kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Повторение темы " Местоимение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока на тему "Местоимение". Дать понятие местоимения как части речи; научить находить местоимения в речи, правильно их употреблять, определять роль местоимений в тексте; способствовать воспитанию у детей личностных качеств, обеспечивающих успешность индивидуалистической и творческой деятельности. Проверочная словарная работа, предварительная работа. Просмотр отрывков из интерактивной книги

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Повторение темы " Местоимение" »

Конспект урока по татарскому языку в 6 классе.

Повторение темы «Местоимение».


Цели: 1)дать понятие местоимения как части речи;

2)научить находить местоимения в речи, правильно их употреблять, определять роль местоимений в тексте;

3) способствовать воспитанию у детей личностных качеств, обеспечивающих успешность индивидуалистической и творческой деятельности.



Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная книга, раздаточный материал.


Эпиграф.

И туган тел, и матур тел,

Әткәм-әнкәмнең теле!

Дөньяда күп нәрсә белдем

Син туган тел аркылы.


О язык родной, певучий, о родительская речь!
Что еще на свете знал я? что сумел я уберечь? (Бухараев)


Родной язык — святой язык, отца и матери язык,
Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве
                                                                                   я постиг!



Г.Тукай

Ход урока

I. Вступление.

Познакомить учащихся с темой и целями урока. (1-2 слайды.)

Чтение эпиграфа. (3 слайд.) Просмотр из интерактивной книги отрывка о жизни и творчестве Габдуллы Тукая (3-4 минуты).


II. Словарный диктант.

Атаклы, горурлык, батырлык, тылсымлы, игътибарлы, исәнлек, башваткыч, борылыш, васыять, гаҗәп, йөз-кыяфәт, шәҗәрә, мәсәлән, сәлам, ата-аналар, мәгариф,фәкыйрь, күңелле, армый-талмый, китапханә.


III. Проверка домашнего задания.

IV. Предварительная работа. Найти и записать пословицы про татарский язык.


V. Актуализация.

— Ребята, давайте вспомним и устно ответим на вопросы (4 слайд.)

  1. Какая часть речи называется местоимением?

Местоимение— самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.

  1. Сколько разрядов имеет местоимение?

Местоимение имеет 9 разрядов: личные, возвратное, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, определительные, указательные.

  1. Чем является местоимение в предложении?

В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями, как имена существительные, определениями, как имена прилагательные, обстоятельствами, как наречия.


VI. Основная часть.

  1. Выполняется работа с заданием.

Выразительное чтение стихотворения Хасана Туфана «Туган тел» (5 слайд.)

Задание: подчеркнуть местоимения.


  1. Чтение наизусть заранее выученных учащимися стихотворений о родном языке.(6-7слайды.)


1 нче укучы.

Авырттырмыйм да, киметмим дә, шуны бел –

Татар теле — энҗе, мәрҗән тулы тел.

Моңлы тел ул, нурлы тел ул.

Туган тел –

Баш очында кош булып тора гел!


2 нче укучы.

И минем җандай кадерлем,

И җылы, тере телем!

Кайгылар теле түгел син,

Шатлыгым теле бүген.

Тик синең ярдәм белән,

Тик синең сүзләр белән

Уйларын йөрәккәемнең

Дөньяга әйтә беләм.


3 нче укучы.

Шуңа да мин беләм тел кадерен,

Бер телдән дә телем ким түгел.

Көчле дә ул, бай да, ягымлы да.

Ким күрер тик аны ким күңел.

Әй, туган тел, бәйләнгәнсең

Янымдагы һәрбер хискә.

Дөнья йөзләрендәге

Мин эшләгән һәрбер эшкә.


4 нче укучы.

И телем, синдә нәфислек

Чишмәсе кибәрмени?

Гасырлар сиңа тимәде,

Дәверләр тиярмени?


Яндың да син, туңдың да син,

Нишләтмәде язмыш сине.

Дөньяда күп нәрсә күрдең,

Әй, мөкатдәс Тукай теле!


Местоимения записываются в тетради.

Правильные ответы показываются на доске (8 слайд) и учащиеся сравнивают их со своими.

Например, шуны, ул, минем, син, сине һ.б.лар.


VII. Дидактическая игра «Кто быстрее?»

От вопросительных местоимений образовать неопределенные (9 слайд).

Кем, нәрсә, ни; нинди, кайсы, кайда, кая, кайдан, кайчан, ник, ничек, нигә, ничәнче, ничәләп.


Учащиеся сравнивают свои ответы с ответами на 10 слайде.

Например, кемдер, нәрсәдер, нидер, ниндидер, кайсыдыр...


VIII. Перевести местоимения на татарский язык (11 слайд).

Кто-то, такой, его, никогда, никто, так, сколько, ничего, никакой, никак, когда-то, зачем-то.


Ответы показываются на 12 слайде.

Кемдер, шундый, аны, беркайчан да, беркем дә...


IX. Физминутка.


Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)-
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)-
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)-
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).


X. Работа с учебником.

Упражнение 7.

Объясните значение имен существительных, поставьте вместо них местоимения в нужном числе и падеже.

Замените имена существительные подходящими местоимениями.


Көзге урманда.

Урманчы бабай белән оныгы көзге урманны аеруча яраталар. Урманда җимешләр, гөмбәләр өлгерә. Агачлар төрле төсләргә керәләр. Көзге урман тын була. Урманчы бабай оныгына агачлар һәм үсемлекләрне күрсәтә. Агач башында кош утыра. Бу кош тукран – агачлар докторы. Тукран урманда гына яши. Бу кошны авылда да, басуда да күреп булмый.

Үлән арасыннан керпе йөгереп узды. Керпенең аркасында бер чебен гөмбәсе эләгеп тора иде.




XI. 3 учащихся работают на компьютере.


Вставить местоимения в нужной форме.

(1 зат, күплек санда, иялек килешендә килгән зат алмашлыгы) борынгы бабаларыбыз ике мең еллар элгәре Урта Азия белән Алтай таулары арасындагы иксез-чиксез далаларда яшәгән. (Ш зат, берлек санда, баш килештә килгән зат алмашлыгы белән аваздаш күрсәтү алмашлыгы) чакта әле (Ш зат, күплек сан, төшем килешендә килгән зат алмашлыгы) татар дип атамаганнар. (Ш зат, күплек сан, иялек килешендә килгән зат алмашлыгы) уртак исеме төрки булган.

Төрки халыклары мал асраганнар. Сусыл үләнле җирләрдә (Ш зат, күплек сан, иялек килешендәге зат алмашлыгы) ат, сыер, дөя, сарык көтүләре утлаган. Үлән беткәч, кешеләр көтүләрен башка җиргә куганнар. (Ш зат, күплек сан, баш килештә килгән зат алмашлыгы) күченеп йөргәннәр. Кыш көне торган җирләре – кышлау, җәй көне торган җирләре җәйләү дип аталган.


(Безнең, ул, аларны, аларның, аларның, алар).



XII. Тест (13 слайд).

1.К каким частям речи относятся местоимения?

а) мөстәкыйль;

ә) бәйлек;

б) модаль.

2. Что обозначают местоимения?

а) эш яки хәлне белдерә;

ә) предметның билгесен белдерә;

б) исем, сыйфат, рәвеш, сан сүз төркемнәрен алмаштырып, аларның мәгънәләренә ишарә итә.

3.Какую функцию выполняет местоимение в предложении?

а) җөмлә кисәге булмый;

ә) ия, хәбәр, аергыч, тәмамлык, хәл булып киләләр;

б) аергыч кына булып кала.

4.Сколько разрядов имеет местоимение?

а) 2;

ә) 7;

б) 4.

5. Как изменяются личные местоимения?

а) сан;

ә) килеш;

б) тартым.

6. К какому разряду относятся эти местоимения: мин, без, син, алар?

а) күрсәтү алмашлыклары;

ә) тартым алмашлыклары;

б) зат алмашлыклары.

7. Какой разряд местоимений образуется при помощи частиц ӘЛЛӘ и –ДЫР, -ДЕР, -ТЫР, -ТЕР?

а) зат;

ә) күрсәтү;

б) билгесезлек.

8. К какому разряду относятся эти местоимения: бу, теге, шул?

а) зат;

ә) билгесезлек;

б) күрсәтү.


XIII. Ребята, давайте вспомним пословицы про татарский язык.

Ана теле бер булыр.

Иле барның теле бар.

Туган тел үзем өчен,

Башка тел көнем өчен.

И татлы тел – туган тел, анам сөйләп торган тел...


Местоимения из пословиц выписываются в тетради.


XIV. Рефлексия.

1.Понравился ли вам урок? Что он вам дал?

2.Выполнены ли те цели, которые были поставлены в начале урока?

3.Почувствовали ли вы себя увереннее в знаниях и умениях по теме «Местоимение»?

4.Какая форма работы вам понравилась больше?
5.Что вызвало затруднения?

6.На чем необходимо заострить внимание?


XV. Выставление оценок учащимся.

XVI. Домашнее задание: подготовить пересказ любимой народной сказки.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Повторение темы " Местоимение"

Автор: Тазетдинова Гульфия Мардгалиевна

Дата: 03.12.2014

Номер свидетельства: 138839

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Повторение темы "Местоимение""
    ["seo_title"] => string(52) "russkiiiazykv6klassiepovtorieniietiemymiestoimieniie"
    ["file_id"] => string(6) "311789"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459255137"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Повторение и обобщение по теме "Местоимение" "
    ["seo_title"] => string(54) "povtorieniie-i-obobshchieniie-po-tiemie-miestoimieniie"
    ["file_id"] => string(6) "103512"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402589353"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ "МЕСТОИМЕНИЕ" "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-na-tiemu-miestoimieniie"
    ["file_id"] => string(6) "210819"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431504814"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Урок русского языка 3 класс Тема: Местоимение. Проверим, чему мы научились."
    ["seo_title"] => string(70) "urokrusskoghoiazyka3klasstiemamiestoimieniieprovierimchiemumynauchilis"
    ["file_id"] => string(6) "288851"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454683996"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Тема: Местоимение как часть речи. Понятие о местоимении."
    ["seo_title"] => string(56) "tiemamiestoimieniiekakchastriechiponiatiieomiestoimienii"
    ["file_id"] => string(6) "293486"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455474274"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства