kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ "МЕСТОИМЕНИЕ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

CC

Урок русского языка во 2 классе. УМК «Школа России».

Тема:  «Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи».

Цель урока: создание условий

для получения обучающимися  новых знаний по теме,

для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных);

 для формирования интереса к предмету. 

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

1. Распознавать личные местоимения среди  других слов в предложении.

2. Различать местоимения и имена существительные.

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Регулятивные результаты:

- самостоятельно определять учебную задачу

- планировать свою деятельность по решению учебной задачи

- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

Познавательные результаты:

- ученики понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи;

- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме;

- осознают ценности своего языка.

Коммуникативные результаты:

- применять правила делового сотрудничества;

- участвовать в продуктивном  диалоге.                         

ХОД УРОКА

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Вот звонок нам дал сигнал.
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И урок наш начинаем.

(Слайд 3)

– Сегодняшний урок русского языка мне хочется начать с пословицы. Вот беда, она рассыпалась. Помогите ее собрать.

День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.

– Какую пословицу собрали?

Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.

(Слайд 5)

 Как понимаете значение пословицы? 
– Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым?

Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, а вы еще молоды, вам предстоит многое узнать и многому научиться.

– К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чем вы стали умнее и мудрее за этот урок. 
– Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие? (Внимательность, наблюдательность.)

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения

пробном учебном действии.

- Давайте вспомним: «Что такое речь?»

- Какие части речи вам знакомы?

-Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания.

 Обратите внимание на доску и скажите, какое задание вам

предстоит выполнить? (вставить пропущенные буквы, распределить

слова по группам). 

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Карточки со словами: арбу., сла.кий, он, л.жит, медведь, ты, я,

мя.кий, к.сить.

Проверка по эталону на слайде

(Слайд 7)

3. Выявление места и причины затруднения.

- Почему вы не все слова распределили?

- А мы употребляем эти слова в речи?

-Значит они тоже часть речи?

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план,

).

Прочитайте два текста и сравните их.

(Слайд 9)

1. Помидор – овощ. Помидоры бывают зелёными, красными,

жёлтыми. Помидоры содержат много витаминов.

2. Он – овощ. Они бывают зелёными, красными, жёлтыми.

Они содержат много витаминов.   

- О чём говорится в первом тексте?

-О чём говорится во 2 тексте?

- Вместо каких слов употреблены слова он, они?

-Место какой части речи заняли эти слова?

- Так как эти слова заняли место имени существительного, то они и

 называются МЕСТОИМЕНИЯМИ.

Так какая тема сегодняшнего урока?

(Слайд 10)

Какие задачи мы поставим перед собой: мы должны узнать, что

 такое местоимение; будем учиться отличать местоимения от других

частей речи и употреблять их в речи)

 5. Реализация построенного проекта. Работа в группах.

Продолжим предложения, выбрав  верные высказывания:

Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это (глаголы, имена

существительные, местоимения).

Местоимение – (часть речи, не часть речи), которая (указывает на

предметы, но не называет их; указывает на предметы и называет

предметы).

- Давайте сравним наше определение с эталоном.

(Слайд 15)

-Так в чем же различие существительного и местоимения?

 ( Существительное называет предмет, а местоимение только

 указывает на предмет, не называя его.)

•Местоимений в русском языке немного,

 всего 69,

но они часто

 потребляются в нашей речи.

•С какой целью  мы употребляем  местоимения в  нашей речи?

(Чтобы  сделать нашу речь разнообразной, помогают избежать

повторов.)

 6. Физминутка

Если я назову местоимение, то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то

топаете:

Я, красивый,  друзья, мы, ты, солнечный, убежать, он, она, и, вы,

зимний, прыгать, оно.

7. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Сейчас вы будете работать в парах. У каждой пары своя карточка.

1.Замени выделенные существительные местоимениями.

По небу плыли серые тучи. Тучи цеплялись за верхушки старых сосен.

2.Замени выделенные существительные местоимениями.

Угрюмо шумел бор. Ещё угрюмей шумело озеро. Озеро накатывало

на отлогий берег волну за волной.

3.Замени выделенные существительные местоимениями.

Волны  набегали на влажный песок. Волны оставляли после себя

грязную пену, щепки и поломанные стебли увядшего камыша.  

4.Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение.

Знаете ли.., что люди издавна употребляют в пищу цветы. В

Болгарии варят варенье из лепестков роз. ……  очень душистое.

5.Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение.

А в Китае варят лилии в молоке. ……. придают блюду особый аромат.

6.Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение.

В Индии любят компот из цветков банана. …… имеет полезный и

приятный на вкус.

 7.Замени выделенные существительные местоимениями.

Мама! Ласковая и добрая. Мама всегда заботится о нас.

8.Замени выделенные существительные местоимениями.

Маша любит свою маму. Маша хочет быть похожей на неё.

 9.Замени выделенные существительные местоимениями.

Юра идёт на каток. Юра катается на коньках.

10.Замени выделенные существительные местоимениями.

Нина любит лыжный спорт. Нина участвует в лыжной эстафете.

11.Замени выделенные существительные местоимениями.

На небе появилось облако. Облако закрыло солнце.

12.Замени выделенные существительные местоимениями.

Света сегодня дежурная в классе. Света пришла в школу пораньше.

13.Замени выделенные существительные местоимениями.

Чуть позже пришёл Дима. Дима будет поливать цветы.

14.Замени выделенные существительные местоимениями.

Дежурные навели порядок в классе. Дежурные приготовились к

уроку.

-Кто сделал ошибки – не расстраивайтесь. Это первый урок по теме.

6.  Самостоятельная работа со взаимопроверкой по эталону. 

Учебник упр.174., с.102

- Выполните упр.,  затем обменяйтесь тетрадями и проверьте товарища.

(Слайд16)

Оцените товарища по таким критериям:

Всё верно -  !

Одна ошибка-   +

Две ошибки -  ?

Три ошибки -  -

(Слайд 17)

Оцените свою работу.

- Поднимите руки те, кто выполнил задание верно, с одной ошибкой.

Это первый урок по теме «Местоимение». На следующих уроках мы хорошо закрепим наши знания

8. Включение в систему знаний и повторение.

Если позволят временные рамки (тест)

Учитель:  Ребята, я вам предлагаю небольшой тест по теме « Местоимение - часть речи»

ТЕСТ

1.Местоимение-это…

А) часть речи, которая называет предмет

Б) часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на него.

 2. Укажите местоимение

         А) ель              Б) край                В) ты                Г) ем

 3. Укажи предложение, в котором встречается местоимение

         А) Из леса доносилось пение птиц.

         Б)  Ранним утром мы отправились на рыбалку.

  4.  Найди слова, которые не являются местоимением

          А) ты, мы                   Б) она, он                 В) о,в

Самопроверка.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Учитель: Наш урок заканчивается, подведем итоги урока.

Вспомните, с какой пословицы мы начали наш урок? Стали ли вы мудрее? В чём?

Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока. Добились мы целей?

- Почему вы считаете, что мы добились целей? ( Узнали, что такое местоимение, научились его использовать вместо имени существительного)

- Ребята, перед каждым из вас лежат пустые листочки. Оцените свою работу. Кто хорошо работал, часто поднимал руки и правильно отвечал, достиг целей – тот нарисует на листочке восклицательный знак, а кто мало отвечал и не всегда правильно, не всех целей достиг – тот нарисует вопросительный знак. Выйдите к доске со своими листочками. Не переживайте, на следующих уроках мы продолжим работать над темой  « Местоимение».

 (Слайд 18)

9. Домашнее задание. ( Дифференцированное)

Учитель: Ребята, для домашнего задания вы получите карточки. На них три задания, выберите себе одно для выполнения. Урок окончен. Всем спасибо за работу.

КАРТОЧКА

Задание 1.

Выпиши из словаря 10 слов и замени их местоимениями.

Задание 2.

Спиши текст, заменив повторяющиеся имена существительные местоимениями.

Самое большое гнездо у орла. Гнездо сделано из толстых сучьев. Самый красивый домик у пеночки. Пеночка свила гнездышко на берёзовой веточке.

Задание 3.

Составь и запиши несколько предложений о сегодняшнем уроке, используя местоимения.

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ "МЕСТОИМЕНИЕ" »

ГБУ ДПО «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ»


Курсы повышения квалификации по теме:

«Проектирование уроков в начальной школе, ориентированных на достижение метапредметных образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО» (72 часа) в г. Березники с 16.03 по 23.04.2015г.






КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

(выполненная в межсессионный период)


Результаты самостоятельного обучения


Тема: Проектирование уроков в начальной школе, ориентированных на достижение метапредметных образовательных результатов.







Выполнила:

Никитина Н.В.

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №30

Руководитель проекта:

Семенцова О.А.,

ведущий научный сотрудник

отдела сопровождения ФГОС,

кандидат пед.наук, доцент



Пермь-Березники - 2015г.

Урок русского языка во 2 классе. УМК «Школа России».

Тема: «Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи».

Цель урока: создание условий

для получения обучающимися новых знаний по теме,

для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных);

для формирования интереса к предмету.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

1. Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении.

2. Различать местоимения и имена существительные.

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.



Регулятивные результаты:

- самостоятельно определять учебную задачу

- планировать свою деятельность по решению учебной задачи

- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

Познавательные результаты:

- ученики понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи;

- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме;

- осознают ценности своего языка.

Коммуникативные результаты:

- применять правила делового сотрудничества;

- участвовать в продуктивном диалоге.


ХОД УРОКА


1. Мотивирование к учебной деятельности.

Вот звонок нам дал сигнал.
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И урок наш начинаем.

(Слайд 3)

– Сегодняшний урок русского языка мне хочется начать с пословицы. Вот беда, она рассыпалась. Помогите ее собрать.

День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.

– Какую пословицу собрали?

Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.

(Слайд 5)

– Как понимаете значение пословицы? 
– Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым?

Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, а вы еще молоды, вам предстоит многое узнать и многому научиться.

– К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чем вы стали умнее и мудрее за этот урок. 
– Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие? (Внимательность, наблюдательность.)

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения

пробном учебном действии.

- Давайте вспомним: «Что такое речь?»

- Какие части речи вам знакомы?

-Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания.

Обратите внимание на доску и скажите, какое задание вам

предстоит выполнить? (вставить пропущенные буквы, распределить

слова по группам).

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол













Карточки со словами: арбу., сла.кий, он, л.жит, медведь, ты, я,

мя.кий, к.сить.



Проверка по эталону на слайде

(Слайд 7)

3. Выявление места и причины затруднения.

- Почему вы не все слова распределили?

- А мы употребляем эти слова в речи?

-Значит они тоже часть речи?

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план,

).

Прочитайте два текста и сравните их.

(Слайд 9)

1. Помидор – овощ. Помидоры бывают зелёными, красными,

жёлтыми. Помидоры содержат много витаминов.

2. Он – овощ. Они бывают зелёными, красными, жёлтыми.

Они содержат много витаминов.

- О чём говорится в первом тексте?

-О чём говорится во 2 тексте?

- Вместо каких слов употреблены слова он, они?

-Место какой части речи заняли эти слова?

- Так как эти слова заняли место имени существительного, то они и

называются МЕСТОИМЕНИЯМИ.

Так какая тема сегодняшнего урока?

(Слайд 10)

Какие задачи мы поставим перед собой: мы должны узнать, что

такое местоимение; будем учиться отличать местоимения от других

частей речи и употреблять их в речи)



5. Реализация построенного проекта. Работа в группах.

Продолжим предложения, выбрав верные высказывания:

Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это (глаголы, имена

существительные, местоимения).

Местоимение – (часть речи, не часть речи), которая (указывает на

предметы, но не называет их; указывает на предметы и называет

предметы).

- Давайте сравним наше определение с эталоном.

(Слайд 15)

-Так в чем же различие существительного и местоимения?

( Существительное называет предмет, а местоимение только

указывает на предмет, не называя его.)

•Местоимений в русском языке немного,

всего 69,

но они часто

потребляются в нашей речи.

•С какой целью мы употребляем местоимения в нашей речи?

(Чтобы сделать нашу речь разнообразной, помогают избежать

повторов.)

6. Физминутка

Если я назову местоимение, то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то

топаете:

Я, красивый, друзья, мы, ты, солнечный, убежать, он, она, и, вы,

зимний, прыгать, оно.

7. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Сейчас вы будете работать в парах. У каждой пары своя карточка.

1.Замени выделенные существительные местоимениями.

По небу плыли серые тучи. Тучи цеплялись за верхушки старых сосен.

2.Замени выделенные существительные местоимениями.

Угрюмо шумел бор. Ещё угрюмей шумело озеро. Озеро накатывало

на отлогий берег волну за волной.

3.Замени выделенные существительные местоимениями.

Волны  набегали на влажный песок. Волны оставляли после себя

грязную пену, щепки и поломанные стебли увядшего камыша.  

4.Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение.

Знаете ли ......., что люди издавна употребляют в пищу цветы. В

Болгарии варят варенье из лепестков роз. ……  очень душистое.

5.Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение.

А в Китае варят лилии в молоке. ……. придают блюду особый аромат.

6.Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение.

В Индии любят компот из цветков банана. …… имеет полезный и

приятный на вкус.

 7.Замени выделенные существительные местоимениями.

Мама! Ласковая и добрая. Мама всегда заботится о нас.

8.Замени выделенные существительные местоимениями.

Маша любит свою маму. Маша хочет быть похожей на неё.

 9.Замени выделенные существительные местоимениями.

Юра идёт на каток. Юра катается на коньках.

10.Замени выделенные существительные местоимениями.

Нина любит лыжный спорт. Нина участвует в лыжной эстафете.

11.Замени выделенные существительные местоимениями.

На небе появилось облако. Облако закрыло солнце.

12.Замени выделенные существительные местоимениями.

Света сегодня дежурная в классе. Света пришла в школу пораньше.

13.Замени выделенные существительные местоимениями.

Чуть позже пришёл Дима. Дима будет поливать цветы.

14.Замени выделенные существительные местоимениями.

Дежурные навели порядок в классе. Дежурные приготовились к

уроку.



-Кто сделал ошибки – не расстраивайтесь. Это первый урок по теме.

6. Самостоятельная работа со взаимопроверкой по эталону. 

Учебник упр.174., с.102

- Выполните упр., затем обменяйтесь тетрадями и проверьте товарища.

(Слайд16)

Оцените товарища по таким критериям:

Всё верно - !

Одна ошибка- +

Две ошибки - ?

Три ошибки - -

(Слайд 17)

Оцените свою работу.

- Поднимите руки те, кто выполнил задание верно, с одной ошибкой.

Это первый урок по теме «Местоимение». На следующих уроках мы хорошо закрепим наши знания

8. Включение в систему знаний и повторение.

Если позволят временные рамки (тест)

Учитель: Ребята, я вам предлагаю небольшой тест по теме « Местоимение - часть речи»

ТЕСТ

1.Местоимение-это…

А) часть речи, которая называет предмет

Б) часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на него.

2. Укажите местоимение

А) ель Б) край В) ты Г) ем

3. Укажи предложение, в котором встречается местоимение

А) Из леса доносилось пение птиц.

Б) Ранним утром мы отправились на рыбалку.

4. Найди слова, которые не являются местоимением

А) ты, мы Б) она, он В) о,в

Самопроверка.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Учитель: Наш урок заканчивается, подведем итоги урока.

Вспомните, с какой пословицы мы начали наш урок? Стали ли вы мудрее? В чём?

Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока. Добились мы целей?

- Почему вы считаете, что мы добились целей? ( Узнали, что такое местоимение, научились его использовать вместо имени существительного)

- Ребята, перед каждым из вас лежат пустые листочки. Оцените свою работу. Кто хорошо работал, часто поднимал руки и правильно отвечал, достиг целей – тот нарисует на листочке восклицательный знак, а кто мало отвечал и не всегда правильно, не всех целей достиг – тот нарисует вопросительный знак. Выйдите к доске со своими листочками. Не переживайте, на следующих уроках мы продолжим работать над темой « Местоимение».

(Слайд 18)

9. Домашнее задание. ( Дифференцированное)

Учитель: Ребята, для домашнего задания вы получите карточки. На них три задания, выберите себе одно для выполнения. Урок окончен. Всем спасибо за работу.

КАРТОЧКА

Задание 1.

Выпиши из словаря 10 слов и замени их местоимениями.

Задание 2.

Спиши текст, заменив повторяющиеся имена существительные местоимениями.

Самое большое гнездо у орла. Гнездо сделано из толстых сучьев. Самый красивый домик у пеночки. Пеночка свила гнездышко на берёзовой веточке.

Задание 3.

Составь и запиши несколько предложений о сегодняшнем уроке, используя местоимения.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ "МЕСТОИМЕНИЕ"

Автор: НИКИТИНА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА

Дата: 13.05.2015

Номер свидетельства: 210819

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Конспект урока "Притяжательные местоимения""
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekturokapritiazhatielnyiemiestoimieniia"
    ["file_id"] => string(6) "284569"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453997193"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока русского языка на тему "Что такое местоимение""
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_na_tiemu_chto_takoie_miestoimieniie"
    ["file_id"] => string(6) "349086"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476429913"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "План-конспект урока "Моя семья" "
    ["seo_title"] => string(33) "plan-konspiekt-uroka-moia-siem-ia"
    ["file_id"] => string(6) "113182"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409414575"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "220302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434573032"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока русского языка на тему: "Местоимения в тексте" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-miestoimieniia-v-tiekstie"
    ["file_id"] => string(6) "191762"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427366003"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства