kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Имя существительное. Обобщение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в виде путешествия в город под названием "Имя существительное"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Имя существительное. Обобщение"»

Технологическая карта урока

Программа «Школа России», предмет «Русский язык», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Тема урока: Имя существительное. Обобщение.

Тип урока: Урок усовершенствования и закрепления ЗУН: обобщающий урок.

Цель урока: обобщение, систематизация знаний детей об имени существительном;

развитие орфографической зоркости, интереса к предмету.

Задачи: повторить все признаки имени существительного;

провести индивидуальную работу;

закрепить знания об имени существительном.

Планируемые результаты:

  1. Предметные:

а) повторить все признаки имени существительного;

б) закрепить знания об имени существительном.

2. Личностные:

а) воспитывать положительное отношение ученика;

б) воспитывать готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

в) формировать учебно- познаватнльный интерес к новому материалу.

3. Метапредметные:

а) Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу; использовать речь для регуляции своего действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.

б) Познавательные: применять правила и пользоваться инструкциями; ставить, формулировать и решать проблемы; передавать информацию устным и письменным способом; развивать следующие мыслительные процессы: сравнение, обобщение, анализ.

в) Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; адекватно оценивать собственные знания.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный момент





Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.

- В некотором царстве, словесном государстве, есть страна Морфология, в которой живут части речи.

-Скажите мне, какие части речи живут в этой стране?



- В гостях у какой части речи вы были на предыдущих уроках русского языка.





Проверяют готовность к уроку.












- Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол.





- У имени существительного.

Личностные УУД:

самоорганизация.


Регулятивные УУД:

способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке





  1. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня мы отправимся в необыкновенное путешествие, в город, под названием «Имя существительное», будем повторять и закреплять знания об этой части речи.

- Итак, в путь. Открываем тетради, записываем число, классная работа. (Сегодня 6 марта).

- А в начале пути -Аукцион: кто запишет больше имен существительных из стихотворения. Сначала я его вам прочитаю. Слушайте внимательно:

Часть речи существительное

Очень удивительное.

Ночь, звезды, луна, закат и рассвет

Ничего на свете прекраснее нет.

Мама, Родина, земля

Самые главные на свете слова.


- А теперь я читаю вам стихотворение ещё раз, и вы будете выписать имена существительные и обозначать орфограммы.. Будьте очень внимательны. Готовы?

(Учитель второй раз читает стихотворение, очень медленно, делая паузы в конце строки, смотрит на класс и ждёт когда дети поднимут головы (это знак, что дети выписали слова.))

- А теперь поднимите руке, кто готов прочитать выписанные слова.

(Учитель выбирает ребёнка.)




- Кто согласен/не согласен?

(Если ребёнок выписал не все слова, учитель спрашивает другого ребёнка, и тот дочитывает пропущенные слова.)

- (Слайд 2). Верно, все записанные вами слова на доске. Объясните написание орфограмм.











- Хорошо. А теперь докажите, что выписанные слова – имена существительные.






Открывают тетради, записывают число

(6 марта), и классная работа.















- Да

Записывают слова.






Поднимают руки.

Читает слова, которые записал:

Часть, речи, существительное, ночь, звёзды, луна, закат, рассвет, насвете, мама, Родина, земля, слова. (13 слов)

Отвечают.






- «Ночь» - на конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак.

«Закат» - приставка –за.

«Рассвет» - приставка –рас, корень –свет.

«Родина» - имя собственное.

«Земля» - безударная проверяемая гласная в корне слова.

«Слова» - безударная проверяемая гласная в корне слова.


- Они все отвечают на вопросы «кто?» или «что?» и обозначают предмет. Слово «мама» – отвечает на вопрос «кто?», остальные слова - на вопрос «что?».

Регулятивные:

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.



Коммуникативные:

- адекватно оценивать собственные знания.


  1. Воспроизведение изученного материала

Минутка каллиграфии:

- Аукцион закрыт, и мы отправляемся дальше.

- Ребята, отгадайте загадку и скажите, на чем мы будем с вами путешествовать?

Что за чудо - жёлтый дом!

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

- Правильно (Слайд 3).

- А автобус у нас необычный- сказочный.

Чтобы наш автобус завелся, мы должны записать строчку каллиграфии, внимание на доску (Слайд 4):

Аааваалаавл ассо автобус


- Назовите орфограммы в слове «автобус». Можно ли их проверить?




- Верно. Мы сели в автобус. Что требуется нам приобрести?

- А билеты у нас словарные.

- Давайте устно выполним задание. Вставьте буквы в слова, которые записаны на доске. (Слайд 5):

Шоссе, солома, чувство,

метель, кровать, ветер,

рисунок, восток.

(По очереди спрашивает детей.)

- Какая буква пропущена в слове?

- Почему ты вставил именно букву «О»?


- Верно. Какую буквы вы вставили в слова «солома, чувство…»

-Что объединяет все эти слова?


- Давайте вспомним, что же называется именем существительным?


- На какие группы можно разделить все имена существительные?


- Молодцы, мы приобрели билеты! Отправляемся в путь!

















- Это автобус.











Пишут в тетради с доски



- В этом слове пишем безударную гласную «А», парную согласную «В», Это надо запомнить. Парную согласную на конце слова «С» - её можно проверить «автобусы».



- Нам надо купить билет

















- Буква «О».

- Потому что это словарное слово, его надо запомнить.



Отвечают.

- Все слова словарные, все они - имена существительные.

- Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос «кто?» или «что?».



- Одушевленные – «кто?»

и неодушевленные – «что?».




Познавательные:

- ставить, формулировать и решать проблемы;


Регулятивные:

- формировать и удерживать учебную задачу;


  1. Повторение и систематизация

1. Вот мы на 1 остановке под названием - «Угадай-ка»:(Слайд 6)


- Так как город у нас волшебный, вы тоже станете немного волшебниками (Слайд 7).

- Превратите записанные на экране неодушевленные имена существительные в одушевленные однокоренные и запишите их в тетрадь:

Волшебство - …,

сказка - …,

царство-….


- Какие слова вы записали?

- Верно. Почему эти слова однокоренные?

- Выделите корень.

- Какой корень вы выделили с эти словах?

- Почему?

- Отлично. Едем дальше.


2. Следующая остановка - «Повторяй-ка»:(Слайд 8)


- Какие еще группы имени существительного вы знаете?

- Чем они отличаются друг от друга? Как пишутся?





- (Слайд 9) Подберите и запишите к нарицательным именам существительным - собственные, относящиеся к нашей местности:

река …

деревня…

- Какие имена собственные вы записали?

- Как пишутся имена собственные?

- Я тоже записала свои варианты нарицательных имён существительных.(Кликает на мышку.) Обратите вниманиена орфограммы в данных словах.

- (Слайд 10). Составьте предложения с данными словосочетаниями:

1ряд – со словосочетанием «река Анга»;

2ряд–со словосочетанием «деревня Куреть»;


(Спрашивает любых учеников.)

- Какое предложение ты записал?

- А теперь разберите своё предложение по членам и обозначьте части речи.



- Прочитайте и объясните.










- Молодцы. Итак, мы повторили второй признак имен существительных, это какой признак? (Слайд 11).



3.Следующая остановка - «Закрепляй-ка»:

(Слайд 12)


- (Слайд 13) Спишите слова, распределяя их на три столбика.

- По одному человеку с каждого ряда к доске, остальные в тетради:

Собака, альбом,гнездо, лестница, заяц, животное, тарелка, медведь, солнце.


- Почему вы таким образом распределили слова?



- Вы правильно справились с этим заданием.

(Читает стих):

Женский род запомню я

И скажу: «Она – моя».

Я запомню род мужской

И опять скажу: «Он – мой».

Средний род: «Оно - моё» –

Это правило - твое!


- (Слайд 14) Вот и 3 признак- род имен существительных.


4. А у нас остановка - «Отдыхай-ка»:

(Слайд 15)


Физминутка.

Вот высокая сосна –

К небу тянется она,

Над поляной дуб старинный

Ветви в стороны раскинул.

Хорошо гулять по лесу,

Но учиться интересней.


5. Следующая остановка «Изменяй-ка»:

(Слайд 16)


- Ребята, а как еще изменяется имя существительное?

- Правильно. (Слайд 17). Измените данные имена существительные по числам и запишите их в тетрадь:

-коты

цветок-…

-птицы

туча-…

- Какие слова вы записали?

- Какой следующий признак имен существительных мы повторили?

(Слайд 18).


6. Следующая остановка –«Подумай-ка»:

(Слайд 19)


- Пока вы работали, кто-то забежал к нам в автобус. Кто же это?

(читает стихотворение)

«У норы добычи ждет

Притаившись, серый кот.

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от кота,

А теперь и за версту

Не приблизится к коту.

Крыса старая – и та,

Видя грозного кота,

Удерет в нору под дом,

Чтоб не встретится с котом.

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о коте!»

-Формы какого одного и того же слова вы услышали?

-Охарактеризуйте существительное кот.(Одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное, в форме единственного или множественного числа какого рода.)

- (Слайд 20) Назовите из стихотворения словосочетания со словом кот.

- А кот, какое животное?

- Как надо относиться к домашним животным?


- Верно. Скажите, как изменялось слово «кот» в стихотворении?

- Изменение слов по падежам называется …

- Задайте вопрос к слову «кот» и определите его падеж в стихотворении.







- Так как ещё изменяются имена существительные? (Слайд21).


7. Далее остановка-«Волшебная книжка»:

(Слайд 22).


- Откройте учебники на странице 62-ой и в окошке «Проверь себя» найдите задание под номером 4. Давайте выполним его самостоятельно в тетради. Вам нужно выписать из данного предложения словосочетание с именем существительным в винительном падеже.

- На какие вопросы отвечает Винительный падеж? (Кого?Что?).

- Верно. Найдите это словосочетание и выпишите в тетрадь:

3

3


Узкая дорожка шла через поле к реке.


- Посмотрите, в предложении над словами «дорожка» и «поле» написана цифра 3. Что она обозначает?


- Верно. Давайте их разберём. (Слайд 23) На доске схема и образец разбора. Два человека к доске – 1 разбирает слово «дорожка», другой – слово «поле», остальные оба слова – в тетради.

- Объясните.











Записывают в тетрадь:

- (волшебник)

(сказочник)

(царь)


- Волшебник, сказочник, царь.

- В словах одинаковый корень.

- Выделяют корень.

- Корень «волшеб», «сказ», «цар».

Объясняют.







- Нарицательные и собственные.


- Собственные пишутся с заглавной буквы, это - имена, отчества, фамилии, клички животных, города…Нарицательные пишутся с маленькой буквы, это – все остальные слова.






- Пишут свои варианты в тетради.


Читают свои варианты.

- С заглавной буквы.





Составляют предложения самостоятельно в тетради.


Читают свои предложения.


Подчёркивают главные члены предложения и обозначают части речи.


Один ученик читает своё предложение.

(Допустим:Я живу в деревне Куреть. (Я – отвечает на вопрос «Кто?», это подлежащее, подчеркиваем 1й чертой, выражено местоимением;Живу – я «Что делаю?» - это сказуемое, подчёркиваем 2-мя чертами выражено глаголом. В деревне – отвечает на вопрос «где?», это второстепенный член предложения…..)



- Нарицательные и собственные имена существительные.








Выходят к доске, пишут:

Собака, лестница, тарелка.

Альбом, заяц, медведь.

Гнездо, животное, солнце.


- Существительные имеют род: женский, мужской и средний. Чтобы определить род имени существительного, надо…




























- По числам.




кот

цветы

птица

тучи

Отвечают.


- Это число имен существительных.






















- Слова «Кот».

- Одушевлённое, нарицательное, в единственном числе, мужского рода.





- Называют словосочетания.

- Домашнее.


- За ними нужно ухаживать, их нужно любить, кормить…


- По падежам.

- Склонением.


- Ждет «кто?» кот – И.п.

Вырываясь «от кого?» от кота – Р.п.

Не приблизится «к кому?» к коту – Д. п.

Видя «кого?» кота – В. п.

Не встретиться «с кем?» с котом – Т. п.

Вспоминает «о ком?» о коте –П. п.



- По падежам.







Открывают учебники.






- На вопросы «Кого?», «Что?».


Выписывают словосочетание «Через поле».





- Что это слово нужно разобрать, как часть речи.




Выходят к доске и разбирают слова как часть речи.

Объясняют.

Познавательные:

- применять правила и пользоваться инструкциями;

- ставить, формулировать и решать проблемы;

- передавать информацию устным и письменным способом.


Коммуникативные:

- адекватно оценивать собственные знания;

- обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Регулятивные:

- формировать и удерживать учебную задачу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.

5. Практическая работа

8.Остановка - «Давайте подумаем»:

(Слайд 24).



-Сейчас вам придется задуматься- мы проведем индивидуальную работу:

- Вам нужно будет записать слова в 2 столбика.Слова на доске (Слайд 25).

- Обратитевнимание, что я во всех словах в конце поставила вопросительный знак. На какие две группы и по какому признаку поделим слова?

Молодежь, гараж, борщ, печь, камыш, тишь, помощь, роскошь, ключ.



- Кто выполнит, сели ровно, чтобы я видела, что ты закончили. Приступайте.

- Давайте проверим, правильно ли вы выполнили. Прочитайте слова 1 (2) столбика, объясните свой выбор.









- Молодцы. Посмотрите, у меня тоже так (Слайд 26).



9. Остановка- «Задание – тест»:

(Слайд 27).



(Раздаёт карточки с таблицами.) (Приложение)

- Подпишите карточки над табличкой. Сейчас вы индивидуально определите, в каких словосочетаниях существительное употреблено в Предложном падеже. Если слово в Предложном падеже – обведите слово «да» – если другие, то обведите «нет».

1.

нырнул в воду

да

нет

2.

играют в воде

да

нет

3.

на морском берегу

да

нет

4.

привез на берег

да

нет

5.

скользят по воде

да

нет

6.

в морской пучине

да

нет

7.

жить на острове

да

нет



-Выполнили? А теперь посмотрите, на доске правильные ответы (Слайд 28) – давайте себя проверим.

- Поднимите руки, у кого ни одной ошибки.

- Поднимите руки, у кого одна ошибка…

- Давайте выставим сами себе оценки внизу на этом листочке, глядя на доску (Слайд 29).

(0 ошибок – 5; 1-2 ошибки – 4; 3-5 ошибок – 3; 6-7 ошибок – 2).

(Собирает карточки)











- 1 группа – с мягким знаком на конце после шипящих у существительных женского рода, 2 группа– без мягкого знака у существительных мужского рода.


Делят слова на группы.



- На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак, на конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.














Выполняют самостоятельно.

- нет (Винительный)

- да (Предложный)

- да (Предложный)

- нет (Винительный)

- да (Предложный)

- да (Предложный)

- да (Предложный)

- Сравнивают ответы




- Поднимают руки.

- Поднимают руки.


Выставляют себе оценки.


6. Итог урока. Рефлексия.

10. Последняя остановка – «Итог урока»:

(Слайд 30).

- Что мы сегодня повторили на уроке?




- На какие вопросы отвечает имя существительное?

- Что обозначает имя существительное?

- Что обозначают одушевлённые имена существительные и на какой вопрос они отвечают?


- Как пишутся имена собственные?

- Почему?


- В каком числе имя существительное изменяется по родам?

- На концекаких существительных после шипящих пишется мягкий знак?


- Что называется склонением?


- Сколько падежей в русском языке?

- Назовите падежи и их вопросы.





- Мы повторили род имён существительных, что они изменяются по числам, падежам, что они бывают собственные и нарицательные…



- На вопросы «кто?» «что?».

- Предмет.





- Они обозначают людей и животных. Отвечают на вопрос «кто?».

- С большой буквы.

- Потому что это имена людей. Клички животных…



- В единственном числе.


- На конце существительных женского рода.

- Изменение имени существительного по падежам.

- 6 падежей.

- И. п. – «Кто? Что?»

Р. п. – «Кого? Чего?»

Д. п. – «Кому? Чему?»

В. п. – «Кого? Что?»

Т. п. «Кем? Чем?»

П. п. – «О ком? О чем?»

Регулятивные:

- формировать и удерживать учебную задачу.


Познавательные:

- передавать информацию устным и письменным способом.


7. Домашнее задание

- Составьте дома рассказ о том, что вы знаете об имени существительном. Начать рассказ можно так, внимание на доску (Слайд 31).Имя существительное – это… и пишите всё, что вы о нём знаете.

- В тетради запишите «Домашняя работа» и спишите эту строчку.

- Спасибо за урок, можете отдыхать.







- Записывают в тетрадь.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Имя существительное. Обобщение"

Автор: Поворозная Татьяна Михайловна

Дата: 21.01.2020

Номер свидетельства: 536786

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "разработка урока русского языка " Имя существительное. Обобщение" "
    ["seo_title"] => string(75) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-imia-sushchiestvitiel-noie-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "142775"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418364664"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Презентация для урока русского языка " Имя существительное.Обобщение" "
    ["seo_title"] => string(85) "priezientatsiia-dlia-uroka-russkogho-iazyka-imia-sushchiestvitiel-noie-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "142777"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418364856"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Имя существительное.Обобщение.Урок-игра "Счастливый случай" "
    ["seo_title"] => string(72) "imia-sushchiestvitiel-noie-obobshchieniie-urok-ighra-schastlivyi-sluchai"
    ["file_id"] => string(6) "224797"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439154502"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) ""Имя существительное.Обобщение.""
    ["seo_title"] => string(38) "imiasushchiestvitielnoieobobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "308842"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458671758"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Имя существительное , обобщение. Вода в природе."
    ["seo_title"] => string(51) "imiasushchiestvitielnoieobobshchieniievodavprirodie"
    ["file_id"] => string(6) "330331"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1464198608"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства