kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок повторения по теме "Имя существительное"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  Университет Ломоносова.

Повторение по теме «Имя существительное как часть речи»

Цели:

1. Систематизировать знания учащихся о существительном как части речи.

2. Формировать умения находить существительное и определять его грамматические признаки.

3. Показать роль существительных в художественном тексте, развивать речь учащихся.

4. Развивать кругозор детей, формировать представление учащихся о жизни и деятельности М.В.Ломоносова, его вкладе в мировую и российскую науку.

Оборудование: компьютер, слайды, раздаточный материал с текстами.

Ход урока

1. Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
О Ломоносове узнать.

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке вы узнаете о жизни и деятельности великого русского ученого М.В.Ломоносова (см. слайд №1). На уроке мы отправимся в путешествие в далекий 18 век. 

304 года назад в 1711 году в рыбацкой деревушке на севере России, близ города Холмогоры родился М.В.Ломоносов (слайды № 2,3). Отправившись на учебу в столицу, спустя десятилетия он добился выдающихся успехов в самых разных отраслях отечественной науки – физике, химии, истории, и, конечно же, в русском языке, который Ломоносов считал величайшим и красивейшем в мире. Однако чтобы изучить и в совершенстве овладеть русским языком, ему понадобились долгие годы. Хотя начинать пришлось с самых азов и простых правил…

Сегодня мы с вами постараемся не только вспомнить все то, что мы знаем об одной из самых главных частей речи в русском языке, но и постараемся закрепить и систематизировать полученные ранее знания. И помогут нам в этом стены любимого детища великого помора – Московского университета, основанного в 1755 году благодаря стараниям и титаническим усилиям Ломоносова (слайд № 4).

Во время работы на уроке мы будем постепенно заполнять план Университета, подписывая названия аудиторий, кабинетов, лабораторий и читальных залов. Все их названия будут связаны с именем существительным.

2. Орфографическая  разминка.

Запишите словосочетания и объясните правописание имён существительных.

Архангельская  губерния, на севере России, учиться грамоте, деревня Денисовка, русская грамматика, университет в Москве, школа при монастыре, талантливый мальчик.

Прочитайте слова, которые выделены в тексте и скажите, что их объединяет?

( все они относятся  к одной части речи – имени существительному)

Что мы называем именем существительным?

Определите склонения существительных.

Какие  имена существительные относятся к первому, второму и третьему склонению?

3. Синтаксический разбор. Запишите предложение, сделайте синтаксический разбор.

Московский университет был основан Ломоносовым и графом Шуваловым в далеком восемнадцатом веке (простое, повествовательное, невосклицательное, распространённое, с однородными членами).

4. Найдите в тексте имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.

(Учащиеся распределяют слова, прикрепляя к иллюстрациям на доске медали Ломоносова:

Москва - прикреплять только собственные имена существительные;

Университет - прикреплять только нарицательные имена существительные

Библиотека - прикреплять только неодушевлённые имена существительные

Портрет Ломоносова - прикреплять только одушевлённые имена существительные).

Указ о его создании в Москве подписала императрица Елизавета. Ломоносов мечтал о том, что обучение в университете станет доступным для простых детей, селян и крестьян, «людей простого звания», таких же, как и он сам. Граф Шувалов поддерживал его идеи. Читать лекции и проводить опыты приглашались самые известные ученые и профессора. В помощь студентам была образована библиотека с сотнями книг и учебников. Уже через несколько десятилетий Московский университет становится самым известным и престижным учебным заведением в России.

Давайте нанесем на наш план названия лабораторий и залов Университета.

5. Физкультминутка

Поднимает руки класс - это раз,
Повернулась голова - это два,
Руки вниз, вперед смотри - это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их плечам прижать - это пять,
Всем ребятам тихо сесть - это шесть.

 

6. Давайте вспомним, какие есть в русском языке падежи? Определите падеж у имён существительных (напишите над словами).

Не просто было Ломоносову учиться премудростям науки. Он сначала скрывал свое происхождение, выдал себя за дворянина. Ему тогда было 19 лет. В начале он выносил много неприятностей от товарищей, по возрасту вдвое моложе его, и терпел нужду (школа выдавала 90 копеек в месяц, чего едва хватало на хлеб и квас). Но, несмотря на это, он прошел обучение в Славяно-греко-латинской академии, выучился за границей, совершил ряд открытий и написал свои знаменитые труды.

А теперь по названиям падежей распишем на нашем плане шесть учебных аудиторий нашего Университета.

7. К  именам существительным подберите прилагательные  и определите род и число. ( Как определить род у имён существительных?)

Ломоносов

достойное

время

златоглавая

образование

вкусный

товарищ

трудное

Петербург

красивый

хлеб

латинский и греческий

Москва

верный

языки

великий

Вспомнили виды родов существительного – давайте нанесем на план Университета названия трех корпусов

8. Игра «Знакомство с Университетом». Представьте, что вы зашли в аудиторию университета (фотография). Запишите названия предметов, выраженных существительными в единственном и множественном числе. Составьте с любыми из них два словосочетания и выполните морфологический разбор.

Закончим подписывать наш план – подпишем, где на нем находятся библиотеки Множественных и Единственных чисел.

9. Составьте рассказ-миниатюру «Университет Ломоносова», используя в рассказе имена существительные, которые вы знали сами и узнали на сегодняшнем уроке. План - карта нашего Университета должна быть заполнена, глядя на нее, постарайтесь не допускать ошибок в употреблении имен существительных в предложениях.

10. Итоги урока (синквейн).

Какое открытие ты сделал на этом уроке?

Что для вас было самым интересным?
О чем захотелось еще узнать?
Какую бы оценку вы поставили себе за урок?

Учитель

Дети (пример)

 1 существительное

Ломоносов

Университет

2 прилагательных

 Великий, знаменитый

Московский, известный

2 глагола

 Создал, образовал

Учит, открылся

Фраза

 Ломоносов – основатель университета в Москве

Московский Университет – самый известный в России

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок повторения по теме "Имя существительное" »


Тема: Университет Ломоносова.

Повторение по теме «Имя существительное как часть речи»


Цели:

1. Систематизировать знания учащихся о существительном как части речи.

2. Формировать умения находить существительное и определять его грамматические признаки.

3. Показать роль существительных в художественном тексте, развивать речь учащихся.

4. Развивать кругозор детей, формировать представление учащихся о жизни и деятельности М.В.Ломоносова, его вкладе в мировую и российскую науку.


Оборудование: компьютер, слайды, раздаточный материал с текстами.


Ход урока

1. Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
О Ломоносове узнать.

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке вы узнаете о жизни и деятельности великого русского ученого М.В.Ломоносова (см. слайд №1). На уроке мы отправимся в путешествие в далекий 18 век.

304 года назад в 1711 году в рыбацкой деревушке на севере России, близ города Холмогоры родился М.В.Ломоносов (слайды № 2,3). Отправившись на учебу в столицу, спустя десятилетия он добился выдающихся успехов в самых разных отраслях отечественной науки – физике, химии, истории, и, конечно же, в русском языке, который Ломоносов считал величайшим и красивейшем в мире. Однако чтобы изучить и в совершенстве овладеть русским языком, ему понадобились долгие годы. Хотя начинать пришлось с самых азов и простых правил…

Сегодня мы с вами постараемся не только вспомнить все то, что мы знаем об одной из самых главных частей речи в русском языке, но и постараемся закрепить и систематизировать полученные ранее знания. И помогут нам в этом стены любимого детища великого помора – Московского университета, основанного в 1755 году благодаря стараниям и титаническим усилиям Ломоносова (слайд № 4).

Во время работы на уроке мы будем постепенно заполнять план Университета, подписывая названия аудиторий, кабинетов, лабораторий и читальных залов. Все их названия будут связаны с именем существительным.


2. Орфографическая разминка.

Запишите словосочетания и объясните правописание имён существительных.

Архангельская губерния, на севере России, учиться грамоте, деревня Денисовка, русская грамматика, университет в Москве, школа при монастыре, талантливый мальчик.

Прочитайте слова, которые выделены в тексте и скажите, что их объединяет?

( все они относятся к одной части речи – имени существительному)

Что мы называем именем существительным?

Определите склонения существительных.

Какие имена существительные относятся к первому, второму и третьему склонению?


3. Синтаксический разбор. Запишите предложение, сделайте синтаксический разбор.

Московский университет был основан Ломоносовым и графом Шуваловым в далеком восемнадцатом веке (простое, повествовательное, невосклицательное, распространённое, с однородными членами).


4. Найдите в тексте имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.

(Учащиеся распределяют слова, прикрепляя к иллюстрациям на доске медали Ломоносова:

Москва - прикреплять только собственные имена существительные;

Университет - прикреплять только нарицательные имена существительные

Библиотека - прикреплять только неодушевлённые имена существительные

Портрет Ломоносова - прикреплять только одушевлённые имена существительные).

Указ о его создании в Москве подписала императрица Елизавета. Ломоносов мечтал о том, что обучение в университете станет доступным для простых детей, селян и крестьян, «людей простого звания», таких же, как и он сам. Граф Шувалов поддерживал его идеи. Читать лекции и проводить опыты приглашались самые известные ученые и профессора. В помощь студентам была образована библиотека с сотнями книг и учебников. Уже через несколько десятилетий Московский университет становится самым известным и престижным учебным заведением в России.

Давайте нанесем на наш план названия лабораторий и залов Университета.


5. Физкультминутка

Поднимает руки класс - это раз,
Повернулась голова - это два,
Руки вниз, вперед смотри - это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их плечам прижать - это пять,
Всем ребятам тихо сесть - это шесть.


6. Давайте вспомним, какие есть в русском языке падежи? Определите падеж у имён существительных (напишите над словами).


Не просто было Ломоносову учиться премудростям науки. Он сначала скрывал свое происхождение, выдал себя за дворянина. Ему тогда было 19 лет. В начале он выносил много неприятностей от товарищей, по возрасту вдвое моложе его, и терпел нужду (школа выдавала 90 копеек в месяц, чего едва хватало на хлеб и квас). Но, несмотря на это, он прошел обучение в Славяно-греко-латинской академии, выучился за границей, совершил ряд открытий и написал свои знаменитые труды.


А теперь по названиям падежей распишем на нашем плане шесть учебных аудиторий нашего Университета.


7. К именам существительным подберите прилагательные и определите род и число. ( Как определить род у имён существительных?)


Ломоносов

достойное

время

златоглавая

образование

вкусный

товарищ

трудное

Петербург

красивый

хлеб

латинский и греческий

Москва

верный

языки

великий

Вспомнили виды родов существительного – давайте нанесем на план Университета названия трех корпусов


8. Игра «Знакомство с Университетом». Представьте, что вы зашли в аудиторию университета (фотография). Запишите названия предметов, выраженных существительными в единственном и множественном числе. Составьте с любыми из них два словосочетания и выполните морфологический разбор.


Закончим подписывать наш план – подпишем, где на нем находятся библиотеки Множественных и Единственных чисел.


9. Составьте рассказ-миниатюру «Университет Ломоносова», используя в рассказе имена существительные, которые вы знали сами и узнали на сегодняшнем уроке. План - карта нашего Университета должна быть заполнена, глядя на нее, постарайтесь не допускать ошибок в употреблении имен существительных в предложениях.


10. Итоги урока (синквейн).

Какое открытие ты сделал на этом уроке?

Что для вас было самым интересным?
О чем захотелось еще узнать?
Какую бы оценку вы поставили себе за урок?

Учитель

Дети (пример)

 1 существительное

Ломоносов

Университет

2 прилагательных

 Великий, знаменитый

Московский, известный

2 глагола

 Создал, образовал

Учит, открылся

Фраза

 Ломоносов – основатель университета в Москве

Московский Университет – самый известный в России






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
урок повторения по теме "Имя существительное"

Автор: Сапрыко Елена Романовна

Дата: 21.09.2015

Номер свидетельства: 232562

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Обобщающий урок на тему: "Имя существительное". "
    ["seo_title"] => string(58) "obobshchaiushchii-urok-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "158572"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421764069"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Лингвистические Олимпийские игры(Обобщающий урок по теме "Имя существительное")"
    ["seo_title"] => string(98) "linghvistichieskiie-olimpiiskiie-ighry-obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "279620"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453273130"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока по русскому языку "Имя существительное" 5 класс"
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_imia_sushchiestvitiel_noie_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "386160"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485880521"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "конспект урока на тему 1Повторение. Имя существительное"
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekturokanatiemu1povtorieniieimiasushchiestvitielnoie"
    ["file_id"] => string(6) "291791"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455188183"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Открытый урок на тему:"Имя существительное. Одушевлённые и неодушевлённые имена  существительные""
    ["seo_title"] => string(117) "otkrytyi-urok-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie-odushievlionnyie-i-nieodushievlionnyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "309701"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458840404"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства