Цели урока:
Обучающие: познакомить учащихся с орфограммой и ее графическим обозначением на письме; тренировать учащихся в запоминании основных значений приставок; повторить правописание приставок на -з (-с)
Развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.
Воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка: воспитывать коммуникативные отношения.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: записи примеров на доске, опорная схема, сигнальные, индивидуальные карточки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок "Правописание приставок при- и пре-" »
"Правописание приставок при- и пре-"
Цели урока:
Обучающие: познакомить учащихся с орфограммой и ее графическим обозначением на письме; тренировать учащихся в запоминании основных значений приставок; повторить правописание приставок на -з (-с)
Развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.
Воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка: воспитывать коммуникативные отношения.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: записи примеров на доске, опорная схема, сигнальные, индивидуальные карточки.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Зарядка для успешности. Пожелайте себе успехов и скажите себе: "Я буду внимательным! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!"
П. Мобилизующий этап.
Цель: настроить учащихся на восприятие нового материала, повторить правописание изменяемых приставок на -з(-с)
-На какие группы и почему можно разделить эти слова?
-Запишите те слова, приставки которых оканчиваются на -з(-с). Выделить орфограмму в приставке, вспомнить правило.
Взаимопроверка тетрадей, один ученик у доски вставляет буквы и рассказывает правило.
-Какие слова остались? Прочитайте их. Сможем ли мы их сейчас написать? (Нет, потому что не знаем правила)
III. Формулирование темы и цели урока.
-Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
-Сформулируйте тему урока.
Учитель пишет тему урока на доске, дети в тетрадях.
-Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.
(Познакомиться с правилом написания гласных е - и в приставках при- и пре-)
IV. Изучение нового материала.
Обратимся к материалу для наблюдений и анализа. На доске написаны слова:
Пр..ехать, пр..лететь, пр..плыть
Пр..шить,пр..клеить, пр..битъ
Пр..школьный,пр..дорожный
Пр..открыть,пр..гореть,
пр..добрый,пр..милый,
пр..градить, пр..рвать
-Ребята, как вы думаете, какие гласные е или и напишем в приставках? Почему?
Выслушать мнения ребят.
-Давайте подумаем над значением каждого слова. Вы сами должны эти значения определить.
-Какое общее значение объединяет слова 1 группы (2 - 6)?
Работая над значением слов каждой группы, дети записывают примеры в тетрадь, учитель на доске вставляет пропущенные буквы, графически обозначает орфограмму, в скобках записываем значение.
-Ребята, сделайте выводы-версии, когда пишется и - е в приставках?
В ходе работы учащиеся сами определяют значения приставок, на доске постепенно открывается опорная схема:
ПРИ -
Приближение = близко
Присоединение = друг к другу
Расположение вблизи = около
Неполное действие = чуть-чуть
ПРЕ-
Пре = очень
Пре = пере-
Приставка ПРЕ- дочь приставки ПЕРЕ-. Она очень похожа на мать и внешне, и по значению. Только одну букву не взяла она от матери. Какую? И вот, благодаря сходству в значении, она может заменять ПЕРЕ- в глаголах
преградить - перегородить
преступить - переступить
прервать - перервать
-Ребята, сделайте общий вывод, когда пишутся приставки ПРИ- и ПРЕ-?
В одной детской передаче "Радионяня" звучала такая песенка:
ПРИ- или ПРЕ-, ПРЕ- или ПРИ-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри
-Сразу получишь ответ.
Прибыл ли поезд, приплыл
Пароход
Космонавт ппилетел из
Вселенной -
Обо всех, кто придет,
Прилетит, приплывет,
Пишется ПРИ -, несомненно.
Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело
-Помни, что пишется ПРИ -Обо всем,
Что добрые руки приделали.
Язык прикусил ~ не совсем откусил
Пригорело - не значит горит.
Помни, что сделано, но не совсем
Пишут с приставкой ПРИ -.
Предлинный достанет с крыши рукой
прежадный не даст вам конфету.
Кто очень такой и очень сякой
-ПРЕ - мы напишем при этом.
Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным - дождь не преграда.
Где очень похожи ПЕРЕ - и ПРЕ
-Там только ПРЕ - ставить надо.
Физминутка "Приставочки".
V. Закрепление изученного.
Цель: закрепить полученные знания.
1 этап - первичное закрепление: применение алгоритма рассуждения.
1) Устный орфографический разбор (фронтальная работа с комментированием)