Просмотр содержимого документа
«Урок путешествие "Имя существительное" (обобщение) »
Урок русского языка во 2 классе
Составила: Чанышева Гузель Хамидовна
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
МБОУ «Лицей №2 г.Мамадыш»
Тема: Имя существительное.
Цели:обобщение знаний по теме: «Имя существительное»
Обобщить знания учащихся по теме "Имя существительное".
Развивать каллиграфические навыки учащихся, внимательность и творчество.
Воспитывать умение работать в группе, дружелюбие, взаимопомощь.
Оборудование: экран, проектор, компьютер, индивидуальные карточки и карточки для работы в парах.
Ход урока:
1.Самоопределение к деятельности.
- Здравствуйте ребята!
- Прозвенел звонок.
Начинается урок. Урок русского языка.
- Отгадайте.
Прилетели галки в поле
И уселись на снегу.
Стану я учиться в школе
Разобраться в них смогу /буквы/
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Чистописание
Загадка. Правильно. (буквы)
-На минутке чистописания мы напишем букву, которая будет следующей в данном ряду: б, в, г, д, ж, з, л, ……
-Это звонкие согласные, написанные по алфавиту, поэтому следующей должна быть буква м. Ребята, какие звуки может обозначать буква М (эм). Охарактеризуйте.
М – согласный, звонкий непарный, сонорный, твердый и мягкий. Произнесите, твердый [м], мягкий [м`].
Верно мы будем писать букву Мм, но не еще с несколькими буквами, догадайтесь. Определите последовательность букв в цепочке:
Мма Мме Ммё Мми продолжите
-Заглавная М, строчная м чередуются с гласными с начала алфавита по порядку.
Словарная работа.
-А как Вы думаете, с какой буквы будут начинаться словарные слова? Но их еще нужно отгадать.
Игра «Отгадай словечко»
-Я загадываю слова, а вы отгадайте:
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Просыпается от сна. Медведь.
-Столица нашей страны? Москва.
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Это - клён, а это - ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной! Верно, мороз.
-Какие орфограммы в этих словах? (безударные гласные непроверяемые ударением, парные согласные на конце слов) Правописание всех этих слов нужно запомнить.
- В каком из этих слов количество букв больше, чем количество звуков?
Что общего у этих слов? Из двух слогов состоят. Все слова относятся к части речи имя существительное. Сегодня мы с Вами будем путешествовать по стране имя существительное.
(Включаю аудиокассету с мелодией "Голубой вагон") Поехали!!!!!
Дети встают, повторяют за мной движения "поезда".
3 Локализация затруднения и постановка учебной задачи.
Посмотрите, чей-то домик. И сколько книг! Здесь живет волшебник. Его зовут Старик Хотаббыч.
Вы любите волшебство?
Старик Хотаббыч сегодня необычный, он умеет превращаться во все, что существует, в то, что можно увидеть, услышать или почувствовать. - -- Смотрите!
- В какие слова превратился волшебник? Что же такое имя существительное?
- Сегодня он пришел к Вам с просьбой: Найти все грамматические признаки имени существительного. Поможем? Поэтому тема сегодняшнего урока: «Грамматические признаки имени существительного». К концу урока мы должны найти решение этой проблемы.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
У Вас на столах лежат карточки, на каждой парте по карточке.
А теперь поработайте в парах, попробуйте найти существительные среди других частей речи. Подчеркните их.
Красный, отец, дерево, работает, к, учил, холодная, чашка, пила.
Проверьте работу! (по клику мышкой выводится образец выполнения работы)
- Как вы отличили имена существительные от других частей речи? (по вопросам, по значению) Может с каким-нибудь словом у Вас возникло затруднение?
Если возникнет затруднение со словом «пила»
Ребята, не все выписали слово «пила». Почему? (может обозначать не только предмет, но и действие). Вы – МОЛОДЦЫ, что заметили это.
5. Обобщение затруднения во внешней речи.
А как нам определить, кто же прав?
(доказывают точку зрения и те, и другие, в результате выясняем, что возможны оба варианта выполнения задания)
Раз мы отправляемся в путешествие с именем существительным, то нужно собрать багаж. Какие предметы вы видите на экране?
(На экране изображены предметы : шарф, галстук, платье, пальто, шапка, рубашка, мыло, майка, ремень. Эти предметы необходимо разложить по чемоданам.)
Не пойму, что за чемоданы? Муж.р., жен.р., ср.р.? Какие слова относятся к именам существительным женского рода? А какие к существительным мужского рода? А какие к существительным среднего рода?
Значит имена существительные изменяются по родам. Вот и первый грамматический признак.
Физминутка
Старик Хотаббыч играет с нами в игру «Шайба». Я буду называть слова. Если среди них вы услышите существительное, вы подпрыгните и хлопнете в ладошки над головой.
А сейчас мы попали на «Поле чудес». Нужно назвать животного на картинке. Называя слова-отгадки, объясняйте орфограммы.
(Например: В слове «крот» парный согласный на конце слова. Проверочное слово «кроты»).
В зависимости от темпа работы класса работа выполняется устно или письменно. (Мы слова записали)
После того, как названо и записано последнее слово кроссворда:
- Что общего у всех слов? (отвечают на вопрос кто?, обозначают животных)
Кто знает, как называются такие существительные?
(клик мышкой – выводится слово «одушевленные»)
Как вы понимаете это слово? (те, у кого есть душа – животные и люди)
А как можно назвать все остальные существительные? (придумывают названия – бездушные,…., неодушевленные) Скажите в каком из этих слов количество букв больше, чем количество звуков?
Дальше мы поплывем по морю.
Посмотрите каких-то 2причала появилось? Что это?
С собой в дорогу нужно взять собственные и нарицательные существительные.
К левому причалу – собственные, к правому – нарицательные.
- Как пишутся имена собственные? (с большой буквы)
- Найти имена собственные и придумать с ними одно предложение. А что Вы можете сказать о Казани? Найдите грамматическую основу. Обменяйтесь тетрадями. Проверьте друг у друга. Поставьте оценку своему соседу по парте карандашом.
- А теперь, сформулируйте правило. Какие слова относятся к собственным именам существительным? А какие к нарицательным?
Упр.59 стр.40 (устно)
Почему в одном случае Мишка с большой буквы, а в другом с маленькой?
Потому что имена собственные пишутся с большой буквы, а игрушки с маленькой.
Гимнастика для глаз Мишка решил передохнуть на лужайке. Закрыли глазки, давайте представим, что наши веки - это крылышки бабочки. Давайте попорхаем. Давайте посмотрим вдаль. Не видно ли кого или чего?
Посмотрите какие-то слова.
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Запишите слова в два столбика.
Дерево, девочка, травы, корзины, города, завод, ученик, сороки, язык, деревни.
По каким признакам вы делили слова? Почему?
Дерево травы
девочка корзины
завод города
ученик сороки
язык деревни
- Сколько предметов обозначают слова первой группы (второй группы)? В каком числе употреблены эти существительные? (1 – ед.ч., 2 – мн.ч.)
Запишите, 1 ряд первый столбик, 2 вариант второй столбик.
Обменяйтесь тетрадками. Проверьте друг у друга по образцу на экране.
Значит имена существительные изменяются по числам. Еще один грамматический признак.
7. Включение в систему знаний и повторение
Игра "Умный магнитофон"
Я читаю текст без знаков препинания, дети хлопками ставят, где надо точки. Первый ряд запоминает первое предложение, второй ряд – второе предложение, третий – третье. Есть ли еще предложение? Какой ряд точно воспроизведет четвертое предложение, является самым сильным звеном (этому ряду дарю флажок).
- Город Мамадыш расположен на горе. Это небольшой красивый город. В Мамадыше есть завод, дворец и парк. В городе дружно живут люди разных национальностей. Люди каких национальностей дружно проживают в городе Мамадыш? А дети каких национальностей учатся у нас в классе? А как Вы живете в классе? – Дружно.
Дети под диктовку записывают 4 предложение. Что это за флаг? (флаг города Мамадыш).А это что за флаг? (флаг республики Татарстан?) А это что за флаг? ( флаг России).
- Найдите в предложении имена существительные. Определите род, число, одушевленные или неодушевленные, собственные или нарицательные.
8. Рефлексия деятельности
- Закончилось наше путешествие по стране "Имя существительное". (Включаю аудиокассету с мелодией "Голубой вагон"). Дети встают и повторяют за мной движение поезда. По какой стране мы с Вами путешествовали? Что интересного вы узнали на этих уроках?
-Так какие грамматические признаки имеет имя существительное?
-Что вам запомнилось на уроке?
-Что больше всего понравилось?
-Хотели бы вы встретиться со стариком Хотаббычем ещё?
Кто считает, что он поработал на 5? Молодцы. Я согласна с Вашим решением.
Кто считает, что он поработал на 4? Молодцы. Я согласна с Вашим решением.
А теперь все поднимите правую руку и положите себе на головку.
Все Молодцы!!!
Домашнее задание:
Дома я Вам предлагаю прочитать текст о республике Татарстан.
Наша республика - Татарстан. Очень много народов живет в нашей республике. Они говорят на разных языках, у них разные обычаи. Иногда их даже по одежке можно отличить.
И все- таки эта одна дружная семья.
Найдите в нем имена существительные, выпишите их и определите род, число, одушевленные или неодушевленные, собственные или нарицательные.
А кто сможет устно попробуйте придумать продолжение текста.