Повторение и обобщение по теме «Местоимение »
Цель урока: Повторить, закрепить и обобщить полученные знания о местоимении
Задачи: 1. Выявить отличия местоимений от именных частей речи и наречий.
2. Грамотно употреблять местоимения в письменной и устной речи; развивать интерес, мышление, память, самостоятельность.
3. Экологическое воспитание, любовь к окружающей среде.
Ход урока.
I.Организационный момент.
- Как вы думаете, какая цель состоит перед нами?
- Сегодня мы отправимся в путешествие по пустыне к морю. На чем путешествуют в пустыне? Мы с вами поедем на верблюдах. Итак, необходимо преодолеть препятствия и переcечь пустыню.
II. Первое препятствие в пути
Песчаная буря.
В пустыне задул суховей, нам придется переждать песчаную бурю. Для этого, укрывшись, выполнить следующее задание.
Ответьте на вопросы:
1.Что называется местоимением?
2.Как пишутся предлоги с местоимениями?
3.Когда перед местоимениями 3 лица появляется буква н?
4.При помощи каких частиц образуются отрицательные местоимения?
5.Что нужно знать о правописании частицы НЕ?
Микровывод: Для чего, с какой целью мы выполнили это задание?
III.Второе препятствие пути.
Верблюжьи колючки.
Верблюды едят колючки и не хотят идти дальше. Ну, а мы выполним следующее задание: заполнить таблицу «Разряды местоимений» (на доске).
- Какие вы знаете разряды местоимений?
Личные
Притяжательные
Указательные
Вопросительно-относительные
Я, мы; ты, вы; он, она, оно, они
Мой, твой, свой, наш, ваш
Тот, этот, такой, таков
Кто, что, какой, чей, сколько
Отрицательные
Неопределенные
Никто, ничто, никакой, ничей, нисколько, ни с кем, не с чем
Кто-то, что- нибудь, какой-либо, кое-кто, кое у кого
Возвратное
Определительные
себя
Сам, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, самый
- Что дало нам выполнение этого задания?
IV.Третье препятствие в пути.
Миражи.
В пустыне из-за отсутствия воды может появиться обман зрения (обманчивые видения - миражи), чтобы преодолеть это препятствие, нужно переждать и выполнить следующее задание.
Найти общее и различия между местоимением и частями речи, на которые он указывает, то есть составить диаграмму Венна (на листе ватмана).
- Зачем мы выполнили это задание?
V.Четвертое препятствие в пути
Зыбучие пески.
Зыбучий – неустойчивый, легко приходящий в колебание (словарь С.И.Ожегова).
Чтобы выбраться из зыбучих песков, нужно выполнить следующее задание. (Раздается текст). Прочитать текст. Дать название. («Случай на охоте»).
Больше часа мы шли среди зарослей барбариса и облепихи. Неудача преследовала нас. Фазаны поднимались слишком далеко или за кустами.
Наша собака сердито залаяла около огромного куста барбариса. Мы перезарядили ружья и стали с двух сторон куста. Собака с лаем бросилась вперед.
Раздался треск. И вдруг вместо барсука прямо на меня выскочил громадный кабан-секач, стуча клыками и брызгая пеной. На какой-то миг черное страшилище приостановилось. У меня сразу противно пересохло во рту. Я до сих пор не помню, как мое ружье выстрелило.
Мы бросились по следу. Через полторы сотни метров лежал кабан без признаков жизни. Собака вцепилась в него мертвой хваткой, злобно рычала и тряслась всем телом.
Словарная работа:
Фазан – крупная птица, из отряда куриных с ярким оперением.
Барбарис – колючий кустарник с мелкими красными ягодами.
Облепиха – колючий кустарник с желтыми ягодами.
Треск – резкий звук чего-то сломавшегося.
Кабан-секач – дикая свинья-самец.
Барсук – хищный зверь с неуклюжим телом и острой мордой.
Мертвой хваткой – сильно вцепиться.
VI.Составление плана текста.
1.Неудача преследовала нас.
2.Собака с лаем бросилась вперед.
3.Кабан-секач.
4.Мертвая хватка собаки.
VII.Анализ текста.
- Какое чувство у вас появилось после прочтения текста?
- Какие мысли возникли?
- Где происходили описываемые события?
- Какое чувство возникло по отношению к герою?
- Почему он выстрелил?
- Правильно ли он поступил?
- А как поступили бы вы на его месте?
VIII.Пятое препятствие в пути.
Трудно нам в пути.
Задание по вопросам:
А) из текста выписать местоимения, определить их разряд;
Б) сделать синтаксический разбор предложений.
1 вариант: Наша собака сердито залаяла около огромного куста.
2 вариант: Собака вцепилась в него мертвой хваткой, злобно рычала и тряслась всем телом.
IX.Отдых в пути.
Оазис.
Что такое оазис? (Место в пустыне, где есть вода и растения). Здесь можно отдохнуть и расслабиться.
Ответьте на вопросы – шутки:
1.Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (Оно, тот).
2.Из какого указательного местоимения можно испечь пирог, если прибавить 100? (Те-сто).
3.Какие личные местоимения мешают машинам на дорогах? (Я-мы).
4.Какие личные местоимения самые «чистые»? (Вы- мы- ты).
X.Последний отрезок пути.
Еще немного нам пройти осталось по пустыне. Выполним следующее задания: составьте синквейн со словом «местоимение».
Местоимение.
Личные, указательные
Указывают, не называют, заменяют.
Необходимы в нашей речи.
Заменитель (дублер).
- Для чего мы выполнили это задание?
XI.Достижение конечной цели пути.
Ура! Наше путешествие по пустыне к морю подходит к концу. Препятствия все позади, потому что только своим трудом, знаниями вы достигли цели.
А знаете ли вы пословицы о труде, знании с местоимениями? Я начинаю, вы заканчиваете пословицу:
Что посеешь, то и …. пожнешь.
Кто не работает, тот … не ест.
Всякое дело концом … хорошо.
XII.Рефлексия
- Какую пользу принес вам урок? С чем вы уйдете отсюда?
XIII. Домашнее задание.
Написать мини-сочинение на одну из тем:
- Кто не работает, тот … не ест.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.