1.Оргмомент. Формирование положительного эмоционального фона.
-Здравствуйте, ребята! Садитесь.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Слайд. -Золотая осень в окно глядит.
-«Доброе утро!»- сказать Вам спешит.
Доброе утро! Удачного дня!
От всех здесь присутствующих и от меня.
2.Актуализация первичного субъектного опыта учащихся.
1)Откройте тетради, запишите число, классная работа.
-Сегодня на уроке новое нам предстоит открыть, но прежде то, что знаем нужно повторить.
3 Проверка домашнего задания.
-Ребята, я просила вас составить алгоритмы по теме «правописание НЕ с разными частями речи. Первая групп, вы составили какой алгоритм? (НЕ с прилагательными). Вторая?–( НЕ с существительными) и третья ?- (НЕ с глаголами).(Выходят к доске и озвучивают алгоритмы)
Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным и только!
Всё запомнишь, всё поймёшь!
Посмотрите на экран. Скажите, какие части речи здесь представлены? А, что их объединяет? Правильно, здесь есть имена существительные, имена прилагательные, глаголы, причастия. Все они употребляются с НЕ. А как они могут употребляться с НЕ? Повторяем орфограмму «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи».
Читаете словосочетания, объясняете и записываете их в тетрадь. (Слайд.( Не)навидеть ложь, (не)широкая речка, (не) был на уроке, (не)ряшливый ребёнок, сумка (не)тяжёлая, а лёгкая, вовсе (не)интересная книга, стыдить( не)ряху , сказать (не)правду,(не)годующий взгляд, книга (не)прочитана,(не)распустившийся цветок, (не)распустившийся вовремя цветок, (не)прибывающий поезд, а отходящий.) (Не знают, как написать не с причастием.) Почему вы не можете объяснить написание НЕ с причастием? (НЕ изучали тему. Не знаем правило).
- Конечно, мы не можем определить, как будут писаться данные причастия с не. Необходимо знать правило написания. А, кто поможет мне сформулировать тему урока?
3.Объяснение нового материала. Слайд (Слитное и раздельное написание не с причастиями). Запишите тему урока. Чтобы вы хотели узнать на уроке?(Узнать правило написание не с причастиями, уметь применять это правило, хотелось попроще оформить, чтоб легче его запомнить было).
Слайд. Алгоритм . А что такое причастие? «Заключают в себе имени и глагола силу»,- так говорил М.В.Ломоносов. (Работаем с алгоритмом). По ходу обращать внимание на составленные учащимися алгоритмы. Прикрепить алгоритм «Не с причастием» рядом с алгоритмами учащихся.
В поисках смысла
В каждом параграфе, в каждом рассказе,
В сказке и песне, даже во фразе –
Ты только вдумайся, только всмотрись –
Кроется главная мысль.
Строчка за строчкой, фраза за фразой –
Ты только вдумайся, только всмотрись –
Откроется главная мысль.
-Откройте учебники на стр.67 и посмотрите правило написания не с причастиями. (Читаем вслух).
-Скажите, есть различия между алгоритмом и правилом? (Нет различий). Удобнее пользоваться алгоритмом или правилом? Ребята, пожалуйста, кому удобно пользоваться правилом – пользуйтесь, кому удобно - алгоритмом – пользуйтесь.
4.Закрепление. А вот теперь давайте вернёмся к причастием правописание которых мы не смогли определить.(Негодующий взгляд, книга не прочитана,
нераспустившийся цветок, не распустившийся вовремя цветок, не прибывающий поезд, а отходящий).
-И, чтобы закрепить на практике полученные знания даю вам задания.
Работаем в группах. ( Слайд для 3 группы «Неряха». Задание. Опишите портрет неряхи, используя словосочетания с полными или краткими причастиями с не. Образец: волосы не подстрижены, руки… ). Не забудьте заполнить лист контроля. Повторить с 3 гр. правило.
5.ЗСТ. Положите авторучки и сядьте, как вам удобно.
Так много слов скопилось на земле!...
Но в собственность ни деньгами, ни властью
Не купишь слова, не запрёшь в столе:
Оно мирское достоянье, к счастью!
И сотни раз различные уста
Одно и тоже произносят слово,
И на устах у каждого из ста
Оно значенье изменяет снова,
Иначе пахнет, и звучит не так,
То дерзко требует, то жалко просит,
Послушно отражая свет и мрак
Того, кто это слово произносит.
Оттенков множество в себе тая,
Звучание не больше, чем одёжа…
У каждого из слов душа своя,
На душу говорящего похожа.
6.Индивидуальная работа по карточкам. И в это же время другие выполняют упражнение 133.
7.Тесты. (Останется время).
8. Рефлексия. Заполните карточку, используя знаки + и –
1.На уроке мне было интересно. | |
2.Я чувствовал(а) себя комфортно. | |
3.Я чувствовал(а) свою значимость на уроке. | |
4.Я был(а) успешен (успешна). | |
5.Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен. | |
9.Итак, чтобы упрочить ваши знания даю домашнее задание. Ребята из первой группы должны будут выписать из любого художественного текста 5 предложений, в которых есть причастия с не.
Вторая группа Упр.134. Третья группа Упр.135 (предложений).
10.Оценки за урок. Собрать тетради.
11. Спасибо всем за урок! Все свободны.