kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающий урок на тему: "Имя существительное".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:          Обобщающий урок  по теме «Имя существительное»

Тип  урока:           урок  закрепления изученных  знаний.

Цель  урока:       итоговое  обобщение и  систематизация знаний по теме   «Имя существительное»

Задачи урока: 1) обучающий аспект- применение полученных  знаний на практике;

                           2) развивающий  аспект- развивать речь, мышление, внимание; обогащение  словарного запаса;

                           3) воспитывающий  аспект – умение работать в коллективе, любовь к русскому языку

Форма  работы:  коллективная, индивидуальная

Оборудование:      мультимедийная   презентация, учебник, рабочая тетрадь, справочник, наглядный и раздаточный  материал

                           Ход  урока:

1. Организационный  момент.

2. Слово учителя:       Ребята, мы с вами изучили тему «Имя существительное».Сегодня вам  предстоит  вспомнить материал, показать свои знания, умения по данной теме, так как сегодняшний урок является обобщающим. Мы продолжим формирование навыков  нахождения  имен существительных  в тексте, будем работать по развитию речи.

3. Открыли тетради, записали число, классная работа и тему урока.

4. Обратите внимание, ребята, на экран:

  предмет

  Нарицательное

  Одушевленное

  Падеж

  Число

- А  скажите, ребята, что  объединяет данные слова?(Они все связаны с темой ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ)

     - Давайте вспомним, что такое имя существительное?

Теперь  посмотрим  на экран.

1-й этап. Устное  фронтальное повторение по таблице - схеме

                                         Имя  существительное

 

 

 

 

СЛАЙД№1.

а) Что  такое  имя  существительное?

б) Какие существительные называются собственными, а какие нарицательными?

в) На какие вопросы отвечают одушевленные и неодушевленные  существительные?

Г) Как определяется род имен существительных?

Д) Что такое склонение? Сколько падежей в русском языке?

 

2-этап:

Слайд №2  Составьте предложения из данных слов.

 в, квартиру, воскресенье, убирали, мы;

пол, Дана, мыла;

дорожки, чистил,Борис;

цветы, Анар, поливала;

нашу, хорошо, мы, квартиру, убирали.

 

3-й этап:

Коллективная работа, игра отгадать загадку, записать существительное- отгадку. Перевести их на казахский язык.

1) Стою на крыше, всех труб выше. (Антенна).

2) Спину крепкую согнул

   И Иртыш перешагнул.(Мост).

3) Светит, сверкает, всех согревает.(Солнце).

4)Кто приходит, кто уходит, все ее за ручку водят(дверь)

 5)На странице букваря

    Тридцать три богатыря.

    Мудрецов- богатырей

    Знает каждый грамотей.(Алфавит).

6)Тебе дано, а люди пользуются (имя)

7)Клетка, линейка..,

    Цифры, слова,

    Как  стараюсь,

    Покажет она. (Тетрадь).

4-этап:

СЛАЙД №3.

Существительные имеют три рода: мужской, женский, средний. Род существительного можно определить, поставив к существительному мой, моя, мое

Задание- определить род существительных:

 

 Учение, трактор, фамилия, солнце, луна, воздух, береза, летчик, бой, поле, молния, степь, яблоко, книга.

 

5-й этап:

Склонение имен существительных.

Назовите типы склонении. Какие существительные относятся к первому склонению? Какие ко второму? Какие к третьему  склонению?

    Существительные в единственном числе распределяются по трем типам  склонения. К1-му склонению относятся существительные женского рода с окончанием –а,(-я), а также небольшое количество существительных мужского рода с окончанием –а,(-я). Ко2-му склонению относятся сущ. Мужского рода с нулевым окончанием, а также сущ. Среднего рода с окончанием –о(-е). К 3-му склонению относятся сущ. Женского рода  с нулевым окончанием. Они имеют мягкий знак в конце основы: степь0, ночь0, мышь0.

 

6-й  этап:

 Работа по тексту. Содержание текста на казахском языке читается учителем:

        Біз Шы?ыс- ?аза?стан облысы, Семей ?аласында т?рамыз.Бізді? ?аламызда Ертіс ?зені бар.Ертіс ?зенінен бас?а облысымызда ?лбі, Оба, К?рішім, Нарым,Б??тырма ?зендері бар.Бізді? ?лкемізді? таби?аты  ?демі. Біз ту?ан ?лкемізді с?йеміз.

  Задание: Перевести содержание текста на русский язык.

 

7-й этап:

Слайд№4.

Игра--- Четвертый лишний.

Книги                 дедушки          моря           карандаш

Тетради             бабушки          солнце        альбомы

Ручка                  папы                 поле            ученик

Дневники         мама                 яблоко         пенал

 

8-й  этап:  (Некоторые ученики работают по карточкам).

Тестовые  вопросы:

1.Что обозначает имя существительное ?

Действие,  предмет.

 

2. На какие вопросы отвечает имя существительное?

 Кто? Что?, Какой?

 

3.Найди существительное :

Читает, черный, книга

4.Найдй одушевленное  имя существительное:

Машина,  ворона, лодка

.

5. Найди неодушевленное имя существительное:

Ласточка, дерево , волк

 

6. Образуй множественное число:

Море-                   рука-

Ученик-                стул-

Книга-                   ухо-

Брат-                     яблоко-

 

7.Найди имя существительное  единственного числа:

Помидоры ,огурцы, тарелка, вилки.

 

8. Найди существительное  женского рода:

Капитан, зеркало, полотенце, посуда.

 

 

9-й этап:

Слайд№5.

  Сегодня мы хорошо поработали. Давайте назовем ключевые слова нашего сегодняшнего урока.

Имя существительное

Часть речи

Одушевленные и неодушевленные

Что? Кто?

Мужской род, женский род, средний род

Собственные и нарицательные

Единственное число и множественное число

---Молодцы. Ребята, я открою вам тайну. Это еще не все категории имени существительного. В следующем учебном году мы  познакомимся еще  с  другими категориями этой части речи и узнаем о ней еще много нового.

 

Домашнее задание: упражнение4 страница85

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок на тему: "Имя существительное". »

Тема урока: Обобщающий урок по теме «Имя существительное»

Тип урока: урок закрепления изученных знаний.

Цель урока: итоговое обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное»

Задачи урока: 1) обучающий аспект- применение полученных знаний на практике;

2) развивающий аспект- развивать речь, мышление, внимание; обогащение словарного запаса;

3) воспитывающий аспект – умение работать в коллективе, любовь к русскому языку

Форма работы: коллективная, индивидуальная

Оборудование: мультимедийная презентация, учебник, рабочая тетрадь, справочник, наглядный и раздаточный материал

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Слово учителя: Ребята, мы с вами изучили тему «Имя существительное».Сегодня вам предстоит вспомнить материал, показать свои знания, умения по данной теме, так как сегодняшний урок является обобщающим. Мы продолжим формирование навыков нахождения имен существительных в тексте, будем работать по развитию речи.

3. Открыли тетради, записали число, классная работа и тему урока.

4. Обратите внимание, ребята, на экран:

предмет

Нарицательное

Одушевленное

Падеж

Число

- А скажите, ребята, что объединяет данные слова?(Они все связаны с темой ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ)

- Давайте вспомним, что такое имя существительное?

Теперь посмотрим на экран.

1-й этап. Устное фронтальное повторение по таблице - схеме

Имя существительное





СЛАЙД№1.

а) Что такое имя существительное?

б) Какие существительные называются собственными, а какие нарицательными?

в) На какие вопросы отвечают одушевленные и неодушевленные существительные?

Г) Как определяется род имен существительных?

Д) Что такое склонение? Сколько падежей в русском языке?


2-этап:

Слайд №2 Составьте предложения из данных слов.

в, квартиру, воскресенье, убирали, мы;

пол, Дана, мыла;

дорожки, чистил,Борис;

цветы, Анар, поливала;

нашу, хорошо, мы, квартиру, убирали.


3-й этап:

Коллективная работа, игра отгадать загадку, записать существительное- отгадку. Перевести их на казахский язык.

1) Стою на крыше, всех труб выше. (Антенна).

2) Спину крепкую согнул

И Иртыш перешагнул.(Мост).

3) Светит, сверкает, всех согревает.(Солнце).

4)Кто приходит, кто уходит, все ее за ручку водят(дверь)

5)На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов- богатырей

Знает каждый грамотей.(Алфавит).

6)Тебе дано, а люди пользуются (имя)

7)Клетка, линейка..,

Цифры, слова,

Как стараюсь,

Покажет она. (Тетрадь).

4-этап:

СЛАЙД №3.

Существительные имеют три рода: мужской, женский, средний. Род существительного можно определить, поставив к существительному мой, моя, мое

Задание- определить род существительных:


Учение, трактор, фамилия, солнце, луна, воздух, береза, летчик, бой, поле, молния, степь, яблоко, книга.

5-й этап:

Склонение имен существительных.

Назовите типы склонении. Какие существительные относятся к первому склонению? Какие ко второму? Какие к третьему склонению?

Существительные в единственном числе распределяются по трем типам склонения. К1-му склонению относятся существительные женского рода с окончанием –а,(-я), а также небольшое количество существительных мужского рода с окончанием –а,(-я). Ко2-му склонению относятся сущ. Мужского рода с нулевым окончанием, а также сущ. Среднего рода с окончанием –о(-е). К 3-му склонению относятся сущ. Женского рода с нулевым окончанием. Они имеют мягкий знак в конце основы: степь0, ночь0, мышь0.


6-й этап:

Работа по тексту. Содержание текста на казахском языке читается учителем:

Біз Шығыс- Қазақстан облысы, Семей қаласында тұрамыз.Біздің қаламызда Ертіс өзені бар.Ертіс өзенінен басқа облысымызда Үлбі, Оба, Күрішім, Нарым,Бұқтырма өзендері бар.Біздің өлкеміздің табиғаты әдемі. Біз туған өлкемізді сүйеміз.

Задание: Перевести содержание текста на русский язык.


7-й этап:

Слайд№4.

Игра--- Четвертый лишний.

Книги дедушки моря карандаш

Тетради бабушки солнце альбомы

Ручка папы поле ученик

Дневники мама яблоко пенал


8-й этап: (Некоторые ученики работают по карточкам).

Тестовые вопросы:

1.Что обозначает имя существительное ?

Действие, предмет.


2. На какие вопросы отвечает имя существительное?

Кто? Что?, Какой?


3.Найди существительное :

Читает, черный, книга

4.Найдй одушевленное имя существительное:

Машина, ворона, лодка

.

5. Найди неодушевленное имя существительное:

Ласточка, дерево , волк


6. Образуй множественное число:

Море- рука-

Ученик- стул-

Книга- ухо-

Брат- яблоко-


7.Найди имя существительное единственного числа:

Помидоры ,огурцы, тарелка, вилки.


8. Найди существительное женского рода:

Капитан, зеркало, полотенце, посуда.


9-й этап:

Слайд№5.

Сегодня мы хорошо поработали. Давайте назовем ключевые слова нашего сегодняшнего урока.

Имя существительное

Часть речи

Одушевленные и неодушевленные

Что? Кто?

Мужской род, женский род, средний род

Собственные и нарицательные

Единственное число и множественное число

---Молодцы. Ребята, я открою вам тайну. Это еще не все категории имени существительного. В следующем учебном году мы познакомимся еще с другими категориями этой части речи и узнаем о ней еще много нового.


Домашнее задание: упражнение4 страница85
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Обобщающий урок на тему: "Имя существительное".

Автор: Нухаева Бакытгуль Есенгелдиновна

Дата: 20.01.2015

Номер свидетельства: 158572

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока "Обобщающий урок - сказка по теме "Имя существительное" "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-obobshchaiushchii-urok-skazka-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "109652"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404848443"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Лингвистические Олимпийские игры(Обобщающий урок по теме "Имя существительное")"
    ["seo_title"] => string(98) "linghvistichieskiie-olimpiiskiie-ighry-obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "279620"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453273130"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "презентация к уроку по теме "Имя существительное как часть речи". Обобщающий урок 5 класс "
    ["seo_title"] => string(108) "priezientatsiia-k-uroku-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi-obobshchaiushchii-urok-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "192846"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427533376"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока по русской речи в 5 классе на тему: " Имя существительное". "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-po-russkoi-riechi-v-5-klassie-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "146415"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419172337"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Обобщающий урок -сказка по теме "Имя существительное""
    ["seo_title"] => string(59) "obobshchaiushchiiurokskazkapotiemieimiasushchiestvitielnoie"
    ["file_id"] => string(6) "281032"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453461819"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства