Цели урока: изучить предложения с прямой речью, закрепить и скорректировать знания учащихся о предложениях с прямой речью, о постановке в них знаков препинания. Кроме того, урок должен стимулировать творческую активность детей, развивать умения и навыки в решении проблемных задач.
Задачи урока:
- установить связь темы урока с общей темой «Синтаксис и пунктуация»;
- проверить степень сформированности представлений учащихся о прямой речи, умения трансформировать конструкции с ними (перестановка прямой речи и слов автора, замена прямой речи в косвенную);
- выявить в ходе коллективного обсуждения все способы постановки знаков препинания;
- организовать самостоятельную тренировочную работу;
- осуществить текущий контроль сформированности умений и навыков выделения прямой речи и слов автора.
Тип 1 урока: изучение нового материала.
Формы работы: аудиторная, коллективная под руководством учителя, самостоятельная индивидуальная.
Оборудование: мультимедийные презентации:
Ход урока
Организационный момент.
- Добрый день, уважаемые гости и ребята!
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Снова сесть за парты рады.
Приступать к учебе надо.
Открываем тетради, записываем число, классная работа.
Проверка домашнего задания.(проверяется упражнение)
- что такое сложное предложение?
-Как могут быть связаны простые предложения в составе сложного? (примеры)
Объявление темы урока.
-Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по замечательной стране «Синтаксис. Пунктуация» и сегодняшняя наша остановка называется «Прямая речь».
- Как вы думаете какие учебные навыки вы будете совершенствовать сегодня на уроке? Попробуйте сформулировать цель урока. (изучить предложения с прямой речью, различать слова автора и прямую речь составлять предложения с прямой речью,)
Орфографическая разминка
- А сейчас, чтобы нам немного «размяться», проведём небольшую орфографическую разминку. Слова записаны на доске.
1. Объяснить правописание разделительных ъ и ь знаков.
Лукомор…е( не после прист), раз…едемся (после), друз…я, об…ятия, б…ются.
2. найдите лишнее слово.
а) роскош…, меч…, доч…;
б) плач…, королевич…, полноч…
3. объясните правописание безударной гласной.
На в…твях с…дит, сл…ды зв…рей, м…рской дядька, бл…снул в тумане.
Подготовка к усвоению нового материала.
- Итак, вот мы с вами и подготовились к нашему путешествию. И так вперёд, к знаниям. Тема нашего сегодняшнего урока «Прямая речь». Записываем в тетради.
- А теперь я попрошу Кирилла выйти из класса, а затем вбежать в него произнеся какое- либо сообщение. Учитель записывает на доске: Кирилл вбежал в класс и сообщил: «…..»
- Давайте внимательно посмотрим на предложение и скажем где же прямая речь, а где слова автора.
- Что же такое прямая речь? (слова какого-либо лица передаваемые от его имени)
- А что такое слова автора? (указывается кому принадлежат слова)
Прямая речь может присоединяться к словам автора различными словами «говорения»: сказать, объявить, спросить, крикнуть, произнести, ответить, попросить, проворчать, шепнуть…
Усвоение новых знаний (через наблюдение и фронтальную беседу)
1.Работа со схемами предложений с прямой речью
– Чем отличаются схемы предложений в первом столбике от схем во втором столбике? (положение слов автора и прямой речи в каждом из них)
– Чем похожи схемы предложений в одном ряду? (Прямая речь представляет один тип предложения: повествовательное, восклицательное или вопросительное.)
- Запишите схемы предложений в тетради
- А теперь давайте посмотрим на знаки препинания при прямой речи: прямая речь всегда берется в кавычки и пишется с большой буквы, слова автора отделяются от прямой речи двоеточием или тире – в зависимости от того, где находятся: до или после прямой речи и т.д.
2. Выполнение упражнений (на слайде)
Прямую речь читает один ребёнок, слова автора другой, комментируются знаки препинания. После каждого предложения дети рисуют схемы (затем обмениваются тетрадями и проверяют схемы друг у друга)
Первичная проверка понимания.
Выполнение упражнений на выявление прямой речи и перестановку (текст на слайдах)
Итоги урока
- вот наше сегодняшнее путешествие подошло к концу.
- давайте вспомним, что мы сегодня нового для себя узнали.
- Что такое прямая речь?
- Из каких частей состоит предложения с прямой речью?
- Где может находиться в предложении прямая речь?
- Какие знаки препинания ставятся, если прямая речь находится после слов автора? Перед словами автора?
Домашнее задание (на выбор)
1) подобрать 6 предложений с прямой речью из народных сказок;
2) сочинить небольшую историю с использованием предложений с прямой речью;