Данный урок позволяет обобщить знания учащихся по теме "Состав слова", расширяет знания о лексике, морфологиии, грамматике. В увлекательной игровой форме дети вспоминают части слова, правила словообразования, правописания однокоренных слов. Вместе с этим работают над обогащением своего словарного запаса, расширением кругозора. На уроке использованы индивидуальная и групповая формы работы: учащиеся работают в парах, по группам. помогая персонажу-помощнику разобраться с возникшей проблемой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Организационный момент. Цель: активизация учащихся. Подготовка к восприятию нового материала. - Здравствуйте, дети! Тихо сядут девочки. Ещё тише – мальчики. (Слайд)
Сообщение темы и целей урока. - Ребята, сегодня утром я получила телеграмму. (Слайд). …, прочитай ее, пожалуйста.
Телеграмма. Помогите! Наше государство захватил злой Змей Горыныч. Ваши друзья – Морфемы. Мы к вам послали нашего друга Мадагаскара. (Слайд) Мы надеемся, что вы его научите различать части слова. (Слайд)
- Ребята, кто может объяснить значение слова морфемы? Это слово вам не знакомо. Его вы будете употреблять позднее. Морфемами называют наших старых знакомых – части слова. (Слайд) - Что мы будем делать на уроке? Какую цель поставим перед собой? (Будем говорить о составе слова и разбирать слова) - Вспомните, пожалуйста, с какими частями слова вы познакомились. (Корень, приставка, суффикс, окончание) - Наши друзья попали в беду, а товарищей надо выручать. Поможем им? - А заодно обобщим ваши знания об однокоренных словах и значимых частях слова. - Сегодня мы совершим путешествие по океану Знаний в страну Морфемика. - Запишем дату нашего путешествия. Тетрадь – наш бортовой журнал. Все этапы будем записывать там.
Минутка чистописания. Цель: формирование навыка каллиграфии. Развитие орфографической зоркости. - Но как же нам добраться до этого грамматического царства, орфографического государства? Ведь оно находится в большом Океане Знаний. Как быть? Выход есть! Посмотрите сюда. Какую букву вам напоминает наш плот? (Слайд) (На рисунке изображен плот из бревен, которые напоминают букву Ш). - Какие элементы можно выделить? (Слайд) Сейчас эти палочки мы «свяжем» соединительными элементами в своих тетрадях. Таким образом каждый из вас смастерит себе отдельный плот. Итак, Тетрадь с наклоном положу, Ручку правильно держу. Сяду прямо – не согнусь. За работу я возьмусь. Напишите строчку букв ш и строчку Шш. (Слайд). Шутку сшутить, людей посмешить. (В пословице найти орфограммы и подчеркнуть).(Слайд) - Проверим.
Наш Мадагаскар чуть не плачет. (Слайд). У него в словах, которые он писал, пропали буквы. Поможем ему написать буквы и научим найти проверочные слова. (Слайд) - Работаем в паре.
- Проверим. (Слайд) - Какую орфограмму вспомнили? Какие слова подобрали?
Работа по теме урока.Закрепление изученного. Цель: Закрепить умения находить и называть части слова, обосновать свой ответ правилом. 1. Итак, все готовы? Закрываем глазки и мысленно переносимся в Океан Знаний. (Звучит музыка). - А вот и островное государство. Откройте глазки. (Слайд). С какого острова начнем освободительную миссию? Конечно же, с главного – Корня. (Слайд). - Что такое корень? (правило) Корень – это общая часть однокоренных слов. В которой передается их основное значение. - Ребята, совсем недавно на этом острове природа была необыкновенной красоты. Но посмотрите, что сделал Змей Горыныч. (Слайд). Он сорвал листья со всех деревьев и разбросал по острову. Давайте соберём их, определим с какого они дерева и прикрепим их к ветвям. (На доске изображения двух деревьев с разными «корнями», под ними листочки с однокоренными словами. Надо правильно определить принадлежность к тому или иному «корню» и прикрепить лист.) - 1 вариант – с корнем «лес», 2 вариант – с корнем «бег». - Проверим. Выделим корень. Как пишется корень в однокоренных словах? 2. Молодцы, ребята! Змей Горыныч понял, что вы вооружены крепкими знаниями и покинул этот остров без боя. Но он укрылся на соседнем острове с названием Окончание. (Слайд) - Что такое окончание? (правило) Окончание – это изменяемая часть слова. Окончание служит для связи слов в предложении. (Слайд) - Для чего оно служит? (ответы ученика) Если вы правильно выполните следующее задание, то Змей Горыныч будет повержен и здесь. Соберите пословицу. (Слайд)
Не имей 100 (рубли), а имей 100 (друзья)
Наверняка вы знаете, что пословица – это художественное произведение, которое содержит широкое обобщение и выражается в предельно краткой форме. В основе каждой пословицы лежит конкретный случай, предмет, факт и т.д. Но всякая пословица предполагает и большой воспитательный смысл. В первой части ставится условие, а во второй – вытекающее следствие, вывод. - Как вы понимаете смысл данной пословицы? - Что вы изменили? (Окончание). - Запишите это предложение. - Проверим. (Слайд)
Физминутка (слайд)
Работа с учебником. Самостоятельная работа.
Цель: контролировать знания о способах образования однокоренных слов и выделить части.
- А отправимся мы с вами освобождать следующий остров, который носит название – Суффикс. (Слайд)
Что такое суффикс?
Суффикс – это часть слова , которая стоит после корня и
служит для образования новых слов.(Слайд)
Для чего он нужен? (ответы ученика)
Чтобы освободить его, необходимо выполнить упражнение из учебника. Откройте книгу на стр 93., найдите Упр.174.. Прочитайте задание.
-Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, выделите их.
- Кому не понятно, что нужно сделать?
- Выполняйте.
Проверка самостоятельной работы.
- Что же у вас получилось? Какие суффиксы вы выделили в словах? Какой оттенок они придали словам? ( ответ ученика)
Вы победили Змея Горыныча и здесь. (Слайд)
Фронтальная работа.
- Осталось освободить последний остров. Какой? (Слайд)
- Что такое - приставка? (правило)
Приставка – это часть слова, которое стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (Слайд)
- Для чего она служит? (ответ ученика)
Чтобы окончательно прогнать Змея Горыныча из сказочного царства, необходимо образовать слова с помощью приставок: (Слайд)
- Запишите их, выделите приставку.
- Проверим. (Слайд)
Подведение итогов. Рефлексия деятельности.
Цель: Подвести итог проделанной работе на уроке.
- Итак, враг разбит. Он навсегда покинул сказочную страну. Её жители благодарят вас. Но ведь мы и не могли поступить по-другому. Не зря говорят: сам погибай, а товарища выручай. Мадагаскар благодарит вас. (Слайд) Как же хорошо помочь друзьям!
- Какие же острова стали свободными?
- Что мы знаем о корне? Приставке? Суффиксе? Окончании?
А сейчас мы благополучно возвращаемся домой.
Домашнее задание. Дома закрепим материал урока. Открываем учебники на странице 96, упражнение 180,181.
- Вам понравилось путешествие? Сегодня вы работали хорошо. Поэтому я говорю вам - МОЛОДЦЫ! А вы себя как оцениваете? (Слайд)
Расскажите по схеме и оцените свои знания.
Я знаю состав слов, могу назвать их, умею показывать их графически, умею находить общие части однокоренных слов.
Научился находить , показывать и называть эти части. Я оценил свои знания на «…»