Методическая разработка урока по обучению грамоте в группе предшкольной подготовки.
Тема: Звуки [з, з']. Буквы З з.
Тип урока:Урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте (урок усвоения новых знаний).
Форма урока: групповая работа с элементами логопедической коррекции.
Тема: Звуки [з, з']. Буквы З з.
Цель: создать условия для знакомства со звонкими звуками [з], [з'], отличающимися по признаку мягкости-твёрдости, с буквами З, з.
Задачи:
- содействовать закреплению понимания смыслоразличительной функции фонем на примере сравнения минимальных пар слов;
- способствовать умению использовать условное обозначение звонкого твердого и мягкого звуков [з], [з'];
- развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения;
- воспитывать культуру учебного труда.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: стремиться к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.
Регулятивные УУД: оценивать результат своей работы на уроке.
Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя;
Познавательны УУД: учебные действия (самостоятельное формулирование познавательной цели, осознанное построение речевого высказывания.
логические учебные действия (анализ слова с целью выделения признаков, установка причинно-следственных связей, доказательство).
Предметные УУД: использовать условное обозначение звонкого твердого и мягкого звуков [з], [з']; применять технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; читать слова по слогам и орфоэпически.
Оборудование: таблички со словами «Заяц…», «Зебра…», «Зонт…», «Зеркало»; игрушка «Заяц», игрушка «Морковка», пластилин, дощечки для пластилина.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Речевая разминка.
Логопед:
1.Ручки как у вас лежат?
Ножки как у вас стоят?
Ну, разок ну, другой,
Посмотрели за собой.
2.Настраиваемся работать и внимательно слушать.
Настраиваем ушки (дети растирают уши).
-Ушки слушают…и всё слышат.
-Глазки смотрят… и всё видят.
-Голова хорошо думает…и всё запоминает.
3.Дыхательная гимнастика
-Сели бегемотики, потрогали животики.
Вот животик подымается , вот животик опускается (вдох-выдох).
4.Фонетическая гимнастика.
А – О — У — Э – И — Ы.
5.Артикуляционная гимнастика .
Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не руками, не ногами,
А своими языками.
(Взяли в руки зеркальце).
-Ну – ка , зеркальце, смотри.
Всё нам верно повтори,
Сяду я перед тобой,
Повторяй-ка, всё за мной.
А) улыбка-трубочка
Б) лопатка-иголочка
В) часики
III. Постановка учебной задачи
Логопед:
Ребята, сегодня у нас необычный урок к нам в гости придёт сказочный герой, а для того чтобы, узнать кто он, вам надо отгадать загадку:
Зимой белый , летом серый.
Прыгает ловко, любит морковку.
(Стук в дверь).
Учитель:
- Здравствуйте, ребята какие вы молодцы , вы всё правильно ответили. Сегодня на уроке я буду наблюдать за тем, как вы занимаетесь. Кто будет самым активным, того ждёт награда от меня.
- Скажите, пожалуйста, сколько гласных букв в моём имени?? (На доске вывешены слова) (заяц) (а, я)
-А согласных? (з, ц)
-Молодцы, правильно.
-А, кто скажет, где находится буква з? (в начале).
-Какие вы молодцы, правильно всё ответили.
-Дорогой зайка, а можно я тоже ребятам задам вопрос, а ты пока, что посидишь и понаблюдаешь, как они работают?
- Конечно, можно.
-Ребята, на доске изображены слова (заяц, зебра). Кто из вас внимательней? Кто скажет, чем отличается первый звук в слове заяц, от первого звука в слове зебра? (первый - твердый, второй мягкий).
Вы догадались, о каких звуках мы будем говорить сегодня на уроке? (з, з')
Кто знает, как называется буква, которой мы запишем эти звуки? (зе )
IV. Физкультминутка
Учитель:
Мне кажется, что наш зайка, что-то нам хочет, сказать. Давайте, его послушаем?
- Я вижу, что наши ребята, устали! Для них у меня есть интересная игра.
-Ребята, встаньте.
Зайка беленький сидит,
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть.
Со слова "хлоп" и до конца фразы дети хлопают в ладоши.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,
Скок-скок, скок-скок,
Надо зайке поскакать.
Со слов "скок-скок" и до конца фразы дети подпрыгивают на обеих ногах на месте.
Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг ... и ускакал
V. Открытие нового знания
Учитель:
-В слове «зонт» на первом месте, какая стоит буква? (зе)
-Каким звуком она обозначается? (звук з)
-Давайте, проворим его в этом слове (зонт)
-Какой он? Этот звук? (согласный )
-Почему? (мы с трудом его произносим, нам мешает преграда)
-А, скажите, пожалуйста, этот звук твёрдый или мягкий?
(твёрдый)
- Ребята, а в слове зеркало, на первом месте какая буква стоит? (зе)
-Каким звуком она обозначается? (з' )
-Давайте проговорим его в этом слове (зеркало)
-Какой он? Этот звук? Твёрдый или мягкий? (мягкий)
-Ребята, какие вы все молодцы!
VI. Задания на развитие психофизических качеств, внимания, воображения.
Учитель:
-А, теперь давайте, поиграем в игру « Зайцы и волк». Внимательно, послушайте правила игры.
Подвижная игра «Зайцы и волк».
Одного из играющих выбирают волком. Остальные дети изображают зайцев. На одной стороне площадки зайцы устраивают себе домики. В начале игры зайцы стоят в своих домиках (кружках), волк на другом конце площадки (в овраге). Учитель говорит:
«Зайки скачут, скок, скок, скок
На зеленый, на лужок.
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают
Не идет ли волк».
Зайцы выпрыгивают из домиков и разбегаются по всей площадки. Они то прыгают на двух ногах, то присаживаются, щиплют траву и оглядываются, не идет ли волк. Когда учитель произнесет последнее слово, волк выходит из оврага и бежит за зайцам, стараясь их поймать (коснуться). Зайцы убегают каждый в свой домик. Пойманных зайцев волк отводит в овраг. Игра возобновляется. После того как поймано2-3 зайца, выбирают другого волка.
VII. Задание на развитие координации движений , мелкой моторики и воображения.
Учитель:
-Возьмите, в ручки пластилин и слепите из него букву З. (на партах лежит пластилин, дощечки для пластилина)
-На кого похожа буква «З»? (на змею)
VIII. Рефлексия деятельности.
.
Учитель:
- Понравился вам урок?
-Что интересного и нового вы узнали?
-Ребята, вы мне тоже все очень понравились, какие вы все умные ,красивые, подвижные! За то, что вы так замечательно работали на уроке, вы получаете от меня вознаграждение (конфеты).
- До свидания, ребята! До новых встреч!