kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание приставок при-пре

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка  поможет при подготовке к уроку. Она содержит достаточно материала о правописании приставок при-пре. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание приставок при-пре»

Тема: «Правописание приставок «при-пре»».

Тип урока: урок формирования знаний.



УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по освоению материала

УЭ 0

По завершению работы над УЭ (уроком) ученик должен:

знать правила правописания приставок «при-пре»;

уметь применять данное правило на практике;

находить данную орфограмму в слове;

различать на письме приставки «при-пре»;

совершенствовать навыки синтаксического и морфемного разбора слова.




УЭ 1











Цель: снятие психологического напряжения, психологический настрой на работу.


Слово учителя: Здравствуйте, ребята! На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с орфограммами в различных морфема . И сегодня мы познакомимся с новым орфографическим правилом. А сейчас откройте тетради и запишите сегодняшнее число.





Внимательно слушайте учителя, настройтесь на работу, не волнуйтесь.

УЭ 2


Цель: актуализация изученного материала, формулировка темы урока


Синтаксический разбор предложения


Солнце пригрело землю, и его лучи преобразили всё вокруг.


ЗАДАНИЯ


1. Проведите морфемный разбор слов «пригрело» и «преобразили». Сравните их с разбором, произведенном на обратной стороне доски.

2. В какой из морфем можно заметить орфографическую проблему? Какую?

3. Можно ли объяснить правописание приставок в этих словах?

4. Как вы могли бы сформулировать тему сегодняшнего урока? (тема записывается на доске и в тетради)

5. А какие цели мы могли бы поставить на этом уроке?









Один человек работает у доски, остальные записывают в тетради.


Учащиеся проводят морфемный разбор.









Учащиеся формулируют тему урока и определяют его цели

УЭ 3

Цель: знакомство с приставками «при-пре», условиями их написания.


Слово учителя: Вы уже хорошо усвоили правописание приставок первой и второй группы. Приставки третьей группы («при-пре») самые трудные. Прежде всего научимся узнавать их в лицо.


Выполните следующие задания:


Выпишите только те слова, которые относятся к теме нашего урока.


пробежать, прибежать, прекрасный, запретный, приподнять, надорвать, преграда, прадедушка, рассеянный, преждевременный.


В чём же секрет этих приставок? Почему в одном случае мы выбираем «при», а в другом – «пре»? Найти ответы на эти вопросы мы постараемся на сегодняшнем уроке. И сначала мы познакомимся с приставкой «при», точнее, с первым случаем её написания.

Запись слов с выделением приставки.


пришел, приехал, прибежал, прикатился, приблизился, притащился


Что общего в значении этих слов? Какое значение придаёт им приставка «при»?

А теперь запишите глаголы, обозначающие:

Приближение птицы, коня, рыбы, змеи, автомобиля, пешехода, лыжника, круглого предмета.

Какие ответы у вас получились? Какую приставку вы записали? Какое значение она имеет?


Приходить могут не только живые существа.

О мысли говорят: пришла в голову, о догадке – придумал. А что говорят, когда приходит воспоминание, сновидение?


Выборочный диктант

Найдите такие слова в предложениях и запишите их.

1. Не припомнишь всё сполна, что сказала мне она.

2. Ночью Элли приснилось, что огромная птица несёт её высоко над степью.

А теперь сами приведите пример слов с приставкой «при» в значении приближение.
















Учащиеся выписывают слова с приставками «при-пре»









Учащиеся записывают слова и выделяют приставки.












Учащиеся подбирают слова








Выписываются слова с «при»

УЭ 4

Цель: знакомство со вторым значением приставки «при» и его закрепление.


Слово учителя: Люди очень много занимаются тем, что присоединяют друг к другу разные вещи. Чего они только не придумали для этого. Верёвка, иголка с ниткой, молоток с гвоздями, клей. Всем этим они пользуются, чтобы что сделать? Какое общее значение у этих слов? Давайте запишем получившиеся слова.


Какой вывод о правописании приставки «при» можно сделать?

Однако приблизить или присоединить что-то можно не только при помощи движения. Например, человек согласился с чьим-то мнением - значит «присоединился» к нему.


Далее учащиеся записывают слова с приставкой при.

Подружился с животными – приручил;

Согласился участвовать в каких-нибудь делах – примкнул;

Полюбил кого-нибудь – привязался;

Проявил к кому-нибудь ласковое отношение – приласкал, пригрел, приголубил;

Устроил пожить у себя – приютил.


Все эти слова по-своему обозначают приближение, присоединение; они показывают проявление близости мыслей и чувств. Все они говорят о хорошем отношении. Давайте же ещё раз прочитаем их.

ЗАДАНИЕ

Вспомните и вставьте в предложения нужные слова.

Самолет пошел на посадку и благополучно ....

Американский космический корабль ... в Тихом океане.

Когда лодка прикасается к берегу, говорят, что она ... или …

Когда корабль останавливается у пристани, говорят, что он ... или ....


Слова с такими значениями продолжают появляться в языке. Например, когда наш космический корабль впервые благополучно опустился на поверхность Луны, возникло слово прилунился.












Учащие записывают получившиеся слова, выделяют приставку.


Устно








Запись слов














Запись предложений

УЭ 5



























УЭ 6



































УЭ 7










































УЭ 8
































УЭ 9




















































УЭ 10



















Цель: знакомство с третьим значением приставки «при» и его закрепление.


Слово учителя: У приставки «при» есть и третье значение. Определить его довольно легко. Сейчас вы его найдёте сами.


ЗАДАНИЕ


Образуйте с помощью приставки «при» имена прилагательные от данных слов и запишите их.


- край при море (приморский), канава при дороге (придорожная), площадь при вокзале (привокзальная)

Какое значение имеет приставка «при» в этих словах?

Давайте потренируемся в нахождении слов с этим значением.


Выпишите слова с этим значением приставки «при» из упр.684.

Какие слова вы выписали? Какое значение имеет приставка «при» в этих словах?




Цель: знакомство с четвёртым значением приставки «при» и его закрепление.


Слово учителя: Если пирог в духовке не совсем сгорел, а только немножечко, мы говорим - пригорел. Доктор не сжёг царапину йодом, а только – прижёг. Вы не открыли окно широко, а только немножечко – приоткрыли.


Какое значение имеет приставка «при» в этих словах?


Если что-то делается не до конца, не очень сильно, немного или ненадолго, такие действия называются неполными, незаконченными.

Приведите примеры слов с таким значением.

А теперь мы попробуем закрепить правописание приставки «при».


Объяснительный диктант


Запись стихотворения с объяснением.

Если ты в пришкольный сад

Прибежал прикрыть салат,

Или деревце привить,

Иль теплицу приоткрыть,

Знай, что здесь приставка ПРИ.

Её значенье повтори.

Какие слова с приставкой при можно встретить в этом стихотворении? Почему в этих словах пишется приставка «при»? Какое значение она имеет в каждом из этих слов?




Цель: знакомство с приставкой «пре», условиями её написания.


Слово учителя: Всё было бы хорошо с приставкой «при», если бы не было приставки «пре». Нечего было бы путать и не было бы никакой «ошибкоопасности». Но раз уж такая опасность есть, давайте её изучим.


Замените записанные на доске слова при помощи приставки «пре» (по алгоритму)

Очень добрый – предобрый

Очень скверный –

Очень гадкий –

Очень смешной

Очень забавный


Что означает приставка «пре» в получившихся словах?

Однако у приставки «пре» есть ещё одно значение. И здесь дело будет потруднее.


ЗАДАНИЕ


Определите, в каких словах нет приставки ПРЕ- со значением «очень». Запись слов.

Предобрый, пресветлый, прерывающийся, престарелый, преступный.

Подумайте, какое значение имеет приставка «пре» в этих словах.


ЗАДАНИЕ


Образуйте сами слова с таким значением приставки:

условие, которое не переменится - …

показ фильмов без перерыва - …

человек, переступивший закон - …

рассказ, передаваемый из поколения в поколение - …



Цель: закрепить правописание приставок «при-пре».


Выполни следующие задания


Диктант-игра "Четвертый лишний".


превозносить, превосходить, принадлежать, превратить;

приноровиться, приналечь, притягивать, препятствовать;

приниженный, приплюснутый, беспрекословный, привязчивый;

преодолеть, прицелиться, прекратить, пренебречь.


Какое слово является лишним? Почему? Объясните правописание приставки в этом слове.


Закрепительный диктант

Задания на раздаточном материале.


Карточка «Е-И»


Пр…винтить, пр…бить, пр…морский, пр…длинный, пр…старелый, пр…увеличить, пр…мчаться, пр…касаться, пр…градить, пр…городный.





Цель: рефлексия, оценка уровня овладения практическими умениями и навыками по изученной теме.


От чего же зависит правописание приставок «при-пре»?

При каких значениях следует писать «при», а при каких «пре». Давайте ещё раз ответим на эти вопросы.


1

Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,

Космонавт прилетел из Вселенной –

В словах придёт, прилетит, приплывёт

Пишется ПРИ несомненно.


2

Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело –

Пишем мы ПРИ, говоря обо всём,

Что добрые руки приделали.


3

Язык прикусил – не совсем откусил.

Пригорело – не значит сгорит.

Помни – что сделано, но не совсем,

Пишем с приставкой ПРИ.


Какое значение приставки ПРИ не было названо? Назовите его.


4

При или пре? Пре или при?

Это совсем не секрет.

На содержание слова смотри –

Сразу получишь ответ.

Предлинный достанет до крыши рукой.

Прежадный не даст вам конфету.

Если «очень такой» или «очень сякой» -

ПРЕ мы напишем при этом.


5

Дожди непрерывные льют в октябре,

Но грамотным дождь – не преграда.

Где очень похожи ПЕРЕ и ПРЕ,

Писать только ПРЕ там надо.







Цель: оценивание работы учащихся, выставление оценок, определение д/з.


Учащиеся получают оценки, записывают домашнее задание.


3 - §54 № 688, 693


4 - §54 № 688, 693, опорный конспект по теме.


5 - §54 № 688, 693, опорный конспект по теме, сочинение-миниатюра «Полёт в космос» (с использованием слов с приставками «при-пре»).





















Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

























Задание выполняется письменно.

























Запись слов















Запись слов.









Запись слов.














Учащиеся выполняют задания

































Учащиеся слушают стихотворения, называя на месте паузы необходимую приставку.















































Запись задания

































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Правописание приставок при-пре

Автор: Беллаш Елена Владимировна

Дата: 27.02.2017

Номер свидетельства: 396154


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства