1. Организационный момент (проверка готовности учащихся, организация рабочего настроя).
Вступительное слово учителя. Ребята, в этом году не так давно мы стали изучать основной курс русского языка, начинающийся с «Морфологии», и первой немаловажной ступенькой как бы в ней является тема «Имя существительное». К сегодняшнему уроку, который является не только итоговым, но и несколько необычным, мы старались изучить предложенный программой и теоретический, и практический материал. Отсюда вытекает задача урока: показать, как вы усвоили этот материал. Исходя из этого, мы ставим конкретные цели урока.
2.Сообщение темы и целей урока.
- Где-то во Вселенной существует волшебное королевство Лингвиния, где Язык является могущественным, храбрым королем.
Грамматика – строгой, любящей порядок королевой, у которой целая свита принцев и принцесс. Морфология – одна из прекраснейших принцесс этого королевства. Именно от нее зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Глагол, Местоимение, Числительное, Наречие, Предлог, Союз, Междометие. Каждый из слуг живет в отдельном княжестве.
Мы с вами совершим путешествие в княжество под названием Существительное. Каждый обитатель его – волшебник, умеющий называть сущность всего, что окружает нас в мире. Это путешествие очень увлекательное, интересное. Итак, в добрый путь!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1. Организационный момент (проверка готовности учащихся, организация рабочего настроя).
Вступительное слово учителя. Ребята, в этом году не так давно мы стали изучать основной курс русского языка, начинающийся с «Морфологии», и первой немаловажной ступенькой как бы в ней является тема «Имя существительное». К сегодняшнему уроку, который является не только итоговым, но и несколько необычным, мы старались изучить предложенный программой и теоретический, и практический материал. Отсюда вытекает задача урока: показать, как вы усвоили этот материал. Исходя из этого, мы ставим конкретные цели урока.
2.Сообщение темы и целей урока.
- Где-то во Вселенной существует волшебное королевство Лингвиния, где Язык является могущественным, храбрым королем.
Грамматика – строгой, любящей порядок королевой, у которой целая свита принцев и принцесс. Морфология – одна из прекраснейших принцесс этого королевства. Именно от нее зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Глагол, Местоимение, Числительное, Наречие, Предлог, Союз, Междометие. Каждый из слуг живет в отдельном княжестве.
Мы с вами совершим путешествие в княжество под названием Существительное. Каждый обитатель его – волшебник, умеющий называть сущность всего, что окружает нас в мире. Это путешествие очень увлекательное, интересное. Итак, в добрый путь!
- С заданиями справились, контролер никого не высадил.
Поезд отправляется дальше, а на улице, за окнами вагонов весна. Закройте глаза и попробуйте представить, что впереди весенний лес, который начинает просыпаться от яркого солнышка, появляются первые цветочки. теперь поделитесь со мной своими впечатлениями. Составьте небольшой рассказ из 4-5 предложений, используя существительные весна, солнце, лес, подснежник.
(Звучит музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года».)
- Мы отдохнули, подышали весенним воздухом, поезд отправляется. Впереди станция Род. Стоянка – 6 минут. Контролер проверяет «билеты».
Задание 4.
Подберите к словам противоположные по смыслу существительные, определите род. С любым из существительных составьте предложение.
- Как называются противоположные по значению слова?
Враг тьма
день юг
радость вход
холод шум
утро небо
начало вход
Задание 5. Отгадайте загадки и запишите ответ. Определите род существительных.
1. Два братца в воду глядятся- век не сойдутся. (берег)
3. Чиста, да не вода: клейка, да не смола; бела, да не снег; сладка, да не мёд; от рогатого берут да малым детям дают. ( молоко)
4. Если бы не было его, я не сказал бы ничего.( язык)
- Что мы знаем о роде существительных?
- Какие существительные относятся к нарицательным, собственным? Как они пишутся?
Задание 6. Я буду называть нарицательные существительные, а вы к ним – собственные.
Город
река
деревня
озеро
журнал собака
поэт
сказочник
книга
имя фамилия
газета
мультфильм
Мы уже все ближе и ближе прибываем к княжеству Существительное. Но мы должны преодолеть еще одно испытание, чтобы попасть во дворец, где живет существительное.