Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | ФОУД | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организацион-ный момент | Формирование умений самоорганизации и самооценки готовности к предстоящей учебной деятельности. | Создаёт эмоциональный настрой на урок. -Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Надеюсь, что вы с хорошим настроением пришли на урок. | Фронтальная | Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку. | Оценивать свою готовность к уроку (Р). Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К). |
Актуализация знаний | Воспроизведение и коррекция ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний. | Организует повторение ранее изученного материала. -Какую тему мы изучали на прошлом уроке? -Как вы думаете, сколько приставок в русском языке? (Учёные утверждают, что более 50). - Действительно, на прошлом уроке мы говорили о неизменяемых приставках, а как вы усвоили эту тему, поможет проверить цифровой диктант. Несколько учеников работают по карточкам. Вставьте пропущенные буквы, выделите приставки. П..ехал, з..писал, н..рисовал, д…решал, о..(б,п) тереть, д…варить, з…писка, п…смотрел. -Укажите номера слов с неизменяемыми приставками (слайд №2) 1. написать 2. добежать 3. проиграть 4. поехать 5. беспечный 6. отварить 7. обхватить -Проверьте выполненную работу. -Используя предложенные критерии, оцените свою работу (слайд №3) 1,2,3,4,6,7 | Фронтальная Индивидуальная | Отвечают на вопросы учителя. Цифровой диктант По заданному критерию выбирают слова, указывая их номер. Осуществляют самопроверку и самооценку в соответствии с критериями оценивания. | Осуществлять актуализацию полученных знаний (П). Принимать учебную цель, организовывать самопроверку (Р). |
Мотивация к учебной деятельности, формулирование темы, цели, задач | Организовать формулирование темы, цели и задач урока, мотивировать на изучение темы. | Выводит учащихся на самостоятельную формулировку темы урока, помогает сформулировать цели и задачи урока. - Какое из слов оказалось лишним? (беспечный) Почему? Определите значение слова «беспечный». -На предыдущем уроке Васильева Екатерина получила задание: изучить историю происхождения слова «беспечный». -Внимательно прослушайте её выступление, будьте готовы оценить работу одноклассницы. -Вы прослушали выступление. Оцените, пожалуйста, работу выступавшего. -Итак, мы определили лексическое значение слова «беспечный». Выделите в этих словах (беспечный – беззаботный) приставки. -Почему в слове «беспечный» на конце приставки пишем букву «с», а в слове «беззаботный» – «з»? -Готовы ли вы сейчас ответить на этот вопрос? (слайд №4) Почему? -Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Какова цель урока? Что будем изучать и какие навыки отрабатывать? -Ребята, а зачем мы изучает орфографию? -Действительно, знание орфографии поможет вам хорошо учиться, успешно сдать экзамены, быть востребованными в жизни. | Фронтальная Индивидуальная
Фронтальная | Участвуют в обсуждении. Презентация мини-проек-та Учащиеся внимательно слушают, готовятся оценить работу одноклассника. Оценивают презентацию мини-проекта. Участвуют в обсуждении. Самостоятельно формулируют тему урока, определяют цели и задачи урока. . | Осуществлять отбор источников информации, организовывать самостоятельную исследовательскую деятельность, составлять простой научно-учебный текст (П). Излагать своё мнение, оформлять свои мысли в устной и письменной форме (К). Формулировать цели, задачи урока, составлять план решения учебной задачи, определять степень успешности работы одноклассника (Р). Осознавать важность получения новых знаний (Л). |
Открытие нового знания | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. | Организует исследовательскую деятельность. -В ходе изучения новой темы проведём небольшое исследование. Работать мы будем по группам. Каждая группа получила лист с заданием. Следуя инструкции, проанализируйте языковой материал, сделайте вывод о правописании з-с на конце приставок (слайд №5, приложение №1). Слова для анализа: Бесшумный, безжалостный, разжимать, распилить, вздыхать, вскрикнуть. Инструкция: 1. Выделите приставки в словах. 2.Одной чертой подчеркните согласный, на который оканчивается приставка. 3.Двумя чертами подчеркните согласный, стоящий после приставки. 4.Определите, звонким или глухим является этот согласный. 5.Сделайте вывод о правописании з-с на конце приставок. -Оцените работу группы (слайд №6) - Познакомьтесь с теоретическим материалом. Сформулируйте правило. - Представьте правило в виде схемы. - Вернёмся к проблемному вопросу (слайд №8). А теперь вы готовы объяснить правописание слов? | Групповая Индивидуальная Фронтальная | Работа в группах Анализируют языковой материал, выдвигают гипотезы, делают вывод об условиях написания з-с на конце приставок. Чтение теоретического материала. Составляют схему. Отвечают на поставленный вопрос, аргументируют свой ответ. | Осуществлять поиск необходимой информации, наблюдать, анализировать, синтезировать, классифицировать, осуществлять исследовательскую деятельность, уметь представлять информацию в виде схемы (П). Способность принимать учебную цель, уметь слушать, выдвигать версии (Р). Уметь выражать и обосновывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной форме, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (Р). |
Первичная проверка понимания. Восприятие и первичное осознание нового | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. | - Прочитайте открытое письмо к молодёжи писателя Леонида Леонова (слайд №9) Дорогие юные друзья! Мы бе…платно пользуемся бе…ценным богатством земли – лесом. Но леса бе…жалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо во…мещать всякую копейку, без ра…писки взятую у природы. Вам бе…конечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зелёного друга! -В каком предложении содержится основная мысль? Согласны ли вы с высказыванием Л. Леонова? -Действительно, беспечное, безразличное отношение к природе может привести к гибели всего живого на планете. -Выпишите слова с орфограммой в приставке, графически объясните выбор согласного на конце приставки. | Фронтальная | Записывают слова, графически выделяют условия выбора букв з-с на конце приставок. | Выполнять задания, практически осваивать методы познания (П). Формулировать правило, аргументировать ответ, строить устное высказывание (К). Контролировать и корректировать полученные знания (Р). Осознание учащимися необходимости охранять леса от пожаров (Л). |
Физкультми-нутка | Снять усталость и напряжение. | Проводит физкультминутку. -А теперь мы тихо встали, дружно руки вверх подняли, в стороны, вперёд, назад, повернулись вправо, влево, тихо сели вновь за дело. | Совместная деятельность учителя и ученического коллектива | Выполняют упражнения. | Участвовать в совместной деятельности (К). Вырабатывать навыки здорового образа жизни (Л). |
Первичное закрепление. Промежуточная диагностика усвоения новых знаний | Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Выполнение практического задания, применение новых теоретических сведений (алгоритма) при решении учебно-практических задач. | -Усвоить новую тему вам поможет работа с перфокартой. -Используя предложенные критерии, оцените работу соседа (слайд №10) -Сегодня на уроке вы получили новые знания, закрепили их на практике. Многие из вас успешно справились с заданиями, но некоторые испытывали затруднения, им требуется помощь учителя. -На следующем этапе урока я предлагаю вам дифференцированные задания. 1 группа работает самостоятельно. -Составьте открытое письмо своим сверстникам, вставив подходящие по смыслу слова с орфограммой з-с на конце приставок, где напомните, что надо беречь лес. Учащиеся получают карточку (приложение №2). Ребята! От нас зависит, какой будет Земля в 21 веке. Давайте беречь зелёный наряд планеты! Костры (ра…жигайте) только в специально отведённых для этого местах. Не (ра…брасывайте) в лесу пакеты, стекло, бумагу. От случайно брошенной спички может (в... пыхнуть) пламя. Не будьте (бе…различными) к проблеме охраны природы! (На карточке приведены слова для справок, но они заклеены липкой лентой. В случае затруднения ученик может убрать ленту и воспользоваться подсказкой). - Проверьте свою работу и оцените в соответствии с критериями (слайды № 11-12) -Оценить уровень усвоения новой темы, поможет нам следующее задание. Несколько ребят смогут проверить себя в ходе компьютерного тестирования. Работа с сигнальными карточками. Бе..полезный, в…дрогнул, бе…защитный, ра…варить, ра…смотреть, ра…цвёл, бе…-характерный, и…пугался, ра..сказ, и…пить. -Оцените свою работу. | Работа в паре Индивидуальная работа Фронтальная Индивидуальная работа | Работают с перфокартой Оценивают работу соседа по парте. Дифференцированные задания Используя предложенный материал, составляют открытое письмо своим сверстникам о необходимости беречь леса. Оценивают свою работу. Вставить пропущенную букву, графически обозначить выбор з-с на конце приставок. Высказывают своё мнение, аргументируют его. Работа с сигнальными карточками Работа с компьютерным тренажёром Оценивают свою работу. | Выполнять задания, практически осваивать методы познания (П). Организовывать учебное взаимодействие, осуществлять совместную работу в парах, приводить аргументы (К). Вносить коррективы в действие после его завершения, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, определять степень успешности своей работы и работы других людей (Р). Отстаивать свою точку зрения, оценивать усваиваемое содержание (Л). |
Домашнее задание | Информировать обучающихся о домашнем задании. | Знакомит учащихся с домашним заданием (слайд № 13 , приложение №3) Актуальный уровень Спишите, графически объясните правописание согласной на конце приставок. Бесстрашные альпинисты, бесшумные шаги, разглядеть силуэт прохожего, возделывать почву, хороший рассказчик, беспокойный человек, испарение воды, разжигать костёр, разбросать вещи, избежать наказания. Репродуктивный уровень Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните написание согласной на конце приставок. Бе…шумный, бе…звучный, бе…покойный, бе…грамотный, бе…славный, бе…полезный, бе…жалостный, бе…домный, бе…звездный, бе…вкусный, бе…конечный, бе…сердечный, …давить, …делать, с…орудить, …дание. Конструктивный уровень Стр.180, упр.630 От прилагательных образуйте с помощью приставки без- новые слова. Подберите подходящие к ним по смыслу существительные, запишите полученные словосочетания. Графически объясните написание согласной на конце приставок. | Индивидуальная | Самостоятельно осуществляют выбор домашнего задания. | Выбор домашнего задания с учетом уровня усвоения учебного материала. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | Формирование осознанности и критичности учебных действий; осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; развитие способности обучающихся разумно и объективно анализировать свою деятельность с точки зрения их соответствия замыслу и условиям. | Проводит заключительную беседу по вопросам. - Какой была цель урока? Достигли ли мы цели урока? - Что вы узнали на уроке? Чему научились? -Используя таблицу «Уровни усвоения новой темы» (слайд №14) и сигнальные карточки, оцените результативность своей деятельности на уроке. | Фронтальная | Принимают участие в обсуждении. Оценивают результативность своей деятельности на уроке. | Анализировать свою деятельность с точки зрения соответствия темы и целей урока (П). Определять степень успешности своей работы (Р). Слушать товарища, учитывать разные мнения, выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической речью, оформлять свои мысли в устной форме (К). |