kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Буквы З и С на конце приставок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по теме: «Буквы З и С на конце приставок».

 5 класс

  • Цели: познакомить учащихся с орфограммой «Правописание з и с на конце приставок»;
  • формировать умение определять условия выбора букв з - с на конце приставок;

Планируемые результаты:

Личностные:  формирование системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания.

Метапредметные: определять тему урока,  цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

Предметные: знать правило написания з-с на конце приставок, знать о единообразном написании приставки с, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний, уметь работать со словарями различных типов.
 

Тип урока – урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.
 

Оборудование:  компьютер, проектор, тестовые задания,, тестовые задания, материал для домашней работы, словари.

Ход урока.

1.Организационный этап

Здравствуйте, присаживайтесь. Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы с вами отправимся в  морское путешествие.

Вы любите путешествовать?

    А вы знаете, что каждый путешественник ведет дневник наблюдений?  Так вот сегодня, нашим дневником будет выступать ваша тетрадь,  в  которой  вы будете записывать самые необходимые сведения. А начнём мы с записи сегодняшнего числа.

 2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Двадцать второе января. Классная работа. Какие  орфограммы  встретилась нам? Непроизносимый звук   д  удвоенная согласная с

А в путешествие у нас отправляются 2 команды

Команда «Бригантина».  Капитан команды_________  

Команда «Дети капитана Гранта». Капитан команды______

Чтобы наше путешествие было успешным, давайте возьмемся за руки и поприветствуем себя дружеским рукопожатием.

В добрый путь!

Мотивация

3. Этап усвоения новых знаний и способов действий

Раздаётся сигнал тревоги. Ребята, что это?

К нам поступила телеграмма.  Кто же у нас  просит помощи?

Помогите, мы попали в чре…вычайное прои …шествие, не смогли и…бежать …толкновения с рифой и потерпели крушение. Наше судно  ра…билось в 41. 46 северной широты, 50. 14 западной долготы.

Мы  ра…положились на бли…лежащем острове,  ра…били лагерь и  ра…считываем на помощь. Хотя женщины и дети и…пуганы, не не …даются и проявляют чре…мерную выдержку.

Ждём помощи!

Экипаж судна «Грамотеи»

Чтение телеграммы.

Ребята, у  нас есть возможность отправить текст СМС сообщение в службу МЧС. Но нам нужно грамотно написать текс. Сможем ли мы грамотно напечатать текст?

Как вы думаете, какова цель нашего путешествия.?

Ответы учащихся

Какие орфограммы нам нужно вставить.

 Фронтальный опрос

  1. Что такое орфограмма?
  2. Дать определение морфемы.
  3. Что такое приставка.
  4.  Какие орфограммы нам встретились.

Попытайтесь сформулировать тему нашего путешествия

Тема. Буквы З и С на конце приставок.

Запись темы  урока в тетрадь.

Для того чтобы, правильно написать телеграмму, нам нужно знать какую орфограмму правильно написать. Сейчас мы должны с вами провести исследование.  У каждой команды будет своё задание.   

Задание №1 Выделите  в словах приставки. Подчеркните  согласную, на которую оканчивается приставка, одной чертой, и согласную, с которой начинается корень, двумя чертами.

1команда                                                      2команда  

Бе…вкусный                                             Бе…шумный

ра…бить                                                    ра…писание

в.бежать                                                    в…крикнуть

во…глас                                                    во…петь

и…датель                                                  и …портить

ни… вергаться                                          ни…ходящий

Ответ 1команды. Вывод. Почему в данных словах в приставке пишется -З Ответ 2команды. Вывод. Почему в данных словах в приставке пишется- С

Проверяем, насколько правильно у нас ответили наши команды.

1 команда и 2 команда.

Вывод:

Посмотрите,  что общего  в первом и  во втором столбиках, а чём различие?  Одни приставки оканчиваются на глухой звук, а другие на звонкий. Чтобы не ошибиться, какую звонкую или глухую писать, мы должны посмотреть на следующую согласную, звонкая она или нет.  

Попробуйте сформулировать общее правило

В приставках на –З/С перед звонкими согласными пишется – З, пере глухими- С                                                       

4.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

5.Этап первичной проверки понимания изученного

 Правильно ли мы с вами думаем ? Давайте обратимся к нашему достоверному источнику. 

Работа с учебником  § 83, стр30

Записать  приставки в тетрадь  и выделить  графически.

Чтобы окончательно правильно написать телеграмму, мы должны выполнить ёщё одно задание, которое предлагает нам пират.

 Задание №2 «Третий лишний » В каждой строчке есть лишнее слово. Обоснуйте свой ответ.

1 команда

1.Бесшумный, бесплатный, сбить

2.Сдавать, расправить, бесцельный

3.Расщелина, сжать, исправить.      

Команда «Бригантина».  Все слова  связаны с темой нашего урока, которые зависят от глухости звонкости следующего согласного, а приставка  С неизменяемая. Правильно ли вы рассуждаете.  Лишние слова: сбить, сдавать, сжать, 

ЗАПОМНИ !

  Приставка С – этому правилу не подчиняется; она приставка неизменяемая так же, как предлог                                                       

     2 команда

  1. Возчик, разбег, здесь,
  2. Здание,  вздрогнуть, безводный
  3. Разрезать, здоровье, избежать

Команда  «Дети капитана Гранта». Лишние слова: здесь, здоровье, здание. Потому что в русском языке нет приставки- З. В данных словах она является частью корня.

ЗАПОМНИ!

Обрати внимание

На ЗДЕСЬ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДАНИЕ.

З нельзя в них отделить,

Чтобы смысл не повредить

Давайте запишем эти слова в тетрадь и выделим корень.

 6. Этап закрепления знаний и способов действия.

 Хорошо, все знания получены, теперь вставьте пропущенные орфограммы в телеграмму

Выписать слова с пропущенными орфограммами из текста. 

Взаимопроверка 1 абзац  2 команда.

Мне хотелось бы обратить ваше внимание на слово происшествие.  В чем его особенность?( в нём 2 приставки (про, ис, ). Приставка про – неизменяемая)    

2 абзац- 1команда

А теперь давайте вернёмся к нашей телеграмме

Помогите, мы попали в чре…вычайное прои …шествие, не смогли и…бежать …толкновения с рифой и потерпели крушение. Наше судно  ра…билось в 41.46 северной широты, 50. 14 западной долготы.

Мы  ра…положились на бли…лежащем острове,  ра…били лагерь и  ра…считываем на помощь. Хотя женщины и дети и…пуганы, не не …даются и проявляют чре…мерную выдержку.

Ждём помощи!

Экипаж судна «Грамотеи»

А теперь индивидуальное задание.  

Дифференцированное задание.

«3». Часть А

 Упражнение № 437, с. 30 (н)

 Упражнение № 424, с.175 (с)

«4». Часть В.  От данных существительных с предлогом образуйте однокоренные прилагательные с приставкой и подберите к этим прилагательным подходящие по смыслу существительные.

Образец: без плана – бесплановая работа.

Без заботы –.,
без крыльев –.,
без дома –.,
без края –.,
без конца –.,
без руки – …,
без хозяйства –.,
без цели –.,
без работы –.,
без толка – …

«5». Часть С.

Задание №1.Из предложений  1- 2 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».

( 1)Здешние места были обильны дичью, тут, под сенью многочисленных зонтичных акаций, располагался настоящий оазис, поросший сочной травой, которая как магнитом тянула разную живность, особенно антилоп. ( 2)На старых звериных тропах, набитых в саванне по пути к желанному пастбищу, и караулил свою очередную жертву леопард, редко оставаясь без добычи.

 Задание №2. Из предложений   3- 5 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -З , если после неё следует буква, обозначающая  звонкий согласный».

(3)Ива неприхотливое дерево. (4)Можно срубить или срезать ее тонкую ветку и воткнуть даже неглубоко в землю – примется, пустит, корни начнет расти.

(5) В ивовых зарослях с начала весны поселяются соловьи и без устали распевают свои песни. (6)Корни ив защищают от размыва вешней водой устроенные людьми плотины.

Взаимопроверка.

7.Этап информации о домашнем задании

Д/з 83, упр. 440, с.30

       83, упр. 426, с.175

8.Этап подведения итогов урока

Давайте подведём итог нашему исследованию.

Какова тема исследования?

В чём особенность написания букв З/С на конце приставок?

Капитаны команд оценивают работу. 

9.Рефлексия.

Я понял…

Было интересно…

Особенно понравилось…

Вызвало затруднение…

Было сложно…

Нужно выучить…

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Буквы З и С на конце приставок" »

Открытый урок по теме: «Буквы З и С на конце приставок».

5 класс


  • Цели: познакомить учащихся с орфограммой «Правописание з и с на конце приставок»;

  • формировать умение определять условия выбора букв з - с на конце приставок;


Планируемые результаты:

Личностные: формирование системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания.


Метапредметные: определять тему урока, цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.


Предметные: знать правило написания з-с на конце приставок, знать о единообразном написании приставки с, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний, уметь работать со словарями различных типов.


Тип урока – урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.

Оборудование: компьютер, проектор, тестовые задания, , тестовые задания, материал для домашней работы, словари.


Ход урока.



1.Организационный этап

Здравствуйте, присаживайтесь. Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы с вами отправимся в морское путешествие .

Вы любите путешествовать?

А вы знаете, что каждый путешественник ведет дневник наблюдений? Так вот сегодня, нашим дневником будет выступать ваша тетрадь, в которой вы будете записывать самые необходимые сведения. А начнём мы с записи сегодняшнего числа.


2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе


Двадцать второе января. Классная работа. Какие орфограммы встретилась нам? Непроизносимый звук д удвоенная согласная с


А в путешествие у нас отправляются 2 команды

Команда «Бригантина». Капитан команды_________

Команда «Дети капитана Гранта». Капитан команды______

Чтобы наше путешествие было успешным, давайте возьмемся за руки и поприветствуем себя дружеским рукопожатием.

В добрый путь!


Мотивация


3. Этап усвоения новых знаний и способов действий



Раздаётся сигнал тревоги. Ребята, что это?


К нам поступила телеграмма. Кто же у нас просит помощи?


Помогите, мы попали в чре…вычайное прои …шествие, не смогли и…бежать …толкновения с рифой и потерпели крушение. Наше судно ра…билось в 41. 46 северной широты, 50. 14 западной долготы.

Мы ра…положились на бли…лежащем острове, ра…били лагерь и ра…считываем на помощь. Хотя женщины и дети и…пуганы, не не …даются и проявляют чре…мерную выдержку.

Ждём помощи!!!

Экипаж судна «Грамотеи»

Чтение телеграммы.


Ребята, у нас есть возможность отправить текст СМС сообщение в службу МЧС. Но нам нужно грамотно написать текс. Сможем ли мы грамотно напечатать текст?


Как вы думаете, какова цель нашего путешествия.?

Ответы учащихся

Какие орфограммы нам нужно вставить.


Фронтальный опрос

  1. Что такое орфограмма?

  2. Дать определение морфемы.

  3. Что такое приставка.

  4. Какие орфограммы нам встретились.


Попытайтесь сформулировать тему нашего путешествия


Тема. Буквы З и С на конце приставок.


Запись темы урока в тетрадь.

Для того чтобы, правильно написать телеграмму, нам нужно знать какую орфограмму правильно написать. Сейчас мы должны с вами провести исследование. У каждой команды будет своё задание.


Задание №1 Выделите в словах приставки. Подчеркните согласную, на которую оканчивается приставка, одной чертой, и согласную, с которой начинается корень, двумя чертами.

1команда 2команда

Бе…вкусный Бе…шумный

ра…бить ра…писание

в..бежать в…крикнуть

во…глас во…петь

и…датель и …портить

ни… вергаться ни…ходящий


Ответ 1команды. Вывод. Почему в данных словах в приставке пишется -З Ответ 2команды. Вывод. Почему в данных словах в приставке пишется- С

Проверяем, насколько правильно у нас ответили наши команды.


1 команда и 2 команда.


Вывод:

Посмотрите, что общего в первом и во втором столбиках , а чём различие? Одни приставки оканчиваются на глухой звук , а другие на звонкий. Чтобы не ошибиться, какую звонкую или глухую писать, мы должны посмотреть на следующую согласную, звонкая она или нет.


Попробуйте сформулировать общее правило


В приставках на –З/С перед звонкими согласными пишется – З, пере глухими- С

4.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


5.Этап первичной проверки понимания изученного


Правильно ли мы с вами думаем ? Давайте обратимся к нашему достоверному источнику.

Работа с учебником § 83, стр30


Записать приставки в тетрадь и выделить графически.




Чтобы окончательно правильно написать телеграмму, мы должны выполнить ёщё одно задание, которое предлагает нам пират.


Задание №2 «Третий лишний » В каждой строчке есть лишнее слово. Обоснуйте свой ответ.


1 команда

1.Бесшумный, бесплатный, сбить

2.Сдавать, расправить, бесцельный

3.Расщелина, сжать, исправить.


Команда «Бригантина». Все слова связаны с темой нашего урока , которые зависят от глухости звонкости следующего согласного , а приставка С неизменяемая. Правильно ли вы рассуждаете. Лишние слова: сбить, сдавать, сжать,


ЗАПОМНИ !


Приставка С – этому правилу не подчиняется; она приставка неизменяемая так же, как предлог


2 команда

  1. Возчик, разбег, здесь,

  2. Здание, вздрогнуть, безводный

  3. Разрезать, здоровье, избежать


Команда «Дети капитана Гранта». Лишние слова: здесь, здоровье , здание. Потому что в русском языке нет приставки- З. В данных словах она является частью корня.


ЗАПОМНИ!

Обрати внимание

На ЗДЕСЬ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДАНИЕ.

З нельзя в них отделить,

Чтобы смысл не повредить


Давайте запишем эти слова в тетрадь и выделим корень.



6. Этап закрепления знаний и способов действия.


Хорошо, все знания получены, теперь вставьте пропущенные орфограммы в телеграмму.




Выписать слова с пропущенными орфограммами из текста.


Взаимопроверка 1 абзац 2 команда.


Мне хотелось бы обратить ваше внимание на слово происшествие. В чем его особенность?( в нём 2 приставки (про, ис, ). Приставка про – неизменяемая)


2 абзац- 1команда


А теперь давайте вернёмся к нашей телеграмме

Помогите, мы попали в чре…вычайное прои …шествие, не смогли и…бежать …толкновения с рифой и потерпели крушение. Наше судно ра…билось в 41.46 северной широты, 50. 14 западной долготы.

Мы ра…положились на бли…лежащем острове, ра…били лагерь и ра…считываем на помощь. Хотя женщины и дети и…пуганы, не не …даются и проявляют чре…мерную выдержку.


Ждём помощи!!!

Экипаж судна «Грамотеи»


А теперь индивидуальное задание.

Дифференцированное задание.


«3». Часть А

Упражнение № 437, с. 30 (н)

Упражнение № 424, с.175 (с)


«4». Часть В. От данных существительных с предлогом образуйте однокоренные прилагательные с приставкой и подберите к этим прилагательным подходящие по смыслу существительные.

Образец: без плана – бесплановая работа.

Без заботы – ...,
без крыльев – ...,
без дома – ...,
без края – ...,
без конца – ...,
без руки – …,
без хозяйства – ...,
без цели – ...,
без работы – ...,
без толка – …


«5». Часть С.

Задание №1.Из предложений 1- 2 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».

( 1)Здешние места были обильны дичью, тут, под сенью многочисленных зонтичных акаций, располагался настоящий оазис, поросший сочной травой, которая как магнитом тянула разную живность, особенно антилоп. ( 2)На старых звериных тропах, набитых в саванне по пути к желанному пастбищу, и караулил свою очередную жертву леопард, редко оставаясь без добычи.


Задание №2. Из предложений 3- 5 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -З , если после неё следует буква, обозначающая звонкий согласный».

(3)Ива неприхотливое дерево. (4)Можно срубить или срезать ее тонкую ветку и воткнуть даже неглубоко в землю – примется, пустит, корни начнет расти.

(5) В ивовых зарослях с начала весны поселяются соловьи и без устали распевают свои песни. (6)Корни ив защищают от размыва вешней водой устроенные людьми плотины.

Взаимопроверка.


7.Этап информации о домашнем задании

Д/з 83, упр. 440, с.30

83, упр. 426, с.175


8.Этап подведения итогов урока

Давайте подведём итог нашему исследованию.

Какова тема исследования?

В чём особенность написания букв З/С на конце приставок?


Капитаны команд оценивают работу.


9.Рефлексия.

Я понял…

Было интересно…

Особенно понравилось…

Вызвало затруднение…

Было сложно…

Нужно выучить…














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме "Буквы З и С на конце приставок"

Автор: Моисеева Екатерина Юрьевна

Дата: 08.09.2015

Номер свидетельства: 229494

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского языка по теме: "Правописание приставок на з и с". "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-pristavok-na-z-i-s"
    ["file_id"] => string(6) "167130"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423053394"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока по теме "Правописание приставок на -З-С-" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-po-tiemie-pravopisaniie-pristavok-na-z-s"
    ["file_id"] => string(6) "225659"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439816187"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока по русскому языку на тему: «Буквы з - с на конце приставок»."
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_bukvy_z_s_na_kontsie_pristavok"
    ["file_id"] => string(6) "342554"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1473183759"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе    по теме: «Буквы З и С на конце   приставок»."
    ["seo_title"] => string(83) "konspiektotkrytoghourokaporusskomuiazykuv5klassiepotiemiebukvyzisnakontsiepristavok"
    ["file_id"] => string(6) "293387"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455467521"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока по русскому языку "Гласные в приставках пре - и при-""
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekturokaporusskomuiazykuglasnyievpristavkakhprieipri"
    ["file_id"] => string(6) "321686"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461348467"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства