Открытый урок по теме: «Буквы З и С на конце приставок».
5 класс
- Цели: познакомить учащихся с орфограммой «Правописание з и с на конце приставок»;
- формировать умение определять условия выбора букв з - с на конце приставок;
Планируемые результаты:
Личностные: формирование системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания.
Метапредметные: определять тему урока, цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.
Предметные: знать правило написания з-с на конце приставок, знать о единообразном написании приставки с, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний, уметь работать со словарями различных типов.
Тип урока – урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.
Оборудование: компьютер, проектор, тестовые задания,, тестовые задания, материал для домашней работы, словари.
Ход урока.
1.Организационный этап
Здравствуйте, присаживайтесь. Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы с вами отправимся в морское путешествие.
Вы любите путешествовать?
А вы знаете, что каждый путешественник ведет дневник наблюдений? Так вот сегодня, нашим дневником будет выступать ваша тетрадь, в которой вы будете записывать самые необходимые сведения. А начнём мы с записи сегодняшнего числа.
2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе
Двадцать второе января. Классная работа. Какие орфограммы встретилась нам? Непроизносимый звук д удвоенная согласная с
А в путешествие у нас отправляются 2 команды
Команда «Бригантина». Капитан команды_________
Команда «Дети капитана Гранта». Капитан команды______
Чтобы наше путешествие было успешным, давайте возьмемся за руки и поприветствуем себя дружеским рукопожатием.
В добрый путь!
Мотивация
3. Этап усвоения новых знаний и способов действий
Раздаётся сигнал тревоги. Ребята, что это?
К нам поступила телеграмма. Кто же у нас просит помощи?
Помогите, мы попали в чре…вычайное прои …шествие, не смогли и…бежать …толкновения с рифой и потерпели крушение. Наше судно ра…билось в 41. 46 северной широты, 50. 14 западной долготы.
Мы ра…положились на бли…лежащем острове, ра…били лагерь и ра…считываем на помощь. Хотя женщины и дети и…пуганы, не не …даются и проявляют чре…мерную выдержку.
Ждём помощи!
Экипаж судна «Грамотеи»
Чтение телеграммы.
Ребята, у нас есть возможность отправить текст СМС сообщение в службу МЧС. Но нам нужно грамотно написать текс. Сможем ли мы грамотно напечатать текст?
Как вы думаете, какова цель нашего путешествия.?
Ответы учащихся
Какие орфограммы нам нужно вставить.
Фронтальный опрос
- Что такое орфограмма?
- Дать определение морфемы.
- Что такое приставка.
- Какие орфограммы нам встретились.
Попытайтесь сформулировать тему нашего путешествия
Тема. Буквы З и С на конце приставок.
Запись темы урока в тетрадь.
Для того чтобы, правильно написать телеграмму, нам нужно знать какую орфограмму правильно написать. Сейчас мы должны с вами провести исследование. У каждой команды будет своё задание.
Задание №1 Выделите в словах приставки. Подчеркните согласную, на которую оканчивается приставка, одной чертой, и согласную, с которой начинается корень, двумя чертами.
1команда 2команда
Бе…вкусный Бе…шумный
ра…бить ра…писание
в.бежать в…крикнуть
во…глас во…петь
и…датель и …портить
ни… вергаться ни…ходящий
Ответ 1команды. Вывод. Почему в данных словах в приставке пишется -З Ответ 2команды. Вывод. Почему в данных словах в приставке пишется- С
Проверяем, насколько правильно у нас ответили наши команды.
1 команда и 2 команда.
Вывод:
Посмотрите, что общего в первом и во втором столбиках, а чём различие? Одни приставки оканчиваются на глухой звук, а другие на звонкий. Чтобы не ошибиться, какую звонкую или глухую писать, мы должны посмотреть на следующую согласную, звонкая она или нет.
Попробуйте сформулировать общее правило
В приставках на –З/С перед звонкими согласными пишется – З, пере глухими- С
4.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
5.Этап первичной проверки понимания изученного
Правильно ли мы с вами думаем ? Давайте обратимся к нашему достоверному источнику.
Работа с учебником § 83, стр30
Записать приставки в тетрадь и выделить графически.
Чтобы окончательно правильно написать телеграмму, мы должны выполнить ёщё одно задание, которое предлагает нам пират.
Задание №2 «Третий лишний » В каждой строчке есть лишнее слово. Обоснуйте свой ответ.
1 команда
1.Бесшумный, бесплатный, сбить
2.Сдавать, расправить, бесцельный
3.Расщелина, сжать, исправить.
Команда «Бригантина». Все слова связаны с темой нашего урока, которые зависят от глухости звонкости следующего согласного, а приставка С неизменяемая. Правильно ли вы рассуждаете. Лишние слова: сбить, сдавать, сжать,
ЗАПОМНИ !
Приставка С – этому правилу не подчиняется; она приставка неизменяемая так же, как предлог
2 команда
- Возчик, разбег, здесь,
- Здание, вздрогнуть, безводный
- Разрезать, здоровье, избежать
Команда «Дети капитана Гранта». Лишние слова: здесь, здоровье, здание. Потому что в русском языке нет приставки- З. В данных словах она является частью корня.
ЗАПОМНИ!
Обрати внимание
На ЗДЕСЬ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДАНИЕ.
З нельзя в них отделить,
Чтобы смысл не повредить
Давайте запишем эти слова в тетрадь и выделим корень.
6. Этап закрепления знаний и способов действия.
Хорошо, все знания получены, теперь вставьте пропущенные орфограммы в телеграмму
Выписать слова с пропущенными орфограммами из текста.
Взаимопроверка 1 абзац 2 команда.
Мне хотелось бы обратить ваше внимание на слово происшествие. В чем его особенность?( в нём 2 приставки (про, ис, ). Приставка про – неизменяемая)
2 абзац- 1команда
А теперь давайте вернёмся к нашей телеграмме
Помогите, мы попали в чре…вычайное прои …шествие, не смогли и…бежать …толкновения с рифой и потерпели крушение. Наше судно ра…билось в 41.46 северной широты, 50. 14 западной долготы.
Мы ра…положились на бли…лежащем острове, ра…били лагерь и ра…считываем на помощь. Хотя женщины и дети и…пуганы, не не …даются и проявляют чре…мерную выдержку.
Ждём помощи!
Экипаж судна «Грамотеи»
А теперь индивидуальное задание.
Дифференцированное задание.
«3». Часть А
Упражнение № 437, с. 30 (н)
Упражнение № 424, с.175 (с)
«4». Часть В. От данных существительных с предлогом образуйте однокоренные прилагательные с приставкой и подберите к этим прилагательным подходящие по смыслу существительные.
Образец: без плана – бесплановая работа.
Без заботы –.,
без крыльев –.,
без дома –.,
без края –.,
без конца –.,
без руки – …,
без хозяйства –.,
без цели –.,
без работы –.,
без толка – …
«5». Часть С.
Задание №1.Из предложений 1- 2 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».
( 1)Здешние места были обильны дичью, тут, под сенью многочисленных зонтичных акаций, располагался настоящий оазис, поросший сочной травой, которая как магнитом тянула разную живность, особенно антилоп. ( 2)На старых звериных тропах, набитых в саванне по пути к желанному пастбищу, и караулил свою очередную жертву леопард, редко оставаясь без добычи.
Задание №2. Из предложений 3- 5 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -З , если после неё следует буква, обозначающая звонкий согласный».
(3)Ива неприхотливое дерево. (4)Можно срубить или срезать ее тонкую ветку и воткнуть даже неглубоко в землю – примется, пустит, корни начнет расти.
(5) В ивовых зарослях с начала весны поселяются соловьи и без устали распевают свои песни. (6)Корни ив защищают от размыва вешней водой устроенные людьми плотины.
Взаимопроверка.
7.Этап информации о домашнем задании
Д/з 83, упр. 440, с.30
83, упр. 426, с.175
8.Этап подведения итогов урока
Давайте подведём итог нашему исследованию.
Какова тема исследования?
В чём особенность написания букв З/С на конце приставок?
Капитаны команд оценивают работу.
9.Рефлексия.
Я понял…
Было интересно…
Особенно понравилось…
Вызвало затруднение…
Было сложно…
Нужно выучить…