Урок-практикум "Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью". 5-й класс
Урок-практикум "Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью". 5-й класс
Тип урока: закрепление изученного
Вид урока: урок-практикум
Технология: традиционная с элементами личностно ориентированного подхода
Цели урока:
проверить знания по теме “прямая речь”;
закрепить навыки построения схемы предложения с прямой речью;
Задачи:
отрабатывать пунктуационные навыки при прямой речи, стоящей до и после слов автора; работать над интонацией в предложениях с прямой речью;
развивать познавательные интересы, самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал;
воспитывать культуру учебной деятельности.
Методы: компьютерная презентация, словесный, наглядный.
Приемы: беседа, самостоятельная и индивидуальная работа, работа в группах, взаимопроверка.
Оборудование: проектор, экран, карточки, презентация
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
На уроке сегодня проверим свои знания по теме “Прямая речь”, вспомним, как построены предложения с прямой речью, будем учиться составлять предложения и схемы предложений с прямой речью, самое важное – повторим пунктуацию при прямой речи до и после слов автора.
Тема урока: “Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью” (Презентация, слайд 2)
3. Фронтальный опрос. Беседа по вопросам:
1) Что такое прямая речь? (слайд 3)
2) Из каких частей состоит предложение с прямой речью? (слайд 4)
3) Где может стоять в предложении прямая речь? Слова автора? (слайд 5)
4) От чего зависит расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью? (в каком порядке идут прямая речь и слова автора)
5) Как пишется прямая речь? (слайд 6)
6) Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит после слов автора? Перед словами автора? (слайды 7,8,9)
На письме прямая речь имеет довольно сложную пунктуацию. Главная ее задача – по-разному обозначить слова автора и чужую речь.
Постановка знаков препинания зависит от взаимного расположения двух частей. (слайд 10)
Теоретический материал повторили, теперь перейдем к практике.
2. “ __________________________________________ ,” - сказал учитель.
Составьте и запишите предложения по схемам. (слайд 19) 1. “П!” - а. 2.А: “П?”
III. Физкультминутка (слайд 20)
IV. Прочитайте текст. (слайды 21,22) Определите его основную мысль. Укажите предложения с прямой речью. Объясните постановку знаков препинания. Какие глаголы “говорения” использованы в тексте?
Семь дочек.
Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали.
Первая сказала: “Я, мамочка, скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу”. “Я ждала тебя, как сухая земля ждет воды”,- проговорила вторая. “Родная я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке”, - сказала третья дочь. “Мне было без тебя, как пчелке без цветка”, - щебетала четвертая. “Ты снилась мне, как розе снится капля росы”, - промолвила пятая. “Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья”, - прошептала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги.
(По В.Сухомлинскому)
Как можно охарактеризовать девочек? Какие они? (добрые, ласковые, нежные, скучали. Седьмая дочка заботливая, внимательная).
Как догадались? (по речи, поведению и поступкам).
Функция прямой речи – служить средством речевой характеристики персонажа, отражать внешнюю действительность. (слайд 23)
Речь характеризует героя. Нам надо об этом помнить.
Автор, передающий чужую речь, называет сам факт речи (мысли), использует для этого глаголы речи-мысли (говорить, сказать, ответить, подумать и др.), отглагольные существительные того же значения (голос, крик, мысль и др.), а также называет субъекта речи (кто говорит). В словах автора может характеризоваться речь (тихо, печально, с жаром и т.п.)
(демонстрация таблицы – слайды 24,25)
V. Работа в группах.
В данных предложениях поставьте недостающие знаки препинания, в местах пропусков впишите глаголы “говорения” и обстоятельства, отвечающие на вопрос как? и выраженные наречиями. На темы какого произведения составлены данные предложения? (слайд 26)
1. Буратино _______________ _____________ Как посадить золотые в землю
2. Где же мой деревянный мальчик ____________ ____________ папа Карло.
3. Идемте скорее, ключик подходит _______________ _____________ всех Буратино.
Для справки: переспросил, повторял, звал; удивленно, растерянно, радостно.
VI. Самостоятельная работа. Тест (Приложение №1).
1) Укажите схему построения предложения с прямой речью, в которой допущена ошибка в постановке знаков препинания.
“П”,- а. 3. “П!” - а.
А – “П?” 4. А: “П”.
2) Какое предложение соответствует схеме?
“П”, - а.
1. Старший молвил Что за диво!
2. Там, в лесу, стоит одна отвечает ей она.
3. Вы у меня в гостях, ребята сказал дедушка.
4. Ну, трогай громко скомандовал вожак.
3) Указать предложение с пунктуационной ошибкой.
Попугай кивнул головой, засмеялся и сказал: “ Хорошо!”
“Спасибо тебе” : сказал доктор.
“Звери, собирайтесь!” - крикнул он.
“Что там случилось?” - спросил Крокодил.
4) Расставьте знаки препинания при прямой речи. Составьте схемы данных предложений.
Куда же вы спросил Андрей _________________
Держись за лодку успел крикнуть мальчик. ____________
Расскажи, что ты знаешь о звуке мягко обратился ко мне экзаменатор.__________
В известной песне поется С чего начинается Родина _________
VII. Вывод.
Что узнали сегодня на уроке?
Из каких двух частей состоят предложения с прямой речью?
Как пишется прямая речь? (с большой буквы, в кавычках)
Как ставятся знаки препинания в предложениях с прямой речью?
VIII. Домашнее задание: (по выбору) (слайд 27)
1) подобрать 6 предложений с прямой речью из народных сказок;
2) сочинить небольшую историю с использованием предложений с прямой речью;