Ход урока. 1. Организационно-мотивационный этап. Я рада видеть каждого из вас, И осень пусть прохладой в окна дышит, Нам будет здесь уютно, ведь наш класс Друг друга любит, чувствует и слышит. 2. Вступительная беседа. Прослушание музыки П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» (из цикла «Времена года») С каким временем года ассоциируется эта музыка? Обоснуйте ответ. А кто узнал, что это за произведение? Какое настроение у вас возникло? Нравится ли вам это время года? Чем? Какие чудесные превращения происходят осенью в природе? Вспомните нашу осеннюю экскурсию в парк. Какие новые краски появились у природы осенью? А как красоту осени можно сохранить даже зимой? (Можно собрать гербарий, сфотографировать, нарисовать). Удивительная природа нашей Беларуси. Посмотрите на экран (видеофайлы 2-4). Какие замечательные картины можно увидеть у нас в Беларуси осенью, когда весь лес и вся земля разукрашена яркими красками и узорами. Осень - прекрасное время года. Сколько новых звуков, красок, запахов дарит нам осень. Многие художники любили и любят осень. Эта пора года вдохновляла их на написание своих картин. Вспомните, как называется рисунок, картина с изображением природы? (Пейзаж) Посмотрите, как изобразили это чудесное время года известные художники: И. Левитан, И.Остроухов, Л.Афремов. (видеофайлы 5-13) Перед вами репродукции картин этих художников. Рассмотрите их. Какие признаки осени изобразили художники? (Золотую осень). Какие краски использовали художники? (Жёлтые, голубовато-серые, коричневые, красноватые и другие.) Но не только художников вдохновляло это время года. Сколько замечательных строк посвятили наши писатели, поэты этому удивительному времени года! Ребята, а какие стихи и рассказы об осени вы читали? (Ответы учащихся, чтение стихотворений наизусть) Прочитайте внимательно стихотворение Р.П.Ругина и скажите, какие приметы осени мы ещё не назвали. (Приложение 1) Итак, поэты, писатели, художники, песенники отразили в произведениях своё видение осени, своё настроение, связанное с её приходом, а мы при написании сочинения расскажем о своих чувствах. 3. Постановка темы и задач урока. Сегодня на уроке мы будем писать сочинение-мозаику на тему «Краски осени». Будьте внимательны и активны! Успехов вам! (видеофайл 14) 4. Беседа об особенностях сочинения-мозаики. Как вы думаете, почему именно сейчас, когда осень в самом разгаре, лучше писать сочинение-мозаику на тему «Краски осени»? (После зелёного лета природа окрашивает землю разноцветным ковром, лес становится как терем расписной.) Будут ли краски осени в середине осени похожи на разноцветный холст? Вспомните, что такое мозаика и сможем ли мы сравнивать краски осени с мозаикой? (Краски осени не окрашены в один цвет, поэтому напоминают мозаику.) Сегодня наша задача - описать как можно больше красок осени. 5.Обсуждение границ и объёма темы, типа текста, стиля речи. Итак, название сочинения «Краски осени». Что вы можете сказать о теме сочинения? О чём мы будем писать? В каком стиле лучше написать сочинение на эту тему? (В художественном.) Как вы думаете, какой тип текста мы должны будем составить? (Описание). Тема сочинения «Краски осени» очень ёмкая. Краски осени можно заметить сейчас всюду, их очень много, они разнообразны. Какие краски осени мы будем описывать? Составим план сочинения. Вспомните, из каких частей состоит сочинение? (Сочинение состоит из вступительной части, основной части и заключения) На экране (видеофайлов 15) названия тех маленьких картинок, зарисовок, из которых и будет состоять весь текст. Давайте подумаем, в какой последовательности их расположить в нашем сочинении, поразмышляем над их содержанием. Ознакомьтесь с зарисовками. Попробуйте определить их последовательность в сочинении. Портрет Осени. Что мне особенно нравится осенью? Музыка осеннего дня. Осень «перекрашивает» пейзаж. Осеннего солнышка лучик. О чем рассказал осенний листок. (Выстраиваем на доске последовательность плана сочинения. Под запись прикрепляется иллюстрация) 6. Подготовка к сочинению. Устное составление зарисовок. Зарисовка 1. Портрет Осени. (видеофайлы 16-17) С какой картинки лучше начать наше сочинение? (Портрет Осени) Составим первую часть сочинения вместе. О чём мы можем здесь написать? Почему слово «Осень» в названии написано с заглавной буквы? Какой прием можно использовать в описании Осени? (Олицетворение) Каким вы представляете её портрет? (видеофайл) Сейчас в природе Осень – полновластная хозяйка. От нее нельзя отвести глаз: длинная золотая коса, венок из осенних листьев, воздушное платье, как легкое осеннее облачко. Зарисовка 2. Осеннего солнышка лучик. (Видеофайл18) Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало…. А.С.Пушкин О чём мы напишем во второй части сочинения? Как вы понимаете смысл этих строчек? Вы наблюдали, какое небо сейчас? Какие краски вы бы подобрали, чтобы нарисовать осеннюю природу? (видеофайлы 19-24) Небо всё чаще бледно-голубое, в дождливую погоду небо покрыто облаками. Солнце светит, но уже не так греет. Итак, одну из осенних зарисовок можно посвятить описанию неба, солнца, облаков. Задание: Подберите и запишите как можно больше признаков к предметам: небу, солнцу, облакам. Небо (какое?) Солнце (какое?) Облака (какие?) Зарисовка 3. Осень «перекрашивает» пейзаж. (видеофайл 25) Пришла без красок и без кисти И разукрасила все листья. Кто это? Спешит, торопится осень, всё новые и новые краски находит она для своей картины. О чём можно написать в этой зарисовке? (О том, что осень раскрасила природу в разные цвета.) А что вы можете рассказать об окраске деревьев, трав? (Просмотр видеофайлов 26-38) Итак, какие же краски есть у осени? (Осень богата разными красками: желтыми, красными, оранжевыми, голубыми, серыми и т.д.) Посмотрите на экран. Подтвердилось ли наше предположение, что краски осени похожи на разноцветный ковер? Красиво. А вы наблюдали в жизни такие картины? (Ответы учащихся). Работа в парах. Прочитайте, как об этом написал И.Северянин. (Приложение 1) Видите, как поэты и писатели могут всё подмечать в природе, мимо чего мы с вами часто проходим, не замечая этого. Зарисовка 4 .О чем рассказал осенний листок. Какой будет следующая зарисовка в нашей мозаике? Какие листья по форме? На что похожи? (Просмотр видеофайлов 39-43) О чем может рассказать осенний листок? (О том, как, из чего он образовался, какое у него настроение, что он наблюдает) Какие волшебные превращения мог совершить листок, упавший (спустившийся) на землю? (Согрел землю…, разбудил… , развеселил…, подбодрил) Во что он превращается на земле? Как вы думаете, только ли грустная эта картинка? В каком жанре можно было бы сделать эту зарисовку? (В жанре сказки). Зарисовка 5. Музыка осеннего дня. (видеофайлы 44-53) У каждого времени года свои звуки. Они такие неповторимые и яркие, что многих композиторов вдохновляли на создание музыкальных произведений на темы времен года. Осенние мелодии самые впечатляющие. Прослушивание симфонической сюиты «Времена года» («Осень») А.Вивальди, запись пения птиц Какие же звуки осени вспоминаются прежде всего? (Прощальные песни птиц, звук первого школьного звонка, стук дождя) Голоса, чьих птиц вы узнали? Ребята, а какие запахи есть у осени? (Запах скошенной травы, запах ягод, грибов, чистый воздух) Зарисовка 6. Что мне особенно нравится осенью? (видеофайлы 54-62) Как закончить сочинение? О чем напишете в этой части? (О своем отношении к волшебнице осени, о том, какие краски больше нравятся, что особенно радует глаз, о том, что нас волнует, радует, восхищает) 7. Физкультминутка (под музыку) Немного отдохнем. Представьте, что вы – осенние листочки. Утро. Восходит солнце. Листочки просыпаются, открывают свои глазки. Солнышко поднимается выше. Листочки тянутся к нему. Незаметно подкрадывается ветер и срывает листок с дерева. Листок движется по тротуару, будто маленький желтый кораблик, танцует, как в известной песне: "танцевала в подворотне осень вальс-бостон". 8.Словарная работа. Поэты, писатели, художники, композиторы сумели в своих произведениях передать красоту осени. Мы с вами тоже искали такие слова, чтобы описать красоту осени. Обратимся к осеннему словарю. (Приложение 2) Подобранные вами ассоциации распределены по определенным группам. Они помогут вам создать свой текст. Найдите в этих словах орфограммы. (Определения способа получения недостающих знаний и перечня источников, где они могут быть) – работа с орфографическим словарем и словарем синонимов. 9. Написание сочинения (самостоятельная работа) (видеофайл 63) Работа в группах. Сейчас вы сами будете в роли писателя. Подберите эпиграф к работе. (Приложение №4) Каждый из вас в группе берет себе ту зарисовку (картинку), которую он хотел бы составить. Вы можете написать в прозе или в стихах, в жанре сказки. А затем мы соединим все ваши зарисовки в группе и получим большое и, надеюсь, красивое сочинение-мозаику «Краски осени». Индивидуальная работа. Для учащихся с низким уровнем творческих способностей подготовлены варианты деформированных текстов (Приложение 5) Во время работы звучит фортепианный цикл «Времена года» («Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь») П.И.Чайковского. 10. Редактирование текстов (обсуждение в группах). Перечитайте свои сочинения в группах. Посмотрите, может что-то нужно изменить или дописать. 11. Анализ сочинений – мозаик. Чтение текстов |