Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Министерство образования Республики Башкортостан
ГБОУ Октябрьская коррекционная школа №19 для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
Открытый урок
по обучению грамоте в 1 а классе
по теме
«Твердый согласный звук IцI. Буква Цц»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Овчинникова Р.М.
г. Октябрьский - 2015-2016 уч. г.
"Твердый согласный звук [ц], буква Ц, ц"
Цели урока:
познакомить обучающихся с твёрдым согласным звуком [ц], буквой Ц, ц;
Задачи:
Планируемые результаты.
Предметные:
· Выделять звук [ц] в процессе слого-звукового анализа;
· Определять звук [ц] на слух, находить его местоположение в слове;
· Соотносить звук и обозначающую его букву;
· Находить буквы Ц,ц в текстах;
Метапредметные:
· Планировать деятельность на уроке.
· Слушать и слышать учителя.
· Выполнять задание под руководством учителя.
· Работать в паре, группе.
· Оценивать свою деятельность на уроке.
Личностные:
· Проявлять желание научиться читать самостоятельно;
· Принимать и осваивать социальную роль обучающегося.
Оборудование: Комплект автоматизированного рабочего места учителя: компьютер с колонками, мультимедийный проектор, презентация «Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц»; физкультминутка http://videouroki.net , диск к учебнику «Азбука», набор цветов для рефлексии.
Ход урока
I. Организационный момент. (Слайд)
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Громко, чётко говорим
И тихонечко сидим.
II. Актуализация знаний
- Чему мы учимся на уроках обучения грамоте?
-Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной новой буквой и её звуком. А какая это буква, вы скажете позже сами.
III. Речевая гимнастика (Слайд)
- чтение гласных букв «а, о, у, ы, и»;
- чтение слогов с согласными буквами «н, м, л, р, т»;
- повторение согласных звуков «Летела муха»
IV. Работа по теме урока
1. Ребята! Отгадайте загадку.
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад -
Ищет в речке лягушат.
- Кто это? (Цапля)
- Чем питаются цапли? (Слайд)
- Может цапля зимой жить в наших краях?
- Как такие птицы называются?
-Какие птицы зимуют у нас?
-Чем они питаются?
-Чем мы можем им помочь?
-Беседа о пользе птиц.
2. Слого-звуковой анализ слова. Давайте произнесём хором это слово. Сколько в нём слогов? (2) Назовите 1 слог (цап), 2 слог (ля).
Произнесите 1звук в слове цапля. [ц] Какой он? (Он согласный, твёрдый, глухой, непарный)
Это тема нашего урока.
"Твердый согласный звук [ц], буква Ц, ц"(Слайд )
-Чему будем учиться на уроке?
3. Знакомство с буквой Ц, ц.(наглядность)
(Место буквы Ц в алфавите и на ленте букв)
- На что похожа печатная буква Ц?
- Сравните большую и маленькую Ц.
- Буква Ц – внизу крючок, (Слайд )
Точно с краником бачок.
- Мастер стул перевернул –
Стал на Ц похожим стул. (Слайд )
- Выложите из счётных палочек на партах букву Ц.
- Обведите в воздухе букву Ц. (Слайд из диска)
- Напишите на ладони букву Ц обратной стороной ручки.
- Напишите мокрой кисточкой на доске букву Ц.
4. (Слайд из диска ) Играем со слогами.
Физкультминутка.
5. Работа с «Азбукой», стр.51.
-Дети! Кто изображен на рисунке? ( кузнец)
-Кто такой кузнец? ( Кузнец-это мастер по ковке металла.) Сколько слогов в слове кузнец? (2) (куз-нец). Поставьте ударение. (Ударение падает на второй слог.) Назовите последний звук в слове кузнец. ([ц]) Какой он? ( Он согласный, всегда твёрдый, глухой. А где работает кузнец? (В кузнице.) Сколько слогов в слове кузница? (Три.) Назовите их и поставьте ударение.
-Что делает кузнец?( кузнец держит огромную кувалду, а другой клещами держит раскалённый кусок железа) Работа у кузнецов тяжёлая. Они могучие, сильные, крепкие.
-Чем различаются слова? (Кузнец, кузница стоят в единственном числе, а кузнецы и кузницы во множественном числе, кузнец и кузнецы отвечают на вопрос кто?, а кузница и кузницы отвечают на вопрос что?)
6. Чтение слов в столбиках.
7. Чтение стихотворения (работа в парах)
Эй, кузнец – молодец!
8. Работа с материалом из диска
а) нахождение слов с буквой «ц»,
б) составление рассказа по серии картинок,
в) просмотр мультфильма,
г) самостоятельное чтение текста. Задание к тексту: найти слова с буквой «ц».
9. Физкультминутка.
10. Работа с иллюстрацией на странице 50.
-Ребята! Рассмотрите картинку на странице50.
-Где происходит действие? (В цирке)
-Кто выступает на арене цирка? (Клоуны, медведь, тигр, собачки, жонглёры)
-Кто катается на мотоцикле? (Медведь)
-Кто играет на дудочке? (Клоун)
-Кто прыгает через кольцо? (Тигр)
-А вы были в цирке? Вам нравится цирк?
11. Рассказ о цирке.
Во времена Древнего Рима цирком называли длинную дорожку для состязаний в скорости. Представление с наездниками, дрессированными зверями, акробатами и клоунами, которое мы называем цирком, появилось много позже. Оно возникло в 1768 году, когда отставной английский кавалерист Филипп Астлей оградил канатом круглую площадку под открытом небом и стал брать плату у желающих посмотреть на его мастерство в верховой езде. Предприятие оказалось удачным,что вскоре он привлек других исполнителей и построил закрытый манеж. Основой первых представлений были конные номера.
Передвижные цирки-шапито появилось около 1830 году и постепенно превратились в грандиозные зрелища.
12. Чтение текста к иллюстрации на странице 50.
-Сколько вы прочитали предложений? (4)
-Это текст или нет? А его можно озаглавить? (В цирке. Цирковое представление)
-Ребята! Найдите в тексте слова, в которых есть звук [ц].
V. Закрепление изученного.
1.Букв немало мы узнали,
Добрались до буквы Ц.
Есть слова, где Ц в начале,
в середине, в конце.
2.Заменить одним словом:
Место, где выступают дрессированные звери. ЦИРК.
Место в театре, где выступают актёры. СЦЕНА.
Что снесла курочка Ряба? ЯЙЦО.
На что ставят чашку с чаем? БЛЮДЦЕ.
Овощ, который любит в салате быть вместе с помидором. ОГУРЕЦ.
Похвала за хорошую работу. МОЛОДЕЦ.
VI. Итог урока.
*С каким звуком познакомились на уроке?
*Что узнали об этом звуке?
*Какой буквой он обозначается?
VII. Рефлексия
На ватмане аппликация «Ваза». Каждый ученик выходит и приклеивает красный цветок (если урок понравился) или синий цветок (если урок не понравился»
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт