Тема урока: Обобщающий урок по теме «Имя существительное»
Тип урока: урок закрепления изученных знаний.
Цель урока: итоговое обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное»
Задачи урока: 1) обучающий аспект- применение полученных знаний на практике;
2) развивающий аспект- развивать речь, мышление, внимание; обогащение словарного запаса;
3) воспитывающий аспект – умение работать в коллективе, любовь к русскому языку
Форма работы: коллективная, индивидуальная
Оборудование: мультимедийная презентация, учебник, рабочая тетрадь, справочник, наглядный и раздаточный материал
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Слово учителя: Ребята, мы с вами изучили тему «Имя существительное».Сегодня вам предстоит вспомнить материал, показать свои знания, умения по данной теме, так как сегодняшний урок является обобщающим. Мы продолжим формирование навыков нахождения имен существительных в тексте, будем работать по развитию речи.
3. Открыли тетради, записали число, классная работа и тему урока.
4. Обратите внимание, ребята, на экран:
предмет
Нарицательное
Одушевленное
Падеж
Число
- А скажите, ребята, что объединяет данные слова?(Они все связаны с темой ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ)
- Давайте вспомним, что такое имя существительное?
Теперь посмотрим на экран.
1-й этап. Устное фронтальное повторение по таблице - схеме
Имя существительное
СЛАЙД№1.
а) Что такое имя существительное?
б) Какие существительные называются собственными, а какие нарицательными?
в) На какие вопросы отвечают одушевленные и неодушевленные существительные?
Г) Как определяется род имен существительных?
Д) Что такое склонение? Сколько падежей в русском языке?
2-этап:
Слайд №2 Составьте предложения из данных слов.
в, квартиру, воскресенье, убирали, мы;
пол, Дана, мыла;
дорожки, чистил,Борис;
цветы, Анар, поливала;
нашу, хорошо, мы, квартиру, убирали.
3-й этап:
Коллективная работа, игра отгадать загадку, записать существительное- отгадку. Перевести их на казахский язык.
1) Стою на крыше, всех труб выше. (Антенна).
2) Спину крепкую согнул
И Иртыш перешагнул.(Мост).
3) Светит, сверкает, всех согревает.(Солнце).
4)Кто приходит, кто уходит, все ее за ручку водят(дверь)
5)На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов- богатырей
Знает каждый грамотей.(Алфавит).
6)Тебе дано, а люди пользуются (имя)
7)Клетка, линейка..,
Цифры, слова,
Как стараюсь,
Покажет она. (Тетрадь).
4-этап:
СЛАЙД №3.
Существительные имеют три рода: мужской, женский, средний. Род существительного можно определить, поставив к существительному мой, моя, мое
Задание- определить род существительных:
Учение, трактор, фамилия, солнце, луна, воздух, береза, летчик, бой, поле, молния, степь, яблоко, книга.
5-й этап:
Склонение имен существительных.
Назовите типы склонении. Какие существительные относятся к первому склонению? Какие ко второму? Какие к третьему склонению?
Существительные в единственном числе распределяются по трем типам склонения. К1-му склонению относятся существительные женского рода с окончанием –а,(-я), а также небольшое количество существительных мужского рода с окончанием –а,(-я). Ко2-му склонению относятся сущ. Мужского рода с нулевым окончанием, а также сущ. Среднего рода с окончанием –о(-е). К 3-му склонению относятся сущ. Женского рода с нулевым окончанием. Они имеют мягкий знак в конце основы: степь0, ночь0, мышь0.
6-й этап:
Работа по тексту. Содержание текста на казахском языке читается учителем:
Біз Шы?ыс- ?аза?стан облысы, Семей ?аласында т?рамыз.Бізді? ?аламызда Ертіс ?зені бар.Ертіс ?зенінен бас?а облысымызда ?лбі, Оба, К?рішім, Нарым,Б??тырма ?зендері бар.Бізді? ?лкемізді? таби?аты ?демі. Біз ту?ан ?лкемізді с?йеміз.
Задание: Перевести содержание текста на русский язык.
7-й этап:
Слайд№4.
Игра--- Четвертый лишний.
Книги дедушки моря карандаш
Тетради бабушки солнце альбомы
Ручка папы поле ученик
Дневники мама яблоко пенал
8-й этап: (Некоторые ученики работают по карточкам).
Тестовые вопросы:
1.Что обозначает имя существительное ?
Действие, предмет.
2. На какие вопросы отвечает имя существительное?
Кто? Что?, Какой?
3.Найди существительное :
Читает, черный, книга
4.Найдй одушевленное имя существительное:
Машина, ворона, лодка
.
5. Найди неодушевленное имя существительное:
Ласточка, дерево , волк
6. Образуй множественное число:
Море- рука-
Ученик- стул-
Книга- ухо-
Брат- яблоко-
7.Найди имя существительное единственного числа:
Помидоры ,огурцы, тарелка, вилки.
8. Найди существительное женского рода:
Капитан, зеркало, полотенце, посуда.
9-й этап:
Слайд№5.
Сегодня мы хорошо поработали. Давайте назовем ключевые слова нашего сегодняшнего урока.
Имя существительное
Часть речи
Одушевленные и неодушевленные
Что? Кто?
Мужской род, женский род, средний род
Собственные и нарицательные
Единственное число и множественное число
---Молодцы. Ребята, я открою вам тайну. Это еще не все категории имени существительного. В следующем учебном году мы познакомимся еще с другими категориями этой части речи и узнаем о ней еще много нового.
Домашнее задание: упражнение4 страница85