Урок русского по теме "Имя существительное" в 5 классе. Урок- путешествие. Повторение и обобщение пройденного.
ЦЕЛИ:
повторить и закрепить знания уч-ся об имени существительном, его грамматических признаках, синтаксической роли в предложении, правильного написания окончаний
развивать образное и логическое мышление, речь, овладение приема языкового анализа, сравнения и обобщения; понимание связей и взаимосвязей существительных как части речи
воспитывать любовь к русскому языку, прививать интерес к его изучению, воспитывать эстетическое отношение к слову, формировать у школьников самостоятельность мышления и творческие способности.
Урок построен на основе обучения критическому мышлению. прослеживает три стадии урока: вызов, осмысление и рефлексия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие по стране "Имя Существительное" »
Урок- путешествие по стране ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
И.В.ПАВЛОВА
КГУ «Лавровская средняя школа», Айыртауский район, СКО
ЦЕЛИ:
повторить и закрепить знания уч-ся об имени существительном, его грамматических признаках, синтаксической роли в предложении, правильного написания окончаний
развивать образное и логическое мышление, речь, овладение приема языкового анализа, сравнения и обобщения; понимание связей и взаимосвязей существительных как части речи
воспитывать любовь к русскому языку, прививать интерес к его изучению, воспитывать эстетическое отношение к слову, формировать у школьников самостоятельность мышления и творческие способности.
Наглядность: выставка кроссвордов по теме(учащиеся готовили по желанию),герб имени существительного(работа велась в группах),выставка рисунков и поделок, сочинений (как ты представляешь имя существительное).
Задачи: 1. Учащиеся должны повторить признаки имени существительного, уметь находить существительные в тексте.
2. Создать положительную мотивацию на уроке; вовлечь класс в активный процесс познания; обеспечить творческое развитие и заинтересованность учащихся в приобретении знаний; развивать воображение.
Урок начинается с приветствия на фоне музыкальной композиции Поля Мориа.
II. Круг радости
Учитель приветствует учащихся стихотворением:
Я рада видеть каждого из вас!
И пусть мороз прохладой в окна дышит,
Здесь всем уютно, ведь ваш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
Проверка учащихся на внимания
Учитель: Дети, вам тепло? (Да)
В классе светло? (Да)
Прозвенел уже звонок? (Да)
Уже закончился урок? (Нет)
Только начался урок? (Да)
Хотите учиться? (Да)
Значит можно всем садиться! (Да)
Наш веселый школьный звонок пригласил всех на урок!
Урок повторения сегодня у нас, компьютер будет работать для нас.
На наших гостей вы сейчас оглянитесь.
Доброй улыбкой всем улыбнитесь.
Много работы сегодня у нас.
И всем я желаю успехов сейчас!
Девиз урока:
Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, и хотя криво, да сами. ( Г. Лессинг)
Цитата урока:
Имя существительное – хлеб языка. (Л.В.Успенский)
Учитель: Ребята, нам предстоит выполнить на уроке большой объем работы. Работать будем индивидуально и в группах. И я желаю вам, чтобы у вас все получилось!
Учитель: Тема нашего урока прячется в стихотворении, которое я вам сейчас прочитаю.
Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты
Называются …..(ПРЕДМЕТЫ).
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Сёла, города, планеты -
Это тоже всё …(ПРЕДМЕТЫ! )
Ах, какие все слова восхитительные,
Называются они …(СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ !!!)
Да, действительно тема сегодняшнего нашего урока Имя существительное
-Ребята, как вы думаете, почему Лев Успенский говорит о том, что имя существительное-это хлеб языка?
( Ответ:Каждое второе слово в речи-имя существительное. Она же и самая самостоятельная часть речи.
Актуализация знаний
Чтобы немножко разогреться давайте по играем в игру.
Игра «Вопрос-Ответ»
Учитель бросает мяч ученику, ученик отвечает на поставленный вопрос.
Имя существительное – часть речи, которая обозначает… 2) Имя существительное изменяется по … 3) В предложении имена существительные чаще всего бывают… 4) На какие вопросы отвечают имена существительные? 5) Как мы называем существительные, отвечающие на вопрос кто?(одушевлёнными) что? (неодушевлёнными).
6) Какой падеж имени существительного определяется склонение?
7) Какие склонения существительных вы знаете и как вы их определяете?
8) Какие существительные относятся к разносклоняемым?
Проверка домашнего задания
Сегодня мы проводим праздник Имени существительного. Это итог нашей работы. К каждому празднику нужно долго готовиться. И мы с вами хорошо подготовились. Посмотрите, какую замечательную выставку вы подготовили.
Представление мини-проектов
1.«Почему существительное первично?»
2.Сказка об имени существительном.
Деление на группы (учащиеся, которые любят время года- зиму, садятся в первую группу, которые любят весну- во вторую)
Работа в группах
Грамматическая арифметика.
Записать слова в два столбика.
ОДУШ. НЕОДУШ.
ТУМАН – ТУ – АН + ЫШЬ = ЛЕС – Е – С + УЧ =
ГРИБ – ИБ + А + Ч = ВЕТКА – ВЕТ + МЫШЬ – Ь =
САД – А – Д + ТРИ + Ж = ЛИСТ – ЛИС + ЛИШЬ – Л =
ЕЛКА – Л – КА + ЖУК – УК = ДОЖДЬ – ОЖДЬ + РОЖЬ =
(Ответы:мышь,грач,стриж,ёж,луч,камыш,тишь,дрожь)
Учащиеся проводят взаимооценивание.
Выездной конкурс для желающих(3-4 учащихся).
Найди и принеси имя существительное 1.неодушевленное,нарицательное,мужского рода, второго склонения, единственного числа.
2. одушевленное, собственное, женского рода, первого склонения, единственного числа.
3. неодушевленное, нарицательное, женского рода, третьего склонения, единственного числа.
4. неодушевленное, нарицательное, среднего рода, второго склонения, единственного числа.
5. одушевленное,нарицательное, женского рода, первого склонения, единственного числа.
Задания группам
Выборочный диктант:
1 группа- записывает слова мужского и женского рода
Слова написаны. Командам даётся 2 – 3 минуты, чтобы проверить свои диктанты, исправить ошибки друг у друга. Один из команды отвечает. Остальные оценивают работу.
Игра «Тайный агент». Ребята, вам пришло письмо от ее Величества Имени Существительного. Она обращается к нам за помощью: помогите правильно подобрать окончания некоторым существительным.
Подчеркни нужное окончание. Задание выполняется в на интерактивной доске.
К стен…, из деревн…, по степ…, о студи…, о времен…, в жизн…, на ветк…, к гореч…,на диван…, к побед…, о свобод…, в горест…
Физкультминутка
-Ребята! Вы любите играть? Я очень люблю играть. Только играть надо с пользой. Давайте я и вас научу. Ребята, когда услышите имена существительные 1 склонения -поднимите руки вверх, когда прозвучит имя существительное 2 склонения – присядьте, а третьего –руки перед собой. Зима, утро, урок, море, ночь, парта, стул ,девочка, юноша, мышь.
Исследовательская работа в группе.
Прочитайте текст самостоятельно, затем выразительно вслух.
Какова основная мысль текста? (Чуткое отношение к животному, любовь и забота о животном).
Чувствуем ли мы отношение автора к животному? (Сочувствует собаке, сопереживает ей).
Как вы это поняли? (Автор употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: собачка, колясочка).
Проведём мини-исследование: подсчитаем, сколько существительных употребил автор в 1 абзаце – 1группа. Во 2абзаце – 2группа.
Трогательно было глядеть на Афанасия Григорьевича, когда кто-то перебил его собачке ногу. Кость срослась, но осталась хромота. Что было делать дальше? Завести другую собаку? Брать на охоту хромоножку? Доставлять слабому животному такой труд – неоправданная жестокость. Но хозяин привык к своей послушной и старательной собачке. Бросить охоту он тоже не мог.
Раздумья принесли свои плоды. Он смастерил маленькую двухколёсную колясочку, в которой и стал возить собачку до места охоты. Там он разбирал коляску, прятал её в специальную сумку, вешал за спину и охотился с не уставшей от дороги собакой. Окончив охоту, он собирал коляску, сажал её и вёз домой. Собака в коляске – удобная мишень для шуток и насмешек. Однако настоящие охотники понимали Афанасия Григорьевича и сочувствовали ему. (По Н. Минху.)
Групповая работа
Морфологический разбор существительного
Дружба проверяется верностью.
Выполнение тестовых заданий
Тест “Имя существительное” 1. Найдите неверное утверждение. А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет. Б. Имена существительные изменяются по родам. В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы. 2. Укажите имя существительное А. смелость Б. смело В. смелый
3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении “Берёзы украшают леса”: а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством. 4. Определить род существительных: честность, правда, книга. 5. Как называются существительные, называющие неживой предмет?
Самопроверка Ответы 1. Б 2. А 3. Б 4. женский 5. неодушевленные «5» — 5 правильных ответов; «4» — 4 правильных ответа; «3» — 3 правильных ответа
Выставление оценок
Рефлексия
Учитель предлагает учащимся провести рефлексию своей деятельности на листе ватмана с изображением облаков с надписями:
- всё хорошо понял; - надо повторить, чтобы не ошибаться; - мне потребуется помощь взрослого.
Учитель: Молодцы! Я довольна вашей работой на уроке, вы справились со всеми заданиями. На этом наш урок подходит к концу.
Всем спасибо за понимание и активность.
Круг благодарности
Учащиеся благодарят друг друга за совместную плодотворную работу.
Учитель: Всем спасибо за понимание и активность.
Всех присутствующих в зале учитель благодарит за внимание.