Педагогическая цель: создать условия для закрепления знаний учащихся о твердом согласном звуке [ш], развития речи, памяти, логического мышления.
Планируемые результаты : распознают в словах и характеризуют звук [ш], как глухой и всегда твердый, обозначают буквой, устанавливают на основе наблюдений, что в слоге ши пишется всегда и, в слоге ше – е, читают слова с буквой ш, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Обучение грамоте"»
Урок обучения грамоте (чтение).
Разработан учителем МБОУ Березовская с.о.ш. Карачевского района
Марченковой Л. И.
Тема: Звук [ш], буквы Ш , ш.
Педагогическая цель: создать условия для закрепления знаний учащихся о твердом согласном звуке [ш], развития речи, памяти, логического мышления.
Планируемые результаты : распознают в словах и характеризуют звук [ш], как глухой и всегда твердый, обозначают буквой, устанавливают на основе наблюдений, что в слоге ши пишется всегда и, в слоге ше – е, читают слова с буквой ш, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
Познавательные: общеучебные – ориентируются на разнообразие способов решения учебных задач.
Коммуникативные: умеют контролировать действия партнера, уважают окружающих.
Оборудование: учебник «Азбука» В. Г. Горецкого, компьютер, мультимедиа-проектор, презентация к уроку, карточки со слогами и словами.
Ход урока:
Организационный момент. Настрой на урок.
Сообщение темы урока. Название темы записано на доске.
- Повторить пройденный материал нам поможет одна сказочная девочка. Отгадайте, кто она?
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее.
(Красная Шапочка)
Слайд 1.
3. Повторение по теме «Звук [ш]. Буква «ша».
- Ребята, с какого звука начинается вторая часть имени девочки? Охарактеризуйте его.
- Сегодня звук [ш]- дежурный.
- Как называется буква для обозначения звука [ш]? Расскажите о ней.
- Буква «ша» сегодня – дежурная.
- Дети, с какой буквы нужно писать часть имени девочки «Шапочка» : с большой или маленькой? Почему?
-Прочитайте имя хором. (Запись на доске).
-Дети, а кто написал эту сказку? (На доске открывается запись- «Шарль Перро») Дети читают хором.
4. Слияние буквы «ш» с гласными.
- Что одинаково в написании слов Шапочка и Шарль?
- В каком из слов слияние «ша» является отдельным слогом?
- Какие слияния буквы «ш» с буквами для обозначения гласных звуков вы знаете? Дети называют, учитель печатает на доске.
- Прочитайте слоги с этими слияниями.
Слайд 2.
- Мы читали слоги и получилось так, что мы прочитали два односложных слова. Назовите их.
- Объясните значение этих слов.
Далее учитель читает.
- Чтоб поддерживать скворечню
Иль антену я гожусь. (Дети называют слово «шест»)
-С мягким знаком я , конечно,
Сразу цифрой окажусь. (Дети называют слово «шесть»)
Слайд 3.
-С какой буквой, не встретилось слияние. (С буквой о).
- Вспомните с этим слиянием слова.
- Это слияние есть в названии предмета, который несла Красная Шапочка бабушке, когда шла проведать ее.
Слоги слова рассыпаны. Учитель показывает карточки.
ГОР
ШО
ЧЕК
-Соберите слово.
- А что было в горшочке? (Маслице)
-А что еще несла Красная Шапочка бабушке? (Пирожoк)
-Что можно сказать об этой девочке? (Заботливая)
Чтение слов накарточке.
- С кем встретилась по дороге Красная Шапочка?
Слайд 4.
Рассказ учителя.
-Когда Красная Шапочка встретилась с волком, она еще не знала, как это опасно. Поздоровалась она с волком и рассказала о том, куда она идет, что несет, где живет ее бабушка. (Это рассказать могут самидети) Волк сказал Красной Шапочке, что тоже хочет проведать ее бабушку и указал ей длинную дорогу, а сам побежал короткой.
- Что делала по пути к бабушке Красная Шапочка, когда шла длинной дорогой? (Собирала цветы)
-Ну а вы будете читать слова на карточках и подчеркивать слова с сочетанием ши.
Шш
школа больше наш
школьник меньше ваш
бабушка шарик шил
произошло шутка шесть
избушка чашка мышь
пушистый крошка шла
Миша широко сушка
шелест шалаш шапка
шумит кушать шум
тишина пришла Саша
увидишь будешь кошка
шишки смотришь шина
ребятишки
6.Физкультминутка «Прогулка».
По дорожке, по дорожке скачем мы на левой ножке (10 раз).
И по этой же дорожке скачем мы на правой ножке (10 раз).
По тропинке побежим, до лужайки добежим,
На лужайке, на лужайке мы попрыгаем как зайки.
Стоп, немного отдохнем
И домой пешком пойдем.
Проверка выполненной работы.
- Сколько слов со слиянием ши подчеркнули? Прочитайте их.
- Что нужно помнить про написание слияния ши?
Работа с учебником «Русская азбука».
1)- Ребята, что же сделал волк, когда прибежал короткой дорогой к бабушке? (Отвечают)
- Возможно этого бы и не случилось, если бы Красная Шапочка жила в наше время и воспользовалась бы в путешествии к бабушке каким-нибудь наземным транспортом (например автомобилем).
2) Работа с картинкой на странице 147.
- Что вы видите? (Машины)
-Какое назначение имеют эти машины? (Перевозка грузов и людей)
- Какая машина самая быстрая? (Скорая помощь.) Почему?
3) Печатание слова «МАШИНЫ».
4) Работа с текстом.
А)Как называется текст под картинкой? (Шум, Машина и Тишина.)
- Обратите внимание на заглавные буквы в названии. Это сказочная история.
Б)Прогнозирование по названию.
- Назовите слова, противоположные по смыслу.
В) Подготовка к чтению. Хоровое чтение .
Слайд 5
Г) Чтение текста учителем. Дети следят.
Д) Проверка осознанияуслышанного.
Е) Чтения текста детьми тихим голосом.
Ж ) Чтение текста детьми вслух.
З) Беседа по прочитанному.
- Куда спешила Машина?
-От чего проснулась Тишина?
-Был ли этот Шум большим? Почему?
- Как отвечала Машина? Почему?
Ответы подкркпляются чтением предложений.
4) Вывод по идеи текста. (Забота о детях)
Завершение путешествия по сказке «Красная Шапочка».
- Вернемся к сказке Шарля Перро «Красная Шапочка». Неужели сказка так печально закончилась?
(Можно зачитать отрывок окончания сказки.)
Итог урока.
- Наш урок тоже подходит к концу. И мы сейчас с вами повторим изученные буквы по «ленте букв». Какая буква была на уроке «дежурная»?
Рефлексия.
- Что на уроке понравилось, запомнилось, заставило задуматься? Предлагаю прочитать гнигу «Красная Шапочка» вместе с родителями.