kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Лингвистические Олимпийские игры(Обобщающий урок по теме "Имя существительное")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель:   Савончик Оксана Григорьевна

Предмет:   русский язык

Класс: 6 «Б» класс

Тема урока:       «Имя существительное как часть речи»

(лингвистические Олимпийские игры)

Формы деятельности учащихся:         индивидуальная, парная, групповая

Цель урока:      

повторить и закрепить ранее полученные знания по теме «Имя существительное», создать условия для активной познавательной деятельности учащихся и использованию имеющихся сведений об имени существительном в практической деятельности.

Задачи:

Обучающая:

  1. Используя интерактивные приемы проведения урока, игровую форму, занимательность заданий, организовать работу по повторению и обобщению полученных ранее учащимися знаний по теме «Имя существительное».

Развивающая:

  1. На основе актуализации известного материала и выполнения учебных задач способствовать формированию устойчивых практических навыков применения правил по теме «Имя существительное», развития мыслительной и речевой деятельности, творческих способностей обучающихся; расширять кругозор учащихся, развивать культуру речи.

Воспитательная:

  1. Содействовать воспитанию чувства ответственности за свой выбор, оценивать результаты своего труда, умению работать в коллективе; создать условия для воспитания уважительного отношения к спорту и спортсменам.

Тип урока:         урок повторения и обобщения ранее полученных знаний по теме «Имя существительное»

Форма урока:    практикум

Используемые технологические подходы и приёмы обучения: интерактивное обучение

Оборудование: 

учебник русского языка для 6- го класса, ключи к заданиям, мультимедийный проектор, экран, словари; портреты Пьера де Кубертена, белорусов – чемпионов Олимпийских игр в Сочи, слайды греческих амфор с легкоатлетами.

  •  

Имя существительное - хлеб языка.

Лев Успенский

Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство, бессилен ум.

  •  

Ход урока

  1. этап. Организационный

Цель этапа (планируемый результат):

психологическая готовность класса к уроку, организация внимания всех учащихся.

Педагогическая задача:

организовать и подготовить учащихся к работе.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организует внимание, доброжелательный настрой всех учеников, приглашает к сотрудничеству.

Внутренне организуются, мобилизуются на работу.

  1. этап. Ориентировочно-мотивационный

Цель этапа (планируемый результат):

познавательная готовность учащихся к повторению и обобщению ранее полученных знаний, наличие мотивации, самоопределение на конечный результат урока.

Педагогическая задача:

Актуализировать опорные знания, сформировать познавательные мотивы, создавать условия для самоопределения учащихся на деятельность и ее результаты.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

2.1. Работа с первым эпиграфом к уроку.

2.1. Учащиеся читают слова Л.Успенского: «Существительное – хлеб языка», объясняют смысл этого высказывания. Учащийся из группы «Исследователи» добавляет, что имя существительное является ведущей частью речи, каждое второе слово в нашей речи – имя существительное; в русском языке на каждые 9000 слов приходится 4000 имен существительных, что составляет 44%.

2.2. Предлагает заполнить таблицу «Верные – неверные утверждения».

«+»

«-»

  1. Морфология – раздел науки о языке, в котором изучаются части речи
  1. Имена существительные обозначают признак предмета
  1. Имена существительные изменяются по родам
  1. Имя существительное может быть любым членом предложения

2.2. Заполняют таблицу, указывают, верны ли следующие утверждения.

2.3.Учитель предлагает учащимся обратить внимание на контрольный тест, который будет выполнен в конце урока. Просит, опираясь на задания теста, сформулировать задачи урока.

2.3.Формулируют тему и цели урока, пользуясь опорой, предложенной учителем:

К концу урока мы должны знать…, уметь…, успешно справимся….Урок позволит повторить….

2.4.Работа со вторым эпиграфом к уроку (слова Геродота).

2.4.Учащиеся читают вслух слова Геродота, объясняют смысл эпиграфа.

2.5.Проводит беседу с учащимися:

-Сегодня мы с вами проведем необычный урок. Вы знаете, что раз в четыре года проходит самое крупное и престижное спортивное мероприятие мира – Олимпийские игры. Беларусь гордится своими спортсменами, среди которых много олимпийских чемпионов. Попасть на Олимпиаду и выиграть – мечта любого спортсмена. Вот и вы сегодня попробуете себя в роли участников лингвистических Олимпийских игр.

2.5.Называют белорусских спортсменов – чемпионов Олимпийских игр.

III этап. Операционно-познавательный

Цель этапа (планируемый результат):

правильность и осознанность основного содержания повторяемого учебного материала, познавательная активность учащихся.

Педагогическая задача:

организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся по повторению полученных ранее знаний, создать ситуацию взаимодействия.

Лингвистические соревнования

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Эстафета «Кто быстрее?»

3.1.Организует орфографическую разминку. Предлагает каждому ряду карточку со словарными словами, в которых необходимо вставить пропущенные буквы.

Карточка-задание

 П…лисадник, пан…рама, акк…рдеон, вет…ран, трен…ровка, чу…ствовать, интелл…генция, в…негрет, фест…валь, чу…ствовать.

3.1.Учащиеся по очереди вставляют пропущенные буквы, передают карточку по цепочке. (Побеждает тот ряд, который быстрее выполнит задание без ошибок и передаст карточку учителю).

Орфоэпический спринт

3.2.Предлагает учащимся устно расставить ударения в словах, записанных на доске:

Звонишь, квартал, творог, каталог, договор, украинский, нефтепровод, феномен, обеспечение, статуя, хозяева, столяр, щавель, диспансер.

3.2.Обучающиеся устно расставляют ударения в словах, записанных на доске. Побеждает тот учащийся, который первым прочтет все слова с соблюдением акцентологической нормы.

3.3. Организует самостоятельную работу по индивидуальным карточкам.

Карточка – задание

Ода спорту

О спорт! Ты – мир!

Ты устанавлива…ш(?) х…р…шие добрые друж…ствен(?)ы… отношения между народами. Ты – с…гласие.

Ты (з,с)ближаешь людей, жаждущих единства.

Ты учиш(?) р…зн.языкую р…зн…племенную м…л…деж(?) уважать друг друга.

Ты – источник благ…родного мирного друж…ского с…ревнования.

Ты соб…ра…ш(?) мол…дос(?)ть – наше будущ… нашу надежду – под свои мирные знамена.

О спорт! Ты – мир!

 Пьер де Кубертен

3.3.Выполняют практическое задание: вставляют пропущенные буквы, графически объясняют орфограммы, делают синтаксический разбор указанного (цифрой 4) предложения.

3.4.Организует взаимопроверку

3.4.Обмениваются тетрадями, делают взаимопроверку по слайду в презентации

Физкультминутка на релаксацию зрения

Комбинированное плавание

3.5.Проводит буквенный диктант:

Те(н,нн)ис, б…скетбол, фу…бол, мар…фон, мяч(?), бег с пр…пятствиями, золотая м…даль, греческая б…рьба, ба…ейн, сп…ртакиада.

3.5.Вставляют пропущенные буквы в таблицу, комментируют свой выбор.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3.6.Организует самопроверку (слайд презентации).

3.6.Проверяют себя по ключу (слайд презентации).

3.7.Предлагает решить проблемную задачу: «Почему слово «спорт» не является проверочным для слова «спартакиада»?

3.7. Учащийся из группы «Этимологи» рассказывает о происхождении слова «спартакиада» по заранее подготовленному материалу.

3.8.Организует повторение грамматических признаков имени существительного.

3.8.Учащиеся из группы «Авторы учебника» рассказывают по опорному конспекту об имени существительном.

3.9.Дает задание – определить род и склонение существительных из диктанта.

3.9.Устно определяют род и склонение существительных.

Пунктуационный бег с барьерами

 3.10. Предлагает списать с доски текст, расставить знаки препинания, составить схему последнего предложения текста, определить падеж имен существительных.

Пять колец как олимпийскую эмблему предложил в 1913 году основатель современных Олимпийских игр Пьер де Кубертен. В верхнем ряду – голубое, черное и красное, а в нижнем – желтое и зеленое. В эмблему входит и девиз

Быстрее! Выше! Сильнее!

3.10. Учащийся из группы «Историки» сообщает, что в древнерусском языке был седьмой падеж – звательный. Его употребляли при обращении к кому- либо. В современном русском языке звательная форма совпала с формой И.п., отличается от него лишь звательной интонацией и употребляется в качестве обращения.

Сектор для тройного прыжка

3.11.Предлагает при помощи значимых морфем от данных слов образовать по два новых, устно назвать способ образования слов.

Спорт –

Бег –

Время –

3.12. Спрашивает, все ли эти существительные имеют форму ед. и мн. числа.

3.11.Образуют от указанных слов по два новых, определяют способ образования.

3.12.Отвечают на вопрос учителя. Учащийся из группы «Историки» по заранее подготовленному материалу сообщает, что в древнерусском языке чисел было не 2, а 3. Кроме ед. и мн. чисел, было двойственное число. К форме двойственного числа относились названия парных предметов, например, глаза, берега.

Сектор для метания копья

3.13.Проводит выборочный диктант

Греки очень серьезно относились к спорту. Занятия бегом, борьбой и метанием копья могли хорошо подготовить человека к военной службе. Каждые четыре года в разных городах Греции проходили спортивные праздники, называвшиеся играми. Самыми значительными были игры в городе Олимпия. Помимо атлетических видов спорта, участники соревновались в поэзии и музыке. На игры допускались только мужчины. Идея современных олимпийских игр, впервые состоявшихся в Афинах в 1897 году, родилась из греческой традиции.

3.13.Из текста, читаемого учителем, выписывают собственные имена существительные.

IV этап. Контрольно-коррекционный

Цель этапа (планируемый результат):

выполнение тестового задания, обнаружение ошибок, затруднений, коррекция их.

Педагогическая задача:

установить осознанность усвоения нового материала, создать условия для взаимоконтроля, самокоррекции и самооценки знаний, умений и способов действий, стимулировать учащихся на самообразование.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Финишная дорожка

4.1.Предлагает тестовое задание (см. Рабочую тетрадь) и организует взаимопроверку по ключу с последующей самокоррекцией. Анализирует степень усвоения темы и выполнение задач урока.

4.1.Выполняют тестовое задание, взаимопроверку по ключу (слайд презентации), работу над ошибками.

V этап. Рефлексия

Цель этапа (планируемый результат):

осознание значимости учебной деятельности и ситуация успеха.

Педагогическая задача:

создать условия для самооценки деятельности учащихся и осознание ими личностных смыслов в изученной теме.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Стрельба по мишеням

5.1.Предлагает заполнить карточку рефлексии:

  • Довольны ли Вы результатом своей работы на уроке? Считаете ли Вы себя победителем лингвистических Олимпийских игр?
  • Полезным и значимым для меня на уроке было…
  • Мне нужно еще…
  • Захотелось узнать…

5.1.Оценивают свою деятельность (на рисунке мишени выставляют себе оценку), определяют возникшие трудности.

Церемония награждения победителей

Объявляет отметки за урок, комментирует их.

VI этап. Домашнее задание

Цель урока (планируемый результат):

осознанный выбор и успешное выполнение домашнего задания.

Педагогическая задача:

подготовить учащихся к выбору домашнего задания.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

6.1.Предлагает домашнее задание на выбор

6.1. Записывают домашнее задание в дневник.

Просмотр содержимого документа
«Лингвистические Олимпийские игры(Обобщающий урок по теме "Имя существительное")»

Учитель: Савончик Оксана Григорьевн

Предмет: русский язык

Класс: 6 «Б» класс

Тема урока: «Имя существительное как часть речи»

(лингвистические Олимпийские игры)

Формы деятельности учащихся: индивидуальная, парная, групповая

Цель урока:

повторить и закрепить ранее полученные знания по теме «Имя существительное», создать условия для активной познавательной деятельности учащихся и использованию имеющихся сведений об имени существительном в практической деятельности.

Задачи:

Обучающая:

  • Используя интерактивные приемы проведения урока, игровую форму, занимательность заданий, организовать работу по повторению и обобщению полученных ранее учащимися знаний по теме «Имя существительное».

Развивающая:

  • На основе актуализации известного материала и выполнения учебных задач способствовать формированию устойчивых практических навыков применения правил по теме «Имя существительное», развития мыслительной и речевой деятельности, творческих способностей обучающихся; расширять кругозор учащихся, развивать культуру речи.

Воспитательная:

  • Содействовать воспитанию чувства ответственности за свой выбор, оценивать результаты своего труда, умению работать в коллективе; создать условия для воспитания уважительного отношения к спорту и спортсменам.

Тип урока: урок повторения и обобщения ранее полученных знаний по теме «Имя существительное»

Форма урока: практикум

Используемые технологические подходы и приёмы обучения: интерактивное обучение

Оборудование:

учебник русского языка для 6- го класса, ключи к заданиям, мультимедийный проектор, экран, словари; портреты Пьера де Кубертена, белорусов – чемпионов Олимпийских игр в Сочи, слайды греческих амфор с легкоатлетами.

Эпиграфы:

Имя существительное - хлеб языка.

Лев Успенский

Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство, бессилен ум.

Геродот

Ход урока

I этап. Организационный

Цель этапа (планируемый результат):

психологическая готовность класса к уроку, организация внимания всех учащихся.

Педагогическая задача:

организовать и подготовить учащихся к работе.

Деятельность учителя


Деятельность учеников

Организует внимание, доброжелательный настрой всех учеников, приглашает к сотрудничеству.

Внутренне организуются, мобилизуются на работу.

II этап. Ориентировочно-мотивационный

Цель этапа (планируемый результат):

познавательная готовность учащихся к повторению и обобщению ранее полученных знаний, наличие мотивации, самоопределение на конечный результат урока.

Педагогическая задача:

Актуализировать опорные знания, сформировать познавательные мотивы, создавать условия для самоопределения учащихся на деятельность и ее результаты.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

2.1. Работа с первым эпиграфом к уроку.

2.1. Учащиеся читают слова Л.Успенского: «Существительное – хлеб языка», объясняют смысл этого высказывания. Учащийся из группы «Исследователи» добавляет, что имя существительное является ведущей частью речи, каждое второе слово в нашей речи – имя существительное; в русском языке на каждые 9000 слов приходится 4000 имен существительных, что составляет 44%.

2.2. Предлагает заполнить таблицу «Верные – неверные утверждения».


«+»

«-»

  1. Морфология – раздел науки о языке, в котором изучаются части речи



  1. Имена существительные обозначают признак предмета



  1. Имена существительные изменяются по родам



  1. Имя существительное может быть любым членом предложения




2.2. Заполняют таблицу, указывают, верны ли следующие утверждения.

2.3.Учитель предлагает учащимся обратить внимание на контрольный тест, который будет выполнен в конце урока. Просит, опираясь на задания теста, сформулировать задачи урока.

2.3.Формулируют тему и цели урока, пользуясь опорой, предложенной учителем:

К концу урока мы должны знать…, уметь…, успешно справимся… .Урок позволит повторить… .

2.4.Работа со вторым эпиграфом к уроку (слова Геродота).


2.4.Учащиеся читают вслух слова Геродота, объясняют смысл эпиграфа.

2.5.Проводит беседу с учащимися:

-Сегодня мы с вами проведем необычный урок. Вы знаете, что раз в четыре года проходит самое крупное и престижное спортивное мероприятие мира – Олимпийские игры. Беларусь гордится своими спортсменами, среди которых много олимпийских чемпионов. Попасть на Олимпиаду и выиграть – мечта любого спортсмена. Вот и вы сегодня попробуете себя в роли участников лингвистических Олимпийских игр.

2.5.Называют белорусских спортсменов – чемпионов Олимпийских игр.

III этап. Операционно-познавательный

Цель этапа (планируемый результат):

правильность и осознанность основного содержания повторяемого учебного материала, познавательная активность учащихся.

Педагогическая задача:

организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся по повторению полученных ранее знаний, создать ситуацию взаимодействия.

Лингвистические соревнования

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Эстафета «Кто быстрее?»

3.1.Организует орфографическую разминку. Предлагает каждому ряду карточку со словарными словами, в которых необходимо вставить пропущенные буквы.

Карточка-задание

П…лисадник, пан…рама, акк…рдеон, вет…ран, трен…ровка, чу…ствовать, интелл…генция, в…негрет, фест…валь, чу…ствовать.



3.1.Учащиеся по очереди вставляют пропущенные буквы, передают карточку по цепочке. (Побеждает тот ряд, который быстрее выполнит задание без ошибок и передаст карточку учителю).

Орфоэпический спринт

3.2.Предлагает учащимся устно расставить ударения в словах, записанных на доске:

Звонишь, квартал, творог, каталог, договор, украинский, нефтепровод, феномен, обеспечение, статуя, хозяева, столяр, щавель, диспансер.



3.2.Обучающиеся устно расставляют ударения в словах, записанных на доске. Побеждает тот учащийся, который первым прочтет все слова с соблюдением акцентологической нормы.

3.3. Организует самостоятельную работу по индивидуальным карточкам.

Карточка – задание

Ода спорту

О спорт! Ты – мир!

Ты устанавлива…ш(?) х…р…шие добрые друж…ствен(?)ы… отношения между народами. Ты – с…гласие.

Ты (з,с)ближаешь людей, жаждущих единства.

Ты учиш(?) р…зн...языкую р…зн…племенную м…л…деж(?) уважать друг друга.

Ты – источник благ…родного мирного друж…ского с…ревнования.

Ты соб…ра…ш(?) мол…дос(?)ть – наше будущ… нашу надежду – под свои мирные знамена.

О спорт! Ты – мир!

Пьер де Кубертен

3.3.Выполняют практическое задание: вставляют пропущенные буквы, графически объясняют орфограммы, делают синтаксический разбор указанного (цифрой 4) предложения.

3.4.Организует взаимопроверку

3.4.Обмениваются тетрадями, делают взаимопроверку по слайду в презентации

Физкультминутка на релаксацию зрения

Комбинированное плавание

3.5.Проводит буквенный диктант:

Те(н,нн)ис, б…скетбол, фу…бол, мар…фон, мяч(?), бег с пр…пятствиями, золотая м…даль, греческая б…рьба, ба…ейн, сп…ртакиада.




3.5.Вставляют пропущенные буквы в таблицу, комментируют свой выбор.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10












3.6.Организует самопроверку (слайд презентации).

3.6.Проверяют себя по ключу (слайд презентации).

3.7.Предлагает решить проблемную задачу: «Почему слово «спорт» не является проверочным для слова «спартакиада»?

3.7. Учащийся из группы «Этимологи» рассказывает о происхождении слова «спартакиада» по заранее подготовленному материалу.

3.8.Организует повторение грамматических признаков имени существительного.

3.8.Учащиеся из группы «Авторы учебника» рассказывают по опорному конспекту об имени существительном.

3.9.Дает задание – определить род и склонение существительных из диктанта.

3.9.Устно определяют род и склонение существительных.

Пунктуационный бег с барьерами

3.10. Предлагает списать с доски текст, расставить знаки препинания, составить схему последнего предложения текста, определить падеж имен существительных.

Пять колец как олимпийскую эмблему предложил в 1913 году основатель современных Олимпийских игр Пьер де Кубертен. В верхнем ряду – голубое, черное и красное, а в нижнем – желтое и зеленое. В эмблему входит и девиз

Быстрее! Выше! Сильнее!


3.10. Учащийся из группы «Историки» сообщает, что в древнерусском языке был седьмой падеж – звательный. Его употребляли при обращении к кому- либо. В современном русском языке звательная форма совпала с формой И.п., отличается от него лишь звательной интонацией и употребляется в качестве обращения.

Сектор для тройного прыжка

3.11.Предлагает при помощи значимых морфем от данных слов образовать по два новых, устно назвать способ образования слов.

Спорт –

Бег –

Время –

3.12. Спрашивает, все ли эти существительные имеют форму ед. и мн. числа.





3.11.Образуют от указанных слов по два новых, определяют способ образования.





3.12.Отвечают на вопрос учителя. Учащийся из группы «Историки» по заранее подготовленному материалу сообщает, что в древнерусском языке чисел было не 2, а 3. Кроме ед. и мн. чисел, было двойственное число. К форме двойственного числа относились названия парных предметов, например, глаза, берега.

Сектор для метания копья

3.13.Проводит выборочный диктант

Греки очень серьезно относились к спорту. Занятия бегом, борьбой и метанием копья могли хорошо подготовить человека к военной службе. Каждые четыре года в разных городах Греции проходили спортивные праздники, называвшиеся играми. Самыми значительными были игры в городе Олимпия. Помимо атлетических видов спорта, участники соревновались в поэзии и музыке. На игры допускались только мужчины. Идея современных олимпийских игр, впервые состоявшихся в Афинах в 1897 году, родилась из греческой традиции.


3.13.Из текста, читаемого учителем, выписывают собственные имена существительные.

IV этап. Контрольно-коррекционный

Цель этапа (планируемый результат):

выполнение тестового задания, обнаружение ошибок, затруднений, коррекция их.

Педагогическая задача:

установить осознанность усвоения нового материала, создать условия для взаимоконтроля, самокоррекции и самооценки знаний, умений и способов действий, стимулировать учащихся на самообразование.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Финишная дорожка

4.1.Предлагает тестовое задание (см. Рабочую тетрадь) и организует взаимопроверку по ключу с последующей самокоррекцией. Анализирует степень усвоения темы и выполнение задач урока.


4.1.Выполняют тестовое задание, взаимопроверку по ключу (слайд презентации), работу над ошибками.

V этап. Рефлексия

Цель этапа (планируемый результат):

осознание значимости учебной деятельности и ситуация успеха.

Педагогическая задача:

создать условия для самооценки деятельности учащихся и осознание ими личностных смыслов в изученной теме.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Стрельба по мишеням

5.1.Предлагает заполнить карточку рефлексии:

  • Довольны ли Вы результатом своей работы на уроке? Считаете ли Вы себя победителем лингвистических Олимпийских игр?

  • Полезным и значимым для меня на уроке было…

  • Мне нужно еще…

  • Захотелось узнать…


5.1.Оценивают свою деятельность (на рисунке мишени выставляют себе оценку), определяют возникшие трудности.

Церемония награждения победителей

Объявляет отметки за урок, комментирует их.


VI этап. Домашнее задание

Цель урока (планируемый результат):

осознанный выбор и успешное выполнение домашнего задания.

Педагогическая задача:

подготовить учащихся к выбору домашнего задания.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

6.1.Предлагает домашнее задание на выбор

6.1. Записывают домашнее задание в дневник.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Лингвистические Олимпийские игры(Обобщающий урок по теме "Имя существительное")

Автор: Савончик Оксана Григорьевна

Дата: 20.01.2016

Номер свидетельства: 279620

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства