kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме Предложения в косвенной форме и с прямой речью .

Нажмите, чтобы узнать подробности

МАОУ лицей №23 г. Калининграда

Пашкова ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА учитель начальных классов

Урок русского языка  в 4 классе

Тема: Предложения с прямой речью 4-й класс.

Цели:

  • Познакомить ребят с понятием "прямая речь" и ее обозначением на письме, в частности, с расстановкой знаков препинания при записи предложений, ввести схематическое обозначение предложений с прямой речью, формировать умения выделять из текста данные предложения.
  • Развивать речь учащихся, образное мышление на примерах героев русских народных сказок, развивать такие логические операции, как сравнение, обобщение, конкретизация, реализация доказательства и проектирование.
  • Воспитывать взаимовыручку, прививать любовь к русским народным сказкам и их героям.

Оборудование: ПК, учебник "Русский язык" (под ред. Р.Н. Бунеев,  Е.В. Бунеева , О.В. Пронина)        для 4 класса, карточки-кавычки, карточки с заданиями, схемы предложений, карточки-помощники, тетради, простые карандаши, маршрутные листы, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент (Настрой на урок) Дети сегодня работаем в парах, возьмитесь за руки, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи.

II. Повторение пройденного. Проверка домашнего задания.

- Домашнее задание было, найти имена существительные, определить склонение и падеж (сущ. выписаны заранее на доске mimio, среди слов есть прилагательное).

Для чего нужны эти знания? (чтобы правильно писать безударные окончания)

-Разобрать слова по составу. Где это может пригодиться? (Знать в какой части слова орфограмма)

Выполни фонетический анализ слова. Зачем этому мы этому учимся?  (В русском языке часто произношение  отличается от написания, чтобы определить орфограмму).

 Если мы справляемся с заданиями, то я вам открою тему урока.

- Молодцы! Теперь, я открываю тему сегодняшнего урока.

III. Основная часть.  В маршрутных  листах отметить, сколько ответов верных, сколько  неверных. Открываем карточки прямая речь.

1. Итак, тема сегодняшнего урока: ПРЯМАЯ РЕЧЬ

- Кто знаком с этим понятием? Да, мы на предыдущем уроке познакомились с предложениями с прямой речью. Но мы продолжим изучение темы и найдем новое, ранее неизвестное.

- А сейчас возьмите карточки под № 1 и заполните только левый столбик :

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Попробуйте поставить цели сегодняшнего урока. Чему мы должны с вами научиться?

(находить предложения с прямой речью, уметь их записывать, ставить знаки препинания в них, уметь отличать их на слух)

На доске предложения:

Я попросил папу, чтобы он проводил меня.

Я попросил папу: "Проводи меня".

"Проводи меня", - попросил я папу.

- Что вы можете сказать об этих предложениях?

(2-е и 3-е предложение дословно передают нашу речь)

- Верно. Эти предложения - предложения с прямой речью. На уроке мы познакомимся с такими предложениями и с расстановкой знаков препинания в них.

( обратить внимание ребят на слова автора)

- Давайте проверим наши предположения, правильно ли мы сформулировали понятие, что же такое "прямая речь" (рисунок кавычек)

Работа по учебнику.

Прочитайте правило на с.84 в учебнике.

Физминутка

2. - На протяжении всего учебного года мы с вами знакомимся со  сказками, поэтому и задания я подобрала из сказок. Учебник стр. 84, упр.№84.

Испугался старик, взмолился:

«Что ты, баба, белены объелась?

Ни ступить, ни молвить не умеешь!

Насмешишь ты целое царство»

 

Старший молвил: «Что за диво!

Всё так чисто и красиво.

Кто-то терем прибирал

Да хозяев поджидал».

Вопросы на доске:

- Как называется сказка?

- Какие предложения записаны на карточках? (с прямой речью)

- Где стоят слова автора? (вначале предложения или в конце)

- Как выделяется прямая речь во всех предложениях? (кавычками)

- Найдите и прочитайте в каждом предложении слова автора.

- Как слова автора отделяются от прямой речи? (двоеточием, тире)

- Когда ставят двоеточие, а когда - тире?

- Очень часто в русском языке для удобства используют различные схемы, чтобы люди могли отличить одни предложения от других. Давайте рассмотрим, какие схемы придумали, чтобы зашифровать предложения с прямой речью (на доске схемы предложений)

- Догадайтесь, к какой схеме подходит каждое из предложений.

(обратить внимание с какой буквы пишется прямая речь и слова автора)

Вывод.

Правило Учебник. Стр.88. - А сейчас давайте попробуем самостоятельно  составить схему к следующим предложениям.

Самостоятельная работа. Упражнение в учебнике стр.89, упр.91.

- Списать предложения в тетрадь и составить к ним схемы .

IV. Рефлексия.

- А теперь я предлагаю вспомнить тему сегодняшнего урока. Как она называется?

- Какая цель была поставлена нами на уроке? (познакомиться с прямой речью)

Я предлагаю заполнить второй столбик нашей таблицы, карточка № 1.

- С какими предложениями мы познакомились на уроке?

(с предложениями с прямой речью и косвенной)

Вставьте вместо прочерков подходящие по смыслу слова (текст на доске, у слабых карточки - помощники)(слайд)

Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называются прямой речью.

Прямая речь пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки.

Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с маленькой буквы, перед ними ставятся запятая и тире.

Прямая речь

Косвенная речь

«Сегодня холодно»,

 - произнёс Борис задумчиво.

Борис задумчиво произнёс, что сегодня холодно.

 

Командир строгим голосом приказал: «Приведите ко мне сержанта!»

Командир строгим голосом приказал, чтобы к нему привели сержанта.

Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится двоеточие.

Посмотрите на доску и сравните предложения. Чем они отличаются?

 

 

Цитата  - это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения своей мысли.

1) Если предложение-цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие.

Чехов справедливо полагал: «…для интеллигентного человека дурно говорить  должно было бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать или писать…»

 

2) Если цитируется стихотворное произведение или его часть с соблюдением стихотворной строки, то кавычки не ставятся.

Стихотворение М. Цветаевой начинается так:

            Поэт – издалека заводит речь.

            Поэта – далеко заводит речь.

V. Домашнее задание.(слайд)

- Домашнее задание сегодня - написать мини-сочинение на темы:

"Я и любимая игрушка"

"Я и фантик"

"Я и лопнувший воздушный шарик"

"Я и исписанная тетрадь"

"Я и шнурок"

"Я и огрызок яблока"

"Я и :.." , используя прямую речь

- Помочь в написании мини-сочинения вам может стихотворение Л. Квитко. (слайд)

Яша думал:
Вещи все на разный лад,
Как живые говорят.
Только ты откроешь дверь,
Заворчит она, как зверь:
"Ходят-бродят! Вот беда!
То туда, то сюда!"
Только сядешь ты на стул,
Он уж песню затянул:
"Ты опять сидишь, лентяй?
Встань, поди-ка погуляй!"
Меж собой болтают звонко
Вилки, ложка и солонка,
Шумный, радостный народ -
Разговоров полный рот.

VI. Подведение итогов.

- Урок закончен, всем большое спасибо, можете быть свободными.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Карточки блиц-турнир»

Приложение №4 Проверь, правильно ли ты ответил

на вопросы блиц-турнира.

1)Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называются прямой речью.

2)Прямая речь пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки.

3)Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с маленькой буквы, перед ними ставятся запятая и тире.

4)Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится двоеточие.

Карточка - помощница:

1)Прямой речью; 2) с заглавной, кавычки; 3) маленькой, запятая, тире;4) двоеточие.

Приложение №4 Проверь, правильно ли ты ответил на вопросы

блиц-турнира.

1)Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называются прямой речью.

2)Прямая речь пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки.

3)Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с маленькой буквы, перед ними ставятся запятая и тире.

4)Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится двоеточие.

Карточка - помощница:

1)Прямой речью; 2) с заглавной, кавычки; 3) маленькой, запятая, тире;4) двоеточие.

Приложение №4 Проверь, правильно ли ты ответил на

вопросы блиц-турнира.

1)Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называются прямой речью.

2)Прямая речь пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки.

3)Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с маленькой буквы, перед ними ставятся запятая и тире.

4)Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится двоеточие.

Карточка - помощница:

1)Прямой речью; 2) с заглавной, кавычки; 3) маленькой, запятая, тире;4) двоеточие.

Просмотр содержимого документа
«Маршрутный лист для урока.Приложение №3»



Приложение №3 Маршрутный лист. Впиши фамилии и имена участников группы. Распредели обязанности.

№п/п

Фамилия, имя.

Задание№1

Проверка д/з.


Задание№2

Определение темы, устные ответы по теме.

(работа в таблице)

Задание№3

Самостоятельная

работа.

Работа в группах

1.






2.






3.






4.






5.






6.








Приложение №3 Маршрутный лист. Впиши фамилии и имена участников группы. Распредели обязанности.

№п/п

Фамилия, имя.

Задание№1

Проверка д/з.


Задание№2

Определение темы, устные ответы по теме.

(работа в таблице)

Задание№3

Самостоятельная

работа.

Работа в группах

1.






2.






3.






4.






5.






6.








Просмотр содержимого документа
«Приложение №6»

Приложение №6 Вопросы на доске и на столах.

- Как называется сказка?- Какие предложения записаны на карточках? (с прямой речью)

- Где стоят слова автора? (вначале предложения или в конце)

- Как выделяется прямая речь во всех предложениях? (кавычками)

- Найдите и прочитайте в каждом предложении слова автора.

- Как слова автора отделяются от прямой речи? (двоеточием, тире)

- Когда ставят двоеточие, а когда - тире?

Приложение №6 Вопросы на доске и на столах.

- Как называется сказка?- Какие предложения записаны на карточках? (с прямой речью)

- Где стоят слова автора? (вначале предложения или в конце)

- Как выделяется прямая речь во всех предложениях? (кавычками)

- Найдите и прочитайте в каждом предложении слова автора.

- Как слова автора отделяются от прямой речи? (двоеточием, тире)

- Когда ставят двоеточие, а когда - тире?

Приложение №6 Вопросы на доске и на столах.

- Как называется сказка?- Какие предложения записаны на карточках? (с прямой речью)

- Где стоят слова автора? (вначале предложения или в конце)

- Как выделяется прямая речь во всех предложениях? (кавычками)

- Найдите и прочитайте в каждом предложении слова автора.

- Как слова автора отделяются от прямой речи? (двоеточием, тире)

- Когда ставят двоеточие, а когда - тире?

Просмотр содержимого документа
«Приложения к уроку Пашкова И.В.»

1 Карточки для урока. Работа в группах.

Приложение №1.Заполняй его во время урока.

№ п/п

Постановка цели урока

Над чем будем работать

Что новое открыл для себя?

Оцени, как работали дети в твоей группе.


- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Попробуйте поставить цели сегодняшнего урока. Чему мы должны с вами научиться?

С какими предложениями мы познакомились на уроке?

Что нового узнаем?

Выясни, что уже знаешь, а что для тебя неизвестно?





















Приложение №2(для проверки)

№ п/п

Постановка цели урока

Над чем будем работать

Что новое открыл для себя?

Оцени, как работали дети в твоей группе.


- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Попробуйте поставить цели сегодняшнего урока. Чему мы должны с вами научиться?

С какими предложениями мы познакомились на уроке?

Что нового узнаем?

Выясни, что уже знаешь, а что для тебя неизвестно?



(находить предложения с прямой речью, уметь их записывать, ставить знаки препинания в них, уметь отличать их на слух)




с предложениями с прямой речью

Учились

Умею правильно записывать предложения и делать графическую схему к сложному предложению, к простому предложению, предложению с прямой речью, в котором сначала идет прямая речь, а затем слова автора.

Новое.Научился записывать предложения с прямой речью, в котором сначала идут слова автора, а затем прямая речь.

Узнал, как такое предложение оформить графически, сделать к нему схему.




Приложение №3

Маршрутный лист. Впиши фамилии и имена участников группы. Распредели обязанности.

№п/п

Фамилия,имя.

Задание№1

Проверка д/з.


Задание№2

Определение темы, устные ответы по теме.

(работа в таблице)

Задание№3

Самост.работа.

1.





2.





3.





4.





5.





6.







Приложение №4.Проверь, правильно ли ты ответил на вопросы блиц-турнира.

1)Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называются прямой речью.

2)Прямая речь пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки.

3)Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с маленькой буквы, перед ними ставятся запятая и тире.

4)Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится двоеточие.

Карточка - помощница:

1)Прямой речью; 2) с заглавной, кавычки; 3) маленькой, запятая, тире;4) двоеточие.

Приложение № 5.

Самостоятельная работа по вариантам. (работа в тетради)учебник Стр. 89. Упр.90.

1в. Списать 1 и 3 предложения. Составить схемы.

2в. Списать 2 и 5 предложения. Составить схемы. Проверка с доски.

Приложение №6 Вопросы на доске и на столах.

- Как называется сказка?- Какие предложения записаны на карточках? (с прямой речью)

- Где стоят слова автора? (вначале предложения или в конце)

- Как выделяется прямая речь во всех предложениях? (кавычками)

- Найдите и прочитайте в каждом предложении слова автора.

- Как слова автора отделяются от прямой речи? (двоеточием, тире)

- Когда ставят двоеточие, а когда - тире?


1)Испугался старик, взмолился:

«Что ты, баба, белены объелась?

Ни ступить, ни молвить не умеешь!

Насмешишь ты целое царство».

2) Старший молвил: «Что за диво!

Всё так чисто и красиво.

Кто-то терем прибирал

Да хозяев поджидал!»

3) Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре

«Тайное всегда становится явным!»

Приложение 7.

Составьте схему к следующим предложениям. Как называется сказка?

1)Говорит один Мороз другому: "Братец Мороз-Синий нос, как бы нам позабавиться, людей поморозить?"

2) "Отчего ж не позабавиться, " - отвечает ему Мороз-Красный нос.

Приложение № 8 .Темы мини - сочинений для выполнения дома.

  • "Я и любимая игрушка"

  • "Я и фантик"

  • "Я и лопнувший воздушный шарик"

  • "Я и исписанная тетрадь"

  • "Я и шнурок"

  • "Я и огрызок яблока"

  • "Я и :.." , используя прямую речь

















Просмотр содержимого документа
«Темы мини-сочинений.»

Темы мини- сочинений для выполнения дома.

  • "Я и любимая игрушка"

  • "Я и фантик"

  • "Я и лопнувший воздушный шарик"

  • "Я и исписанная тетрадь"

  • "Я и шнурок"

  • "Я и огрызок яблока"

  • "Я и :.." , используя прямую речь

Темы мини- сочинений для выполнения дома.

  • "Я и любимая игрушка"

  • "Я и фантик"

  • "Я и лопнувший воздушный шарик"

  • "Я и исписанная тетрадь"

  • "Я и шнурок"

  • "Я и огрызок яблока"

  • "Я и :.." , используя прямую речь

Темы мини- сочинений для выполнения дома.

  • "Я и любимая игрушка"

  • "Я и фантик"

  • "Я и лопнувший воздушный шарик"

  • "Я и исписанная тетрадь"

  • "Я и шнурок"

  • "Я и огрызок яблока"

  • "Я и :.." , используя прямую речь

Темы мини- сочинений для выполнения дома.

  • "Я и любимая игрушка"

  • "Я и фантик"

  • "Я и лопнувший воздушный шарик"

  • "Я и исписанная тетрадь"

  • "Я и шнурок"

  • "Я и огрызок яблока"

  • "Я и :.." , используя прямую речь

Темы мини- сочинений для выполнения дома.

  • "Я и любимая игрушка"

  • "Я и фантик"

  • "Я и лопнувший воздушный шарик"

  • "Я и исписанная тетрадь"

  • "Я и шнурок"

  • "Я и огрызок яблока"

  • "Я и :.." , используя прямую речь



Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка прямая речь 4 Пашкова»

МАОУ лицей №23 г. Калининграда

Пашкова ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА учитель начальных классов

Урок русского языка в 4 классе

Тема: Предложения с прямой речью 4-й класс.

Цели:

  • Познакомить ребят с понятием "прямая речь" и ее обозначением на письме, в частности, с расстановкой знаков препинания при записи предложений, ввести схематическое обозначение предложений с прямой речью, формировать умения выделять из текста данные предложения.

  • Развивать речь учащихся, образное мышление на примерах героев русских народных сказок, развивать такие логические операции, как сравнение, обобщение, конкретизация, реализация доказательства и проектирование.

  • Воспитывать взаимовыручку, прививать любовь к русским народным сказкам и их героям.

Оборудование: ПК, учебник "Русский язык" (под ред. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева , О.В. Пронина) для 4 класса, карточки-кавычки, карточки с заданиями, схемы предложений, карточки-помощники, тетради, простые карандаши, маршрутные листы, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент (Настрой на урок) Дети сегодня работаем в парах, возьмитесь за руки, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи.

II. Повторение пройденного. Проверка домашнего задания.

- Домашнее задание было, найти имена существительные, определить склонение и падеж (сущ. выписаны заранее на доске mimio, среди слов есть прилагательное).

Для чего нужны эти знания? (чтобы правильно писать безударные окончания)

-Разобрать слова по составу. Где это может пригодиться? (Знать в какой части слова орфограмма)

Выполни фонетический анализ слова. Зачем этому мы этому учимся? (В русском языке часто произношение отличается от написания, чтобы определить орфограмму).

Если мы справляемся с заданиями, то я вам открою тему урока.

- Молодцы! Теперь, я открываю тему сегодняшнего урока.

III. Основная часть. В маршрутных листах отметить, сколько ответов верных, сколько неверных. Открываем карточки прямая речь.

1. Итак, тема сегодняшнего урока: ПРЯМАЯ РЕЧЬ

- Кто знаком с этим понятием? Да, мы на предыдущем уроке познакомились с предложениями с прямой речью. Но мы продолжим изучение темы и найдем новое, ранее неизвестное.

- А сейчас возьмите карточки под № 1 и заполните только левый столбик :

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Попробуйте поставить цели сегодняшнего урока. Чему мы должны с вами научиться?

(находить предложения с прямой речью, уметь их записывать, ставить знаки препинания в них, уметь отличать их на слух)

На доске предложения:

Я попросил папу, чтобы он проводил меня.

Я попросил папу: "Проводи меня".

"Проводи меня", - попросил я папу.

- Что вы можете сказать об этих предложениях?

(2-е и 3-е предложение дословно передают нашу речь)

- Верно. Эти предложения - предложения с прямой речью. На уроке мы познакомимся с такими предложениями и с расстановкой знаков препинания в них.

( обратить внимание ребят на слова автора)

- Давайте проверим наши предположения, правильно ли мы сформулировали понятие, что же такое "прямая речь" (рисунок кавычек)

Работа по учебнику.

Прочитайте правило на с.84 в учебнике.

Физминутка

2. - На протяжении всего учебного года мы с вами знакомимся со сказками, поэтому и задания я подобрала из сказок. Учебник стр. 84, упр.№84.

Испугался старик, взмолился:

«Что ты, баба, белены объелась?

Ни ступить, ни молвить не умеешь!

Насмешишь ты целое царство»


Старший молвил: «Что за диво!

Всё так чисто и красиво.

Кто-то терем прибирал

Да хозяев поджидал».

Вопросы на доске:

- Как называется сказка?

- Какие предложения записаны на карточках? (с прямой речью)

- Где стоят слова автора? (вначале предложения или в конце)

- Как выделяется прямая речь во всех предложениях? (кавычками)

- Найдите и прочитайте в каждом предложении слова автора.

- Как слова автора отделяются от прямой речи? (двоеточием, тире)

- Когда ставят двоеточие, а когда - тире?

- Очень часто в русском языке для удобства используют различные схемы, чтобы люди могли отличить одни предложения от других. Давайте рассмотрим, какие схемы придумали, чтобы зашифровать предложения с прямой речью (на доске схемы предложений)

- Догадайтесь, к какой схеме подходит каждое из предложений.

(обратить внимание с какой буквы пишется прямая речь и слова автора)

Вывод.

Правило Учебник. Стр.88. - А сейчас давайте попробуем самостоятельно составить схему к следующим предложениям.

Самостоятельная работа. Упражнение в учебнике стр.89, упр.91.

- Списать предложения в тетрадь и составить к ним схемы .

IV. Рефлексия.

- А теперь я предлагаю вспомнить тему сегодняшнего урока. Как она называется?

- Какая цель была поставлена нами на уроке? (познакомиться с прямой речью)

Я предлагаю заполнить второй столбик нашей таблицы, карточка № 1.

- С какими предложениями мы познакомились на уроке?

(с предложениями с прямой речью и косвенной)

Вставьте вместо прочерков подходящие по смыслу слова (текст на доске, у слабых карточки - помощники)(слайд)

Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называются прямой речью.

Прямая речь пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки.

Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с маленькой буквы, перед ними ставятся запятая и тире.

Прямая речь

Косвенная речь

«Сегодня холодно»,

- произнёс Борис задумчиво.

Борис задумчиво произнёс, что сегодня холодно.


Командир строгим голосом приказал: «Приведите ко мне сержанта!»

Командир строгим голосом приказал, чтобы к нему привели сержанта.

Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится двоеточие.

Посмотрите на доску и сравните предложения. Чем они отличаются?



Цитата - это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения своей мысли.

1) Если предложение-цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие.

Чехов справедливо полагал: «…для интеллигентного человека дурно говорить должно было бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать или писать…»


2) Если цитируется стихотворное произведение или его часть с соблюдением стихотворной строки, то кавычки не ставятся.

Стихотворение М. Цветаевой начинается так:

Поэт – издалека заводит речь.

Поэта – далеко заводит речь.

V. Домашнее задание.(слайд)

- Домашнее задание сегодня - написать мини-сочинение на темы:

"Я и любимая игрушка"

"Я и фантик"

"Я и лопнувший воздушный шарик"

"Я и исписанная тетрадь"

"Я и шнурок"

"Я и огрызок яблока"

"Я и :.." , используя прямую речь

- Помочь в написании мини-сочинения вам может стихотворение Л. Квитко. (слайд)

Яша думал:
Вещи все на разный лад,
Как живые говорят.
Только ты откроешь дверь,
Заворчит она, как зверь:
"Ходят-бродят! Вот беда!
То туда, то сюда!"
Только сядешь ты на стул,
Он уж песню затянул:
"Ты опять сидишь, лентяй?
Встань, поди-ка погуляй!"
Меж собой болтают звонко
Вилки, ложка и солонка,
Шумный, радостный народ -
Разговоров полный рот.

VI. Подведение итогов.

- Урок закончен, всем большое спасибо, можете быть свободными.



4


Просмотр содержимого презентации
«Презентация для урока Пашкова. прямая речь»

МАОУ лицей № 23 г .Калининграда Учитель: Пашкова Ирина Владимировна учитель начальных классов

МАОУ лицей № 23

г .Калининграда

Учитель: Пашкова Ирина Владимировна

учитель начальных классов

Я попросил папу, чтобы он проводил меня. Я попросил папу:

Я попросил папу, чтобы он проводил меня.

Я попросил папу: "Проводи меня".

"Проводи меня", - попросил я папу.

Прямая речь – это слова, переданные от имени говорящего. Слова автора показывают, кому принадлежит прямая речь.   Предложения с прямой речью состоят из двух частей : слов автора и собственно чужой речи.

Прямая речь – это слова, переданные от имени говорящего.

Слова автора показывают, кому принадлежит прямая речь.

Предложения с прямой речью состоят из двух частей : слов автора и собственно чужой речи.

Вставьте вместо прочерков подходящие по смыслу слова  1)Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называются ………. 2)……….. пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки. 3)Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с ………., перед ними ставятся запятая и тире. 4)Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится …….

Вставьте вместо прочерков подходящие по смыслу слова

1)Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называются ……….

2)……….. пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки.

3)Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с ………., перед ними ставятся запятая и тире.

4)Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится …….

Проверим . Правильно вставили вместо прочерков подходящие по смыслу слова Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называются прямой речью . Прямая речь пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки . Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с маленькой буквы, перед ними ставятся запятая и тире . Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится двоеточие .

Проверим . Правильно вставили вместо прочерков подходящие по смыслу слова

Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называются прямой речью .

Прямая речь пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки .

Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с маленькой буквы, перед ними ставятся запятая и тире .

Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится двоеточие .

Говорит один Мороз другому:
  • Говорит один Мороз другому: "Братец Мороз-Синий нос, как бы нам позабавиться, людей поморозить?"
  • А : « П. » 4) « П », - а

2) А : « П! » 5) « П !» - а

  • А : « П? » 6) « П ?» - а

Прямая речь Косвенная речь «Сегодня холодно,» - произнёс Борис задумчиво.  Командир строгим голосом приказал: «Приведите ко мне сержанта!» Борис задумчиво произнёс, что сегодня холодно.  Командир строгим голосом приказал, чтобы к нему привели сержанта.

Прямая речь

Косвенная речь

«Сегодня холодно,» - произнёс Борис задумчиво.

Командир строгим голосом приказал: «Приведите ко мне сержанта!»

Борис задумчиво произнёс, что сегодня холодно.

Командир строгим голосом приказал, чтобы к нему привели сержанта.

- это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения своей мысли.

- это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения своей мысли.

1) Если предложение-цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие.  Чехов справедливо полагал: «…для интеллигентного человека дурно говорить должно было бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать или писать…»   2) Если цитируется стихотворное произведение или его часть с соблюдением стихотворной строки, то кавычки не ставятся.  Стихотворение М.Цветаевой начинается так :  Поэт – издалека заводит речь.  Поэта – далеко заводит речь.

1) Если предложение-цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие.

Чехов справедливо полагал: «…для интеллигентного человека дурно говорить должно было бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать или писать…»

2) Если цитируется стихотворное произведение или его часть с соблюдением стихотворной строки, то кавычки не ставятся.

Стихотворение М.Цветаевой начинается так :

Поэт – издалека заводит речь.

Поэта – далеко заводит речь.

Домашнее задание. - Домашнее задание сегодня - написать мини-сочинение на темы: •

Домашнее задание.

- Домашнее задание сегодня - написать мини-сочинение на темы:

"Я и любимая игрушка"

"Я и фантик"

"Я и лопнувший воздушный шарик"

"Я и исписанная тетрадь"

"Я и шнурок"

"Я и огрызок яблока"

"Я и :.." , используя прямую речь

Домашнее задание. - Помочь в написании мини-сочинения вам может стихотворение Л. Квитко. Яша думал:  Вещи все на разный лад,  Как живые говорят.  Только ты откроешь дверь,  Заворчит она, как зверь:

Домашнее задание.

-

Помочь в написании мини-сочинения вам может стихотворение Л. Квитко.

Яша думал: Вещи все на разный лад, Как живые говорят. Только ты откроешь дверь, Заворчит она, как зверь: "Ходят-бродят! Вот беда! То туда, то сюда!" Только сядешь ты на стул, Он уж песню затянул: "Ты опять сидишь, лентяй? Встань, поди-ка погуляй!" Меж собой болтают звонко Вилки, ложка и солонка, Шумный, радостный народ - Разговоров полный рот.

Замените прямую речь косвенной   «Вы будете дома вечером?»- полюбопытствовал мой знакомый.  Он пробормотал : «Я принесу эту вещь для тебя»

Замените прямую речь косвенной

«Вы будете дома вечером?»- полюбопытствовал мой знакомый.

Он пробормотал : «Я принесу эту вещь для тебя»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по теме Предложения в косвенной форме и с прямой речью .

Автор: Пашкова Ирина Владимировна

Дата: 20.11.2014

Номер свидетельства: 133155

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Разработка урока на тему "Способы сжатия текста""
    ["seo_title"] => string(50) "razrabotka_uroka_na_tiemu_sposoby_szhatiia_tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "354320"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478020552"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Развитие творческих способностей младших школьников"
    ["seo_title"] => string(61) "razvitiie_tvorchieskikh_sposobnostiei_mladshikh_shkol_nikov_1"
    ["file_id"] => string(6) "463561"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1522068122"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства