МАОУ лицей №23 г. Калининграда
Пашкова ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА учитель начальных классов
Урок русского языка в 4 классе
Тема: Предложения с прямой речью 4-й класс.
Цели:
- Познакомить ребят с понятием "прямая речь" и ее обозначением на письме, в частности, с расстановкой знаков препинания при записи предложений, ввести схематическое обозначение предложений с прямой речью, формировать умения выделять из текста данные предложения.
- Развивать речь учащихся, образное мышление на примерах героев русских народных сказок, развивать такие логические операции, как сравнение, обобщение, конкретизация, реализация доказательства и проектирование.
- Воспитывать взаимовыручку, прививать любовь к русским народным сказкам и их героям.
Оборудование: ПК, учебник "Русский язык" (под ред. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева , О.В. Пронина) для 4 класса, карточки-кавычки, карточки с заданиями, схемы предложений, карточки-помощники, тетради, простые карандаши, маршрутные листы, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент (Настрой на урок) Дети сегодня работаем в парах, возьмитесь за руки, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи.
II. Повторение пройденного. Проверка домашнего задания.
- Домашнее задание было, найти имена существительные, определить склонение и падеж (сущ. выписаны заранее на доске mimio, среди слов есть прилагательное).
Для чего нужны эти знания? (чтобы правильно писать безударные окончания)
-Разобрать слова по составу. Где это может пригодиться? (Знать в какой части слова орфограмма)
Выполни фонетический анализ слова. Зачем этому мы этому учимся? (В русском языке часто произношение отличается от написания, чтобы определить орфограмму).
Если мы справляемся с заданиями, то я вам открою тему урока.
- Молодцы! Теперь, я открываю тему сегодняшнего урока.
III. Основная часть. В маршрутных листах отметить, сколько ответов верных, сколько неверных. Открываем карточки прямая речь.
1. Итак, тема сегодняшнего урока: ПРЯМАЯ РЕЧЬ
- Кто знаком с этим понятием? Да, мы на предыдущем уроке познакомились с предложениями с прямой речью. Но мы продолжим изучение темы и найдем новое, ранее неизвестное.
- А сейчас возьмите карточки под № 1 и заполните только левый столбик :
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Попробуйте поставить цели сегодняшнего урока. Чему мы должны с вами научиться?
(находить предложения с прямой речью, уметь их записывать, ставить знаки препинания в них, уметь отличать их на слух)
На доске предложения:
Я попросил папу, чтобы он проводил меня.
Я попросил папу: "Проводи меня".
"Проводи меня", - попросил я папу.
- Что вы можете сказать об этих предложениях?
(2-е и 3-е предложение дословно передают нашу речь)
- Верно. Эти предложения - предложения с прямой речью. На уроке мы познакомимся с такими предложениями и с расстановкой знаков препинания в них.
( обратить внимание ребят на слова автора)
- Давайте проверим наши предположения, правильно ли мы сформулировали понятие, что же такое "прямая речь" (рисунок кавычек)
Работа по учебнику.
Прочитайте правило на с.84 в учебнике.
Физминутка
2. - На протяжении всего учебного года мы с вами знакомимся со сказками, поэтому и задания я подобрала из сказок. Учебник стр. 84, упр.№84.
Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь!
Насмешишь ты целое царство»
Старший молвил: «Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал».
Вопросы на доске:
- Как называется сказка?
- Какие предложения записаны на карточках? (с прямой речью)
- Где стоят слова автора? (вначале предложения или в конце)
- Как выделяется прямая речь во всех предложениях? (кавычками)
- Найдите и прочитайте в каждом предложении слова автора.
- Как слова автора отделяются от прямой речи? (двоеточием, тире)
- Когда ставят двоеточие, а когда - тире?
- Очень часто в русском языке для удобства используют различные схемы, чтобы люди могли отличить одни предложения от других. Давайте рассмотрим, какие схемы придумали, чтобы зашифровать предложения с прямой речью (на доске схемы предложений)
- Догадайтесь, к какой схеме подходит каждое из предложений.
(обратить внимание с какой буквы пишется прямая речь и слова автора)
Вывод.
Правило Учебник. Стр.88. - А сейчас давайте попробуем самостоятельно составить схему к следующим предложениям.
Самостоятельная работа. Упражнение в учебнике стр.89, упр.91.
- Списать предложения в тетрадь и составить к ним схемы .
IV. Рефлексия.
- А теперь я предлагаю вспомнить тему сегодняшнего урока. Как она называется?
- Какая цель была поставлена нами на уроке? (познакомиться с прямой речью)
Я предлагаю заполнить второй столбик нашей таблицы, карточка № 1.
- С какими предложениями мы познакомились на уроке?
(с предложениями с прямой речью и косвенной)
Вставьте вместо прочерков подходящие по смыслу слова (текст на доске, у слабых карточки - помощники)(слайд)
Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называются прямой речью.
Прямая речь пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки.
Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с маленькой буквы, перед ними ставятся запятая и тире.
Прямая речь
Косвенная речь
«Сегодня холодно»,
- произнёс Борис задумчиво.
Борис задумчиво произнёс, что сегодня холодно.
Командир строгим голосом приказал: «Приведите ко мне сержанта!»
Командир строгим голосом приказал, чтобы к нему привели сержанта.
Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится двоеточие.
Посмотрите на доску и сравните предложения. Чем они отличаются?
Цитата - это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения своей мысли.
1) Если предложение-цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие.
Чехов справедливо полагал: «…для интеллигентного человека дурно говорить должно было бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать или писать…»
2) Если цитируется стихотворное произведение или его часть с соблюдением стихотворной строки, то кавычки не ставятся.
Стихотворение М. Цветаевой начинается так:
Поэт – издалека заводит речь.
Поэта – далеко заводит речь.
V. Домашнее задание.(слайд)
- Домашнее задание сегодня - написать мини-сочинение на темы:
"Я и любимая игрушка"
"Я и фантик"
"Я и лопнувший воздушный шарик"
"Я и исписанная тетрадь"
"Я и шнурок"
"Я и огрызок яблока"
"Я и :.." , используя прямую речь
- Помочь в написании мини-сочинения вам может стихотворение Л. Квитко. (слайд)
Яша думал:
Вещи все на разный лад,
Как живые говорят.
Только ты откроешь дверь,
Заворчит она, как зверь:
"Ходят-бродят! Вот беда!
То туда, то сюда!"
Только сядешь ты на стул,
Он уж песню затянул:
"Ты опять сидишь, лентяй?
Встань, поди-ка погуляй!"
Меж собой болтают звонко
Вилки, ложка и солонка,
Шумный, радостный народ -
Разговоров полный рот.
VI. Подведение итогов.
- Урок закончен, всем большое спасибо, можете быть свободными.
Просмотр содержимого документа
«Карточки блиц-турнир»
Приложение №4 Проверь, правильно ли ты ответил
на вопросы блиц-турнира.
1)Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называются прямой речью.
2)Прямая речь пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки.
3)Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с маленькой буквы, перед ними ставятся запятая и тире.
4)Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится двоеточие.
Карточка - помощница:
1)Прямой речью; 2) с заглавной, кавычки; 3) маленькой, запятая, тире;4) двоеточие.
Приложение №4 Проверь, правильно ли ты ответил на вопросы
блиц-турнира.
1)Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называются прямой речью.
2)Прямая речь пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки.
3)Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с маленькой буквы, перед ними ставятся запятая и тире.
4)Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится двоеточие.
Карточка - помощница:
1)Прямой речью; 2) с заглавной, кавычки; 3) маленькой, запятая, тире;4) двоеточие.
Приложение №4 Проверь, правильно ли ты ответил на
вопросы блиц-турнира.
1)Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называются прямой речью.
2)Прямая речь пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки.
3)Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с маленькой буквы, перед ними ставятся запятая и тире.
4)Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится двоеточие.
Карточка - помощница:
1)Прямой речью; 2) с заглавной, кавычки; 3) маленькой, запятая, тире;4) двоеточие.
Просмотр содержимого документа
«Приложения к уроку Пашкова И.В.»
№1 Карточки для урока. Работа в группах.
Приложение №1.Заполняй его во время урока.
№ п/п | Постановка цели урока | Над чем будем работать | Что новое открыл для себя? | Оцени, как работали дети в твоей группе. |
| - Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Попробуйте поставить цели сегодняшнего урока. Чему мы должны с вами научиться? | С какими предложениями мы познакомились на уроке? Что нового узнаем? | Выясни, что уже знаешь, а что для тебя неизвестно? | |
| | | | |
Приложение №2(для проверки)
№ п/п | Постановка цели урока | Над чем будем работать | Что новое открыл для себя? | Оцени, как работали дети в твоей группе. |
| - Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Попробуйте поставить цели сегодняшнего урока. Чему мы должны с вами научиться? | С какими предложениями мы познакомились на уроке? Что нового узнаем? | Выясни, что уже знаешь, а что для тебя неизвестно? | |
| (находить предложения с прямой речью, уметь их записывать, ставить знаки препинания в них, уметь отличать их на слух) | с предложениями с прямой речью Учились | Умею правильно записывать предложения и делать графическую схему к сложному предложению, к простому предложению, предложению с прямой речью, в котором сначала идет прямая речь, а затем слова автора. Новое.Научился записывать предложения с прямой речью, в котором сначала идут слова автора, а затем прямая речь. Узнал, как такое предложение оформить графически, сделать к нему схему. | |
Приложение №3
Маршрутный лист. Впиши фамилии и имена участников группы. Распредели обязанности.
№п/п | Фамилия,имя. | Задание№1 Проверка д/з. | Задание№2 Определение темы, устные ответы по теме. (работа в таблице) | Задание№3 Самост.работа. |
1. | | | | |
2. | | | | |
3. | | | | |
4. | | | | |
5. | | | | |
6. | | | | |
Приложение №4.Проверь, правильно ли ты ответил на вопросы блиц-турнира.
1)Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называются прямой речью.
2)Прямая речь пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки.
3)Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с маленькой буквы, перед ними ставятся запятая и тире.
4)Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится двоеточие.
Карточка - помощница:
1)Прямой речью; 2) с заглавной, кавычки; 3) маленькой, запятая, тире;4) двоеточие.
Приложение № 5.
Самостоятельная работа по вариантам. (работа в тетради)учебник Стр. 89. Упр.90.
1в. Списать 1 и 3 предложения. Составить схемы.
2в. Списать 2 и 5 предложения. Составить схемы. Проверка с доски.
Приложение №6 Вопросы на доске и на столах.
- Как называется сказка?- Какие предложения записаны на карточках? (с прямой речью)
- Где стоят слова автора? (вначале предложения или в конце)
- Как выделяется прямая речь во всех предложениях? (кавычками)
- Найдите и прочитайте в каждом предложении слова автора.
- Как слова автора отделяются от прямой речи? (двоеточием, тире)
- Когда ставят двоеточие, а когда - тире?
1)Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь!
Насмешишь ты целое царство».
2) Старший молвил: «Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал!»
3) Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре
«Тайное всегда становится явным!»
Приложение 7.
Составьте схему к следующим предложениям. Как называется сказка?
1)Говорит один Мороз другому: "Братец Мороз-Синий нос, как бы нам позабавиться, людей поморозить?"
2) "Отчего ж не позабавиться, " - отвечает ему Мороз-Красный нос.
Приложение № 8 .Темы мини - сочинений для выполнения дома.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка прямая речь 4 Пашкова»
МАОУ лицей №23 г. Калининграда
Пашкова ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА учитель начальных классов
Урок русского языка в 4 классе
Тема: Предложения с прямой речью 4-й класс.
Цели:
Познакомить ребят с понятием "прямая речь" и ее обозначением на письме, в частности, с расстановкой знаков препинания при записи предложений, ввести схематическое обозначение предложений с прямой речью, формировать умения выделять из текста данные предложения.
Развивать речь учащихся, образное мышление на примерах героев русских народных сказок, развивать такие логические операции, как сравнение, обобщение, конкретизация, реализация доказательства и проектирование.
Воспитывать взаимовыручку, прививать любовь к русским народным сказкам и их героям.
Оборудование: ПК, учебник "Русский язык" (под ред. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева , О.В. Пронина) для 4 класса, карточки-кавычки, карточки с заданиями, схемы предложений, карточки-помощники, тетради, простые карандаши, маршрутные листы, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент (Настрой на урок) Дети сегодня работаем в парах, возьмитесь за руки, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи.
II. Повторение пройденного. Проверка домашнего задания.
- Домашнее задание было, найти имена существительные, определить склонение и падеж (сущ. выписаны заранее на доске mimio, среди слов есть прилагательное).
Для чего нужны эти знания? (чтобы правильно писать безударные окончания)
-Разобрать слова по составу. Где это может пригодиться? (Знать в какой части слова орфограмма)
Выполни фонетический анализ слова. Зачем этому мы этому учимся? (В русском языке часто произношение отличается от написания, чтобы определить орфограмму).
Если мы справляемся с заданиями, то я вам открою тему урока.
- Молодцы! Теперь, я открываю тему сегодняшнего урока.
III. Основная часть. В маршрутных листах отметить, сколько ответов верных, сколько неверных. Открываем карточки прямая речь.
1. Итак, тема сегодняшнего урока: ПРЯМАЯ РЕЧЬ
- Кто знаком с этим понятием? Да, мы на предыдущем уроке познакомились с предложениями с прямой речью. Но мы продолжим изучение темы и найдем новое, ранее неизвестное.
- А сейчас возьмите карточки под № 1 и заполните только левый столбик :
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Попробуйте поставить цели сегодняшнего урока. Чему мы должны с вами научиться?
(находить предложения с прямой речью, уметь их записывать, ставить знаки препинания в них, уметь отличать их на слух)
На доске предложения:
Я попросил папу, чтобы он проводил меня.
Я попросил папу: "Проводи меня".
"Проводи меня", - попросил я папу.
- Что вы можете сказать об этих предложениях?
(2-е и 3-е предложение дословно передают нашу речь)
- Верно. Эти предложения - предложения с прямой речью. На уроке мы познакомимся с такими предложениями и с расстановкой знаков препинания в них.
( обратить внимание ребят на слова автора)
- Давайте проверим наши предположения, правильно ли мы сформулировали понятие, что же такое "прямая речь" (рисунок кавычек)
Работа по учебнику.
Прочитайте правило на с.84 в учебнике.
Физминутка
2. - На протяжении всего учебного года мы с вами знакомимся со сказками, поэтому и задания я подобрала из сказок. Учебник стр. 84, упр.№84.
Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь!
Насмешишь ты целое царство»
Старший молвил: «Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал».
Вопросы на доске:
- Как называется сказка?
- Какие предложения записаны на карточках? (с прямой речью)
- Где стоят слова автора? (вначале предложения или в конце)
- Как выделяется прямая речь во всех предложениях? (кавычками)
- Найдите и прочитайте в каждом предложении слова автора.
- Как слова автора отделяются от прямой речи? (двоеточием, тире)
- Когда ставят двоеточие, а когда - тире?
- Очень часто в русском языке для удобства используют различные схемы, чтобы люди могли отличить одни предложения от других. Давайте рассмотрим, какие схемы придумали, чтобы зашифровать предложения с прямой речью (на доске схемы предложений)
- Догадайтесь, к какой схеме подходит каждое из предложений.
(обратить внимание с какой буквы пишется прямая речь и слова автора)
Вывод.
Правило Учебник. Стр.88. - А сейчас давайте попробуем самостоятельно составить схему к следующим предложениям.
Самостоятельная работа. Упражнение в учебнике стр.89, упр.91.
- Списать предложения в тетрадь и составить к ним схемы .
IV. Рефлексия.
- А теперь я предлагаю вспомнить тему сегодняшнего урока. Как она называется?
- Какая цель была поставлена нами на уроке? (познакомиться с прямой речью)
Я предлагаю заполнить второй столбик нашей таблицы, карточка № 1.
- С какими предложениями мы познакомились на уроке?
(с предложениями с прямой речью и косвенной)
Вставьте вместо прочерков подходящие по смыслу слова (текст на доске, у слабых карточки - помощники)(слайд)
Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называются прямой речью.
Прямая речь пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки.
Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с маленькой буквы, перед ними ставятся запятая и тире.
Прямая речь | Косвенная речь |
«Сегодня холодно», - произнёс Борис задумчиво. | Борис задумчиво произнёс, что сегодня холодно. |
Командир строгим голосом приказал: «Приведите ко мне сержанта!» | Командир строгим голосом приказал, чтобы к нему привели сержанта. |
Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится двоеточие.
Посмотрите на доску и сравните предложения. Чем они отличаются?
Цитата - это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения своей мысли.
1) Если предложение-цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие.
Чехов справедливо полагал: «…для интеллигентного человека дурно говорить должно было бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать или писать…»
2) Если цитируется стихотворное произведение или его часть с соблюдением стихотворной строки, то кавычки не ставятся.
Стихотворение М. Цветаевой начинается так:
Поэт – издалека заводит речь.
Поэта – далеко заводит речь.
V. Домашнее задание.(слайд)
- Домашнее задание сегодня - написать мини-сочинение на темы:
"Я и любимая игрушка"
"Я и фантик"
"Я и лопнувший воздушный шарик"
"Я и исписанная тетрадь"
"Я и шнурок"
"Я и огрызок яблока"
"Я и :.." , используя прямую речь
- Помочь в написании мини-сочинения вам может стихотворение Л. Квитко. (слайд)
Яша думал:
Вещи все на разный лад,
Как живые говорят.
Только ты откроешь дверь,
Заворчит она, как зверь:
"Ходят-бродят! Вот беда!
То туда, то сюда!"
Только сядешь ты на стул,
Он уж песню затянул:
"Ты опять сидишь, лентяй?
Встань, поди-ка погуляй!"
Меж собой болтают звонко
Вилки, ложка и солонка,
Шумный, радостный народ -
Разговоров полный рот.
VI. Подведение итогов.
- Урок закончен, всем большое спасибо, можете быть свободными.
4
Просмотр содержимого презентации
«Презентация для урока Пашкова. прямая речь»
МАОУ лицей № 23
г .Калининграда
Учитель: Пашкова Ирина Владимировна
учитель начальных классов
Я попросил папу, чтобы он проводил меня.
Я попросил папу: "Проводи меня".
"Проводи меня", - попросил я папу.
Прямая речь – это слова, переданные от имени говорящего.
Слова автора показывают, кому принадлежит прямая речь.
Предложения с прямой речью состоят из двух частей : слов автора и собственно чужой речи.
Вставьте вместо прочерков подходящие по смыслу слова
1)Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называются ……….
2)……….. пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки.
3)Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с ………., перед ними ставятся запятая и тире.
4)Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится …….
Проверим . Правильно вставили вместо прочерков подходящие по смыслу слова
Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называются прямой речью .
Прямая речь пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки .
Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с маленькой буквы, перед ними ставятся запятая и тире .
Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится двоеточие .
- Говорит один Мороз другому: "Братец Мороз-Синий нос, как бы нам позабавиться, людей поморозить?"
- А : « П. » 4) « П », - а
2) А : « П! » 5) « П !» - а
Прямая речь
Косвенная речь
«Сегодня холодно,» - произнёс Борис задумчиво.
Командир строгим голосом приказал: «Приведите ко мне сержанта!»
Борис задумчиво произнёс, что сегодня холодно.
Командир строгим голосом приказал, чтобы к нему привели сержанта.
- это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения своей мысли.
1) Если предложение-цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие.
Чехов справедливо полагал: «…для интеллигентного человека дурно говорить должно было бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать или писать…»
2) Если цитируется стихотворное произведение или его часть с соблюдением стихотворной строки, то кавычки не ставятся.
Стихотворение М.Цветаевой начинается так :
Поэт – издалека заводит речь.
Поэта – далеко заводит речь.
Домашнее задание.
- Домашнее задание сегодня - написать мини-сочинение на темы:
• "Я и любимая игрушка"
• "Я и фантик"
• "Я и лопнувший воздушный шарик"
• "Я и исписанная тетрадь"
• "Я и шнурок"
• "Я и огрызок яблока"
• "Я и :.." , используя прямую речь
Домашнее задание.
-
Помочь в написании мини-сочинения вам может стихотворение Л. Квитко.
Яша думал: Вещи все на разный лад, Как живые говорят. Только ты откроешь дверь, Заворчит она, как зверь: "Ходят-бродят! Вот беда! То туда, то сюда!" Только сядешь ты на стул, Он уж песню затянул: "Ты опять сидишь, лентяй? Встань, поди-ка погуляй!" Меж собой болтают звонко Вилки, ложка и солонка, Шумный, радостный народ - Разговоров полный рот.
Замените прямую речь косвенной
«Вы будете дома вечером?»- полюбопытствовал мой знакомый.
Он пробормотал : «Я принесу эту вещь для тебя»