Технологическая карта урока_____
Предмет: русский язык
Автор урока: Шепелева Т.А
Класс:5
Автор УМК: Бабайцева В.В.
Тип урока: Урок «открытия» нового задания.
Тема: Правописание приставок при- и пре-.
Цели урока :
Cодержательные: 1.Освоить способы действия при выборе гласных е -и. 2.Расширить понятийную базу об орфограммах в приставках.
Деятельностные: 1. Выработать умение различать на письме приставки при- и пре-. 2.Формировать умение использовать знаково-символические средства. 3.Развивать умение формулировать собственное мнение и позицию.
Задачи урока:
Образовательные:
-выявить условия выбора гласных е - и в приставках;
-формировать навык написания приставок пре – при -;
-развить умение формулировать определение понятий;
-обогащать словарный запас учащихся;
-совершенствовать орфографические навыки и умения.
Развивающие:
-осуществление системно – деятельностного подхода;
-развитие критического мышления, развитие внимания;
-формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных);
-развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
-развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
-развивать умение применять новые знания;
-развитие творческих, речевых способностей учащихся;
-формирование логических умений;
-развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт ;
-развитие умения формулировать проблему;
Воспитательные:
-воспитание интереса и уважения к родному языку;
-воспитание ценностного отношения к слову;
-развитие коммуникативных УУД;
-создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Планируемые результаты:
Личностные:
-уважительное отношение к родному языку;
-стремление к речевому самосовершенствованию;
-пополнение словарного запаса;
-способность к самооценке на основе критерия;
-успешности.
Метапредметные:
-способность способно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
-взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении.
Предметные:
-развитие творческой самостоятельности;
-владение разными видами речевой деятельности;
-способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
-способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета.
Основные понятия:
-приставка, морфема, орфограмма.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Мотивация к учебной деятельности.
1.Учитель просит прослушать стихотворение и выдвинуть предположение о теме урока. (см.прилож.1)
Взаимодействуют с учителем, выдвигают предположения о теме урока.
Формирование границ собственного знания и незнания (Л.)
2.Актуализация и финансирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
2.Даёт задание. Прочитать примеры и определить, какое значение придаёт слову приставка.
1)Пребольшой арбуз, премилый котёнок, прехорошее настроение. Верно: приставка пре- в данных словах имеет значение очень.
2)Преграды, прервать. В этих словах приставка, близка по значению к приставке пере-
3)Пришить карман, приехать к дому, прибавить скорость, приделать к крыше. Обозначают присоединение, приближение, прибавление.
4)Прикрыть, присесть, присмиреть, призадуматься. Неполнота действия.
5)Пригородный район, пришкольный двор, приморский берег. Пространственная близость.
Работа парами по карточкам.
Выполняют пробное учебное действие, фиксируют индивидуальное затруднение.
Поиск и выделение информации (П.)
Выражение собственного мнения (К.)
Планирование своих действий (Р.)
Сотрудничество с учителям и сверстниками (К.)
6)Придумать, приучить, привыкнуть, приручить. Довести действие до конца.
2.Следующее задание: заменить словосочетания словами с приставкой при-.
Участок при школе, город на Волге, чуть-чуть открыть окно, умолкнуть на короткое время, слегка затворить дверь.
Обучающиеся у доски записывают получившиеся слова, комментируют написанное, объясняют выбор орфограмм в приставках пре- и при-.
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.
3.Выявление места и причины затруднения.
Активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию.
Поиграем в игру «Третий лишний». На доске записаны слова в два столбика.
1. ветерок 2.подоконник
присесть подосиновик
кузовок презабавный
Давайте произнесем слова.
Различаются ли в них приставки при- и пре- в произношении? А как пишутся?
Называют слова «присесть и презабавный ». Объясняют, что они «лишние», потому что ветерок, кузовок образованы суффиксальным способом, подоконник, подосиновик- приставочно- суффиксальным, а присесть, презабавный- приставочным.
Объясняют, что произносятся одинаково, а пишутся по-разному.
Формулируют тему урока.
Ставят цели: умение определять, в каких словах пишется при-, а в каких пре-.
Умеют строить речевое высказывание (К.) Самостоятельное выделение познавательной цели, формулирование проблемы (П.)
Ставят личные цели (Р.) Целеполагание (Р.)
4.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
Организует обучающихся по исследованию проблемной ситуации.
Алгоритм осуществления правильного выбора гласной буквы в приставках пре-, при-.
Учитель произносит слова, ученики с помощью сигнальной карточки (е/и) представляют выбор.
Превращать, приделать, прекрасный, пресекать, прибрежный, премудрый, преломить, прикасаться, пригород, прикрепить.
От каких условий зависит выбор букв (е/и) в приставках пре- и при- ?
Составляют план достижения цели и определяют средства.
Построение логической цели рассуждений.
1. Дать лексическое толкование слова.
2.Выделить в слове приставку.
3.По значению- выбор гласной (е/и).
Использование знаково-символических средств для решения задания (П.) Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (К.)
Учёт правила в планировании и контроле способа решения (Р.)
5.Реализация построенного проекта.
Организует исследование теоретического материала, устанавливает осознанность восприятия.
Проявляют готовность выслушивать все точки зрения и вырабатывать общую позицию.
Чтение правила правописания приставок пре- и при- из учебника.
Динамическая пауза.(Приложение 2).
Выделяют необходимую информацию (К.) Планирование. Прогнозирование(Р.)
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.
1.Выполняют упражнение №646 по группам, выписывают слова
2.Учитель устанавливает осознанность восприятия делает первичное обобщение.
Проговаривают алгоритм с уточнениями.
Работа в группах.
1)Решают типовые задачи с проговариванием вслух.
2)Выбирают наиболее эффективные способы решения задач.
Структуирование знания, классификация по заданным критериям (П.)
Использование речи для регуляции своего действия (К.)
Учёт правила в планировании и контроле способа решения (Р.) Управление поведением партнёра, контроль, коррекция, оценка действий партнёра (К.)
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учитель организует деятельность по применению новых знаний, просит самостоятельно выполнить задание. (раздаточный материал на парте)
Прикрыть книгу, придорожный куст , приступить к делу, прервать рассказ, лес преобразился, слегка прихрамывать, приглушить свет, прекратить разговор, колючая преграда, прекрасная музыка, сидел преспокойно.
Работают самостоятельно, вставляя пропущенную букву в приставку, графически объясняют написание, проверяют себя (сверяют свой результат с заданным эталоном)
Действие по аналогии (П.) Оценка правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив в действие после его завершения (Р.) Формирование адекватной самооценки (Л.)
8.Включение в систему знаний и повторение.
Организует деятельность по применению новых знаний, включению их в систему знаний.
Учитель просит выполнить упр.649
Закрепление полученных знаний. Строят высказывания, используя слова с изученными приставками, объясняя орфограммы в словах.
Построение речевого высказывания в письменной форме, при этом учитывается, что он знает (П.К) Адекватное восприятие оценки учителя (Р.)
9.РРРефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Организует рефлексию. Учитель подводит итоги урока.
-Какую цель мы поставили в начале урока?
-Выполнили мы цель? Научились писать слова на это правило?
-Удалось ли нам достичь поставленных целей? Почему?- что было с самым интересным на уроке? Те, кто доволен своей работой на уроке, возьмите красный флажок. А кто не доволен, покажите синий флажок.
Д/З.
1)Выучить правило.
2)Выполнить упр. №650
3)Запись в «словарь трудных слов»
Преимущество, препятствие, пренебрежение, предание, приключение, приятель.
Оценивают, насколько решены в течение урока познавательные цели, поставленные в начале урока.
Отвечают на вопросы: Узнали о приставках пре- и при - Научились распознавать условия выбора букв е - и в приставках при - при-
Я сегодня научился…
У меня вызвало затруднение…
Подводят итог своей работе на уроке в устном высказывании (К.) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К.) Оценка деятельности, саморегуляция (Р.) Самооценка на основе успешности (Л.)
Уметь делать выбор соответственно своей мотивации (Р.)- при выполнении домашнего задания.
Приложение (1)
Повнимательней смотри.
Мы приставки пре- и при -
Научились нас различать,
Друг от друга отличать.
Запомни сначала четыре значенья:
Неполное действие и приближенье,
Близость чего-то к чему-нибудь,
Присоединенье ещё не забудь.
Наши руки всё сумеют,
Гвоздь прибьют, пришьют, приклеят,
Всё приделают как нужно
Быстро, весело и дружно.
Заяц прискакал к соседу,
Закричал: «Я к вам приеду!
На пришкольном огороде
Есть уже морковка вроде».
Приоткрой скорей окошко-
В дом попасть не может кошка.
Ах, котлеты пригорели!
Не беда, уже их съели.
Пре - отличная приставка.
Есть во всём нужна добавка
Словом «очень» проверяем
Или пере - заменяем.
Приложение (2)
Потрудились - отдохнём,
Встанем, глубоко, вздохнём.
Руки в стороны, вперёд
Влево, вправо поворот
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять
Руки вправо опустили,
Всем улыбки подарили.
Оборудование: раздаточный материал: карточки с заданиями, сигнальные флажки.
Учебно - методическое обеспечение:
Русский язык. Теория. Практика 5 класс. Развитие речи. Учебный комплекс под редакцией Бабайцевой В.В.