kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: Словосочетание. Связь слов в словосочетании: смысловая и грамматическая.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Словосочетание. Связь слов в словосочетании: смысловая и грамматическая.

Цель:

Знать: понятие словосочетание;  отличие словосочетания от слова; о смысловой и грамматической  связи слов в словосочетании;

Задачи:

Уметь: находить в словосочетании главное и зависимое слово, ставить вопрос от главного к зависимому, работать в парах, овладевать приемами мыслительной деятельности;

Повторить: части речи, окончания существительных;

Формы работы: индивидуальная работа, работа в паре, коллективная работа, самостоятельная работа, дифференцированное домашнее задание.

Приемы работы: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, решение проблемной ситуации, разминка «Веришь ли ты…», творческое домашнее задание, формативное и суммативное оценивание, рефлексия.

Оборудование: раздаточный материал, сигнальные карты зеленого и красного цветов,  компьютерная презентация.

Ход урока

Язык неистощим в соединении слов.

А.С. Пушкин.

1. Организационный момент.

Психологический настрой.

Я рада приветствовать

 Вас в классе нашем.

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло

Пусть будет уютно и очень легко.

Деление класса на пары.

(Цветок с разными лепестками, на обратной стороне написаны цифры) (1мин.)

2. Вызов

            1) Проверка д\з

Авторский стул (2 мин) - сочинение "Кем я хочу стать"

2) Определение темы и целей  урока. 

Ребята, эпиграф нашего урока: «Язык неистощим в соединении слов» (А.С.Пушкин)

-  Ребята, как называется соединение слов? ( Соединение слов – это есть словосочетание. )

Вы ведь именно это делали дома, соединяя слова и составляя предложения. Что меньше, чем предложение?

- Ребята,  какая будет тема сегодняшнего урока? (Словосочетание)

Подберите синоним к слову «соединение»

Сочетание слов. 

- А какая цель сегодняшнего урока?

Сегодня на уроке мы будем работать со словосочетанием,  главным и  зависимым словах в словосочетании.

Правильно. Сегодня на уроке мы будем  вести разговор о словосочетании.  Ребята, давайте запишем в тетрадь число, тему сегодняшнего урока «Словосочетание. Связь слов в словосочетании»

Словарь корней

Словосочетание – чет – четное число, четный – делящийся на два, парный, чета – пара. (слайд) (3 мин)

3) Разминка «Веришь ли ты?» (2 мин.)

Задача учеников - определить, верное или ложное суждение содержится в высказывании, и объяснить свою точку зрения  (неверное суждение сигнализируют красной карточкой, верное – зелёной)

  • Словосочетания и предложения изучает раздел науки о языке – синтаксис. (да)
  • Словосочетание состоит из двух главных слов… (нет)
  • Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. (да)
  • Главное слово помогает более точно назвать признак предмета, признак действия, качество признака. (нет)
  • Зависимое слово связано с главным по смыслу (да)
  • Смысловая связь устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому. (да)

3.  Осмысление

1) Индивидуальная работа.

 Ребята, у каждого из вас на столе лежат листочки. Запишите на них все, что знаете о словосочетаниях. Время на выполнение – (2 мин.)

2) Работа в паре.

Сейчас мы поработаем в паре. Задание: Обсудите с товарищем по парте все, что записали. Время на выполнение – (1 мин.)

3) Работа с учебником (2мин)

Самостоятельный поиск информации по учебнику

Самопроверка по учебнику стр. 37 (вслух)

4) Комментированное письмо (3 мин)

Выполнить упр. 95.  Рассмотреть рисунок и описать его, используя словосочетания.

(в тетрадях и у доски)

5)Тренировочные упражнения  «Мозаика» (Задания лежат на партах. По сигналу,выполнив задание, пара переходит за другую парту (12 мин))

Казахская степь

Начиналось лето. Тихий мягкий ветер гулял по безбрежным просторам, осторожно сдувал пыльцу с цветов. Обилие трав было повсюду. Такого цветения степи давно не видели в стране казахов. Да и погода была на редкость ласковой. Теплое, но не жаркое лето. Пора было начинать косьбу. Нынче можно было вдоволь запасти сена.

Ранние обильные дожди вдоволь напоили землю, и она зацвела, щедро одаряла людей, старалась заплатить им сполна за свою скупость в прежние времена.

