения, обобщения, классификации; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; умение слушать товарищей. Предметные: распознавать лексические группы; классифицировать лексику по значению и употреблению; строить речевые высказывания (устные) с употреблением основных лексических единиц. |
7. Установка на творческое применение речеведческих знаний. Определение критериев оценки речевой деятельности. | Организовать подготовку к творческой работе уч-ся; | Делает установку на творческое применение знаний. Подумайте, с какой целью мы изучаем раздел «Лексика? В каком виде деятельности вам пригодятся эти знания? По каким критериям нужно оценивать свою речевую деятельность и речь окружающих? Определяет совместно с уч-ся критерии оценивания письменной творческой работы. | Отвечают на вопросы: строить грамотные высказывания, правильно понимать друг друга, получать удовольствие от правильной речи и др. Выразительность, правильность, использование литературной лексики и др. Определяют критерии: Точность, научность. Полнота предложений. Аргументация. Грамотность. | Личностные: самоопределение; Метапредметные: выполнять задание в соответствие с критериями, а не произвольно; Предметные: знать критерии оценки письменного высказывания; |
8. Творческое применение речеведческих знаний | Создать условия для индивидуальной творческой работы; | Создает условия для индивидуальной формы работы. Творческая работа. Составление развёрнутого высказывания. Задание: Запишите ответ на вопрос: с какой целью авторы произведений используют различные пласты лексики? Назовите их. Приведите примеры из упражнений §7 или из текста Б. Васильева (см. Приложение) (2 - 3 развёрнутых высказывания). Проверка работ учащихся. Выявите свои недочёты и исправьте, дополнив высказывания по теме урока. Попробуйте выявить причину своих ошибок. Проверяет 2-3 работы. | Пример: Русский язык лексически богат. Это разнообразие предоставляет писателям возможность для выбора самого нужного, точного и выразительного слова. Из множества слов автор выбирает то единственное, которое в тексте будет наиболее оправдано. Самопроверка и самоконтроль. Комментируют прослушанные работы. Поиск ошибок. Выявляют причину ошибок. | Личностные: осознавать роль языковых средств в устной и письменной речи; Метапредметные: самостоятельно работать с материалом, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из устной формы в письменную; умение слушать товарищей. Предметные: строить речевые высказывания (письм.) с употреблением основных лексических единиц. |
9. Подведение итогов урока. Рефлексия. | Создать условия для обучающихся в развитии способности анализировать собственные результаты самостоятельной деятельности. | Подводит итоги урока. Организует рефлексию и самооценку. Назовите «ключевые понятия» сегодняшней темы. Объясните правописание трудных слов и постановку знаков препинания в своих высказываниях. Тема «Лексика. Фразеология» показывает богатство языковых средств русского языка. Она имеет практическую направленность. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносит цель и результаты, степень их соответствия. Синонимы, омонимы, антонимы, многозначные слова, профессионализмы, диалектизмы и др. Стилистически нейтральные синонимы, разговорная лексика, книжная лексика и др. | Личностные: понимание причин успеха/неуспеха в учебе Метапредметные: умение с полнотой и точностью выражать мысли; рефлексия; оценивать. Предметные: знание «ключевых понятий» темы |
1)Бабуля, это к тебе, - сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.
- (З)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, - сказала она.
- (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.
(7) Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.
(8) Анна Федотовна уточнила:
- (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ.
(11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её. (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:
- (13)Это же всё ненастоящее!
- (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, - пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. - (15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.
(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:
- (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.
- (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? - почти весело удивилась она.
- (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.
- (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копии этих писем.
- (24)А зачем нам ваши копии? - с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. - (25)Музей не возьмёт копии.
- (26)Не возьмёт, и вы не берите. - (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. - (28)И пожалуйста, верните мне все документы.
(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (ЗО)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:
- (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.
(ЗЗ)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
- (34)Трус несчастный, - вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. - (35)Только пикни у нас.
- (Зб)Всё равно нельзя, - горячо и непонятно зашептал мальчик.
- (37)Молчи лучше! - оборвала его девочка. - (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.
(39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)0на ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:
- (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.
(43) Делегация молча удалилась.
(44) Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну...
(45) Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:
- (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)3агляни в шкатулку!
- (49)Нету, - тихо сказала Таня. - (50) И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.
(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки - их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа...