Цель: знакомство с третьим значением приставки «при» и его закрепление. Слово учителя: У приставки «при» есть и третье значение. Определить его довольно легко. Сейчас вы его найдёте сами. ЗАДАНИЕ Образуйте с помощью приставки «при» имена прилагательные от данных слов и запишите их. - край при море (приморский), канава при дороге (придорожная), площадь при вокзале (привокзальная) Какое значение имеет приставка «при» в этих словах? Давайте потренируемся в нахождении слов с этим значением. Выпишите слова с этим значением приставки «при» из упр.684. Какие слова вы выписали? Какое значение имеет приставка «при» в этих словах? Цель: знакомство с четвёртым значением приставки «при» и его закрепление. Слово учителя: Если пирог в духовке не совсем сгорел, а только немножечко, мы говорим - пригорел. Доктор не сжёг царапину йодом, а только – прижёг. Вы не открыли окно широко, а только немножечко – приоткрыли. Какое значение имеет приставка «при» в этих словах? Если что-то делается не до конца, не очень сильно, немного или ненадолго, такие действия называются неполными, незаконченными. Приведите примеры слов с таким значением. А теперь мы попробуем закрепить правописание приставки «при». Объяснительный диктант Запись стихотворения с объяснением. Если ты в пришкольный сад Прибежал прикрыть салат, Или деревце привить, Иль теплицу приоткрыть, Знай, что здесь приставка ПРИ. Её значенье повтори. Какие слова с приставкой при можно встретить в этом стихотворении? Почему в этих словах пишется приставка «при»? Какое значение она имеет в каждом из этих слов? Цель: знакомство с приставкой «пре», условиями её написания. Слово учителя: Всё было бы хорошо с приставкой «при», если бы не было приставки «пре». Нечего было бы путать и не было бы никакой «ошибкоопасности». Но раз уж такая опасность есть, давайте её изучим. Замените записанные на доске слова при помощи приставки «пре» (по алгоритму) Очень добрый – предобрый Очень скверный – Очень гадкий – Очень смешной Очень забавный Что означает приставка «пре» в получившихся словах? Однако у приставки «пре» есть ещё одно значение. И здесь дело будет потруднее. ЗАДАНИЕ Определите, в каких словах нет приставки ПРЕ- со значением «очень». Запись слов. Предобрый, пресветлый, прерывающийся, престарелый, преступный. Подумайте, какое значение имеет приставка «пре» в этих словах. ЗАДАНИЕ Образуйте сами слова с таким значением приставки: условие, которое не переменится - … показ фильмов без перерыва - … человек, переступивший закон - … рассказ, передаваемый из поколения в поколение - … Цель: закрепить правописание приставок «при-пре». Выполни следующие задания Диктант-игра "Четвертый лишний". превозносить, превосходить, принадлежать, превратить; приноровиться, приналечь, притягивать, препятствовать; приниженный, приплюснутый, беспрекословный, привязчивый; преодолеть, прицелиться, прекратить, пренебречь. Какое слово является лишним? Почему? Объясните правописание приставки в этом слове. Закрепительный диктант Задания на раздаточном материале. Карточка «Е-И» Пр…винтить, пр…бить, пр…морский, пр…длинный, пр…старелый, пр…увеличить, пр…мчаться, пр…касаться, пр…градить, пр…городный. Цель: рефлексия, оценка уровня овладения практическими умениями и навыками по изученной теме. От чего же зависит правописание приставок «при-пре»? При каких значениях следует писать «при», а при каких «пре». Давайте ещё раз ответим на эти вопросы. 1 Прибыл ли поезд, приплыл теплоход, Космонавт прилетел из Вселенной – В словах придёт, прилетит, приплывёт Пишется ПРИ несомненно. 2 Винт привинтил, прикрутил колесо, Приклеил, пришил умело – Пишем мы ПРИ, говоря обо всём, Что добрые руки приделали. 3 Язык прикусил – не совсем откусил. Пригорело – не значит сгорит. Помни – что сделано, но не совсем, Пишем с приставкой ПРИ. Какое значение приставки ПРИ не было названо? Назовите его. 4 При или пре? Пре или при? Это совсем не секрет. На содержание слова смотри – Сразу получишь ответ. Предлинный достанет до крыши рукой. Прежадный не даст вам конфету. Если «очень такой» или «очень сякой» - ПРЕ мы напишем при этом. 5 Дожди непрерывные льют в октябре, Но грамотным дождь – не преграда. Где очень похожи ПЕРЕ и ПРЕ, Писать только ПРЕ там надо. Цель: оценивание работы учащихся, выставление оценок, определение д/з. Учащиеся получают оценки, записывают домашнее задание. 3 - §54 № 688, 693 4 - §54 № 688, 693, опорный конспект по теме. 5 - §54 № 688, 693, опорный конспект по теме, сочинение-миниатюра «Полёт в космос» (с использованием слов с приставками «при-пре»). |