kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока и презентация по теме " Правописание З-С на конце приставок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: 

«Правописание приставки на з – с»

Цели урока:

- обучающая: сообщить способ действия при выборе з,с на конце приставок;
отрабатывать навык определения согласных по звонкости – глухости, навык выделения приставки слова

- развивающая: развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание;
развивать внимание, орфографическую зоркость, зрительную, слуховую и моторную память;
- воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.
Оборудование: презентация, карточки.

Ход урока (слайд с темой урока)

 I. Орг момент. Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте. Я рада вас видеть. Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на урок? Чего вы ждете от урока? Надеюсь, что сегодня вы многому научитесь и уйдете с таким же хорошим настроением.

II. Повторение.

1.Словарная работа.

Цель: знакомство со словами, умение употреблять их в речи.

Малодушие - отсутствие стойкости, мужество, твёрдости духа.

                                        Презирать за малодушие.

Обязанность - то, что входит в круг действий, поступков, обязательных для выполнения (согласно закону, общественным требованиям внутреннему побуждению).

                                      Права и обязанности граждан.

Отчизна - Отечество, родина. Любить отчизну.

- Вывод по словарной работе. (слайд)

2.Синтаксическая пятиминутка.

Цель: отрабатывать навык синтаксического разбора предложения

Без конца тянутся равнины без лесов.

- Вывод по синтаксической работе.

III. Объяснение нового материала. (слайд с темой урока)

Цель: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; развивать умение самостоятельно находить способ действия при выборе з-,с- на конце приставок; находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание; развивать внимание, зрительную, слуховую память.

- Сегодня мы познакомимся с новой орфограммой. А с какой именно, вы мне сами скажете.

- Какая тема урока? Цель урока?

 - Мы должны выяснить, когда в приставках на з – с пишется з, а когда – с, то есть научиться применять способ действия при  выборе з – с на конце приставок, находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание.

                               - Но для начала  выпишите из предложения имена сущ. с предлогом и образуйте от них имена  прилаг.    

Без конца –  ……………..Без лесов - …………………….

- Попытайтесь объяснить правописание приставок в этих словах.

(бесконечный, безлесный)

                                 - Какую букву написали в конце приставок? Почему?

- Кроме приставок без-, бес- в русском языке есть и другие приставки, оканчивающиеся на з – с (на слайде приставки).

- А сейчас послушайте и посмотрите сказку об этих приставках (на слайдах)

       В некотором царстве, орфографическом государстве жили-были согласные, звонкие и глухие. Дружно жили, не тужили. Но однажды …    заспорили звонкий З и глухой С…

Кто главней? Кому стоять на конце этих приставок?

  З  кричал, что звучит сильнее, С убеждал, что без него тоже не обойтись. Дело чуть не дошло до драки…

А ведь не будет добра, коли меж своими вражда!

       Кто-то посоветовал обратиться к мудрецу,  который всё на свете знал и даже писал правила  для жителей государства.

                           Выслушал их мудрец и дал совет…

        Какой?

        Повелел мудрец звонкому З стоять в словах перед звонкими согласными, а глухому С – перед глухими, тогда снова наступит мир и лад в государстве.

  Послушали умного совета жители государства и стали жить дружно, беспрекословно  следуя  правилу!

Выводы:

- Что вы поняли из сказки?

- Какой урок извлекли из нее?

 (Ученики своими словами формулируют правило )-  (правило на слайде)(Говорит учитель)

 

   - Теперь вернемся к нашим словам из предложения и обозначим в них орфограмму:

                             бесконечный, безлесный   ( у доски учитель)             

Вывод:

- Перед звонкими согласными пишется з в приставке, перед глухими согласными – с.

IV. Чтение правила в учебнике (стр. 63)

- Чтобы научиться применять правило, составим алгоритм  (записать на доске)

- Какой нужно сделать первый шаг?

1. Выдели в слове приставку.
2. Посмотри на букву согласного звука после приставки

  • перед звонкими
    [б,в,г,д,ж,з,й,л,м,н,р]
    Пиши з - разбудить
  • перед глухими
    [п,ф,к,т,ш,с,ч,ц,щ,х]
    Пиши с - раскрыть

Отличай от слов с с- ( сбить, сдать, сгиб и т.д.) – приставки з нет

и слов, начинающихся с з ( здесь, здание, здоровье, ни зги ( не видно ) и др. – з –часть корня.

- Итак, еще раз повторим правило (на слайде)

В приставках, оканчивающихся на -З (БЕЗ-, ВОЗ-, ВЗ-, ИЗ-, НИЗ-, РАЗ-, РОЗ-, ЧРЕЗ-, ЧЕРЕЗ-) перед гласными и звонкими согласными пишется З, перед глухими - С. Приставки З- в русском языке нет.

Следует запомнить: здание, здоровье, здесь, ни зги (не видно). В этих словах з не является приставкой, она - часть корня.

- Мы узнали правило, а что теперь нам необходимо сделать? (потренироваться, закрепить знания, уметь применять их на практике)

  1. Работа на  закрепление нового материала

Цель: отрабатывать умение применять способ действия при выборе з-,с- на конце приставок; находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание.
 

Задание: списать слова, вставить нужную букву в приставки, выделить орфограмму.

Ра…писание – ра…вязать, бе..шумный - бе…жалостный, и..печь – и..дать,

во…стание – во…звание.

Самопроверка (правильное правописание слов на слайде)

Вывод по работе.

VI. Творческая работа в игровой  форме. Цель: развивать умение осуществлять синонимическую замену существительного с предлогом прилагательным с применением знаний по изучаемой орфограмме.

    Сколько “очков” набрано? Перед вами две корзины. Замените слово с предлогом близким по значению прилагательным и запишите в два  столбика, т.е. забейте мяч в корзину соперника. (Читаются словосочетания) Обозначьте орфограмму.

  1. Ребенок без забот (беззаботный)
  2. Небо без звёзд (беззвёздное)
  3. Вход без платы (бесплатный)
  4. Пустыня без воды (безводная)
  5. Дорога без конца (бесконечная)
  6. Ребенок без помощи (беспомощный)
  7. Жидкость без цвета (бесцветная)
  8. Плач без звука (беззвучный)
  9. Движение без шума (бесшумное)
  10. Шоколад без вкуса (безвкусный)

Прочитайте сначала слова с приставкой без-, а потом с приставкой бес-.

Какой звук слышится в приставках – З или С - в словах, которые оказались в левой корзине?

На какую согласную оканчиваются приставки?

Перед звонкой или глухой согласной пишется З?

Какой звук слышится в приставках – З или С в словах, которые оказались в  правой корзине?

На какую согласную оканчиваются приставки?

Перед звонкой или глухой согласной пишется С?

Вывод:

Правописание приставок  на з-с  зависит от их произношения:

З- произносится и пишется перед звонкими согласными в корне;

С- произносится и пишется перед глухими согласными в корне.

VII. Рефлексивно-оценочный этап. (слайд с темой урока)

- Достигли ли  мы поставленных перед собой целей?

Проверить, как вы усвоили материал урока, поможет тест на определение уровня обучаемости. Зачёт - задания по модели ЕГЭ (Задания на карточках).

VIII. Итог урока.

-О чем говорили на уроке?  

-Что было непонятно? С какими трудностями столкнулись?

- Какой способ действия при выборе з-, с- на конце приставок вы узнали?

-В каких случаях пишется приставка на з - с?

-С какими словами  вы познакомились?

IX. Задание на дом: § 44, знать правило, упр.348, 349 (по выбору  уч-ся).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока и презентация по теме " Правописание З-С на конце приставок" »

«Правописание приставок  на з - с» -узнать способ действия при выборе з,с на конце  приставок;  - уметь определять согласные по звонкости –  глухости; - уметь выделять приставки слова;   уметь самостоятельно находить в словах изучаемую  орфограмму, обозначать её графически, объяснять  правописание.

«Правописание приставок на з - с»

-узнать способ действия при выборе з,с на конце

приставок; - уметь определять согласные по звонкости –

глухости;

- уметь выделять приставки слова;

  • уметь самостоятельно находить в словах изучаемую

орфограмму, обозначать её графически, объяснять

правописание.

Малодушие  - отсутствие стойкости, мужество, твёрдости духа .  Презирать за малодушие.  Обязанность  - то, что входит в круг действий, поступков, обязательных для выполнения (согласно закону, общественным требованиям внутреннему побуждению).  Права и обязанности граждан.  Отчизна  - Отечество, родина.  Любить отчизну.

Малодушие - отсутствие стойкости, мужество, твёрдости духа .

Презирать за малодушие.

Обязанность - то, что входит в круг действий, поступков, обязательных для выполнения (согласно

закону, общественным требованиям внутреннему побуждению).

Права и обязанности граждан.

Отчизна - Отечество, родина.

Любить отчизну.

Приставки, оканчивающиеся на -з, -с раз – рас -  из- ис-  без- бес-  воз- вос-  низ- нис-  через- черес-

Приставки, оканчивающиеся на -з, -с

раз – рас -

из- ис-

без- бес-

воз- вос-

низ- нис-

через- черес-

Вывод: звонкими З - глухими С-

Вывод:

звонкими З -

глухими С-

1. Выдели в слове приставку.  2. Посмотри на букву согласного звука после приставки перед звонкими  [б,в,г,д,ж,з,й,л,м,н,р]  Пиши з - раз б удить  перед глухими  [п,ф,к,т,ш,с,ч,ц,щ,х]  Пиши с - ра с к рыть  Отличай от слов с с - ( сбить, сдать, сгиб и т.д.) – приставки з нет  и слов , начинающихся с з ( здесь, здание, здоровье и др. )– з –часть корня.

1. Выдели в слове приставку. 2. Посмотри на букву согласного звука после приставки

перед звонкими [б,в,г,д,ж,з,й,л,м,н,р] Пиши з - раз б удить

перед глухими [п,ф,к,т,ш,с,ч,ц,щ,х] Пиши с - ра с к рыть

Отличай от слов с с - ( сбить, сдать, сгиб и т.д.) –

приставки з нет

и слов , начинающихся с з ( здесь, здание, здоровье и др. )–

з –часть корня.

ЗАПОМНИ !!! Приставки з- в русском языке не бывает! Есть только приставка с-    Сжечь Сбежать Спеть Сделать

ЗАПОМНИ !!!

Приставки з- в русском языке не бывает!

Есть только приставка с-

Сжечь

Сбежать

Спеть

Сделать

В приставках, оканчивающихся на -З (БЕЗ-, ВОЗ-, ВЗ-, ИЗ-, НИЗ-, РАЗ-, РОЗ-, ЧРЕЗ-, ЧЕРЕЗ-)  перед гласными и звонкими согласными пишется З , перед глухими - С . Приставки З- в русском языке нет. Следует запомнить:  з дание, з доровье, з десь, ни з ги (не видно). В этих словах з не является приставкой, она - часть корня.

В приставках, оканчивающихся на

(БЕЗ-, ВОЗ-, ВЗ-, ИЗ-, НИЗ-,

РАЗ-, РОЗ-, ЧРЕЗ-, ЧЕРЕЗ-)

перед гласными и звонкими согласными пишется З ,

перед глухими - С .

Приставки З- в русском языке нет.

Следует запомнить: з дание, з доровье, з десь, ни з ги (не видно).

В этих словах з не является приставкой,

она - часть корня.

Ра с п исание – ра з в язать, бе с ш умный – бе з ж алостный, и с п ечь – и з д ать,  во с с тание – во з з вание. С А М О П Р О В Е Р К А

Ра с п исание – ра з в язать,

бе с ш умный – бе з ж алостный,

и с п ечь – и з д ать,

во с с тание – во з з вание.

С А М О П Р О В Е Р К А

5 : 5 беззаботный бесплатный беззвёздное бесконечная безводная беспомощный бесцветная беззвучный бесшумное безвкусный

5 : 5

беззаботный

бесплатный

беззвёздное

бесконечная

безводная

беспомощный

бесцветная

беззвучный

бесшумное

безвкусный

Правописание приставок на з-с зависит от их произношения:  З- произносится и пишется перед звонкими согласными в корне.  С- произносится и пишется  перед глухими  согласными в корне.

Правописание приставок на з-с зависит от их произношения:

З- произносится и пишется перед звонкими согласными в корне.

С- произносится и пишется

перед глухими

согласными

в корне.

В приставках, оканчивающихся на -З (БЕЗ-, ВОЗ-, ВЗ-, ИЗ-, НИЗ-, РАЗ-, РОЗ-, ЧРЕЗ-, ЧЕРЕЗ-)  перед гласными и звонкими согласными пишется З , перед глухими - С . Приставки З- в русском языке нет. Следует запомнить:  з дание, з доровье, з десь, ни з ги (не видно). В этих словах з не является приставкой, она - часть корня.

В приставках, оканчивающихся на

(БЕЗ-, ВОЗ-, ВЗ-, ИЗ-, НИЗ-,

РАЗ-, РОЗ-, ЧРЕЗ-, ЧЕРЕЗ-)

перед гласными и звонкими согласными пишется З ,

перед глухими - С .

Приставки З- в русском языке нет.

Следует запомнить: з дание, з доровье, з десь, ни з ги (не видно).

В этих словах з не является приставкой,

она - часть корня.

«Правописание приставок  на з- - с-» -узнать способ действия при выборе з,с на конце  приставок;  - уметь определять согласные по звонкости –  глухости; - уметь выделять приставки слова;   уметь самостоятельно находить в словах изучаемую  орфограмму, обозначать её графически, объяснять  правописание.

«Правописание приставок на з- - с-»

-узнать способ действия при выборе з,с на конце

приставок; - уметь определять согласные по звонкости –

глухости;

- уметь выделять приставки слова;

  • уметь самостоятельно находить в словах изучаемую

орфограмму, обозначать её графически, объяснять

правописание.

Домашнее задание: § 44, знать правило,  упр.348, 349 (по выбору уч-ся)

Домашнее задание:

§ 44, знать правило,

упр.348, 349 (по выбору уч-ся)

Спасибо за урок! Молодцы!

Спасибо за урок!

Молодцы!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока и презентация по теме " Правописание З-С на конце приставок"

Автор: Петросян Валентина Оганесовна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 104293

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Методическая разработка урока с использованием приёмов технологии РКМЧП "Неопределённые местоимения""
    ["seo_title"] => string(116) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-s-ispol-zovaniiem-priiomov-tiekhnologhii-rkmchp-nieopriedielionnyie-miestoimieniia"
    ["file_id"] => string(6) "286357"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454330657"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства