систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Словосочетание»,
— формирование знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование умений определять способы связи слов в словосочетании;
— развитие орфографических навыков;
цели развивающие:
— развитие навыков монологической речи,
— развитие навыков парной и групповой работы,
— развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
цели воспитательные:
— воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «Словосочетание».»
Разработка урока по русскому языку. 8 класс Вид урока: изучение новой темы. Место урока в системе уроков по теме: 3 урок по теме «Словосочетание». Использованная технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Использованные приемы: — «мозговой штурм», — таблица «Знаю – хочу знать — узнал», — объединение информации в блоки через сопоставление. Оборудование: — раздаточный материал с таблицей «Знаю – хочу знать — узнал». Цели образовательные: — систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Словосочетание», — формирование знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование умений определять способы связи слов в словосочетании; — развитие орфографических навыков; цели развивающие: — развитие навыков монологической речи, — развитие навыков парной и групповой работы, — развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности); цели воспитательные: — воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе. Ход урока I. Организационный момент. — Ребята, на прошлых двух уроках мы начали знакомство со словосочетанием как единицей синтаксиса. Сегодня перед нами новая тема – «Связь слов в словосочетании». (Запись даты, темы урока в тетради) — Цель нашей работы – узнать, какие связи слов в словосочетании выделяются в языкознании. Достичь цели предлагаю через внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый может высказывать свое предположение, но никто не должен его опровергать без аргументов. В конце урока мы проверим правильность наших выводов по теме и выясним, насколько хорошо тема усвоена. Начнем с проверки знаний. II. Стадия вызова. Прием «мозговой штурм». 1. Индивидуальная работа. Задание. Запишите в черновиках все, что вы знаете о словосочетании. Время на выполнение – 3 минуты. 2. Парная работа. Задание. Зачитайте однокласснику, сидящему рядом, все, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом. Время на выполнение – 3 минуты. 3. Проверка работы с одновременным заполнением таблицы «Знаю – Хочу знать — Узнал» Каждому ученику дается таблица «Знаю – Хочу знать — Узнал». Ученики по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении. Положения записываются в колонку «Знаю».
Знаю
Хочу знать
Узнал
1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически. 2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. 3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные. 4. Связь в словосочетании – подчинительная.
— Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Поэтому приступим к следующему заданию. 4. Групповая работа (по 4 человека). Прием объединения в блоки. Задание: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты. Ч…тать книгу, сле…ка прик…снуться, предл…жить помощь, к…сательная линия, тв…рящий художник, с…деть прямо, слушать вн…мательно, выб…рать подарок, обж…гающий жар. Проверка. — Сколько блоков вы получили? По каким признакам можно было объединить словосочетания? (Учащиеся, объясняя орфограммы, озвучивают свои предложения: по главному слову: 1) читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок; 2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар. по зависимому слову: 1) читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок; 2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар; 3) слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно) — Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать? Какой вариант нам менее знаком? (Объединение по первому варианту уже знакомо: на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному слову. В первом варианте в первом блоке – глагольные словосочетания, во втором – именные. Объединение по зависимому слову незнакомо.) — Словосочетания в блоках второго варианта – объект нашего изучения. (На доску выписываются блоки словосочетаний, объединенные по зависимому слову (3 блока).) — Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы? Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать».
Знаю
Хочу знать
Узнал
1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически. 2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. 3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные. 4. Связь в словосочетании – подчинительная.
1. Как называется связь с зависимым словом – существительным? 2. Как называется связь с зависимым словом – прилагательным? 3. Как называется связь с зависимым словом – наречием?
III. Стадия осмысления. 1. Парная работа с таблицей «Знаю – хочу знать — узнал». — Для того чтобы найти ответы на поставленные вопросы, внимательно прочитайте параграф 7 (стр.36 — 37). Запишите ответы в колонку «Узнал», обсуждая узнанное в паре. Время на выполнение – 4 минуты. Проверка колонки «Узнал». В ходе чтения параграфа таблица заполняется так:
Знаю
Хочу знать
Узнал
1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически. 2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. 3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные. 4. Связь в словосочетании – подчинительная.
1. Как называется связь с зависимым словом – существительным? 2. Как называется связь с зависимым словом – прилагательным? 3. Как называется связь с зависимым словом – наречием?
Управление (такая связь, при которой зависимое слово имя существительное и все слова с признаками существительного) Согласование (связь, при которой зависимое слово — имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного) Примыкание (связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола)
— Как вы думаете, почему так называются связи? (Согласование – так как главное и зависимое слова согласуются в роде, числе, падеже; управление – так как главное слово «управляет» зависимым, требует от него постановки в определенной форме; примыкание – зависимое слово грамматически не зависит от главного, словно просто «примыкает», присоединяется.) 2. Применение правила на практике. Три ученика по очереди выходят к доске. Один работает над блоком словосочетаний с зависимым словом – существительным (показывает графически главное слово, указывает часть речи, задает вопрос к зависимому, указывает часть речи). Делает вывод: способ связи — управление. Второй проводит такую же работу над вторым блоком, делает вывод: способ связи – согласование. Третий работает над третьим блоком; способ связи – примыкание. 3. Практическое закрепление знаний. 1) Упражнение 68 (Прочитать словосочетания, указать, какой частью речи является зависимое слово, и назвать способ связи слов в словосочетаниях. Сделать вывод, какие части речи могут употребляться в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.) 2) Составить по 3 примера на каждый способ связи слов в словосочетании на тему «Осень в моем городе», 3) Проверка выполнения. IV. Стадия рефлексии — Что узнали о способах связи слов в словосочетании? — Что вы делали для того, чтобы узнать новое о словосочетании? (Этапы: 1) вспомни ли то, что известно, объединяли в блоки словосочетания, сами формулировали вопросы, требующие решения; 2) при помощи работы с учебником самостоятельно в паре находили ответы на вопросы, сформулированные на первом этапе; 3) закрепляли знания через применение их на практике.) — Что было легко? — Что вам помогало в работе? — Как оцениваете свои действия? 5. Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру на тему «Осень в моем городе», используя словосочетания, составленные на уроке. Выписать из текста по 3 других примера на каждый способ связи.