(По А. Алимжанову)

Задание 1

Найдите простое предложение с однородными членами и произведите его синтаксический анализ.

Задание 2

( Выписать по 3 словосочетания из текста согласно схемам)

 Сущ., + сущ.,                      сущ., + прил.,                             гл., + сущ.,

Задание 3

  1. Заменить в данных словосочетаниях глаголы существительными.

Знать язык; читать книги; увлекаться шахматами; заниматься по вторникам;

2.  Определить падеж зависимых слов.

6) Проблемная ситуация

«Третий лишний» (2 мин)

  1. Рисовать на песке; любимый предмет; по уроку;
  2. Красивая кукла; дети писали; оценка за урок;
  3. Гуляли в парке; ягоды и грибы; белая сирень;
  4. Тоненький клювик; тянет головку; сидит синичка;

7) Конструирование (7 мин)

  1.  Составьте словосочетания, используя слова на карточке. Установите в них смысловые и грамматические связи;

Преданность, Родина;  стремление, цель;  настойчивость, работа; воля, победа; забота, товарищ; любовь, природа; интерес, живопись; земляника, веселье;

- Ребята, со всеми парами вы смогли составить словосочетания? Почему? (не подходят по смыслу)

8) Самопроверка по слайду (1 мин)

4. Д/З (1 мин)

Чтоб упрочить наши знания, даю домашнее задание.

Стр.32-33 правило, упр.98; или составить словосочетания со словарными словами, затем – предложения.

5.  Итог урока. (2 мин)

Самооценивание и взаимооценивание

 Рефлексия (3 мин)

  • Я узнал новое на уроке…
  • Мне понравилось…
  • Мне надо поработать над…
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: Словосочетание. Связь слов в словосочетании: смысловая и грамматическая. »

Новорыбинская СШ






Урок на тему:

Словосочетание. Связь слов в словосочетании: смысловая и грамматическая.






Приготовила

учитель русского

языка и литературы

Зубко С.А.






2014 – 2015 учебный год

Урок 10

Тема: Словосочетание. Связь слов в словосочетании: смысловая и грамматическая.

Цель:

Знать: понятие словосочетание; отличие словосочетания от слова; о смысловой и грамматической связи слов в словосочетании;

Задачи:

Уметь: находить в словосочетании главное и зависимое слово, ставить вопрос от главного к зависимому, работать в парах, овладевать приемами мыслительной деятельности;

Повторить: части речи, окончания существительных;

Формы работы: индивидуальная работа, работа в паре, коллективная работа, самостоятельная работа, дифференцированное домашнее задание.

Приемы работы: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, решение проблемной ситуации, разминка «Веришь ли ты…», творческое домашнее задание, формативное и суммативное оценивание, рефлексия.

Оборудование: раздаточный материал, сигнальные карты зеленого и красного цветов, компьютерная презентация.

Ход урока

Язык неистощим в соединении слов.

А.С. Пушкин. (слайд)

I

  1. Организационный момент.

Психологический настрой.

Я рада приветствовать

 Вас в классе нашем.

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло

Пусть будет уютно и очень легко.


Деление класса на пары.

(Цветок с разными лепестками, на обратной стороне написаны цифры) (1мин.)

  1. Вызов

    1. Проверка д\з

Авторский стул (2 мин)

2) Ребята, эпиграф нашего урока: «Язык неистощим в соединении слов» (А.С.Пушкин)

- Ребята, как называется соединение слов? ( Соединение слов – это есть словосочетание. )

Вы ведь именно это делали дома, соединяя слова и составляя предложения. Что меньше, чем предложение?

Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Ребята, какая будет тема сегодняшнего урока? (Словосочетание)

Подберите синоним к слову «соединение»

Сочетание слов.

- А какая цель сегодняшнего урока?

Сегодня на уроке мы будем работать со словосочетанием, главным и зависимым словах в словосочетании,

Правильно. Сегодня на уроке мы будем вести разговор о словосочетании. Ребята, давайте запишем в тетрадь число, тему сегодняшнего урока «Словосочетание. Связь слов в словосочетании»

Словарь корней

Словосочетание – чет – четное число, четный – делящийся на два, парный, чета – пара. (слайд) (3 мин)

  1. Разминка «Веришь ли ты?» (2 мин.)

Задача учеников - определить, верное или ложное суждение содержится в высказывании, и объяснить свою точку зрения (неверное суждение сигнализируют красной карточкой, верное – зелёной)

  • Словосочетания и предложения изучает раздел науки о языке – синтаксис. (да)

  • Словосочетание состоит из двух главных слов… (нет)

  • Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. (да)

  • Главное слово помогает более точно назвать признак предмета, признак действия, качество признака. (нет)

  • Зависимое слово связано с главным по смыслу (да)

  • Смысловая связь устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому. (да)

II Осмысление

  1. Индивидуальная работа.

 Ребята, у каждого из вас на столе лежат листочки. Запишите на них все, что знаете о словосочетаниях. Время на выполнение – (2 мин.)

  1. Работа в паре.

Сейчас мы поработаем в паре. Задание: Обсудите с товарищем по парте все, что записали. Время на выполнение – (1 мин.)

  1. Работа с учебником (2мин)

Самостоятельный поиск информации по учебнику

Самопроверка по учебнику стр. 37 (вслух)


Комментированное письмо (3 мин)

Выполнить упр. 95. Рассмотреть рисунок и описать его, используя словосочетания.

(в тетрадях и у доски)

  1. Тренировочные упражнения «Мозаика» (Каждой группе разное задание, при выполнении – переход к другому заданию, затем к третьему) (12 мин)

Казахская степь

Начиналось лето. Тихий мягкий ветер гулял по безбрежным просторам, осторожно сдувал пыльцу с цветов. Обилие трав было повсюду. Такого цветения степи давно не видели в стране казахов. Да и погода была на редкость ласковой. Теплое, но не жаркое лето. Пора было начинать косьбу. Нынче можно было вдоволь запасти сена.

Ранние обильные дожди вдоволь напоили землю, и она зацвела, щедро одаряла людей, старалась заплатить им сполна за свою скупость в прежние времена.

(По А. Алимжанову)

Задание 1

Найдите простое предложение с однородными членами и произведите его синтаксический анализ.


Задание 2

( Выписать по 3 словосочетания из текста согласно схемам)

 Сущ., + сущ.,                      сущ., + прил.,                             гл., + сущ.,

Задание 3

  1. Заменить в данных словосочетаниях глаголы существительными.

Знать язык; читать книги; увлекаться шахматами; заниматься по вторникам;

2. Определить падеж зависимых слов.

  1. Проблемная ситуация

«Третий лишний» (2 мин)

  1. Рисовать на песке; любимый предмет; по уроку;

  2. Красивая кукла; дети писали; оценка за урок;

  3. Гуляли в парке; ягоды и грибы; белая сирень;

  4. Тоненький клювик; тянет головку; сидит синичка;

  1. Конструирование (7 мин)

  1. Составьте словосочетания, используя слова на карточке. Установите в них смысловые и грамматические связи;

Преданность, Родина; стремление, цель; настойчивость, работа; воля, победа; забота, товарищ; любовь, природа; интерес, живопись; земляника, веселье;

- Ребята, со всеми парами вы смогли составить словосочетания? Почему? (не подходят по смыслу)

7. Самопроверка по слайду (1 мин)

8. Д/З (1 мин)

Чтоб упрочить наши знания, даю домашнее задание.

Стр.32-33 правило, упр.98; или составить словосочетания со словарными словами, затем – предложения.

III Итог урока. (2 мин)

Самооценивание и взаимооценивание

Рефлексия (3 мин)

  • Я узнал новое на уроке…

  • Мне понравилось…

  • Мне надо поработать над…



























4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Зубко Светлана Александровна

Дата: 29.05.2015

Номер свидетельства: 216145

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект урока по теме "Словосочетание" "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-po-tiemie-slovosochietaniie"
    ["file_id"] => string(6) "109176"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404188811"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Словосочетание.  Связь слов в словосочетании. "
    ["seo_title"] => string(47) "slovosochietaniie-sviaz-slov-v-slovosochietanii"
    ["file_id"] => string(6) "204820"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429727992"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Урок "Типы словосочетаний""
    ["seo_title"] => string(24) "uroktipyslovosochietanii"
    ["file_id"] => string(6) "294911"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455745995"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока на тему "Повторение пройденного о словосочетании" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-na-tiemu-povtorieniie-proidiennogho-o-slovosochietanii"
    ["file_id"] => string(6) "160730"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422108920"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока русского языка "Эти непростые сложные предложения..." "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-eti-nieprostyie-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "102455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402506887"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства