kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме "Состав слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок позволяет обобщить знания учащихся по теме "Состав слова", расширяет знания о лексике, морфологиии, грамматике. В увлекательной игровой форме дети вспоминают части слова, правила словообразования, правописания однокоренных слов. Вместе с этим  работают над обогащением своего словарного запаса, расширением кругозора.  На уроке использованы индивидуальная и групповая формы работы: учащиеся работают в парах, по группам. помогая персонажу-помощнику разобраться с возникшей проблемой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Состав слова" »

Тема урока:


Обобщение знаний о составе слова.


Цели урока:



  1. Совершенствование знаний о значимых частях слова;
    упражнение в разборе слова по составу.

  2. Развитие мышления, речи, кругозора.

  3. Воспитание аккуратности, чувства товарищества.




Задачи урока:


Отработка умения разбирать слова по составу и отработка орфографической зоркости (умение находить в корне или приставке букву, требующую проверки).


Планируемый результат:



Закрепить названия частей слова. Уметь разбирать слово по составу.




Ресурсы:


Учебник «Русский язык» 3 класс, наглядные пособия, телеграмма, презентация.







Ход урока:


  1. Организационный момент.
    Цель: активизация учащихся. Подготовка к восприятию нового материала.
    - Здравствуйте, дети!
    Тихо сядут девочки.
    Ещё тише – мальчики. (Слайд)


  1. Сообщение темы и целей урока.
    - Ребята, сегодня утром я получила телеграмму. (Слайд). …, прочитай ее, пожалуйста.

    Телеграмма.
    Помогите! Наше государство захватил злой Змей Горыныч.
    Ваши друзья – Морфемы. Мы к вам послали нашего друга Мадагаскара.
    (Слайд)
    Мы надеемся, что вы его научите различать части слова.
    (Слайд)

    - Ребята, кто может объяснить значение слова морфемы? Это слово вам не знакомо. Его вы будете употреблять позднее. Морфемами называют наших старых знакомых – части слова. (Слайд)
    - Что мы будем делать на уроке? Какую цель поставим перед собой? (Будем говорить о составе слова и разбирать слова)
    - Вспомните, пожалуйста, с какими частями слова вы познакомились. (Корень, приставка, суффикс, окончание)
    - Наши друзья попали в беду, а товарищей надо выручать. Поможем им?
    - А заодно обобщим ваши знания об однокоренных словах и значимых частях слова.
    - Сегодня мы совершим путешествие по океану Знаний в страну Морфемика.
    - Запишем дату нашего путешествия. Тетрадь – наш бортовой журнал. Все этапы будем записывать там.


  1. Минутка чистописания.
    Цель: формирование навыка каллиграфии. Развитие орфографической зоркости.
    - Но как же нам добраться до этого грамматического царства, орфографического государства? Ведь оно находится в большом Океане Знаний. Как быть? Выход есть! Посмотрите сюда. Какую букву вам напоминает наш плот? (Слайд)
    (На рисунке изображен плот из бревен, которые напоминают букву Ш).
    - Какие элементы можно выделить? (Слайд)
    Сейчас эти палочки мы «свяжем» соединительными элементами в своих тетрадях. Таким образом каждый из вас смастерит себе отдельный плот.
    Итак,
    Тетрадь с наклоном положу,
    Ручку правильно держу.
    Сяду прямо – не согнусь.
    За работу я возьмусь.
    Напишите строчку букв ш и строчку Шш.
    (Слайд). Шутку сшутить, людей посмешить. (В пословице найти орфограммы и подчеркнуть).(Слайд)
    - Проверим.

    Наш Мадагаскар чуть не плачет. (Слайд). У него в словах, которые он писал, пропали буквы. Поможем ему написать буквы и научим найти проверочные слова. (Слайд)
    - Работаем в паре.

    Подбери проверочные слова
    …- х…дить
    …- м…рить
    …- л…вить
    …- д…ржать
    …- сп…шить
    …- г…стить

    - Проверим. (Слайд)
    - Какую орфограмму вспомнили? Какие слова подобрали?

  2. Работа по теме урока. Закрепление изученного.
    Цель: Закрепить умения находить и называть части слова, обосновать свой ответ правилом.
    1. Итак, все готовы? Закрываем глазки и мысленно переносимся в Океан Знаний.
    (Звучит музыка).
    - А вот и островное государство. Откройте глазки. (Слайд). С какого острова начнем освободительную миссию? Конечно же, с главного – Корня. (Слайд).
    - Что такое корень? (правило)
    Корень – это общая часть однокоренных слов. В которой передается их основное значение.
    - Ребята, совсем недавно на этом острове природа была необыкновенной красоты. Но посмотрите, что сделал Змей Горыныч. (Слайд). Он сорвал листья со всех деревьев и разбросал по острову. Давайте соберём их, определим с какого они дерева и прикрепим их к ветвям.
    (На доске изображения двух деревьев с разными «корнями», под ними листочки с однокоренными словами. Надо правильно определить принадлежность к тому или иному «корню» и прикрепить лист.)
    - 1 вариант – с корнем «лес», 2 вариант – с корнем «бег».
    - Проверим. Выделим корень. Как пишется корень в однокоренных словах?
    2. Молодцы, ребята! Змей Горыныч понял, что вы вооружены крепкими знаниями и покинул этот остров без боя. Но он укрылся на соседнем острове с названием Окончание. (Слайд)
    - Что такое окончание? (правило)
    Окончание – это изменяемая часть слова. Окончание служит для связи слов в предложении. (Слайд)
    - Для чего оно служит? (ответы ученика)
    Если вы правильно выполните следующее задание, то Змей Горыныч будет повержен и здесь.
    Соберите пословицу. (Слайд)

    Не имей 100 (рубли), а имей 100 (друзья)

    Наверняка вы знаете, что пословица – это художественное произведение, которое содержит широкое обобщение и выражается в предельно краткой форме. В основе каждой пословицы лежит конкретный случай, предмет, факт и т.д. Но всякая пословица предполагает и большой воспитательный смысл. В первой части ставится условие, а во второй – вытекающее следствие, вывод.
    -
    Как вы понимаете смысл данной пословицы?
    - Что вы изменили? (Окончание).
    - Запишите это предложение.
    - Проверим. (Слайд)



  1. Физминутка (слайд)


 

  1. Работа с учебником. Самостоятельная работа.

 

Цель: контролировать знания о способах образования однокоренных слов и выделить части.

- А отправимся мы с вами освобождать следующий остров, который носит название – Суффикс. (Слайд)

Что такое суффикс?

                 Суффикс – это часть слова , которая стоит после корня и

 служит для образования новых слов.(Слайд)

 Для чего он нужен? (ответы ученика)

 Чтобы освободить его, необходимо выполнить упражнение из учебника. Откройте книгу на стр 93., найдите Упр.174.. Прочитайте задание.

-Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, выделите их.

- Кому не понятно, что нужно сделать?

- Выполняйте.




 

  1. Проверка самостоятельной работы.

 

- Что же у вас получилось? Какие суффиксы вы выделили в словах? Какой оттенок они придали словам? ( ответ ученика)

Вы победили Змея Горыныча и здесь. (Слайд)

 


  1. Фронтальная работа.

 

- Осталось освободить последний остров. Какой? (Слайд)

- Что такое - приставка? (правило)

                          Приставка – это часть слова, которое стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (Слайд)

- Для чего она служит? (ответ ученика)

Чтобы окончательно прогнать Змея Горыныча из сказочного царства, необходимо образовать слова с помощью приставок: (Слайд)

- Запишите их, выделите приставку.

- Проверим. (Слайд)


















 















  1. Подведение итогов.  Рефлексия деятельности.


 

Цель: Подвести итог проделанной работе на уроке.

- Итак, враг разбит. Он навсегда покинул сказочную страну. Её жители благодарят вас. Но ведь мы и не могли поступить по-другому. Не зря говорят: сам погибай, а товарища выручай. Мадагаскар благодарит вас. (Слайд) Как же хорошо помочь друзьям!

- Какие же острова стали свободными?

- Что мы знаем о корне? Приставке? Суффиксе? Окончании?

А сейчас мы благополучно возвращаемся домой.


 

Домашнее задание. Дома закрепим материал урока.  Открываем учебники на странице 96, упражнение 180,181.

    - Вам понравилось путешествие? Сегодня вы работали хорошо. Поэтому я говорю вам - МОЛОДЦЫ! А вы себя как оцениваете? (Слайд)   

    Расскажите по схеме и оцените свои знания.

                                                 

 

                                                                   

 

 

 















  Я знаю состав слов, могу назвать их, умею показывать их графически, умею находить общие части однокоренных слов.

  Научился находить , показывать и называть эти части. Я оценил свои знания на «…»

 

 - Урок окончен. (Слайд)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по теме "Состав слова"

Автор: Доброхвалова Светлана Витальевна

Дата: 19.01.2015

Номер свидетельства: 157866

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Конспект урока по теме: Состав слова. "
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sostav-slova"
    ["file_id"] => string(6) "234161"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443361183"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока на тему "Повторение изученного по теме «Состав слова и словообразование» "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-na-tiemu-povtorieniie-izuchiennogho-po-tiemie-sostav-slova-i-slovoobrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "108003"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403532989"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Повторение по теме "Состав слова""
    ["seo_title"] => string(31) "povtorieniiepotiemiesostavslova"
    ["file_id"] => string(6) "278548"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453108019"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: Состав слова. Закрепление. "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-sostav-slova-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "125229"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414937876"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Обобщающий урок по теме «Состав слова» в 6 классе "
    ["seo_title"] => string(57) "obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-sostav-slova-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "130017"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415807790"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства