Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Тема: Словосочетание. Связь слов в словосочетании: смысловая и грамматическая.
Цель:
Знать: понятие словосочетание; отличие словосочетания от слова; о смысловой и грамматической связи слов в словосочетании;
Задачи:
Уметь: находить в словосочетании главное и зависимое слово, ставить вопрос от главного к зависимому, работать в парах, овладевать приемами мыслительной деятельности;
Повторить: части речи, окончания существительных;
Формы работы: индивидуальная работа, работа в паре, коллективная работа, самостоятельная работа, дифференцированное домашнее задание.
Приемы работы: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, решение проблемной ситуации, разминка «Веришь ли ты…», творческое домашнее задание, формативное и суммативное оценивание, рефлексия.
Оборудование: раздаточный материал, сигнальные карты зеленого и красного цветов, компьютерная презентация.
Ход урока
Язык неистощим в соединении слов.
А.С. Пушкин.
1. Организационный момент.
Психологический настрой.
Я рада приветствовать
Вас в классе нашем.
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло
Пусть будет уютно и очень легко.
Деление класса на пары.
(Цветок с разными лепестками, на обратной стороне написаны цифры) (1мин.)
2. Вызов
1) Проверка д\з
Авторский стул (2 мин) - сочинение "Кем я хочу стать"
2) Определение темы и целей урока.
Ребята, эпиграф нашего урока: «Язык неистощим в соединении слов» (А.С.Пушкин)
- Ребята, как называется соединение слов? ( Соединение слов – это есть словосочетание. )
Вы ведь именно это делали дома, соединяя слова и составляя предложения. Что меньше, чем предложение?
- Ребята, какая будет тема сегодняшнего урока? (Словосочетание)
Подберите синоним к слову «соединение»
Сочетание слов.
- А какая цель сегодняшнего урока?
Сегодня на уроке мы будем работать со словосочетанием, главным и зависимым словах в словосочетании.
Правильно. Сегодня на уроке мы будем вести разговор о словосочетании. Ребята, давайте запишем в тетрадь число, тему сегодняшнего урока «Словосочетание. Связь слов в словосочетании»
Словарь корней
Словосочетание – чет – четное число, четный – делящийся на два, парный, чета – пара. (слайд) (3 мин)
3) Разминка «Веришь ли ты?» (2 мин.)
Задача учеников - определить, верное или ложное суждение содержится в высказывании, и объяснить свою точку зрения (неверное суждение сигнализируют красной карточкой, верное – зелёной)
3. Осмысление
1) Индивидуальная работа.
Ребята, у каждого из вас на столе лежат листочки. Запишите на них все, что знаете о словосочетаниях. Время на выполнение – (2 мин.)
2) Работа в паре.
Сейчас мы поработаем в паре. Задание: Обсудите с товарищем по парте все, что записали. Время на выполнение – (1 мин.)
3) Работа с учебником (2мин)
Самостоятельный поиск информации по учебнику
Самопроверка по учебнику стр. 37 (вслух)
4) Комментированное письмо (3 мин)
Выполнить упр. 95. Рассмотреть рисунок и описать его, используя словосочетания.
(в тетрадях и у доски)
5)Тренировочные упражнения «Мозаика» (Задания лежат на партах. По сигналу,выполнив задание, пара переходит за другую парту (12 мин))
Казахская степь
Начиналось лето. Тихий мягкий ветер гулял по безбрежным просторам, осторожно сдувал пыльцу с цветов. Обилие трав было повсюду. Такого цветения степи давно не видели в стране казахов. Да и погода была на редкость ласковой. Теплое, но не жаркое лето. Пора было начинать косьбу. Нынче можно было вдоволь запасти сена.
Ранние обильные дожди вдоволь напоили землю, и она зацвела, щедро одаряла людей, старалась заплатить им сполна за свою скупость в прежние времена.
(По А. Алимжанову)
Задание 1
Найдите простое предложение с однородными членами и произведите его синтаксический анализ.
Задание 2
( Выписать по 3 словосочетания из текста согласно схемам)
Сущ., + сущ., сущ., + прил., гл., + сущ.,
Задание 3
Знать язык; читать книги; увлекаться шахматами; заниматься по вторникам;
2. Определить падеж зависимых слов.
6) Проблемная ситуация
«Третий лишний» (2 мин)
7) Конструирование (7 мин)
Преданность, Родина; стремление, цель; настойчивость, работа; воля, победа; забота, товарищ; любовь, природа; интерес, живопись; земляника, веселье;
- Ребята, со всеми парами вы смогли составить словосочетания? Почему? (не подходят по смыслу)
8) Самопроверка по слайду (1 мин)
4. Д/З (1 мин)
Чтоб упрочить наши знания, даю домашнее задание.
Стр.32-33 правило, упр.98; или составить словосочетания со словарными словами, затем – предложения.
5. Итог урока. (2 мин)
Самооценивание и взаимооценивание
Рефлексия (3 мин)
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт