Сообщение темы и цели урока | - Сегодня мы отправимся в необыкновенное путешествие, в город, под названием «Имя существительное», будем повторять и закреплять знания об этой части речи. - Итак, в путь. Открываем тетради, записываем число, классная работа. (Сегодня 6 марта). - А в начале пути -Аукцион: кто запишет больше имен существительных из стихотворения. Сначала я его вам прочитаю. Слушайте внимательно: Часть речи существительное Очень удивительное. Ночь, звезды, луна, закат и рассвет – Ничего на свете прекраснее нет. Мама, Родина, земля – Самые главные на свете слова. - А теперь я читаю вам стихотворение ещё раз, и вы будете выписать имена существительные и обозначать орфограммы.. Будьте очень внимательны. Готовы? (Учитель второй раз читает стихотворение, очень медленно, делая паузы в конце строки, смотрит на класс и ждёт когда дети поднимут головы (это знак, что дети выписали слова.)) - А теперь поднимите руке, кто готов прочитать выписанные слова. (Учитель выбирает ребёнка.) - Кто согласен/не согласен? (Если ребёнок выписал не все слова, учитель спрашивает другого ребёнка, и тот дочитывает пропущенные слова.) - (Слайд 2). Верно, все записанные вами слова на доске. Объясните написание орфограмм. - Хорошо. А теперь докажите, что выписанные слова – имена существительные. | Открывают тетради, записывают число (6 марта), и классная работа. - Да Записывают слова. Поднимают руки. Читает слова, которые записал: Часть, речи, существительное, ночь, звёзды, луна, закат, рассвет, насвете, мама, Родина, земля, слова. (13 слов) Отвечают. - «Ночь» - на конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак. «Закат» - приставка –за. «Рассвет» - приставка –рас, корень –свет. «Родина» - имя собственное. «Земля» - безударная проверяемая гласная в корне слова. «Слова» - безударная проверяемая гласная в корне слова. - Они все отвечают на вопросы «кто?» или «что?» и обозначают предмет. Слово «мама» – отвечает на вопрос «кто?», остальные слова - на вопрос «что?». | Регулятивные: - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения. Коммуникативные: - адекватно оценивать собственные знания. |
Воспроизведение изученного материала | Минутка каллиграфии: - Аукцион закрыт, и мы отправляемся дальше. - Ребята, отгадайте загадку и скажите, на чем мы будем с вами путешествовать? Что за чудо - жёлтый дом! Ребятишек много в нем. Носит обувь из резины И питается бензином. - Правильно (Слайд 3). - А автобус у нас необычный- сказочный. Чтобы наш автобус завелся, мы должны записать строчку каллиграфии, внимание на доску (Слайд 4): Аааваалаавл ассо автобус - Назовите орфограммы в слове «автобус». Можно ли их проверить? - Верно. Мы сели в автобус. Что требуется нам приобрести? - А билеты у нас словарные. - Давайте устно выполним задание. Вставьте буквы в слова, которые записаны на доске. (Слайд 5): Шоссе, солома, чувство, метель, кровать, ветер, рисунок, восток. (По очереди спрашивает детей.) - Какая буква пропущена в слове? - Почему ты вставил именно букву «О»? - Верно. Какую буквы вы вставили в слова «солома, чувство…» -Что объединяет все эти слова? - Давайте вспомним, что же называется именем существительным? - На какие группы можно разделить все имена существительные? - Молодцы, мы приобрели билеты! Отправляемся в путь! | - Это автобус. Пишут в тетради с доски - В этом слове пишем безударную гласную «А», парную согласную «В», Это надо запомнить. Парную согласную на конце слова «С» - её можно проверить «автобусы». - Нам надо купить билет - Буква «О». - Потому что это словарное слово, его надо запомнить. Отвечают. - Все слова словарные, все они - имена существительные. - Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос «кто?» или «что?». - Одушевленные – «кто?» и неодушевленные – «что?». | Познавательные: - ставить, формулировать и решать проблемы; Регулятивные: - формировать и удерживать учебную задачу; |
Повторение и систематизация | 1. Вот мы на 1 остановке под названием - «Угадай-ка»:(Слайд 6) - Так как город у нас волшебный, вы тоже станете немного волшебниками (Слайд 7). - Превратите записанные на экране неодушевленные имена существительные в одушевленные однокоренные и запишите их в тетрадь: Волшебство - …, сказка - …, царство-…. - Какие слова вы записали? - Верно. Почему эти слова однокоренные? - Выделите корень. - Какой корень вы выделили с эти словах? - Почему? - Отлично. Едем дальше. 2. Следующая остановка - «Повторяй-ка»:(Слайд 8) - Какие еще группы имени существительного вы знаете? - Чем они отличаются друг от друга? Как пишутся? - (Слайд 9) Подберите и запишите к нарицательным именам существительным - собственные, относящиеся к нашей местности: река … деревня… - Какие имена собственные вы записали? - Как пишутся имена собственные? - Я тоже записала свои варианты нарицательных имён существительных.(Кликает на мышку.) Обратите вниманиена орфограммы в данных словах. - (Слайд 10). Составьте предложения с данными словосочетаниями: 1ряд – со словосочетанием «река Анга»; 2ряд–со словосочетанием «деревня Куреть»; (Спрашивает любых учеников.) - Какое предложение ты записал? - А теперь разберите своё предложение по членам и обозначьте части речи. - Прочитайте и объясните. - Молодцы. Итак, мы повторили второй признак имен существительных, это какой признак? (Слайд 11). 3.Следующая остановка - «Закрепляй-ка»: (Слайд 12) - (Слайд 13) Спишите слова, распределяя их на три столбика. - По одному человеку с каждого ряда к доске, остальные в тетради: Собака, альбом,гнездо, лестница, заяц, животное, тарелка, медведь, солнце. - Почему вы таким образом распределили слова? - Вы правильно справились с этим заданием. (Читает стих): Женский род запомню я И скажу: «Она – моя». Я запомню род мужской И опять скажу: «Он – мой». Средний род: «Оно - моё» – Это правило - твое! - (Слайд 14) Вот и 3 признак- род имен существительных. 4. А у нас остановка - «Отдыхай-ка»: (Слайд 15) Физминутка. Вот высокая сосна – К небу тянется она, Над поляной дуб старинный Ветви в стороны раскинул. Хорошо гулять по лесу, Но учиться интересней. 5. Следующая остановка «Изменяй-ка»: (Слайд 16) - Ребята, а как еще изменяется имя существительное? - Правильно. (Слайд 17). Измените данные имена существительные по числам и запишите их в тетрадь: …-коты цветок-… …-птицы туча-… - Какие слова вы записали? - Какой следующий признак имен существительных мы повторили? (Слайд 18). 6. Следующая остановка –«Подумай-ка»: (Слайд 19) - Пока вы работали, кто-то забежал к нам в автобус. Кто же это? (читает стихотворение) «У норы добычи ждет Притаившись, серый кот. Мышь осталась без хвоста, Вырываясь от кота, А теперь и за версту Не приблизится к коту. Крыса старая – и та, Видя грозного кота, Удерет в нору под дом, Чтоб не встретится с котом. Там дрожит и в темноте Вспоминает о коте!» -Формы какого одного и того же слова вы услышали? -Охарактеризуйте существительное кот.(Одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное, в форме единственного или множественного числа какого рода.) - (Слайд 20) Назовите из стихотворения словосочетания со словом кот. - А кот, какое животное? - Как надо относиться к домашним животным? - Верно. Скажите, как изменялось слово «кот» в стихотворении? - Изменение слов по падежам называется … - Задайте вопрос к слову «кот» и определите его падеж в стихотворении. - Так как ещё изменяются имена существительные? (Слайд21). 7. Далее остановка-«Волшебная книжка»: (Слайд 22). - Откройте учебники на странице 62-ой и в окошке «Проверь себя» найдите задание под номером 4. Давайте выполним его самостоятельно в тетради. Вам нужно выписать из данного предложения словосочетание с именем существительным в винительном падеже. - На какие вопросы отвечает Винительный падеж? (Кого?Что?). - Верно. Найдите это словосочетание и выпишите в тетрадь: 3 3 Узкая дорожка шла через поле к реке. - Посмотрите, в предложении над словами «дорожка» и «поле» написана цифра 3. Что она обозначает? - Верно. Давайте их разберём. (Слайд 23) На доске схема и образец разбора. Два человека к доске – 1 разбирает слово «дорожка», другой – слово «поле», остальные оба слова – в тетради. - Объясните. | Записывают в тетрадь: - (волшебник) (сказочник) (царь) - Волшебник, сказочник, царь. - В словах одинаковый корень. - Выделяют корень. - Корень «волшеб», «сказ», «цар». Объясняют. - Нарицательные и собственные. - Собственные пишутся с заглавной буквы, это - имена, отчества, фамилии, клички животных, города…Нарицательные пишутся с маленькой буквы, это – все остальные слова. - Пишут свои варианты в тетради. Читают свои варианты. - С заглавной буквы. Составляют предложения самостоятельно в тетради. Читают свои предложения. Подчёркивают главные члены предложения и обозначают части речи. Один ученик читает своё предложение. (Допустим:Я живу в деревне Куреть. (Я – отвечает на вопрос «Кто?», это подлежащее, подчеркиваем 1й чертой, выражено местоимением;Живу – я «Что делаю?» - это сказуемое, подчёркиваем 2-мя чертами выражено глаголом. В деревне – отвечает на вопрос «где?», это второстепенный член предложения…..) - Нарицательные и собственные имена существительные. Выходят к доске, пишут: Собака, лестница, тарелка. Альбом, заяц, медведь. Гнездо, животное, солнце. - Существительные имеют род: женский, мужской и средний. Чтобы определить род имени существительного, надо… - По числам. кот цветы птица тучи Отвечают. - Это число имен существительных. - Слова «Кот». - Одушевлённое, нарицательное, в единственном числе, мужского рода. - Называют словосочетания. - Домашнее. - За ними нужно ухаживать, их нужно любить, кормить… - По падежам. - Склонением. - Ждет «кто?» кот – И.п. Вырываясь «от кого?» от кота – Р.п. Не приблизится «к кому?» к коту – Д. п. Видя «кого?» кота – В. п. Не встретиться «с кем?» с котом – Т. п. Вспоминает «о ком?» о коте –П. п. - По падежам. Открывают учебники. - На вопросы «Кого?», «Что?». Выписывают словосочетание «Через поле». - Что это слово нужно разобрать, как часть речи. Выходят к доске и разбирают слова как часть речи. Объясняют. | Познавательные: - применять правила и пользоваться инструкциями; - ставить, формулировать и решать проблемы; - передавать информацию устным и письменным способом. Коммуникативные: - адекватно оценивать собственные знания; - обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Регулятивные: - формировать и удерживать учебную задачу; - использовать речь для регуляции своего действия; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения. |
5. Практическая работа | 8.Остановка - «Давайте подумаем»: (Слайд 24). -Сейчас вам придется задуматься- мы проведем индивидуальную работу: - Вам нужно будет записать слова в 2 столбика.Слова на доске (Слайд 25). - Обратитевнимание, что я во всех словах в конце поставила вопросительный знак. На какие две группы и по какому признаку поделим слова? Молодежь, гараж, борщ, печь, камыш, тишь, помощь, роскошь, ключ. - Кто выполнит, сели ровно, чтобы я видела, что ты закончили. Приступайте. - Давайте проверим, правильно ли вы выполнили. Прочитайте слова 1 (2) столбика, объясните свой выбор. - Молодцы. Посмотрите, у меня тоже так (Слайд 26). 9. Остановка- «Задание – тест»: (Слайд 27). (Раздаёт карточки с таблицами.) (Приложение) - Подпишите карточки над табличкой. Сейчас вы индивидуально определите, в каких словосочетаниях существительное употреблено в Предложном падеже. Если слово в Предложном падеже – обведите слово «да» – если другие, то обведите «нет». 1. | нырнул в воду | да | нет | 2. | играют в воде | да | нет | 3. | на морском берегу | да | нет | 4. | привез на берег | да | нет | 5. | скользят по воде | да | нет | 6. | в морской пучине | да | нет | 7. | жить на острове | да | нет | -Выполнили? А теперь посмотрите, на доске правильные ответы (Слайд 28) – давайте себя проверим. - Поднимите руки, у кого ни одной ошибки. - Поднимите руки, у кого одна ошибка… - Давайте выставим сами себе оценки внизу на этом листочке, глядя на доску (Слайд 29). (0 ошибок – 5; 1-2 ошибки – 4; 3-5 ошибок – 3; 6-7 ошибок – 2). (Собирает карточки) | - 1 группа – с мягким знаком на конце после шипящих у существительных женского рода, 2 группа– без мягкого знака у существительных мужского рода. Делят слова на группы. - На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак, на конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется. Выполняют самостоятельно. - нет (Винительный) - да (Предложный) - да (Предложный) - нет (Винительный) - да (Предложный) - да (Предложный) - да (Предложный) - Сравнивают ответы - Поднимают руки. - Поднимают руки. Выставляют себе оценки. | |