kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме "Состав слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок позволяет обобщить знания учащихся по теме "Состав слова", расширяет знания о лексике, морфологиии, грамматике. В увлекательной игровой форме дети вспоминают части слова, правила словообразования, правописания однокоренных слов. Вместе с этим  работают над обогащением своего словарного запаса, расширением кругозора.  На уроке использованы индивидуальная и групповая формы работы: учащиеся работают в парах, по группам. помогая персонажу-помощнику разобраться с возникшей проблемой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Состав слова" »

Тема урока:


Обобщение знаний о составе слова.


Цели урока:



  1. Совершенствование знаний о значимых частях слова;
    упражнение в разборе слова по составу.

  2. Развитие мышления, речи, кругозора.

  3. Воспитание аккуратности, чувства товарищества.




Задачи урока:


Отработка умения разбирать слова по составу и отработка орфографической зоркости (умение находить в корне или приставке букву, требующую проверки).


Планируемый результат:



Закрепить названия частей слова. Уметь разбирать слово по составу.




Ресурсы:


Учебник «Русский язык» 3 класс, наглядные пособия, телеграмма, презентация.







Ход урока:


  1. Организационный момент.
    Цель: активизация учащихся. Подготовка к восприятию нового материала.
    - Здравствуйте, дети!
    Тихо сядут девочки.
    Ещё тише – мальчики. (Слайд)


  1. Сообщение темы и целей урока.
    - Ребята, сегодня утром я получила телеграмму. (Слайд). …, прочитай ее, пожалуйста.

    Телеграмма.
    Помогите! Наше государство захватил злой Змей Горыныч.
    Ваши друзья – Морфемы. Мы к вам послали нашего друга Мадагаскара.
    (Слайд)
    Мы надеемся, что вы его научите различать части слова.
    (Слайд)

    - Ребята, кто может объяснить значение слова морфемы? Это слово вам не знакомо. Его вы будете употреблять позднее. Морфемами называют наших старых знакомых – части слова. (Слайд)
    - Что мы будем делать на уроке? Какую цель поставим перед собой? (Будем говорить о составе слова и разбирать слова)
    - Вспомните, пожалуйста, с какими частями слова вы познакомились. (Корень, приставка, суффикс, окончание)
    - Наши друзья попали в беду, а товарищей надо выручать. Поможем им?
    - А заодно обобщим ваши знания об однокоренных словах и значимых частях слова.
    - Сегодня мы совершим путешествие по океану Знаний в страну Морфемика.
    - Запишем дату нашего путешествия. Тетрадь – наш бортовой журнал. Все этапы будем записывать там.


  1. Минутка чистописания.
    Цель: формирование навыка каллиграфии. Развитие орфографической зоркости.
    - Но как же нам добраться до этого грамматического царства, орфографического государства? Ведь оно находится в большом Океане Знаний. Как быть? Выход есть! Посмотрите сюда. Какую букву вам напоминает наш плот? (Слайд)
    (На рисунке изображен плот из бревен, которые напоминают букву Ш).
    - Какие элементы можно выделить? (Слайд)
    Сейчас эти палочки мы «свяжем» соединительными элементами в своих тетрадях. Таким образом каждый из вас смастерит себе отдельный плот.
    Итак,
    Тетрадь с наклоном положу,
    Ручку правильно держу.
    Сяду прямо – не согнусь.
    За работу я возьмусь.
    Напишите строчку букв ш и строчку Шш.
    (Слайд). Шутку сшутить, людей посмешить. (В пословице найти орфограммы и подчеркнуть).(Слайд)
    - Проверим.

    Наш Мадагаскар чуть не плачет. (Слайд). У него в словах, которые он писал, пропали буквы. Поможем ему написать буквы и научим найти проверочные слова. (Слайд)
    - Работаем в паре.

    Подбери проверочные слова
    …- х…дить
    …- м…рить
    …- л…вить
    …- д…ржать
    …- сп…шить
    …- г…стить

    - Проверим. (Слайд)
    - Какую орфограмму вспомнили? Какие слова подобрали?

  2. Работа по теме урока. Закрепление изученного.
    Цель: Закрепить умения находить и называть части слова, обосновать свой ответ правилом.
    1. Итак, все готовы? Закрываем глазки и мысленно переносимся в Океан Знаний.
    (Звучит музыка).
    - А вот и островное государство. Откройте глазки. (Слайд). С какого острова начнем освободительную миссию? Конечно же, с главного – Корня. (Слайд).
    - Что такое корень? (правило)
    Корень – это общая часть однокоренных слов. В которой передается их основное значение.
    - Ребята, совсем недавно на этом острове природа была необыкновенной красоты. Но посмотрите, что сделал Змей Горыныч. (Слайд). Он сорвал листья со всех деревьев и разбросал по острову. Давайте соберём их, определим с какого они дерева и прикрепим их к ветвям.
    (На доске изображения двух деревьев с разными «корнями», под ними листочки с однокоренными словами. Надо правильно определить принадлежность к тому или иному «корню» и прикрепить лист.)
    - 1 вариант – с корнем «лес», 2 вариант – с корнем «бег».
    - Проверим. Выделим корень. Как пишется корень в однокоренных словах?
    2. Молодцы, ребята! Змей Горыныч понял, что вы вооружены крепкими знаниями и покинул этот остров без боя. Но он укрылся на соседнем острове с названием Окончание. (Слайд)
    - Что такое окончание? (правило)
    Окончание – это изменяемая часть слова. Окончание служит для связи слов в предложении. (Слайд)
    - Для чего оно служит? (ответы ученика)
    Если вы правильно выполните следующее задание, то Змей Горыныч будет повержен и здесь.
    Соберите пословицу. (Слайд)

    Не имей 100 (рубли), а имей 100 (друзья)

    Наверняка вы знаете, что пословица – это художественное произведение, которое содержит широкое обобщение и выражается в предельно краткой форме. В основе каждой пословицы лежит конкретный случай, предмет, факт и т.д. Но всякая пословица предполагает и большой воспитательный смысл. В первой части ставится условие, а во второй – вытекающее следствие, вывод.
    -
    Как вы понимаете смысл данной пословицы?
    - Что вы изменили? (Окончание).
    - Запишите это предложение.
    - Проверим. (Слайд)



  1. Физминутка (слайд)


 

  1. Работа с учебником. Самостоятельная работа.

 

Цель: контролировать знания о способах образования однокоренных слов и выделить части.

- А отправимся мы с вами освобождать следующий остров, который носит название – Суффикс. (Слайд)

Что такое суффикс?

                 Суффикс – это часть слова , которая стоит после корня и

 служит для образования новых слов.(Слайд)

 Для чего он нужен? (ответы ученика)

 Чтобы освободить его, необходимо выполнить упражнение из учебника. Откройте книгу на стр 93., найдите Упр.174.. Прочитайте задание.

-Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, выделите их.

- Кому не понятно, что нужно сделать?

- Выполняйте.




 

  1. Проверка самостоятельной работы.

 

- Что же у вас получилось? Какие суффиксы вы выделили в словах? Какой оттенок они придали словам? ( ответ ученика)

Вы победили Змея Горыныча и здесь. (Слайд)

 


  1. Фронтальная работа.

 

- Осталось освободить последний остров. Какой? (Слайд)

- Что такое - приставка? (правило)

                          Приставка – это часть слова, которое стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (Слайд)

- Для чего она служит? (ответ ученика)

Чтобы окончательно прогнать Змея Горыныча из сказочного царства, необходимо образовать слова с помощью приставок: (Слайд)

- Запишите их, выделите приставку.

- Проверим. (Слайд)


















 















  1. Подведение итогов.  Рефлексия деятельности.


 

Цель: Подвести итог проделанной работе на уроке.

- Итак, враг разбит. Он навсегда покинул сказочную страну. Её жители благодарят вас. Но ведь мы и не могли поступить по-другому. Не зря говорят: сам погибай, а товарища выручай. Мадагаскар благодарит вас. (Слайд) Как же хорошо помочь друзьям!

- Какие же острова стали свободными?

- Что мы знаем о корне? Приставке? Суффиксе? Окончании?

А сейчас мы благополучно возвращаемся домой.


 

Домашнее задание. Дома закрепим материал урока.  Открываем учебники на странице 96, упражнение 180,181.

    - Вам понравилось путешествие? Сегодня вы работали хорошо. Поэтому я говорю вам - МОЛОДЦЫ! А вы себя как оцениваете? (Слайд)   

    Расскажите по схеме и оцените свои знания.

                                                 

 

                                                                   

 

 

 















  Я знаю состав слов, могу назвать их, умею показывать их графически, умею находить общие части однокоренных слов.

  Научился находить , показывать и называть эти части. Я оценил свои знания на «…»

 

 - Урок окончен. (Слайд)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по теме "Состав слова"

Автор: Доброхвалова Светлана Витальевна

Дата: 19.01.2015

Номер свидетельства: 157866

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Конспект урока по теме: Состав слова. "
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sostav-slova"
    ["file_id"] => string(6) "234161"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443361183"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока на тему "Повторение изученного по теме «Состав слова и словообразование» "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-na-tiemu-povtorieniie-izuchiennogho-po-tiemie-sostav-slova-i-slovoobrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "108003"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403532989"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Повторение по теме "Состав слова""
    ["seo_title"] => string(31) "povtorieniiepotiemiesostavslova"
    ["file_id"] => string(6) "278548"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453108019"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Обобщающий урок по теме «Состав слова» в 6 классе "
    ["seo_title"] => string(57) "obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-sostav-slova-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "130017"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415807790"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект по русскому языку во 2 классе по теме " Состав слова" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-po-russkomu-iazyku-vo-2-klassie-po-tiemie-sostav-slova"
    ["file_id"] => string(6) "238345"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444554296"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства