kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Имя существительное. Обобщение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в виде путешествия в город под названием "Имя существительное"

Просмотр содержимого документа
«"Имя существительное. Обобщение"»

Технологическая карта урока

Программа «Школа России», предмет «Русский язык», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Тема урока: Имя существительное. Обобщение.

Тип урока: Урок усовершенствования и закрепления ЗУН: обобщающий урок.

Цель урока: обобщение, систематизация знаний детей об имени существительном;

развитие орфографической зоркости, интереса к предмету.

Задачи: повторить все признаки имени существительного;

провести индивидуальную работу;

закрепить знания об имени существительном.

Планируемые результаты:

  1. Предметные:

а) повторить все признаки имени существительного;

б) закрепить знания об имени существительном.

2. Личностные:

а) воспитывать положительное отношение ученика;

б) воспитывать готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

в) формировать учебно- познаватнльный интерес к новому материалу.

3. Метапредметные:

а) Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу; использовать речь для регуляции своего действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.

б) Познавательные: применять правила и пользоваться инструкциями; ставить, формулировать и решать проблемы; передавать информацию устным и письменным способом; развивать следующие мыслительные процессы: сравнение, обобщение, анализ.

в) Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; адекватно оценивать собственные знания.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный момент





Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.

- В некотором царстве, словесном государстве, есть страна Морфология, в которой живут части речи.

-Скажите мне, какие части речи живут в этой стране?



- В гостях у какой части речи вы были на предыдущих уроках русского языка.





Проверяют готовность к уроку.












- Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол.





- У имени существительного.

Личностные УУД:

самоорганизация.


Регулятивные УУД:

способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке





  1. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня мы отправимся в необыкновенное путешествие, в город, под названием «Имя существительное», будем повторять и закреплять знания об этой части речи.

- Итак, в путь. Открываем тетради, записываем число, классная работа. (Сегодня 6 марта).

- А в начале пути -Аукцион: кто запишет больше имен существительных из стихотворения. Сначала я его вам прочитаю. Слушайте внимательно:

Часть речи существительное

Очень удивительное.

Ночь, звезды, луна, закат и рассвет

Ничего на свете прекраснее нет.

Мама, Родина, земля

Самые главные на свете слова.


- А теперь я читаю вам стихотворение ещё раз, и вы будете выписать имена существительные и обозначать орфограммы.. Будьте очень внимательны. Готовы?

(Учитель второй раз читает стихотворение, очень медленно, делая паузы в конце строки, смотрит на класс и ждёт когда дети поднимут головы (это знак, что дети выписали слова.))

- А теперь поднимите руке, кто готов прочитать выписанные слова.

(Учитель выбирает ребёнка.)




- Кто согласен/не согласен?

(Если ребёнок выписал не все слова, учитель спрашивает другого ребёнка, и тот дочитывает пропущенные слова.)

- (Слайд 2). Верно, все записанные вами слова на доске. Объясните написание орфограмм.











- Хорошо. А теперь докажите, что выписанные слова – имена существительные.






Открывают тетради, записывают число

(6 марта), и классная работа.















- Да

Записывают слова.






Поднимают руки.

Читает слова, которые записал:

Часть, речи, существительное, ночь, звёзды, луна, закат, рассвет, насвете, мама, Родина, земля, слова. (13 слов)

Отвечают.






- «Ночь» - на конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак.

«Закат» - приставка –за.

«Рассвет» - приставка –рас, корень –свет.

«Родина» - имя собственное.

«Земля» - безударная проверяемая гласная в корне слова.

«Слова» - безударная проверяемая гласная в корне слова.


- Они все отвечают на вопросы «кто?» или «что?» и обозначают предмет. Слово «мама» – отвечает на вопрос «кто?», остальные слова - на вопрос «что?».

Регулятивные:

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.



Коммуникативные:

- адекватно оценивать собственные знания.


  1. Воспроизведение изученного материала

Минутка каллиграфии:

- Аукцион закрыт, и мы отправляемся дальше.

- Ребята, отгадайте загадку и скажите, на чем мы будем с вами путешествовать?

Что за чудо - жёлтый дом!

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

- Правильно (Слайд 3).

- А автобус у нас необычный- сказочный.

Чтобы наш автобус завелся, мы должны записать строчку каллиграфии, внимание на доску (Слайд 4):

Аааваалаавл ассо автобус


- Назовите орфограммы в слове «автобус». Можно ли их проверить?




- Верно. Мы сели в автобус. Что требуется нам приобрести?

- А билеты у нас словарные.

- Давайте устно выполним задание. Вставьте буквы в слова, которые записаны на доске. (Слайд 5):

Шоссе, солома, чувство,

метель, кровать, ветер,

рисунок, восток.

(По очереди спрашивает детей.)

- Какая буква пропущена в слове?

- Почему ты вставил именно букву «О»?


- Верно. Какую буквы вы вставили в слова «солома, чувство…»

-Что объединяет все эти слова?


- Давайте вспомним, что же называется именем существительным?


- На какие группы можно разделить все имена существительные?


- Молодцы, мы приобрели билеты! Отправляемся в путь!

















- Это автобус.











Пишут в тетради с доски



- В этом слове пишем безударную гласную «А», парную согласную «В», Это надо запомнить. Парную согласную на конце слова «С» - её можно проверить «автобусы».



- Нам надо купить билет

















- Буква «О».

- Потому что это словарное слово, его надо запомнить.



Отвечают.

- Все слова словарные, все они - имена существительные.

- Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос «кто?» или «что?».



- Одушевленные – «кто?»

и неодушевленные – «что?».




Познавательные:

- ставить, формулировать и решать проблемы;


Регулятивные:

- формировать и удерживать учебную задачу;


  1. Повторение и систематизация

1. Вот мы на 1 остановке под названием - «Угадай-ка»:(Слайд 6)


- Так как город у нас волшебный, вы тоже станете немного волшебниками (Слайд 7).

- Превратите записанные на экране неодушевленные имена существительные в одушевленные однокоренные и запишите их в тетрадь:

Волшебство - …,

сказка - …,

царство-….


- Какие слова вы записали?

- Верно. Почему эти слова однокоренные?

- Выделите корень.

- Какой корень вы выделили с эти словах?

- Почему?

- Отлично. Едем дальше.


2. Следующая остановка - «Повторяй-ка»:(Слайд 8)


- Какие еще группы имени существительного вы знаете?

- Чем они отличаются друг от друга? Как пишутся?





- (Слайд 9) Подберите и запишите к нарицательным именам существительным - собственные, относящиеся к нашей местности:

река …

деревня…

- Какие имена собственные вы записали?

- Как пишутся имена собственные?

- Я тоже записала свои варианты нарицательных имён существительных.(Кликает на мышку.) Обратите вниманиена орфограммы в данных словах.

- (Слайд 10). Составьте предложения с данными словосочетаниями:

1ряд – со словосочетанием «река Анга»;

2ряд–со словосочетанием «деревня Куреть»;


(Спрашивает любых учеников.)

- Какое предложение ты записал?

- А теперь разберите своё предложение по членам и обозначьте части речи.



- Прочитайте и объясните.










- Молодцы. Итак, мы повторили второй признак имен существительных, это какой признак? (Слайд 11).



3.Следующая остановка - «Закрепляй-ка»:

(Слайд 12)


- (Слайд 13) Спишите слова, распределяя их на три столбика.

- По одному человеку с каждого ряда к доске, остальные в тетради:

Собака, альбом,гнездо, лестница, заяц, животное, тарелка, медведь, солнце.


- Почему вы таким образом распределили слова?



- Вы правильно справились с этим заданием.

(Читает стих):

Женский род запомню я

И скажу: «Она – моя».

Я запомню род мужской

И опять скажу: «Он – мой».

Средний род: «Оно - моё» –

Это правило - твое!


- (Слайд 14) Вот и 3 признак- род имен существительных.


4. А у нас остановка - «Отдыхай-ка»:

(Слайд 15)


Физминутка.

Вот высокая сосна –

К небу тянется она,

Над поляной дуб старинный

Ветви в стороны раскинул.

Хорошо гулять по лесу,

Но учиться интересней.


5. Следующая остановка «Изменяй-ка»:

(Слайд 16)


- Ребята, а как еще изменяется имя существительное?

- Правильно. (Слайд 17). Измените данные имена существительные по числам и запишите их в тетрадь:

-коты

цветок-…

-птицы

туча-…

- Какие слова вы записали?

- Какой следующий признак имен существительных мы повторили?

(Слайд 18).


6. Следующая остановка –«Подумай-ка»:

(Слайд 19)


- Пока вы работали, кто-то забежал к нам в автобус. Кто же это?

(читает стихотворение)

«У норы добычи ждет

Притаившись, серый кот.

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от кота,

А теперь и за версту

Не приблизится к коту.

Крыса старая – и та,

Видя грозного кота,

Удерет в нору под дом,

Чтоб не встретится с котом.

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о коте!»

-Формы какого одного и того же слова вы услышали?

-Охарактеризуйте существительное кот.(Одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное, в форме единственного или множественного числа какого рода.)

- (Слайд 20) Назовите из стихотворения словосочетания со словом кот.

- А кот, какое животное?

- Как надо относиться к домашним животным?


- Верно. Скажите, как изменялось слово «кот» в стихотворении?

- Изменение слов по падежам называется …

- Задайте вопрос к слову «кот» и определите его падеж в стихотворении.







- Так как ещё изменяются имена существительные? (Слайд21).


7. Далее остановка-«Волшебная книжка»:

(Слайд 22).


- Откройте учебники на странице 62-ой и в окошке «Проверь себя» найдите задание под номером 4. Давайте выполним его самостоятельно в тетради. Вам нужно выписать из данного предложения словосочетание с именем существительным в винительном падеже.

- На какие вопросы отвечает Винительный падеж? (Кого?Что?).

- Верно. Найдите это словосочетание и выпишите в тетрадь:

3

3


Узкая дорожка шла через поле к реке.


- Посмотрите, в предложении над словами «дорожка» и «поле» написана цифра 3. Что она обозначает?


- Верно. Давайте их разберём. (Слайд 23) На доске схема и образец разбора. Два человека к доске – 1 разбирает слово «дорожка», другой – слово «поле», остальные оба слова – в тетради.

- Объясните.











Записывают в тетрадь:

- (волшебник)

(сказочник)

(царь)


- Волшебник, сказочник, царь.

- В словах одинаковый корень.

- Выделяют корень.

- Корень «волшеб», «сказ», «цар».

Объясняют.







- Нарицательные и собственные.


- Собственные пишутся с заглавной буквы, это - имена, отчества, фамилии, клички животных, города…Нарицательные пишутся с маленькой буквы, это – все остальные слова.






- Пишут свои варианты в тетради.


Читают свои варианты.

- С заглавной буквы.





Составляют предложения самостоятельно в тетради.


Читают свои предложения.


Подчёркивают главные члены предложения и обозначают части речи.


Один ученик читает своё предложение.

(Допустим:Я живу в деревне Куреть. (Я – отвечает на вопрос «Кто?», это подлежащее, подчеркиваем 1й чертой, выражено местоимением;Живу – я «Что делаю?» - это сказуемое, подчёркиваем 2-мя чертами выражено глаголом. В деревне – отвечает на вопрос «где?», это второстепенный член предложения…..)



- Нарицательные и собственные имена существительные.








Выходят к доске, пишут:

Собака, лестница, тарелка.

Альбом, заяц, медведь.

Гнездо, животное, солнце.


- Существительные имеют род: женский, мужской и средний. Чтобы определить род имени существительного, надо…




























- По числам.




кот

цветы

птица

тучи

Отвечают.


- Это число имен существительных.






















- Слова «Кот».

- Одушевлённое, нарицательное, в единственном числе, мужского рода.





- Называют словосочетания.

- Домашнее.


- За ними нужно ухаживать, их нужно любить, кормить…


- По падежам.

- Склонением.


- Ждет «кто?» кот – И.п.

Вырываясь «от кого?» от кота – Р.п.

Не приблизится «к кому?» к коту – Д. п.

Видя «кого?» кота – В. п.

Не встретиться «с кем?» с котом – Т. п.

Вспоминает «о ком?» о коте –П. п.



- По падежам.







Открывают учебники.






- На вопросы «Кого?», «Что?».


Выписывают словосочетание «Через поле».





- Что это слово нужно разобрать, как часть речи.




Выходят к доске и разбирают слова как часть речи.

Объясняют.

Познавательные:

- применять правила и пользоваться инструкциями;

- ставить, формулировать и решать проблемы;

- передавать информацию устным и письменным способом.


Коммуникативные:

- адекватно оценивать собственные знания;

- обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Регулятивные:

- формировать и удерживать учебную задачу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.

5. Практическая работа

8.Остановка - «Давайте подумаем»:

(Слайд 24).



-Сейчас вам придется задуматься- мы проведем индивидуальную работу:

- Вам нужно будет записать слова в 2 столбика.Слова на доске (Слайд 25).

- Обратитевнимание, что я во всех словах в конце поставила вопросительный знак. На какие две группы и по какому признаку поделим слова?

Молодежь, гараж, борщ, печь, камыш, тишь, помощь, роскошь, ключ.



- Кто выполнит, сели ровно, чтобы я видела, что ты закончили. Приступайте.

- Давайте проверим, правильно ли вы выполнили. Прочитайте слова 1 (2) столбика, объясните свой выбор.









- Молодцы. Посмотрите, у меня тоже так (Слайд 26).



9. Остановка- «Задание – тест»:

(Слайд 27).



(Раздаёт карточки с таблицами.) (Приложение)

- Подпишите карточки над табличкой. Сейчас вы индивидуально определите, в каких словосочетаниях существительное употреблено в Предложном падеже. Если слово в Предложном падеже – обведите слово «да» – если другие, то обведите «нет».

1.

нырнул в воду

да

нет

2.

играют в воде

да

нет

3.

на морском берегу

да

нет

4.

привез на берег

да

нет

5.

скользят по воде

да

нет

6.

в морской пучине

да

нет

7.

жить на острове

да

нет



-Выполнили? А теперь посмотрите, на доске правильные ответы (Слайд 28) – давайте себя проверим.

- Поднимите руки, у кого ни одной ошибки.

- Поднимите руки, у кого одна ошибка…

- Давайте выставим сами себе оценки внизу на этом листочке, глядя на доску (Слайд 29).

(0 ошибок – 5; 1-2 ошибки – 4; 3-5 ошибок – 3; 6-7 ошибок – 2).

(Собирает карточки)











- 1 группа – с мягким знаком на конце после шипящих у существительных женского рода, 2 группа– без мягкого знака у существительных мужского рода.


Делят слова на группы.



- На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак, на конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.














Выполняют самостоятельно.

- нет (Винительный)

- да (Предложный)

- да (Предложный)

- нет (Винительный)

- да (Предложный)

- да (Предложный)

- да (Предложный)

- Сравнивают ответы




- Поднимают руки.

- Поднимают руки.


Выставляют себе оценки.


6. Итог урока. Рефлексия.

10. Последняя остановка – «Итог урока»:

(Слайд 30).

- Что мы сегодня повторили на уроке?




- На какие вопросы отвечает имя существительное?

- Что обозначает имя существительное?

- Что обозначают одушевлённые имена существительные и на какой вопрос они отвечают?


- Как пишутся имена собственные?

- Почему?


- В каком числе имя существительное изменяется по родам?

- На концекаких существительных после шипящих пишется мягкий знак?


- Что называется склонением?


- Сколько падежей в русском языке?

- Назовите падежи и их вопросы.





- Мы повторили род имён существительных, что они изменяются по числам, падежам, что они бывают собственные и нарицательные…



- На вопросы «кто?» «что?».

- Предмет.





- Они обозначают людей и животных. Отвечают на вопрос «кто?».

- С большой буквы.

- Потому что это имена людей. Клички животных…



- В единственном числе.


- На конце существительных женского рода.

- Изменение имени существительного по падежам.

- 6 падежей.

- И. п. – «Кто? Что?»

Р. п. – «Кого? Чего?»

Д. п. – «Кому? Чему?»

В. п. – «Кого? Что?»

Т. п. «Кем? Чем?»

П. п. – «О ком? О чем?»

Регулятивные:

- формировать и удерживать учебную задачу.


Познавательные:

- передавать информацию устным и письменным способом.


7. Домашнее задание

- Составьте дома рассказ о том, что вы знаете об имени существительном. Начать рассказ можно так, внимание на доску (Слайд 31).Имя существительное – это… и пишите всё, что вы о нём знаете.

- В тетради запишите «Домашняя работа» и спишите эту строчку.

- Спасибо за урок, можете отдыхать.







- Записывают в тетрадь.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Имя существительное. Обобщение"

Автор: Поворозная Татьяна Михайловна

Дата: 21.01.2020

Номер свидетельства: 536786

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "разработка урока русского языка " Имя существительное. Обобщение" "
    ["seo_title"] => string(75) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-imia-sushchiestvitiel-noie-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "142775"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418364664"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Презентация для урока русского языка " Имя существительное.Обобщение" "
    ["seo_title"] => string(85) "priezientatsiia-dlia-uroka-russkogho-iazyka-imia-sushchiestvitiel-noie-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "142777"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418364856"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Имя существительное.Обобщение.Урок-игра "Счастливый случай" "
    ["seo_title"] => string(72) "imia-sushchiestvitiel-noie-obobshchieniie-urok-ighra-schastlivyi-sluchai"
    ["file_id"] => string(6) "224797"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439154502"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) ""Имя существительное.Обобщение.""
    ["seo_title"] => string(38) "imiasushchiestvitielnoieobobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "308842"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458671758"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Имя существительное , обобщение. Вода в природе."
    ["seo_title"] => string(51) "imiasushchiestvitielnoieobobshchieniievodavprirodie"
    ["file_id"] => string(6) "330331"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1464198608"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства