kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме "Правописание З-С на конце приставок".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Данный урок является уроком открытия новых знаний.  Структура урока соответствует его типу.

Преемственность в изучении учебного материала осуществляется через актуализацию знаний. Ученики самостоятельно выявляют проблему, ставят цель, определяют задачи, соотносят запланированный и полученный результаты.

В ходе урока чередуются компетентностно-ориентированные задания на все виды речи: слушаем, говорим, читаем, пишем, что позволяет формировать как теоретическое мышление, так и развивать коммуникативные компетенции.

В ходе урока чередуются различные виды деятельности (фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная работа), предусмотрена динамическая пауза. Задания носят поисковый, творческий характер.

Объяснение материала носит проблемный характер. Изучение новой темы проводится в форме группового мини-исследования. При подготовке к уроку один из сильных учеников работал над творческим проектом, результатом которого стал видеофильм об истории происхождения слова «беспечный».

На протяжении всего урока ученики осуществляют взаимооценку и самооценку.

При планировании урока использовался дифференцированный подход, что позволяет создать ситуацию успеха для каждого ученика.

Домашнее задание также носит дифференцированный характер.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приложение №1»

ПРИЛОЖЕНИЕ №1



Мини-исследование

Цель: определить условия выбора правописания букв з-с на конце приставок.

Слова для анализа:

Бесшумный, безжалостный, разжимать, распилить, вздыхать, вскрикнуть, воздержался.

Инструкция:

1. Выделите приставки в словах.

2.Одной чертой подчеркните согласный, на который оканчивается приставка.

3.Двумя чертами подчеркните согласный, стоящий после приставки.

4.Определите, звонким или глухим является этот согласный.

5.Сделайте вывод о правописании з-с на конце приставок.





























ПРИЛОЖЕНИЕ №2



Задание для индивидуальной работы



Составьте открытое письмо своим сверстникам, вставив подходящие по смыслу слова с орфограммой з-с на конце приставок, где напомните, что надо беречь лес.



Ребята! От нас зависит, какой будет Земля в 21 веке. Давайте беречь зелёный наряд планеты!

Костры только в специально отведённых для этого местах. Не в лесу пакеты, стекло, бумагу. От случайно брошенной спички может пламя.

Не будьте к проблеме охраны природы!







Слова для справок: ра…жигайте, ра..брасывайте, в…пыхнуть, бе..различ-ными.























ПРИЛОЖЕНИЕ №3



Домашнее задание к уроку по теме

«Правописание З-С на конце приставок»



Актуальный уровень

Спишите, графически объясните правописание согласной на конце приставок.

Бесстрашные альпинисты, бесшумные шаги, разглядеть силуэт прохожего, возделывать почву, хороший рассказчик, беспокойный человек, испарение воды, разжигать костёр, разбросать вещи, избежать наказания.

Репродуктивный уровень

Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните написание согласной на конце приставок.

Бе…шумный, бе…звучный, бе…покойный, бе…грамотный, бе…славный, бе…полезный, бе…жалостный, бе…домный, бе…звездный, бе…вкусный, бе…конечный, бе…сердечный, …давить, …делать, с…орудить, …дание.

Конструктивный уровень

Стр.180, упр.630

От прилагательных образуйте с помощью приставки без- новые слова. Подберите подходящие к ним по смыслу существительные, запишите полученные словосочетания. Графически объясните написание согласной на конце приставок.



Просмотр содержимого документа
«Приложение №2»

МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Задание №1. Цифровой диктант

Укажите номера слов с неизменяемыми приставками.

1. написать

2. добежать

3. проиграть

4. поехать

5. беспечный

6. отварить

7. обхватить


Задание №2.

Прочитайте открытое письмо к молодёжи писателя Леонида Леонова.

Дорогие юные друзья!

Мы бе…платно пользуемся бе…ценным богатством земли – лесом. Но леса бе…жалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо во…мещать всякую копейку, без ра…писки взятую у природы.

Вам бе…конечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зелёного друга!

В каком предложении содержится основная мысль? Согласны ли вы с высказыванием Л. Леонова?

Выпишите слова с орфограммой в приставке, графически объясните выбор согласного на конце приставки.


Задание №3. Индивидуальная работа


Ребята! От нас зависит, какой будет Земля в 21 веке.

Бе…различными

Ра…брасывайте

В…пыхнуть

Ра…жигайте



Давайте беречь зелёный наряд планеты!

Костры _____________ только в специально отве-

дённых для этого местах. Не __________________ в лесу

пакеты, стекло, бумагу. От случайно брошенной спички

может _______________ пламя.

Не будьте ________________к проблеме охраны

природы!



Задание №4. Работа с сигнальными карточками

Бе..полезный, в…дрогнул, бе…защитный, ра…варить, ра…смотреть, ра…цвёл, бе…характерный, и…пугался, ра..сказ, и…пить







В приставках, оканчивающихся на з (с) перед гласными и звонкими согласными пишется З, а перед глухимиС.































Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Технологическая карта урока

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

ФОУД

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организацион-ный

момент



Формирование умений самоорганизации и самооценки готовности к предстоящей учебной деятельности.

Создаёт эмоциональный настрой на урок.

-Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Надеюсь, что вы с хорошим настроением пришли на урок.

Фронтальная

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку.

Оценивать свою готовность к уроку (Р).

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К).

Актуализация

знаний



Воспроизведение и коррекция  ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний.

Организует повторение ранее изученного материала.


 -Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

-Как вы думаете, сколько приставок в русском языке? (Учёные утверждают, что более 50).


- Действительно, на прошлом уроке мы говорили о неизменяемых приставках, а как вы усвоили эту тему, поможет проверить цифровой диктант.


Несколько учеников работают по карточкам.

Вставьте пропущенные буквы, выделите приставки.

П..ехал, з..писал, н..рисовал, д…решал, о..(б,п) тереть, д…варить, з…писка, п…смотрел.


-Укажите номера слов с неизменяемыми приставками (слайд №2)

1. написать

2. добежать

3. проиграть

4. поехать

5. беспечный

6. отварить

7. обхватить


-Проверьте выполненную работу.

-Используя предложенные критерии, оцените свою работу (слайд №3)

1,2,3,4,6,7




Фронтальная





Индивидуальная

















Отвечают на вопросы учителя.




Цифровой диктант

По заданному критерию выбирают слова, указывая их номер.










Осуществляют самопроверку и самооценку в соответствии с критериями оценивания.


Осуществлять актуализацию полученных знаний (П). 

Принимать учебную цель, организовывать самопроверку (Р).


Мотивация

к учебной деятельности, формулирование темы, цели, задач



Организовать формулирование темы, цели и задач урока, мотивировать на изучение темы.

Выводит учащихся на самостоятельную формулировку темы урока, помогает сформулировать цели и задачи урока.

- Какое из слов оказалось лишним? (беспечный) Почему? Определите значение слова «беспечный».


-На предыдущем уроке Васильева Екатерина получила задание: изучить историю происхождения слова «беспечный».

-Внимательно прослушайте её выступление, будьте готовы оценить работу одноклассницы.


-Вы прослушали выступление. Оцените, пожалуйста, работу выступавшего.


-Итак, мы определили лексическое значение слова «беспечный». Выделите в этих словах

(беспечный – беззаботный) приставки.

-Почему в слове «беспечный» на конце приставки пишем букву «с», а в слове «беззаботный» – «з»?

-Готовы ли вы сейчас ответить на этот вопрос? (слайд №4) Почему?

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Какова цель урока? Что будем изучать и какие навыки отрабатывать?


 -Ребята, а зачем мы изучает орфографию?

-Действительно, знание орфографии поможет вам хорошо учиться, успешно сдать экзамены, быть востребованными в жизни.




Фронтальная




Индивидуальная









Фронтальная




Участвуют в обсуждении.




Презентация мини-проек-та

Учащиеся внимательно слушают, готовятся оценить работу одноклассника. 

 

 

 

 

 

 Оценивают презентацию мини-проекта.

 

Участвуют в обсуждении.

Самостоятельно формулируют тему урока, определяют цели и задачи урока.


 

.

 

 

 

 

Осуществлять отбор источников информации, организовывать самостоятельную исследовательскую деятельность, составлять простой научно-учебный текст (П).

Излагать своё мнение, оформлять свои мысли в устной и письменной форме (К).

Формулировать цели, задачи урока, составлять план решения учебной задачи, определять степень успешности работы одноклассника (Р).

Осознавать важность получения новых знаний (Л).

Открытие

нового знания



Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Организует исследовательскую деятельность.

-В ходе изучения новой темы проведём небольшое исследование. Работать мы будем по группам. Каждая группа получила лист с заданием. Следуя инструкции, проанализируйте языковой материал, сделайте вывод о правописании з-с на конце приставок (слайд №5, приложение №1).

Слова для анализа:

Бесшумный, безжалостный, разжимать,

распилить, вздыхать, вскрикнуть.

Инструкция:

1. Выделите приставки в словах.

2.Одной чертой подчеркните согласный, на который оканчивается приставка.

3.Двумя чертами подчеркните согласный, стоящий после приставки.

4.Определите, звонким или глухим является этот согласный.

5.Сделайте вывод о правописании з-с на конце приставок.

-Оцените работу группы (слайд №6)


- Познакомьтесь с теоретическим материалом. Сформулируйте правило.


- Представьте правило в виде схемы.

- Вернёмся к проблемному вопросу (слайд №8). А теперь вы готовы объяснить правописание слов?


Групповая























Индивидуальная


Фронтальная





Работа в группах

Анализируют языковой материал, выдвигают гипотезы, делают вывод об условиях написания з-с на конце приставок.


















Чтение теоретического материала.


Составляют схему.

Отвечают на поставленный вопрос, аргументируют свой ответ.

Осуществлять поиск необходимой информации, наблюдать, анализировать, синтезировать, классифицировать, осуществлять исследовательскую деятельность, уметь представлять информацию в виде схемы (П).

Способность принимать учебную цель, уметь слушать, выдвигать версии (Р).

Уметь выражать и обосновывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной форме, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (Р).


Первичная проверка

понимания. Восприятие и первичное осознание нового



Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

- Прочитайте открытое письмо к молодёжи писателя Леонида Леонова (слайд №9)

Дорогие юные друзья!

Мы бе…платно пользуемся бе…ценным богатством земли – лесом. Но леса бе…жалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо во…мещать всякую копейку, без ра…писки взятую у природы.

Вам бе…конечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зелёного друга!

-В каком предложении содержится основная мысль? Согласны ли вы с высказыванием Л. Леонова?

-Действительно, беспечное, безразличное отношение к природе может привести к гибели всего живого на планете.

-Выпишите слова с орфограммой в приставке, графически объясните выбор согласного на конце приставки.

Фронтальная

Записывают слова, графически выделяют условия выбора букв з-с на конце приставок.

Выполнять задания, практически осваивать методы познания (П).         

Формулировать правило, аргументировать ответ, строить устное высказывание (К).

Контролировать и корректировать полученные знания (Р).

Осознание учащимися необходимости охранять леса от пожаров (Л).



Физкультми-нутка



Снять усталость и напряжение.

Проводит физкультминутку.

-А теперь мы тихо встали, дружно руки вверх подняли, в стороны, вперёд, назад, повернулись вправо, влево, тихо сели вновь за дело.                            

Совместная деятельность учителя и ученического коллектива

Выполняют упражнения.

Участвовать в совместной деятельности (К).

Вырабатывать навыки здорового образа жизни (Л).

Первичное закрепление. Промежуточная диагностика усвоения новых знаний



Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Выполнение практического задания, применение новых теоретических сведений (алгоритма) при решении учебно-практических задач.

-Усвоить новую тему вам поможет работа с перфокартой.


-Используя предложенные критерии, оцените работу соседа (слайд №10)


-Сегодня на уроке вы получили новые знания, закрепили их на практике. Многие из вас успешно справились с заданиями, но некоторые испытывали затруднения, им требуется помощь учителя.

-На следующем этапе урока я предлагаю вам дифференцированные задания.


1 группа работает самостоятельно.

-Составьте открытое письмо своим сверстникам, вставив подходящие по смыслу слова с орфограммой з-с на конце приставок, где напомните, что надо беречь лес.

Учащиеся получают карточку (приложение №2).

Ребята! От нас зависит, какой будет Земля в 21 веке. Давайте беречь зелёный наряд планеты!

Костры (ра…жигайте) только в специально отведённых для этого местах. Не (ра…брасывайте) в лесу пакеты, стекло, бумагу. От случайно брошенной спички может (в... пыхнуть) пламя.

Не будьте (бе…различными) к проблеме охраны природы!

(На карточке приведены слова для справок, но они заклеены липкой лентой. В случае затруднения ученик может убрать ленту и воспользоваться подсказкой).


- Проверьте свою работу и оцените в соответствии с критериями (слайды № 11-12)






-Оценить уровень усвоения новой темы, поможет нам следующее задание.

Несколько ребят смогут проверить себя в ходе компьютерного тестирования.


Работа с сигнальными карточками.

Бе..полезный, в…дрогнул, бе…защитный, ра…варить, ра…смотреть, ра…цвёл, бе…-характерный, и…пугался, ра..сказ, и…пить.

-Оцените свою работу.

Работа в паре














Индивидуальная работа





















Фронтальная







Индивидуальная работа

Работают с перфокартой



Оценивают работу соседа по парте.







Дифференцированные задания


Используя предложенный материал, составляют открытое письмо своим сверстникам о необходимости беречь леса. Оценивают свою работу.

















Вставить пропущенную букву, графически обозначить выбор з-с на конце приставок.

Высказывают своё мнение, аргументируют его.


Работа с сигнальными карточками

Работа с компьютерным тренажёром

Оценивают свою работу.


Выполнять задания, практически осваивать методы познания (П).           

Организовывать учебное взаимодействие, осуществлять совместную работу в парах, приводить аргументы (К).

Вносить коррективы в действие после его завершения, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, определять степень успешности своей работы и работы других людей (Р).

Отстаивать свою точку зрения, оценивать усваиваемое содержание (Л).

Домашнее задание



Информировать обучающихся о домашнем задании.

 

Знакомит учащихся с домашним заданием

(слайд № 13 , приложение №3)

Актуальный уровень

Спишите, графически объясните правописание согласной на конце приставок.

Бесстрашные альпинисты, бесшумные шаги, разглядеть силуэт прохожего, возделывать почву, хороший рассказчик, беспокойный человек, испарение воды, разжигать костёр, разбросать вещи, избежать наказания.

Репродуктивный уровень

Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните написание согласной на конце приставок.

Бе…шумный, бе…звучный, бе…покойный, бе…грамотный, бе…славный, бе…полезный, бе…жалостный, бе…домный, бе…звездный, бе…вкусный, бе…конечный, бе…сердечный, …давить, …делать, с…орудить, …дание.

Конструктивный уровень

Стр.180, упр.630

От прилагательных образуйте с помощью приставки без- новые слова. Подберите подходящие к ним по смыслу существительные, запишите полученные словосочетания. Графически объясните написание согласной на конце приставок.

Индивидуальная

Самостоятельно осуществляют выбор домашнего задания.

Выбор домашнего задания с учетом уровня усвоения учебного материала.

Рефлексия учебной деятельности на уроке



Формирование осознанности и критичности учебных действий;

осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

развитие способности обучающихся разумно и объективно анализировать свою деятельность с точки зрения их соответствия замыслу и условиям.


Проводит заключительную беседу по вопросам.

- Какой была цель урока? Достигли ли мы цели урока?

- Что вы узнали на уроке? Чему научились?


-Используя таблицу «Уровни усвоения новой темы» (слайд №14) и сигнальные карточки, оцените результативность своей деятельности на уроке.

  

Фронтальная

Принимают участие в обсуждении. 

 

 

 

 

 

Оценивают результативность своей деятельности на уроке.

Анализировать свою деятельность с точки зрения соответствия темы и целей урока (П).

Определять степень успешности своей работы (Р).

Слушать товарища, учитывать разные мнения, выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической речью, оформлять свои мысли в устной форме (К).






Просмотр содержимого документа
«перфокарта»




РА … СЫПАТЬ

БЕ … ЗВУЧНЫЙ

РА … СМОТРЕТЬ

БЕ … СЕРДЕЧНЫЙ

И … ТРАТИТЬ


БЕ … ПОЛЕЗНЫЙ

РА … БИТЬ

И … ПИСАТЬ

БЕ … ВКУСНЫЙ

ВО … ПЕВАТЬ



РА … СЫПАТЬ

БЕ … ЗВУЧНЫЙ

РА … СМОТРЕТЬ

БЕ … СЕРДЕЧНЫЙ

И … ТРАТИТЬ


БЕ … ПОЛЕЗНЫЙ

РА … БИТЬ

И … ПИСАТЬ

БЕ … ВКУСНЫЙ

ВО … ПЕВАТЬ



РА … СЫПАТЬ

БЕ … ЗВУЧНЫЙ

РА … СМОТРЕТЬ

БЕ … СЕРДЕЧНЫЙ

И … ТРАТИТЬ


БЕ … ПОЛЕЗНЫЙ

РА … БИТЬ

И … ПИСАТЬ

БЕ … ВКУСНЫЙ

ВО … ПЕВАТЬ



РА … СЫПАТЬ

БЕ … ЗВУЧНЫЙ

РА … СМОТРЕТЬ

БЕ … СЕРДЕЧНЫЙ

И … ТРАТИТЬ


БЕ … ПОЛЕЗНЫЙ

РА … БИТЬ

И … ПИСАТЬ

БЕ … ВКУСНЫЙ

ВО … ПЕВАТЬ



РА … СЫПАТЬ

БЕ … ЗВУЧНЫЙ

РА … СМОТРЕТЬ

БЕ … СЕРДЕЧНЫЙ

И … ТРАТИТЬ


БЕ … ПОЛЕЗНЫЙ

РА … БИТЬ

И … ПИСАТЬ

БЕ … ВКУСНЫЙ

ВО … ПЕВАТЬ



РА … СЫПАТЬ

БЕ … ЗВУЧНЫЙ

РА … СМОТРЕТЬ

БЕ … СЕРДЕЧНЫЙ

И … ТРАТИТЬ


БЕ … ПОЛЕЗНЫЙ

РА … БИТЬ

И … ПИСАТЬ

БЕ … ВКУСНЫЙ

ВО … ПЕВАТЬ




Просмотр содержимого презентации
«Тренажёр БУКВЫ З-С НА КОНЦЕ ПРИСТАВОК»

Тест по русскому языку  для 5 класса  «Буквы З-С на конце приставок» НАЧАТЬ ТЕСТ

Тест по русскому языку для 5 класса «Буквы З-С на конце приставок»

НАЧАТЬ ТЕСТ

Задание 1.    В каком слове пишется буква З?  1) не…гораемый  2) и…пуганный  3) и...рыхлить  4) …двинуть 4 3 1 2

Задание 1.

В каком слове пишется буква З?

1) не…гораемый

2) и…пуганный

3) и...рыхлить

4) …двинуть

4

3

1

2

Задание 2.   В каком слове пишется буква З?  1) чере…чур  2) …гореть  3) и…тратить  4) и…гнание 3 4 2 1

Задание 2.

В каком слове пишется буква З?

1) чере…чур

2) …гореть

3) и…тратить

4) и…гнание

3

4

2

1

Задание 2.  В каком слове пишется буква З?  1) чере…чур  2) …гореть  3) и…тратить  4) и…гнание 4 1 2 3

Задание 2.

В каком слове пишется буква З?

1) чере…чур

2) …гореть

3) и…тратить

4) и…гнание

4

1

2

3

Задание 3.   В каком слове пишется буква С?   1) во…делывать  2) не…давленный  3) бе…злобный  4) бе…вкусно 4 1 2 3

Задание 3.

В каком слове пишется буква С?

1) во…делывать

2) не…давленный

3) бе…злобный

4) бе…вкусно

4

1

2

3

Задание 3.   В каком слове пишется буква С?  1) во…делывать  2) не…давленный  3) бе…злобный  4) бе…вкусно 4 3 2 1

Задание 3.

В каком слове пишется буква С?

1) во…делывать

2) не…давленный

3) бе…злобный

4) бе…вкусно

4

3

2

1

Задание 3.   В каком слове пишется буква С? 1) во…делывать  2) не…давленный  3) бе…злобный  4) бе…вкусно 3 4 2 1

Задание 3.

В каком слове пишется буква С?

1) во…делывать

2) не…давленный

3) бе…злобный

4) бе…вкусно

3

4

2

1

Задание 4.   В каком слове пишется буква С?  1) не…доровится  2) в…дремнуть  3) и…чезнуть  4) во…любить 3 4 1 2

Задание 4.

В каком слове пишется буква С?

1) не…доровится

2) в…дремнуть

3) и…чезнуть

4) во…любить

3

4

1

2

Задание 4.   В каком слове пишется буква С?  1) не…доровится  2) в…дремнуть  3) и…чезнуть  4) во…любить 1 2 3 4

Задание 4.

В каком слове пишется буква С?

1) не…доровится

2) в…дремнуть

3) и…чезнуть

4) во…любить

1

2

3

4

Задание 4.   В каком слове пишется буква С?  1) не…доровится  2) в…дремнуть  3) и…чезнуть  4) во…любить 4 2 3 1

Задание 4.

В каком слове пишется буква С?

1) не…доровится

2) в…дремнуть

3) и…чезнуть

4) во…любить

4

2

3

1

Задание 4.     В каком слове пишется буква С?  1) не…доровится  2) в…дремнуть  3) и…чезнуть  4) во…любить 1 4 3 2

Задание 4.

В каком слове пишется буква С?

1) не…доровится

2) в…дремнуть

3) и…чезнуть

4) во…любить

1

4

3

2

Задание 5.   В каком слове пишется буква С?  1) и…черпать  2) и…ношенный  3) бе…участный  4) ра…бежаться 1 2 3 4

Задание 5.

В каком слове пишется буква С?

1) и…черпать

2) и…ношенный

3) бе…участный

4) ра…бежаться

1

2

3

4

Задание 5.   В каком слове пишется буква С?  1) и…черпать  2) и…ношенный  3) бе…участный  4) ра…бежаться 4 1 2 3

Задание 5.

В каком слове пишется буква С?

1) и…черпать

2) и…ношенный

3) бе…участный

4) ра…бежаться

4

1

2

3

Задание 5.   В каком слове пишется буква С?  1) и…черпать  2) и…ношенный  3) бе…участный  4) ра…бежаться 1 4 2 3

Задание 5.

В каком слове пишется буква С?

1) и…черпать

2) и…ношенный

3) бе…участный

4) ра…бежаться

1

4

2

3

Задание 5.   В каком слове пишется буква С?  1) и…черпать  2) и…ношенный  3) бе…участный  4) ра…бежаться 3 1 2 4

Задание 5.

В каком слове пишется буква С?

1) и…черпать

2) и…ношенный

3) бе…участный

4) ра…бежаться

3

1

2

4

Задание 5.       В каком слове пишется буква С?  1) и…черпать  2) и…ношенный  3) бе…участный  4) ра…бежаться 4 1 2 3

Задание 5.

В каком слове пишется буква С?

1) и…черпать

2) и…ношенный

3) бе…участный

4) ра…бежаться

4

1

2

3

выход

выход

выход

выход

выход

выход

Просмотр содержимого презентации
«Этимология слова БЕСПЕЧНЫЙ»

Этимология слова «БЕСПЕЧНЫЙ»

Этимология

слова

«БЕСПЕЧНЫЙ»

«БЕСПЕЧНЫЙ» - «беззаботный», «легкомысленный».

«БЕСПЕЧНЫЙ» -

«беззаботный»,

«легкомысленный».

Каково происхождение слова  «беспечный»?

Каково происхождение слова

«беспечный»?

БЕСПЕЧНЫЙ

БЕСПЕЧНЫЙ

БЕСПЕЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК БЕЗ

БЕСПЕЧНЫЙ

ЧЕЛОВЕК БЕЗ

«БЕЗ» + «ПЕЧА» (забота)  = БЕСПЕЧНЫЙ (беззаботный)

«БЕЗ»

+ «ПЕЧА» (забота)

=

БЕСПЕЧНЫЙ

(беззаботный)

Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку по теме ПРАВОПИСАНИЕ З-С НА КОНЦЕ ПРИСТАВОК»

Доброе утро!   Я рада видеть вас на уроке!   Надеюсь на  плодотворное сотрудничество!

Доброе утро! Я рада видеть вас на уроке! Надеюсь на плодотворное сотрудничество!

Цифровой диктант Укажите номера слов с неизменяемыми приставками 1 . написать 2. добежать 3. проиграть 4. поехать 5. беспечный 6. отварить 7. обхватить

Цифровой диктант

Укажите номера слов с неизменяемыми приставками

1 . написать

2. добежать

3. проиграть

4. поехать

5. беспечный

6. отварить

7. обхватить

5 ошибок – «2»" width="640"

Критерии оценивания

нет ошибок - «5»

1 – 2 ошибки – «4»

3 – 5 ошибок – «3»

5 ошибок – «2»

Проблемный вопрос Почему в слове «беспечный» на конце приставки пишем букву «с», а в слове «беззаботный» – «з»?  ? БЕ С ПЕЧНЫЙ - БЕ З ЗАБОТНЫЙ

Проблемный вопрос

Почему в слове «беспечный» на конце приставки пишем букву «с», а в слове «беззаботный» – «з»?

?

БЕ С ПЕЧНЫЙ - БЕ З ЗАБОТНЫЙ

Мини-исследование Цель: определить условия выбора правописания букв з-с на конце приставок. Инструкция Выделите приставки в словах. Одной чертой подчеркните согласный, на который оканчивается приставка. Двумя чертами подчеркните согласный, стоящий после приставки. Определите, звонким или глухим является этот согласный. Сделайте вывод о правописании з-с на конце приставок. Бесшумный, разжимать, безжалостный, вздыхать, вскрикнуть, распилить.

Мини-исследование

Цель: определить условия выбора правописания букв з-с на конце приставок.

Инструкция

  • Выделите приставки в словах.
  • Одной чертой подчеркните согласный, на который оканчивается приставка.
  • Двумя чертами подчеркните согласный, стоящий после приставки.
  • Определите, звонким или глухим является этот согласный.
  • Сделайте вывод о правописании з-с на конце приставок.

Бесшумный,

разжимать,

безжалостный,

вздыхать,

вскрикнуть,

распилить.

Критерии оценивания работы в группе Удалось ли решить учебную задачу? Кто из ребят был наиболее активен? Кто не принимал участия в работе группы?  Работу группы оцениваю удовлетворительно/неудовлетворительно.

Критерии оценивания работы в группе

  • Удалось ли решить учебную задачу?
  • Кто из ребят был наиболее активен?
  • Кто не принимал участия в работе группы?

Работу группы оцениваю удовлетворительно/неудовлетворительно.

Запомни!     ВОС-(ВОЗ-), ИС- (ИЗ-), ВС- (ВЗ-), РАС- (РАЗ-), БЕЗ- (БЕС-)  … С ГЛУХ.СОГЛ.  … З  ЗВОНК. СОГЛ.

Запомни!

ВОС-(ВОЗ-), ИС- (ИЗ-), ВС- (ВЗ-), РАС- (РАЗ-), БЕЗ- (БЕС-)

С ГЛУХ.СОГЛ.

З ЗВОНК. СОГЛ.

Проблемный вопрос Почему в слове «беспечный» на конце приставки пишем букву «с», а в слове «беззаботный» – «з»?  ? БЕ С ПЕЧНЫЙ - БЕ З ЗАБОТНЫЙ

Проблемный вопрос

Почему в слове «беспечный» на конце приставки пишем букву «с», а в слове «беззаботный» – «з»?

?

БЕ С ПЕЧНЫЙ - БЕ З ЗАБОТНЫЙ

Работа с текстом Дорогие юные друзья!  Мы бе…платно пользуемся бе…ценным богатством земли – лесом. Но леса бе…жалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо во…мещать всякую копейку, без ра…писки взятую у природы.  Вам бе…конечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зелёного друга! Леонид Максимович Леонов, писатель

Работа с текстом

Дорогие юные друзья!

Мы бе…платно пользуемся бе…ценным богатством земли – лесом. Но леса бе…жалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо во…мещать всякую копейку, без ра…писки взятую у природы.

Вам бе…конечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зелёного друга!

Леонид Максимович Леонов,

писатель

5 ошибок – «2»" width="640"

Критерии оценивания

нет ошибок - «5»

1 – 2 ошибки – «4»

3 – 5 ошибок – «3»

5 ошибок – «2»

Самопроверка Ребята! От нас зависит, какой будет Земля XXI в веке. Давайте беречь зелёный наряд планеты!  Костры ра з жигайте только в специально отведённых для этого местах. Не ра з брасывайте в лесу пакеты, стекло, бумагу. От случайно брошенной спички может в с пыхнуть пламя.  Не будьте бе з различными к проблеме охраны природы!

Самопроверка

Ребята! От нас зависит, какой будет Земля XXI в веке. Давайте беречь зелёный наряд планеты!

Костры ра з жигайте только в специально отведённых для этого местах. Не ра з брасывайте в лесу пакеты, стекло, бумагу. От случайно брошенной спички может в с пыхнуть пламя.

Не будьте бе з различными к проблеме охраны природы!

5 ошибок – «2»" width="640"

Критерии оценивания

нет ошибок - «5»

1 – 2 ошибки – «4»

3 – 5 ошибок – «3»

5 ошибок – «2»

Работа с сигнальными карточками НА КОНЦЕ ПРИСТАВКИ ПИШЕМ БУКВУ -З НА КОНЦЕ ПРИСТАВКИ ПИШЕМ БУКВУ -С

Работа с сигнальными карточками

НА КОНЦЕ ПРИСТАВКИ ПИШЕМ БУКВУ

НА КОНЦЕ ПРИСТАВКИ ПИШЕМ БУКВУ

Домашнее задание Актуальный уровень Спишите, графически объясните правописание согласной на конце приставок. Бесстрашные альпинисты, бесшумные шаги, разглядеть силуэт прохожего, возделывать почву, хороший рассказчик, беспокойный человек, испарение воды, разжигать костёр, разбросать вещи, избежать наказания. Репродуктивный уровень Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните написание согласной на конце приставок. Бе…шумный, бе…звучный, бе…покойный, бе…грамотный, бе…славный, бе…полезный, бе…жалостный, бе…домный, бе…звездный, бе…вкусный, бе…конечный, бе…сердечный, …давить, …делать, с…орудить, …дание. Конструктивный уровень От данных слов с помощью указанных приставок образуйте новые слова  . Подберите подходящие к ним по смыслу существительные, запишите полученные словосочетания. Графически  объясните написание согласной на конце приставок.  Сохнуть, черпать, бегать, писать (ис-/из-); спорный, злобный, шумный, ценный (бес-/без-); чертить, делить, следовать, стелить (рас-/раз-); создавать, давать (воз-/вос-).

Домашнее задание

Актуальный уровень

Спишите, графически объясните правописание согласной на конце приставок.

Бесстрашные альпинисты, бесшумные шаги, разглядеть силуэт прохожего, возделывать почву, хороший рассказчик, беспокойный человек, испарение воды, разжигать костёр, разбросать вещи, избежать наказания.

Репродуктивный уровень

Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните написание согласной на конце приставок.

Бе…шумный, бе…звучный, бе…покойный, бе…грамотный, бе…славный, бе…полезный, бе…жалостный, бе…домный, бе…звездный, бе…вкусный, бе…конечный, бе…сердечный, …давить, …делать, с…орудить, …дание.

Конструктивный уровень

От данных слов с помощью указанных приставок образуйте новые слова . Подберите подходящие к ним по смыслу существительные, запишите полученные словосочетания. Графически объясните написание согласной на конце приставок.

Сохнуть, черпать, бегать, писать (ис-/из-); спорный, злобный, шумный, ценный (бес-/без-); чертить, делить, следовать, стелить (рас-/раз-); создавать, давать (воз-/вос-).

Уровни усвоения новых знаний

Уровни усвоения новых знаний

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по теме "Правописание З-С на конце приставок".

Автор: Богодухова Ольга Витальевна

Дата: 22.02.2015

Номер свидетельства: 177112

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Разработка  урока и презентация по теме  " Правописание З-С на конце приставок" "
    ["seo_title"] => string(83) "razrabotka-uroka-i-priezientatsiia-po-tiemie-pravopisaniie-z-s-na-kontsie-pristavok"
    ["file_id"] => string(6) "104293"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402681466"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока по теме "Буквы З и С на конце приставок" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-tiemie-bukvy-z-i-s-na-kontsie-pristavok"
    ["file_id"] => string(6) "229494"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441741366"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского языка по теме: "Правописание приставок на з и с". "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-pristavok-na-z-i-s"
    ["file_id"] => string(6) "167130"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423053394"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание приставок. Зима в природе" (3 класс УМК "Школа России") "
    ["seo_title"] => string(109) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-pravopisaniie-pristavok-zima-v-prirodie-3-klass-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "244134"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445879251"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Правописание букв з и с на конце приставок "
    ["seo_title"] => string(45) "pravopisaniie-bukv-z-i-s-na-kontsie-pristavok"
    ["file_id"] => string(6) "216732"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433135011"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства