П: Давайте вспомним, что такое местоимение? У: Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количество, но не называет их. П: Как изменяются местоимения? У: Местоимения как правило изменяются по падежам. Есть местоимения, которые изменяются по родам и числам. П: Какими членами предложения могут быть местоимения? У: В предложении местоимения обычно выполняют роль подлежащего, дополнения или определения. П: Приведите примеры предложений с местоимениями в роли подлежащего, дополнения и определения. У:.. П: Какие разряды местоимений вы знаете. Приведите примеры. У: Личные (я, ты), возвратное (себя), вопросительные (кто, что), относительные (кто, какой), неопределённые (некто, кое-кто), отрицательные (никто, ничей), притяжательные (мой, наш), указательные (этот, тот), определительные (весь, самый, другой). П: Хорошо! А сейчас я проверю, как вы умеете находить местоимения в предложении и определять их разряд. Внимательно слушайте. Скоро весна вступит в свои (притяж.) права. Через несколько (неопред.) дней засияет яркое солнце. Я (личн.) пришёл к тебе (личн.) с приветом. Такие (указат.) книги есть. П: Молодцы! А теперь вы должны придумать предложение, в состав которого должно входить притяжательное местоимение. Записываем предложение – 1 ученик у доски, остальные в тетради, подчеркнув местоимение как член предложении. По дороге с работы мама встретила свою подругу. П: Придумайте и запишите предложение с личным местоимением. Ко мне приехала бабушка. П: Придумайте и запишите предложение с определительным местоимением. Каждый ученик может хорошо учиться. П: Я вижу, ребята, что разряды местоимений вы хорошо знаете. А какие личные местоимения могут употребляться для обозначения принадлежности? У: её, его, их. П: В какой форме должны стоять эти местоимения? У: в форме родительного падежа личных местоимений П: Приведите примеры, где данные местоимения употребляются для обозначения принадлежности. У: Мама обратилась к её сестре. Предложение запишите в тетрадь. П: Следующее задание – распределительный диктант. Я буду читать предложения, а вы должны распределить их в два столбика. К доске пойдёт … Обозначает лицо | Обозначает принадлежность | Советоваться с его (прит) товарищем. Расспрашивать о нём (личн.). В их(прит.) огородах травы много наросло. О их (притяж.) службе написано много книг. Мы (личн.) услыхали его. П: Молодцы! Хорошо справились с этим заданием. Следующая задание – словарный диктант. К доске пойдёт … Три человека будут работать с карточками. Мы пишем словарный диктант, объясняем орфограммы. Пишем красиво, аккуратно на доске и в тетрадях. Ничего не ответил, не у кого спросить, пожалеть-то некому, ни на что не похожий, какой-либо небольшой подарочек, какие-нибудь растения, нечем отблагодарить. Указать разряд местоимений. П: Ребята, кто не сделал ни одной ошибки? Проверим работу у доски. (Оценивание) П: Приведите пример пословиц, где есть местоимения, определите разряд. У: Рядился-рядился, а ни к чему не пригодился. Друг – ценный клад, недругу никто не рад. Любят того, кто не обидит никого. П: Молодцы! Запишите понравившуюся вам пословицу. Ребята, мы сказали, что в предложении местоимение может быть подлежащим, дополнением, определением. Давайте убедимся в этом, выполнив синтаксический разбор предложения. К доске пойдёт…, остальные работают в теради. Пограничники зорко охраняют рубежи нашей Родины. (повеств., невоскл., простое, распр., ничем не осложнено). Пограничники2, предложил2. |