Урок развития речи "Описание природы по личным впечатлениям"
Урок развития речи "Описание природы по личным впечатлениям"
Урок развития речи 6 класс
Тема урока: Сочинение. Описание природы по личным впечатлениям.
Тип урока: урок развития речи
Технологии: здоровье сбережения, поэтапного формирования умственных действий, развития творческих способностей, развития навыков обобщения и систематизации знаний.
Цели:
развивающие: развивать монологическую и диалогическую формы речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
обучающие: учить воплощать музыкальное содержание в слова, находя равноценные ему изобразительно-выразительные средства языка, продолжить знакомство с особым; предметом описания в сочинении – с музыкальным произведением Бетховена «Лунная соната», подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением-миниатюрой;
воспитывающие: учить видеть красоту окружающего мира, любить родную природу.
Оборудование урока:
- записи музыкальных произведений: Бетховен «Лунная соната», Свиридов «Тройка», музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель»;
- фотографии зимней природы, репродукции картин;
- стихи о снеге на карточках;
- дополнительные задания на карточках;
-толковые словари на столах.
Предварительная подготовка к уроку:
- понаблюдать за снегом;
- наизусть или выразительное чтение стихов о снеге.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя (эмоциональный настрой)
- В этом году зима оказалась удивительно щедрой на мороз и снег. Проснешься утром, посмотришь в окно и вспомнишь знакомые строки:
Мороз и солнце; день чудесный!
Или
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит (А.С.Пушкин)
Снег да снег. Всю избу занесло.
Снег белеет кругом по колено.
Так морозно, свежо и бело! ( А.Блок)
- Давайте же отправимся в путешествие по этому беспредельному, великолепному, пышному царству и возьмем в попутчики чуткий слух музыканта, пристрастный взгляд натуралиста, зоркий – художника, пусть будет вместе с нами яркое, образное слово поэтов и писателей.
2. На фоне музыкальной пьесы «Тройка» Свиридова к повести «Метель» учитель читает отрывок
«Разговор о снеге» Б.Петрова
«Вдруг земля становится белой на долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовным. Снег. Снега. Белые снега. Снегурочка. Снежень. Снеговик. Снега во всю Россию.
Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях. Представляются вдруг молчаливые заснеженные просеки, заснеженные поля с темными лесными островками. Снег ты наш, снежище, снежок! Снега во всю Россию»
3. Сообщение цели урока.
- Вот и мы с вами постараемся сегодня на уроке научиться передавать красоту окружающего мира, находя слова, достойные того, чтобы выразить его неповторимость. Тема сочинения-миниатюры, над которой мы будем работать «Снег да снег…»
4. Беседа
- По моей просьбе вы наблюдали за снегом. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.
( дети приводят примеры прилагательных к слову снег)
- Каков же снег?
( чистый. Рыхлый, сверкающий, пушистый и т. д )
- Всегда ли он одинаков?
-От чего зависит состояние, вид снега?
( от времени года, времени суток, погоды)
- Перевернем страничку зимы назад и вспомним самое ее начало.
Стихи о первом снеге читают подготовленные учащиеся
1.Утром кот принес на лапах
Первый снег, первый снег!
Он имеет вкус и запах
Первый снег, первый снег.
Он кружится, легкий, новый,
У ребят над головой,
Он успел платок пуховый
Расстелить на мостовой ( Я.Аким)
2. «Самый первый снег робок и тих. Ложится на черную землю: «Ой, извините!» И тает. Лишь кое-где притаится по бороздкам, оставшимся от змеиного следа последнего велосипедиста.
Первый снег. Он лежит словно просто для красоты, чтобы лишь подчеркнуть, как черна напившаяся осенней воды земля, как озимое поле свежо сверкает.
Небо серое, снежок белый и легкий, словно на акварельном рисунке» ( С. Иванов)
3. Спит первый снег.
Открыт букварь зимы.
Его еще не прочитали мы.
Но вот уже на первую страницу
Вспорхнула пестрой буковкой синица.
Она звенит как маленький звонок,
Как будто первый начался урок ( А. Горбунова)
4. «Тонко пахло свежим снегом и хвоей, славно было чувствовать себя близким этому снегу, лесу, зайцам, которые любят объедать молодые побеги елочек. Небо мягко затуманилось чем-то белым и обещало долгую тихую погоду. Отдаленный, чуть слышный гул сосен сдержанно и «немолчно» говорил о какой-то вечной величавой жизни» (И.Бунин)
- Как охарактеризован первый снег в прослушанных отрывках?
(дети записывают на доске и в тетрадях)
(1. легкий, новый, платок пуховый;
2. робок и тих, для красоты;
3. первый снег- букварь зимы;
4. пахло свежим снегом и хвоей)
- Почему снег робок и тих?
-Какие слова и выражения вам показались интересными и необычными?
-Это метафора – слова, употребленные в переносном значении, так как между предметами есть сходство.
5. Анализ текста ( у каждого ученика на карточке)
- Так было в начале зимы. Мы с вами живем в ее середине. Что же вы увидели, проведя наблюдения за снегом?
- Что вы увидели на заснеженных улицах?
( звучат ответы детей)
- А вот что рассказал о январском снеге С. Иванов, чьи наблюдения о снеге вы уже слышали:
« Силен и спокоен январский снег. Тяжелым холодным одеялом накрывает он поля. Тянет к земле деревья.
Солнце выглянет утром, загорится высоко, поднимется в небо. А небо синее, бездонное. Глянешь из окна – что за день чудесный! Прямо Весна!
Но потом выйдешь, и дух захватывает. И сейчас же пожалеешь. Что не взял вторых рукавиц.
Мороз, ну и морозище! Много снегу, много холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет.
Через поле проложена синяя тропинка. Идешь по ней, ногу ставишь осторожно, как канатоходец, чуть неверный шаг – по колено, а то и по пояс провалился в сыпучее снежное болото»
-Что еще показалось вам интересным в этой зарисовке?
-А теперь посмотрите на снег глазами художника.
Рассмотрите репродукции картин с зимним пейзажем, подберите цветную лексику.
( Дети подбирают прилагательные к слову снег)
Молочный, жемчужный, опаловый - белый;
Небесный, лазурный, бирюзовый - голубой;
Пепельный, серебристый - серый;
Зеленый, синий – сапфировый;
Фиолетовый, лиловый, розовый, сиреневый и. т. д
- Справьтесь в толковых словарях о значениях непонятных слов.
- Переходим к самой трудной части работы
Вы слышали когда-нибудь имя Бетховена и его фортепьянную пьесу «лунная соната»?
6. Опережающее задание. Сейчас вы прослушаете замечательное музыкальное произведение, попытайтесь представить зимний пейзаж. Что вы видите, когда слушаете музыку?
( дети слушают пьесу Бетховена «Лунная соната»)
7. Беседа
- Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы слушали музыку?
( Ответы детей. «Представляю небольшую заснеженную деревеньку. Снег падает тихо большими хлопьями».
«Вижу зимний лес. Ясно представляю заснеженную тропинку, которая ведет меня в самую глушь.»
«Я вижу заснеженные ели, сосны. Слышу, как падает снег» )
Учитель: Музыка передает, как зима хозяйкой ходит по лесам, по полям, укрывает деревья и землю белым ковром снега, который блестит на солнце разноцветными огнями. Снежная метель поземкой вьется по земле.
Музыка очень плавная, спокойная, задушевная. Она наводит на грустные воспоминания или радужные мечты. В пьесе мы слышим тихую радость. Стоит тихий зимний вечер, небо усыпано звездами, ярко светит луна. Можно представить маленькую заснеженную деревеньку, в которой весело встречают Рождество.
8. Составление плана
- Что делает нашу речь выразительной
- Какие сравнения, олицетворения, эпитеты вам встретились в стихах и рассказах о снег?
- Подберите синонимы к слову блестеть
( блистать, сверкать, искриться, переливаться всеми цветами радуги, светиться, сиять)
_ Чтобы логично, красиво организовать наши мысли, мы обратимся к плану.
1.Вступление. Как зима беспредельна!
2. Основная часть. Снежное покрывало
Снег на деревьях и домах
Снежные забавы
3. Заключение. Снег да снег кругом
9. Домашнее задание. Работа над черновиком сочинения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи "Описание природы по личным впечатлениям" »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Жигалковская основная общеобразовательная школа
Погарского района Брянской области
Урок развития речи
на тему «Подготовка к сочинению.
Описание природы по личным впечатлениям»
6 класс
Автор:
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Рысюкова Ольга Александровна
2014 год
Урок развития речи 6 класс
Тема урока: Сочинение. Описание природы по личным впечатлениям.
Тип урока: урок развития речи
Технологии: здоровье сбережения, поэтапного формирования умственных действий, развития творческих способностей, развития навыков обобщения и систематизации знаний.
Цели:
развивающие: развивать монологическую и диалогическую формы речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
обучающие: учить воплощать музыкальное содержание в слова, находя равноценные ему изобразительно-выразительные средства языка, продолжить знакомство с особым; предметом описания в сочинении – с музыкальным произведением Бетховена «Лунная соната», подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением-миниатюрой;
воспитывающие: учить видеть красоту окружающего мира, любить родную природу.
Оборудование урока:
- записи музыкальных произведений: Бетховен «Лунная соната», Свиридов «Тройка», музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель»;
- фотографии зимней природы, репродукции картин;
- стихи о снеге на карточках;
- дополнительные задания на карточках;
-толковые словари на столах.
Предварительная подготовка к уроку:
- понаблюдать за снегом;
- наизусть или выразительное чтение стихов о снеге.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя (эмоциональный настрой)
- В этом году зима оказалась удивительно щедрой на мороз и снег. Проснешься утром, посмотришь в окно и вспомнишь знакомые строки:
Мороз и солнце; день чудесный!
Или
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит (А.С.Пушкин)
Снег да снег. Всю избу занесло.
Снег белеет кругом по колено.
Так морозно, свежо и бело! ( А.Блок)
- Давайте же отправимся в путешествие по этому беспредельному, великолепному, пышному царству и возьмем в попутчики чуткий слух музыканта, пристрастный взгляд натуралиста, зоркий – художника, пусть будет вместе с нами яркое , образное слово поэтов и писателей.
2. На фоне музыкальной пьесы «Тройка» Свиридова к повести «Метель» учитель читает отрывок
«Разговор о снеге» Б.Петрова
«Вдруг земля становится белой на долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовным. Снег. Снега. Белые снега. Снегурочка. Снежень. Снеговик. Снега во всю Россию.
Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение , будто возносишься на качелях. Представляются вдруг молчаливые заснеженные просеки, заснеженные поля с темными лесными островками. Снег ты наш, снежище, снежок! Снега во всю Россию»
3. Сообщение цели урока.
- Вот и мы с вами постараемся сегодня на уроке научиться передавать красоту окружающего мира, находя слова , достойные того, чтобы выразить его неповторимость. Тема сочинения-миниатюры, над которой мы будем работать «Снег да снег…»
4. Беседа
- По моей просьбе вы наблюдали за снегом. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.
( дети приводят примеры прилагательных к слову снег)
- Каков же снег?
( чистый. Рыхлый, сверкающий, пушистый и т. д )
- Всегда ли он одинаков?
-От чего зависит состояние, вид снега?
( от времени года, времени суток, погоды)
- Перевернем страничку зимы назад и вспомним самое ее начало.
Стихи о первом снеге читают подготовленные учащиеся
1.Утром кот принес на лапах
Первый снег, первый снег!
Он имеет вкус и запах
Первый снег, первый снег.
Он кружится , легкий, новый,
У ребят над головой,
Он успел платок пуховый
Расстелить на мостовой ( Я.Аким)
2. «Самый первый снег робок и тих. Ложится на черную землю: «Ой, извините!» И тает. Лишь кое-где притаится по бороздкам, оставшимся от змеиного следа последнего велосипедиста.
Первый снег. Он лежит словно просто для красоты, чтобы лишь подчеркнуть, как черна напившаяся осенней воды земля, как озимое поле свежо сверкает.
Небо серое, снежок белый и легкий, словно на акварельном рисунке» ( С. Иванов)
3. Спит первый снег.
Открыт букварь зимы.
Его еще не прочитали мы.
Но вот уже на первую страницу
Вспорхнула пестрой буковкой синица.
Она звенит как маленький звонок,
Как будто первый начался урок ( А. Горбунова)
4. «Тонко пахло свежим снегом и хвоей, славно было чувствовать себя близким этому снегу, лесу, зайцам, которые любят объедать молодые побеги елочек. Небо мягко затуманилось чем-то белым и обещало долгую тихую погоду. Отдаленный, чуть слышный гул сосен сдержанно и «немолчно» говорил о какой-то вечной величавой жизни» (И.Бунин)
- Как охарактеризован первый снег в прослушанных отрывках?
(дети записывают на доске и в тетрадях)
(1. легкий, новый, платок пуховый;
2. робок и тих, для красоты;
3. первый снег- букварь зимы;
4. пахло свежим снегом и хвоей)
- Почему снег робок и тих?
-Какие слова и выражения вам показались интересными и необычными?
-Это метафора – слова , употребленные в переносном значении, так как между предметами есть сходство.
5. Анализ текста ( у каждого ученика на карточке)
- Так было в начале зимы. Мы с вами живем в ее середине. Что же вы увидели, проведя наблюдения за снегом?
- Что вы увидели на заснеженных улицах?
( звучат ответы детей)
- А вот что рассказал о январском снеге С. Иванов, чьи наблюдения о снеге вы уже слышали:
« Силен и спокоен январский снег. Тяжелым холодным одеялом накрывает он поля. Тянет к земле деревья.
Солнце выглянет утром, загорится высоко, поднимется в небо. А небо синее, бездонное. Глянешь из окна – что за день чудесный! Прямо Весна!
Но потом выйдешь, и дух захватывает. И сейчас же пожалеешь. Что не взял вторых рукавиц.
Мороз, ну и морозище! Много снегу, много холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет.
Через поле проложена синяя тропинка. Идешь по ней, ногу ставишь осторожно, как канатоходец, чуть неверный шаг – по колено, а то и по пояс провалился в сыпучее снежное болото»
-Что еще показалось вам интересным в этой зарисовке?
-А теперь посмотрите на снег глазами художника.
Рассмотрите репродукции картин с зимним пейзажем, подберите цветную лексику.
( Дети подбирают прилагательные к слову снег)
Молочный, жемчужный, опаловый - белый;
Небесный, лазурный, бирюзовый - голубой;
Пепельный, серебристый - серый;
Зеленый, синий – сапфировый;
Фиолетовый, лиловый, розовый, сиреневый и. т. д
- Справьтесь в толковых словарях о значениях непонятных слов.
- Переходим к самой трудной части работы
Вы слышали когда-нибудь имя Бетховена и его фортепьянную пьесу «лунная соната»?
6. Опережающее задание. Сейчас вы прослушаете замечательное музыкальное произведение, попытайтесь представить зимний пейзаж. Что вы видите, когда слушаете музыку?
( дети слушают пьесу Бетховена «Лунная соната»)
7. Беседа
- Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы слушали музыку?
( Ответы детей. «Представляю небольшую заснеженную деревеньку. Снег падает тихо большими хлопьями».
«Вижу зимний лес. Ясно представляю заснеженную тропинку, которая ведет меня в самую глушь.»
«Я вижу заснеженные ели, сосны. Слышу , как падает снег» )
Учитель: Музыка передает, как зима хозяйкой ходит по лесам, по полям, укрывает деревья и землю белым ковром снега, который блестит на солнце разноцветными огнями. Снежная метель поземкой вьется по земле.
Музыка очень плавная, спокойная, задушевная . Она наводит на грустные воспоминания или радужные мечты. В пьесе мы слышим тихую радость. Стоит тихий зимний вечер, небо усыпано звездами, ярко светит луна. Можно представить маленькую заснеженную деревеньку, в которой весело встречают Рождество.
8. Составление плана
- Что делает нашу речь выразительной
- Какие сравнения, олицетворения, эпитеты вам встретились в стихах и рассказах о снег?
- Подберите синонимы к слову блестеть
( блистать, сверкать, искриться, переливаться всеми цветами радуги, светиться, сиять)
_ Чтобы логично , красиво организовать наши мысли, мы обратимся к плану.
1.Вступление. Как зима беспредельна!
2. Основная часть. Снежное покрывало
Снег на деревьях и домах
Снежные забавы
3. Заключение. Снег да снег кругом
9. Домашнее задание. Работа над черновиком сочинения