-Как определяется, где главная часть, а где зависимая?
-Являются ли словосочетаниями следующие сочетания слов:
солнце скрывается, селятся птицы, лежит снег, Евразия и северная Америка?
Что нужно сделать, чтобы из слов образовались словосочетания?
Отвечая на вопросы ученики приводят примеры из текста «А.С.Пушкин» на стр.15
В ходе выполнения практических работ учащиеся придут к выводу, что как главная, так и зависимая части словосочетания могут быть выражены разными частями речи. Завершает этот вид работы составление кластеров ІV.Выполнение заданий и упражнений
1.Работа по тексту упр.14
- выразительное чтение текста
-словарная работа
-беседа по содержанию текста
2.Выборочное списывание.Работа по вычленению словосочетаний из предложений
3.Соотношение словосочетаний со словами,которые характеризуют Пушкина и составление небольшого текста из 5-6 предложений, используя следующие словосочетания:
поэт, национальный, русский, узнал и полюбил, детский возраст,который открылся, в детстве, нам, первый поэт,
из романа «Евгений Онегин»,восемь отрывков, казахских читателей, Абай перевел,он считал, с русской культурой, лучше всего, познакомить, казахского поэта, сложил мелодию,он сложил, его волновали, на письмо Татьяны
4.Распространите словосочетания словами, данными в скобках.Обозначьте стрелками связь между словами в словосочетаниях.
читать (стихи), произнести (взволнов.ный) речь,называли (солнце) русской поэзии,одно из (замечательное)произведении, нарисовать(картина)деревенской жизни
5.Из текста упр. 15 найдите словосочетание по следующим схемам
6.Сделать синтаксический разбор одного из словосочетании.
V.Тестовые задания
VI.Обобщение урока
В ходе выполнения практических работ учащиеся придут к выводу, что как главная, так и зависимая части словосочетания могут быть выражены разными частями речи.
Затем,по данной схеме рассказывают о способах связи слов в словосочетании
VIІ.Оценивание
VIІІ.Задание на дом
Повторение темы «Односоставное предложение»
Цели урока: О.Проверить усвоение учащимися строение
простых предложений; умений определять виды
предложений по наличию главных членов
и употреблять их речи.
Р.Развитие видов речевой деятельности, познавательного интереса.
Повеяло холодом. Попробуйте задать от сказуемого вопрпсы кто?что? Ни одно слово в предложении не откликнулось на них.Таких слов просто не оказалось.Запишем другое предложение.Вот мой дом родной.Поищем сказуемое.Его нет и в помине.На месте только подлежащее.
ІІ.Фронтальный опрос
Давайте, «свернем» всю известную вам информацию об односоставных предложениях в опорную схему. Работа по таблице
С одним главным членом - сказуемым
С одним главным членом-подлежащим
ІІІ.Работа по текстам.
1.Задания творческого характера
-односоставные предложения заменить двусоставными
-двусоставные предложения заменить односотавными
2.Найти в текстах односоставные и двусоставные предложения
3.Записать номер каждого предложения в соответствующий столбик таблицы
На улице темно.Звекзды глядят в окно. Ночь. Темнота. Повеяло теплом. Раннее утро.Вот и степь.Мне хочется кататься на лыжах,но меня пугает мороз.Легко дышится.Наслаждаюсь тишиной.На свежем снегу оставили следы.
4.Используя данные предложения составить рассказ-описание,на предложенные темы: «Зима в ауле», «Зимний день»
Побеждает тот,кто сумел включить в него самое большое число предложений.
5.В прочитанных текстах определить,какую роль играют в них назывные предложения.
Для чего служат назывные предложения
6.Блиц-опрос
Вспомнить и записать как можно больше названий изученных программ или прочитанных самостоятельных произведений
7.Упражнение на замену одного предложения другим.
Прочитанные назывные предложения заменить безличными и двусоставными предложениями.
IV. Рефлексия
Двусоставные предложения
Односоставные предложения
-назывные
-определенно-личные
-неопределенн-личные
-безличные
V.Задание на дом
Все примеры послужили подготовкой к творческой работе-сочинению-описанию по теме,куоторого могут быть прогулка, поход в горы,на речку.
VI. Оценивание
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспекты уроков на темы: "Словосочетание", " Односоставные предложения" »
«Художественное произведение сильнее воздействует на читателя только в том случае, если оно заключает в себе что-нибудь общее с его мыслями, чувствами», заметил русский критик В.Майков.
Приступая к изучению стихотворения Н.А.Некрасова «Школьник» в 8 классе это важно иметь.
Урок, построенный по технологии развивающего обучения по В.Беспалько, начинаю с эмоционального зачина-чтения по-казахски и по-русски стихотворения И.Алтынсарина «Кел,балалар, оқылық».
Ықыласпен тоқылық! В свою благодарную память вплетем!
-Этот призыв выдающегося казахского просветителя, педагога Алтынсарина актуален и в наши дни.Он убеждал, что только знания сделают человека счастливым и всемогущим,как гласит пословица «Сильный победит одного, а знающий-тысячу».-Что вам известно о жизни крестьянских детей того времени?
Затем идет опрос домашнего задания. Ученики должны ответить на вопросы по рассказу И.С. Тургенева «Бежин луг». (ученический уровень)
-Почему у крестьянских детей не было возможности учиться?
-Вспомните, кто из русских поэтов обращается к теме детства, пишет о жизни крестьянских детей? Слайд 1
Выслушав ответы, спрашиваю, что они знают о Некрасове, какое стихотворение учили в 6 классе (Мужичок с ноготок).После объявления темы и цели урока, включаю аудиозапись. После прослушивания проводим беседу. Словарная работа проводится по ходу анализа.
Ученики отвечают на следующие вопросы, находят в тексте ответы и зачитывают, заодно проводится работа над видами речевой деятельности как аудирование, говорение и чтение.
-Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Каким настроением проникнуто?
-Почему стихотворение называется «Школьник»?
-Есть ли в нем сюжет?
-Кого автор повстречал в дороге?
-Откуда рассказчик знает, что мальчик идет учиться?
-Кто снарядил его в путь?
-К чему призывает автор своего попутчика?
-Как выглядел мальчик? Что вы можете сказать о его социальном положении?
-Можете ли вы сказать, кто к кому обращается?
-Почему он не должен стыдиться?
-О каком архангельском мужике говорит автор?
Здесь ученики затруднились ответить на этот вопрос, поэтому я сообщила сама, что речь пойдет о великом ученом Михаиле Васильевиче Ломоносове. ) Рассказываю историю создания стихотворения «Школьник»: Одного из голодных, оборванных школьников поэт встретил однажды на пустынной проезжей дороге и вспомнил при этом Михаила Васильевича Ломоносова, великого «архангельского мужика», который, желая учиться, пришел пешком в Москву из далекой северной деревни. Долго жил впроголодь, бедствовал и все же учился. Прочитал множество книг, изучил физику, химию, металлургию и другие науки, стал знаменитым русским ученым, сделавшим много научных открытий.
Затем из слайда узнают об открытиях Ломоносова. Слайд 2
Дополняю рассказ об ученом:
В стихотворении «Школьник» Н.А.Некрасов приводит Ломоносова как пример того,каких высот может достигнуть талантливый человек из народа своим упорством и тягой к знаниям.Всю жизнь он добивался того, чтобы таланты из народа ,подобные ему, нашли свою дорогу в жизни. Университет в Москве носит его имя.
После повторного чтения стихотворения проводится беседа по тексту:
-К чему призываает автор своего попутчика?
-Какова основная мысль стихотворения и в каких строфах она выражена?
-В последних трех четверостишиях поэт, отвлекаясь от судьбы деревенского мальчика, делает обощение. О чем оно?
-За что же Некрасов любит свою Родину?
-Какими эпитетами наделяет автор образ талантливых людей?
-Кого вы можете назвать из поэтов и писателей-выходцев из социальных низов, которым пришлось пройти суровую школу жизни?
Ноги босы, грязно тело, И едва прикрыта грудь… Не стыдися! что за дело? Это многих славных путь.
- «Славных путь», кто эти славные? Подберите к этому слову однокоренные слова (Информация для учителя. Слава - почетная известность, признание заслуг, таланта).
- Делаем вывод: «славные»- пользующиеся славой, достойные славы, известные люди, прославившие страну.
Затем выполняют задания. (алгоритмический уровень)
1.Найдите напутственные слова, сказанные мальчику
2.Закончите пословицы о знании
Нелегко добываются знания. Об этом говорит народная мудрость «Терпенье и труд все перетрут». Какие пословицы о пользе знаний вы можете вспомнить?
После выполнения заданий на алгоритмическом уровне еще раз выразительно прочитав текст, составляют текст- рассказ по картине Н.П. Богданова-Бельского «У дверей школы» (творческий уровень)
На доске, вернее, на слайде даны опорные слова: изображен, подросток,тулуп, в заплатках, потертый, изношенные,лапти, через плечо, котомка на спине, мешок, еда,мама, сын, дорога,посох, учитель, дети, лампа, класс, учиться, издалека.
-
Выслушав ответы, спрашиваю: - О какой дороге идет речь? Кроме прямого значения, каково переносное значение слова «дорога»? затем попросила учеников подобрать синоним к слову –дорога.
Они назвали слово путь. Прошу обратить внимание на то, что невеселая дорога, которая описывается в начале стихотворения вырастает в путь. Затем подбирают прилагательное к слову путь. Ответы были разные: длинный путь,мой путь. Один из учеников подобрал прилагательное жизненный. Затем я сделала обобщение, что у каждого человека есть свой жизненный путь.(слайд 8)
Затем идет обощение урока.
Это стихотворение-напутствие. Как вы понимаете лексическое значение слова «напутствие»? (Напутствие (книжное).Слова, пожелания отправляющемуся в путь.)
- Найдите напутственные слова, сказанные мальчику («…не робей, не стыдися, не пропадешь, Знай, работай, да не трусь»…)
Поэт в небольшом стихотворении нарисовал картину народной жизни.Приметы далекой эпохи помогли увидеть мужика, услышать живую и выразительную речь, его крестьянские словечки.
Чтобы стать умным, грамотным, образованным человеком, нужно много учиться, запастись терпением и обладать силой воли.Только тогда вы можете добиться своей цели в жизни.Сейчас мы с вами живем в ХХІ веке. У вас есть большие возможности получить знания.На школьных партах каждого вас – компьютеры.
Вспомните стихотворение «Мужичок с ноготок», которое вы учили в 6 классе.Есть ли между ними различия? В стихотворении «Мужичок с ноготок» мы видим лишь одну возможность для деревенского мальчика лишь одну возможность в будущем- тянуть ту же лямку, в будущем продолжать дело своих родителей; в «Школьнике» есть указание на другую перспективу для способных детей – получить образование. Крестьянские дети стремились выбраться из нищеты, бесправия, выбрать другой путь, нежели их родители и судьба Ломоносова – яркий тому пример. То есть у детей была тяга к знаниям, и они проявляли упорство для достижения поставленных целей.
В этом и заключена идея стихотворения “Школьник”, где образ дороги переходит в образ жизненного пути, “славного пути” и “широкого поприща”.
Затем учащиеся знакомятся с переводом поэта Таира Жарокова на казахский язык.
Дома ученики должны написать герою стихотворения письмо от ученика ХХІ века и выучить понравившийся отрывок.
В конце урока провели рефлексию. Те, кому понравился урок прилепить стикеры вокруг «улыбающегося» смайлика.
Словосочетание
Урок-повторение в 9 классе
Цель урока: Выявить качество и уровень владения знаниями по теме «Словосочетание»
Задачи: 1.Сформировать у учащихся представление о
словосочетании - минимальной единице синтаксиса
2. Развивать познавтельный интерес ,самостоятельность,
мышления учащихся
3.Воспитывать творчески мыслящую личность
Лексическая тема: Пушкин- зеркало русской поэзии
Оборудование: интерактивная доска, картинки
Ход урока
І.Мотивация
ІІ.Деление класса на команды
ІІІ.Актуализация изученного
1. Блиц- опрос
-Что изучает синтаксис?
-Назовите основные единицы синтаксиса
-Что называется словосочетанием?
-Из каких частей состоит словосочетание?
-Как выражается грамматическая связь слов?-
-Как определяется, где главная часть, а где зависимая?
-Являются ли словосочетаниями следующие сочетания слов:
солнце скрывается, селятся птицы, лежит снег, Евразия и северная Америка?
Что нужно сделать, чтобы из слов образовались словосочетания?
Отвечая на вопросы ученики приводят примеры из текста «А.С.Пушкин» на стр.15
В ходе выполнения практических работ учащиеся придут к выводу, что как главная, так и зависимая части словосочетания могут быть выражены разными частями речи. Завершает этот вид работы составление кластеров
Синтаксис
Раздед граматики,в Основные единицы
котором изучается синтиксиса- словосочетание
словосочетание и и предложение
предложение
Словосочетание
Словосочетание состоит Словосочетание называет
из главного и зависимого предметы и их действия
слов более точно чем слово
ІV.Выполнение заданий и упражнений
1.Работа по тексту упр.14
- выразительное чтение текста
-словарная работа
-беседа по содержанию текста
2.Выборочное списывание.Работа по вычленению словосочетаний из предложений
3.Соотношение словосочетаний со словами,которые характеризуют Пушкина и составление небольшого текста из 5-6 предложений, используя следующие словосочетания:
поэт, национальный, русский, узнал и полюбил, детский возраст,который открылся, в детстве, нам, первый поэт,
из романа «Евгений Онегин»,восемь отрывков, казахских читателей, Абай перевел,он считал, с русской культурой, лучше всего, познакомить, казахского поэта, сложил мелодию,он сложил, его волновали, на письмо Татьяны
4.Распространите словосочетания словами, данными в скобках.Обозначьте стрелками связь между словами в словосочетаниях.
читать (стихи), произнести (взволнов...ный) речь,называли (солнце) русской поэзии,одно из (замечательное)произведении, нарисовать(картина)деревенской жизни
5.Из текста упр. 15 найдите словосочетание по следующим схемам:
6.Сделать синтаксический разбор одного из словосочетании.
V.Тестовые задания
1.Отметить словосочетание с управлением
А.изумительные стихи
Б.призывал милость
В.милость к падшим
2.Отметить словосочетание с согласованием
А.воспел народ
Б.мнение людей
В.гениальное творчество
3.Отметить словосочетание с примыканием
А.человеческие отношения
Б.воспеть любовью
В.любовь к народу
4.Распределить данные словосочетания по группам.
А.управление
Б.примыкание
В.согласование
полюбил поэта, слушать чтение, знал со слуха, прекрасные стихи,пушкинские сираницы, поразил воображение,желание писать, напевность строчек,творческое напряжение, высоко поднял, был прав, талантливый пересказ.
5.Не является способом связи
А.согласование,управление
Б.подчинение,дополнение
В.управление,примыкание
VI.Обобщение урока
В ходе выполнения практических работ учащиеся придут к выводу, что как главная, так и зависимая части словосочетания могут быть выражены разными частями речи.
Затем,по данной схеме рассказывают о способах связи слов в словосочетании
VIІ.Оценивание
VIІІ.Задание на дом
Повторение темы «Односоставное предложение»
Цели урока: О.Проверить усвоение учащимися строение
простых предложений; умений определять виды
предложений по наличию главных членов
и употреблять их речи.
Р.Развитие видов речевой деятельности, познаватель-
Повеяло холодом. Попробуйте задать от сказуемого вопрпсы кто?что? Ни одно слово в предложении не откликнулось на них.Таких слов просто не оказалось.Запишем другое предложение.Вот мой дом родной.Поищем сказуемое.Его нет и в помине.На месте только подлежащее.
ІІ.Фронтальный опрос
Давайте, «свернем» всю известную вам информацию об односоставных предложениях в опорную схему. Работа по таблице.
С одним главным членом - сказуемым
С одним главным членом-подлежащим
Безличные
Личные
Назывные
Определенно-
личные
Неопределенно-
личные
Обобщенно-
личные
Мне
нездоровится.
В лесу было
тихо.
Пахнет цветами.
Люблю дымок спаленной жнивы.
В доме шумят.
Открыли школу.
Цыплят по осени
считают.
Любишь кататься- люби и саночки возить.
Тишина.
Мороз и солнце,день чудесный.
Снега,снега,снега...
А теперь дополним таблицу примерами из учебника
ІІІ.Работа по текстам.
1.Задания творческого характера
-односоставные предложения заменить двусоставными
-двусоставные предложения заменить односотавными
2.Найти в текстах односоставные и двусоставные предложения
3.Записать номер каждого предложения в соответствующий столбик таблицы
Назывные
Безличные
Определенно-личные
Неопределенно-личные
На улице темно.Звекзды глядят в окно. Ночь. Темнота. Повеяло теплом. Раннее утро.Вот и степь.Мне хочется кататься на лыжах,но меня пугает мороз.Легко дышится.Наслаждаюсь тишиной.На свежем снегу оставили следы.
4.Используя данные предложения составить рассказ-описание,на предложенные темы: «Зима в ауле», «Зимний день»
Побеждает тот,кто сумел включить в него самое большое число предложений.
5.В прочитанных текстах определить,какую роль играют в них назывные предложения.
Для чего служат назывные предложения
6.Блиц-опрос
Вспомнить и записать как можно больше названий изученных программ или прочитанных самостоятельных произведений
7.Упражнение на замену одного предложения другим.
Прочитанные назывные предложения заменить безличными и двусоставными предложениями.
IV. Рефлексия
Двусоставные предложения
Односоставные предложения
-назывные
-определенно-личные
-неопределенн-личные
-безличные
V.Задание на дом
Все примеры послужили подготовкой к творческой работе-сочинению-описанию по теме,куоторого могут быть прогулка, поход в горы,на речку.