(Учебник входит в состав УМК по русскому языку для 6-го класса общеобразовательной школы ( под редакцией С.И.Львовой).
Цели:
1. Формировать представление о предложениях с прямой речью, их строении и пунктуационном оформлении;
2. Вырабатывать навыки правильного пунктуационного оформления предложений с прямой речью;
3. Учить составлять предложения с прямой речью;
4. Воспитывать интерес к русскому языку на основе сказок, используя различные формы работы; воспитывать самостоятельность мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок "Предложения с прямой речью"»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Республиканский профессиональный конкурс
учителей общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан
«Урок русского языка в свете требований ФГОС»
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока русского языка
Тема урока: Предложения с прямой речью
Класс: 6А
Участник конкурса:
Зайкина Алина Семёновна
учитель русского языка и литературы
Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы с.Наумовка муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан
453167 Стерлитамакский район, с.Наумовка, ул. 70 лет Октября, д.60
Телефоны: 8 917 7719770, 27-43-54
2015
Тема урока: Предложения с прямой речью
Класс: 6А. (учебник входит в состав УМК по русскому языку для 6-го класса общеобразовательной школы ( под редакцией С.И.Львовой).
Цели:
Формировать представление о предложениях с прямой речью, их строении и пунктуационном оформлении;
Вырабатывать навыки правильного пунктуационного оформления предложений с прямой речью;
Учить составлять предложения с прямой речью;
Воспитывать интерес к русскому языку на основе сказок, используя различные формы работы; воспитывать самостоятельность мышления.
Планируемые результаты:
Личностные:
- создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка;
- развитие способности оценивать собственную учебную деятельность и одноклассника;
Метапредметные:
- овладение способностью свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания;
- умение определять цели предстоящей учебной деятельности.
Предметные:
- развитие способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- умение ориентироваться на страницах учебника, самостоятельно и грамотно выполнять упражнения, составлять предложения, выполнить тест по карточкам;
Тема пройденного материала: «Сложное предложение и его виды»
Один ученик у доски выполняет синтаксический разбор сложного предложения.
Проводится устный опрос:
На какие две группы делятся СП в зависимости от наличия или отсутствия союза?
Назовите виды сложных союзных предложений.
II. Актуализация знаний. Ребята, откройте учебник на 70 страницу и прочитайте тему нашего сегодняшнего урока.
- Какова тема нашего сегодняшнего урока?
- Какова главная цель урока?
- Тема для нас новая?
-Что мы должны закрепить на данном уроке? Каковы задачи урока?
Запишите число, классная работа и тему урока.
III. Проблемное объяснение нового знания.
1. Проведите текстоведческий анализ ( назовите основные признаки текста, определите тему, основную мысль, тип речи, стиль текста, установите, какие средства связи используются для связи предложений в данном тексте). Подберите заголовок.
Маленький енот собирал в лесу хворост. «Сейчас наберу большую вязанку дров и отправлюсь домой»,- думал он. Чтобы попасть к себе в норку, ему нужно было перейти речку. Мост был старый, скрипучий, и енот очень боялся. Осторожно подошёл он к берегу, случайно глянул вниз.
Из воды на него смотрело огромное лохматое чудовище. Енот показал ему кулак – чудовище тоже показало кулак. От страха енот бросился бежать. «Никогда, никогда больше не пойду в лес!»- кричал он маме. Мама, улыбнувшись, сказала: «Ну, малыш, не пугайся, попробуй улыбнуться чудовищу». Енот снова побежал на мост, собрал всё своё мужество и глянул вниз.
На него смотрело добродушное, милое, весёлое существо.
2. Начертите схемы выделенных предложений.
Ребята, обратите внимание на выделенные предложения. Что вы заметили?
Кто помнит, какие предложения называются предложениями с прямой речью?
( Прямая речь- это чьи-либо слова, переданные без изменения, точно так, как они были сказаны.)
Значит, автор в разговоре не участвует, а только передаёт чьи-либо слова без изменения. Поэтому в предложениях с прямой речью обязательно есть две части:
1. прямая речь, то есть дословное высказывание какого-либо лица;
2. слова автора, которые вводят эту прямую речь.
Рассмотрим на основе данного предложения:
«Где ты был?» - поинтересовалась мама.
IV. Первичное закрепление.
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала; провести коррекцию.
Сейчас мы познакомимся со схемами, в которых расставлены знаки препинания. Схемы даны в 162 упражнении учебника и на проекционном экране.
Используя данные схемы, расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с прямой речью. Иллюстрируйте свой рассказ данными примерами. (Задание вслух читает ученик).
Используя данные схемы, расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с прямой речью. Иллюстрируйте свой рассказ соответствующими примерами.
«П»,-а. «П!» -а. «П?» -а.
А: «П». А: «П!» А: «П?»
Павел сказал: «Через полчаса подъедем к Москве».
«Через полчаса подъедем к Москве»,- сказал Павел.
«Скоро ли Москва?»- то и дело спрашивали маленькие пассажиры.
Павел спросил: «Сколько осталось до Москвы?»
Павел радостно воскликнул: «Через полчаса будем в Москве!»
«Скоро Москва!» - громко и весело объявил проводник.
Обратите внимание на небольшой лингвистический текст на стр.71 в рубрике «Знайте и применяйте!» (Один ученик читает вслух).
Запомните: Прямая речь всегда выделяется в кавычки.
Закрепление изученного материала.
Индивидуальные задания:
1ряд выполняет задание на карточках;
2 ряд выполняет тест;
2 ученика работают на компьютере. Выполняют задания по программе «Фраза».
Задания 1 ряду:
Прочитайте и перепишите предложения с прямой речью из сказки П.П.Ершова «Конёк-горбунок»
Какое место занимают слова автора по отношению к прямой речи? Как ставятся знаки препинания в этих случаях?
Составьте схемы предложений.
1. Вот Иван к царю явился поклонился подбодрился крикнул дважды и спросил А пошто меня будил?
2. Что Иванушка не весел? Что головушку повесил говорит ему конёк, у его вертеся ног.
3. На другой день, утром рано, разбудил конёк Ивана Эй! Хозяин! Полно спать! Время дело исправлять!
4. Ах, Иванушка Петрович! молвил Месяц Месяцович.
5.Говорит ему конёк Вот уж есть чему дивиться! Тут лежит перо Жар- птицы, но для счастья твоего не бери себе его.
Задания 2 ряду:
Расставь знаки препинания в предложениях с прямой речью. Впиши в колонки номера предложений, соответствующие схемам.
1 вариант.
А: «П».
А: «П?»
А: «П!»
«П»,- а.
«П?» -а.
«П!» -а.
А) Шофёр сказал Я довезу вас до вокзала за полчаса.
Б) Подъем на вершину прошёл успешно сообщили альпинисты руководителю похода после возвращения.
В) Ольга спросила подругу После работы ты пойдёшь на занятие?
Г) Медведь идёт закричали перепуганные дети.
Д)Денисов сказал негромко Пленного приведите сюда.
Е) Это кто спросил Петя.
Ж) Петя воскликнул Вот прекрасно
З) Расскажи ты мне про себя сказал он.
Расставь знаки препинания в предложениях с прямой речью. Впиши в колонки номера предложений, соответствующие схемам.
2 вариант.
А: «П».
А: «П?»
А: «П!»
«П»,-а.
«П?»-а.
«П!»-а.
А) Медведь идёт закричали перепуганные дети.
Б) Алёша невольно вскричал Ах! Это ты, Чернушка
В) Как ты зашла сюда со смехом спросил мальчик.
Г) Алеша, иди за мной сказала Чернушка человеческим голосом.
Д) Мы спросили у дежурного по станции Когда начнётся посадка
Е) Он постучал в дверь и тихо сказал Дарья Георгиевна, извините меня за опоздание.
Ж) С каким поездом вы поедете на дачу спрашивали нас знакомые.
З) Пьеса была интересная говорили зрители после окончания спектакля.
Проводится взаимопроверка. Оценивание работ.
Физминутка.
Реализация межпредметных связей с уроками «литературы».
В предложениях с прямой речью есть специальные слова-сигналы, помогающие отличить слова автора от прямой речи. Это глаголы «говорения» . Они предупреждают, что сейчас «прозвучат» или уже «прозвучали» чьи-либо слова.
Как вы думаете: какие глаголы «говорения» употребляются чаще всего?
Вы, наверное, догадались: глаголы сказал, спросил, ответил.
На самом деле у глаголов сказать, спросить, говорить есть множество синонимов, позволяющих избежать бесконечного повторения одних и тех же слов и разнообразить авторскую речь.
Один ученик заранее подготовил список слов-сигналов прямой речи из любимого произведения
Согласился, предложил, объявил, подумал, пробормотал про себя, проворчал, передразнил, завопил, подхватил, буркнул себе под нос, поклялся, вставил, добавил, предупредил, воскликнул, приветствовал, возмутился, сострил, заорал, завыл и многие другие.
Вы, наверное, услышали, что слова-сигналы при прямой речи – это не только глаголы «говорения», но и слова со значениями «услышал», «подумал», «обрадовался» и их синонимы.
Обратите внимание на 165 упражнение учебника. Прочитайте задание. Составьте и запишите в тетради предложения с прямой речью, используя в качестве слов автора следующие словосочетания, данные в упражнении.
Проведем игру «Проверьте свою память!»
Вспомните предложения с прямой речью из сказок А.С.Пушкина. Найдите обращения.
(На экране появляются иллюстрации к фрагментам сказок и вопросы)
Как старик обращался к золотой рыбке?
Как старуха обращалась к старику?
С какими словами королевич Елисей обращался к месяцу?
Как злая царица обращалась к волшебному зеркальцу?
Разбор по членам предложения.
Ребята, вы , наверное, заметили, что прямая речь служит для выражения сложных мыслей. Разберём конструкцию этого предложения:
Учитель нам объявил: «Сегодня состоится долгожданная экскурсия».
Пронаблюдав, приходим к выводу о том, что данные предложения с прямой речью можно отнести к БСП.
V. Итоги урока. ( рефлексия деятельности)
Цель: осознание учащихся своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
- Исследование какой темы мы с вами вели на уроке?
- какие понятия разобрали?
- удалось решить поставленную задачу?
- каким способом?
- какие получили результаты?
- где можно применить новые знания?
- оцените свою работу на уроке, работу класса.
VI. Домашнее задание. Из книги, которую вы сейчас читаете, выпишите 6 интересных предложений с прямой речью, соответствующих изученным схемам.
- Ребята, спасибо за урок. Примите от меня еще один подарок – пожелание.
Учебно- методическая литература.
1. Львова С.И. Русский язык. 6 класс в 3-х частях. Учебник для общеобразовательных учреждений/С.И.Львова, В.В.Львов.- М.: Мнемозина, 2012г.
2. Прохватилина Л.В. Проверь себя. 6 класс. Рабочая тетрадь по русскому языку: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.В.Прохватилина (под ред. С.И.Львовой). – М.: Мнемозина, 2012г.
3. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку.- М, 1995.