Конспект урока на тему: Словосочетание. Связь слов в словосочетании: смысловая и грамматическая.
Конспект урока на тему: Словосочетание. Связь слов в словосочетании: смысловая и грамматическая.
Тема: Словосочетание. Связь слов в словосочетании: смысловая и грамматическая.
Цель:
Знать: понятие словосочетание; отличие словосочетания от слова; о смысловой и грамматической связи слов в словосочетании;
Задачи:
Уметь: находить в словосочетании главное и зависимое слово, ставить вопрос от главного к зависимому, работать в парах, овладевать приемами мыслительной деятельности;
Повторить: части речи, окончания существительных;
Формы работы: индивидуальная работа, работа в паре, коллективная работа, самостоятельная работа, дифференцированное домашнее задание.
Приемы работы: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, решение проблемной ситуации, разминка «Веришь ли ты…», творческое домашнее задание, формативное и суммативное оценивание, рефлексия.
Оборудование: раздаточный материал, сигнальные карты зеленого и красного цветов, компьютерная презентация.
Ход урока
Язык неистощим в соединении слов.
А.С. Пушкин.
1. Организационный момент.
Психологический настрой.
Я рада приветствовать
Вас в классе нашем.
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло
Пусть будет уютно и очень легко.
Деление класса на пары.
(Цветок с разными лепестками, на обратной стороне написаны цифры) (1мин.)
2. Вызов
1) Проверка д\з
Авторский стул (2 мин) - сочинение "Кем я хочу стать"
2) Определение темы и целей урока.
Ребята, эпиграф нашего урока: «Язык неистощим в соединении слов» (А.С.Пушкин)
- Ребята, как называется соединение слов? ( Соединение слов – это есть словосочетание. )
Вы ведь именно это делали дома, соединяя слова и составляя предложения. Что меньше, чем предложение?
- Ребята, какая будет тема сегодняшнего урока? (Словосочетание)
Подберите синоним к слову «соединение»
Сочетание слов.
- А какая цель сегодняшнего урока?
Сегодня на уроке мы будем работать со словосочетанием, главным и зависимым словах в словосочетании.
Правильно. Сегодня на уроке мы будем вести разговор о словосочетании. Ребята, давайте запишем в тетрадь число, тему сегодняшнего урока «Словосочетание. Связь слов в словосочетании»
Словарь корней
Словосочетание – чет – четное число, четный – делящийся на два, парный, чета – пара. (слайд) (3 мин)
3) Разминка «Веришь ли ты?» (2 мин.)
Задача учеников - определить, верное или ложное суждение содержится в высказывании, и объяснить свою точку зрения (неверное суждение сигнализируют красной карточкой, верное – зелёной)
Словосочетания и предложения изучает раздел науки о языке – синтаксис. (да)
Словосочетание состоит из двух главных слов… (нет)
Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. (да)
Главное слово помогает более точно назвать признак предмета, признак действия, качество признака. (нет)
Зависимое слово связано с главным по смыслу (да)
Смысловая связь устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому. (да)
3. Осмысление
1) Индивидуальная работа.
Ребята, у каждого из вас на столе лежат листочки. Запишите на них все, что знаете о словосочетаниях. Время на выполнение – (2 мин.)
2) Работа в паре.
Сейчас мы поработаем в паре. Задание: Обсудите с товарищем по парте все, что записали. Время на выполнение – (1 мин.)
3) Работа с учебником (2мин)
Самостоятельный поиск информации по учебнику
Самопроверка по учебнику стр. 37 (вслух)
4) Комментированное письмо (3 мин)
Выполнить упр. 95. Рассмотреть рисунок и описать его, используя словосочетания.
(в тетрадях и у доски)
5)Тренировочные упражнения «Мозаика» (Задания лежат на партах. По сигналу,выполнив задание, пара переходит за другую парту(12 мин))
Казахская степь
Начиналось лето. Тихий мягкий ветер гулял по безбрежным просторам, осторожно сдувал пыльцу с цветов. Обилие трав было повсюду. Такого цветения степи давно не видели в стране казахов. Да и погода была на редкость ласковой. Теплое, но не жаркое лето. Пора было начинать косьбу. Нынче можно было вдоволь запасти сена.
Ранние обильные дожди вдоволь напоили землю, и она зацвела, щедро одаряла людей, старалась заплатить им сполна за свою скупость в прежние времена.
(По А. Алимжанову)
Задание 1
Найдите простое предложение с однородными членами и произведите его синтаксический анализ.
Задание 2
( Выписать по 3 словосочетания из текста согласно схемам)
Сущ., + сущ., сущ., + прил., гл., + сущ.,
Задание 3
Заменить в данных словосочетаниях глаголы существительными.
Знать язык; читать книги; увлекаться шахматами; заниматься по вторникам;
2. Определить падеж зависимых слов.
6) Проблемная ситуация
«Третий лишний» (2 мин)
Рисовать на песке; любимый предмет; по уроку;
Красивая кукла; дети писали; оценка за урок;
Гуляли в парке; ягоды и грибы; белая сирень;
Тоненький клювик; тянет головку; сидит синичка;
7) Конструирование (7 мин)
Составьте словосочетания, используя слова на карточке. Установите в них смысловые и грамматические связи;
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: Словосочетание. Связь слов в словосочетании: смысловая и грамматическая. »
Новорыбинская СШ
Урок на тему:
Словосочетание. Связь слов в словосочетании: смысловая и грамматическая.
Приготовила
учитель русского
языка и литературы
Зубко С.А.
2014 – 2015 учебный год
Урок 10
Тема: Словосочетание. Связь слов в словосочетании: смысловая и грамматическая.
Цель:
Знать: понятие словосочетание; отличие словосочетания от слова; о смысловой и грамматической связи слов в словосочетании;
Задачи:
Уметь: находить в словосочетании главное и зависимое слово, ставить вопрос от главного к зависимому, работать в парах, овладевать приемами мыслительной деятельности;
Повторить: части речи, окончания существительных;
Формы работы: индивидуальная работа, работа в паре, коллективная работа, самостоятельная работа, дифференцированное домашнее задание.
Приемы работы: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, решение проблемной ситуации, разминка «Веришь ли ты…», творческое домашнее задание, формативное и суммативное оценивание, рефлексия.
Оборудование: раздаточный материал, сигнальные карты зеленого и красного цветов, компьютерная презентация.
Ход урока
Язык неистощим в соединении слов.
А.С. Пушкин. (слайд)
I
Организационный момент.
Психологический настрой.
Я рада приветствовать
Вас в классе нашем.
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло
Пусть будет уютно и очень легко.
Деление класса на пары.
(Цветок с разными лепестками, на обратной стороне написаны цифры) (1мин.)
Вызов
Проверка д\з
Авторский стул (2 мин)
2) Ребята, эпиграф нашего урока: «Язык неистощим в соединении слов» (А.С.Пушкин)
- Ребята, как называется соединение слов? ( Соединение слов – это есть словосочетание. )
Вы ведь именно это делали дома, соединяя слова и составляя предложения. Что меньше, чем предложение?
Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
- Ребята, какая будет тема сегодняшнего урока? (Словосочетание)
Подберите синоним к слову «соединение»
Сочетание слов.
- А какая цель сегодняшнего урока?
Сегодня на уроке мы будем работать со словосочетанием, главным и зависимым словах в словосочетании,
Правильно. Сегодня на уроке мы будем вести разговор о словосочетании. Ребята, давайте запишем в тетрадь число, тему сегодняшнего урока «Словосочетание. Связь слов в словосочетании»
Словарь корней
Словосочетание – чет – четное число, четный – делящийся на два, парный, чета – пара. (слайд) (3 мин)
Разминка «Веришь ли ты?» (2 мин.)
Задача учеников - определить, верное или ложное суждение содержится в высказывании, и объяснить свою точку зрения (неверное суждение сигнализируют красной карточкой, верное – зелёной)
Словосочетания и предложения изучает раздел науки о языке – синтаксис. (да)
Словосочетание состоит из двух главных слов… (нет)
Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. (да)
Главное слово помогает более точно назвать признак предмета, признак действия, качество признака. (нет)
Зависимое слово связано с главным по смыслу (да)
Смысловая связь устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому. (да)
IIОсмысление
Индивидуальная работа.
Ребята, у каждого из вас на столе лежат листочки. Запишите на них все, что знаете о словосочетаниях. Время на выполнение – (2 мин.)
Работа в паре.
Сейчас мы поработаем в паре. Задание: Обсудите с товарищем по парте все, что записали. Время на выполнение – (1 мин.)
Работа с учебником (2мин)
Самостоятельный поиск информации по учебнику
Самопроверка по учебнику стр. 37 (вслух)
Комментированное письмо(3 мин)
Выполнить упр. 95. Рассмотреть рисунок и описать его, используя словосочетания.
(в тетрадях и у доски)
Тренировочные упражнения «Мозаика» (Каждой группе разное задание,при выполнении – переход к другому заданию, затем к третьему) (12 мин)
Казахская степь
Начиналось лето. Тихий мягкий ветер гулял по безбрежным просторам, осторожно сдувал пыльцу с цветов. Обилие трав было повсюду. Такого цветения степи давно не видели в стране казахов. Да и погода была на редкость ласковой. Теплое, но не жаркое лето. Пора было начинать косьбу. Нынче можно было вдоволь запасти сена.
Ранние обильные дожди вдоволь напоили землю, и она зацвела, щедро одаряла людей, старалась заплатить им сполна за свою скупость в прежние времена.
(По А. Алимжанову)
Задание 1
Найдите простое предложение с однородными членами и произведите его синтаксический анализ.
Задание 2
( Выписать по 3 словосочетания из текста согласно схемам)
Сущ., + сущ., сущ., + прил., гл., + сущ.,
Задание 3
Заменить в данных словосочетаниях глаголы существительными.
Знать язык; читать книги; увлекаться шахматами; заниматься по вторникам;
2. Определить падеж зависимых слов.
Проблемная ситуация
«Третий лишний» (2 мин)
Рисовать на песке; любимый предмет; по уроку;
Красивая кукла; дети писали; оценка за урок;
Гуляли в парке; ягоды и грибы; белая сирень;
Тоненький клювик; тянет головку; сидит синичка;
Конструирование (7 мин)
Составьте словосочетания, используя слова на карточке. Установите в них смысловые и грамматические связи;