Актовый урок, посвященный Году культуры.
Тема: Золотое наследие русской старины по теме «Причастие».
Участники: учащиеся 7»в», 9»а», 11»в» классов.
Учителя: Дьячковская О.А., Макарова Р.П.
Цель урока: Создание условий для проявления и развития:
- предметных компетенций (умение определять причастие, различать от других частей речи, грамотно употреблять причастия в устной и письменной речи, объяснять постановку знаков препинания при причастном обороте);
- метапредметных (умение думать, самостоятельно делать выводы, умение грамотно излагать свои мысли, выступать перед аудиторией, умение держаться на сцене, умение составлять тексты, умение рефлексировать и др.)
-ценностно-смысловых компетенций (уважительное отношение к культуре, истории русского народа)
- личностных качеств (самостоятельность, самоорганизация, самоанализ, самовоспитание)
Оборудование: проектор, экран, музыка, портрет Ломоносова, музыкальный фон, книги, справочники.
Реквизиты: скатерть, самовар, сушки, баранки, чашки, ложки, петушки, народные костюмы, маркеры, листы А4.
Опережающее задание:
1. Подготовить сообщение на тему Год культуры.
2. Подготовить сообщение о Ломоносове.
Ход урока:
- Мотивационный этап урока(5мин.)
Слово учителя Дьячковской О.А: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас замечательный день, мы собрались с вами на актовом уроке, где участвуют 7, 9, 11 классы. Я очень рада вас видеть. А вы рады? Кто рад похлопайте в ладоши. Итак, начнем.
-Выход учащихся 11 «в» класса и Макаровой Р.П. с хороводом и песней "Ходит царь».
- Введение в тему урока (этап ведут ученики 11 «в» класса)
Кожурова Оксана: Здравствуйте, ребята, понравилось вам наше выступление?(Да)
-Ребята, что мы вам показали? (русский свадебный обряд)
-Как вы думаете, для чего мы Вам это показали?(Чтобы мы посмотрели обычаи и культуру русского народа) С чем это связано?(2014 год объявлен Годом культуры)
-Выступление Диодорова Андрея.
Платонов Гера: Ребята, какие действия мы только что совершали на сцене (пели, танцевали, выступали, водили хоровод, веселились)
-Какие это части речи? (все глаголы)
-Какую часть речи можно образовать от этих слов? (причастия)Да, правильно!
Слово учителя: Спасибо, Гера, садись.
-Обращение к теме урока:
Слово Макаровой Р.П.: Как вы думаете, какой будет тема нашего урока, исходя из увиденного?
- А почему золотое наследие называется? (Да, потому что наследие предков их культура, обычаи для нас очень важны и ценны, как золото. Без культуры, обычаев нет народа)
- Да, правильно! Мы будем говорить о культуре и традициях русского народа.
- Как вы думаете, ребята, какова цель нашего урока?
- Да, правильно, но самое главное мы в конце урока, применяя наши знания о причастии, сделаем совместную творческую работу о культуре русского народа.
- Актуализация опорных знаний.(5мин.)
Слово Дьячковской О.А.: Еще М.В. Ломоносов говорил о причастии: «Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».Сообщение сделает Ефремова Алия, доказывающее слова Ломоносова.
- Все ли нам рассказала о причастии Алия? (нет)
- Да, действительно, не все. Давайте, будем разбираться на практике. До этого попросим Шуру выйти на сцену.
- Практическая работа (6мин.)
Читает стихотворение Иванова Шура:
Настолько песня хороша,
Что хочет хмурая душа
Чтоб песнь взлетела снова.
Настолько песня хороша,
Добра, смела, сурова,
Что хочет эту песнь душа
Запомнить слово в слово. (В.Казанцев)
Слово ДОА: Посмотрите, ребята, на текст. Нам прочитают: Степанов Саша и Романова Алина.
Русская песня – душа народа.
Наша Россия-матушка поистине богата талантами, мостовые можно мостить, но одна беда – их редко можно услышать, так как настоящее искусство, русская песня заменена лжекультурой. Но песню как русскую душу, нельзя уничтожить, теплится она неугасимой свечой в родных глубинках, как лампадка перед иконкой.
Почему, когда мы слышим родную речь, интонация русской песни, в нашей душе появляется щемящая и неизъяснимая грусть, и в то же время удивительное чувство мира в душе? В чем же таинственная сила, обаяние народной песни?
Все очень просто. Интонация русской песни – интонация русского народа – это голос Родины, голос матери, голос нашего сердца.
Народная мудрость гласит: «В русской песне живет душа русского народа». Русская песня-это уникальный самобытный памятник культуры. Основа народной песни – это, прежде всего ее высокая духовная направленность, которая вместила в себя природное богатство Русской земли.
Задания по тексту: Слово ДОА -
- Найдите из данных примеров суффиксы причастия.
- Есть ли слова с данными суффиксы в данном тексте.
- В 4 абзаце найдите СПП, где придаточную часть можно заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
- Объясните постановку знаков препинания или его отсутствия при причастном обороте с примерами из данного текста.
- Физкультминутка(1мин.)
- Слово о русских узорах.
-Ребята, что вы видите на экране?(Русские узоры)
-Где мы встречаем узоры, на чем? (2 слайда включаются) На одежде, на посуде, печке, на утвари, игрушках, сувенирах.
-Вы устали, ребята?
-Теперь попробуем показать русские узоры движениями. Попросим Ангелину и Владика показать эти движения.
ДОА: Сейчас мы будем применять наши знания о культуре русского народа, причастии в творческой работе. Мы разделимся на три группы. Мы вам раздаем матрешки. Вы должны найти похожих по рисунку матрешек.(Разделение на разновозрастные группы (матрешка-пазл)
Слово Макаровой Р.П.: Чем является матрешка для России? Что вы должны делать в группах, чтобы бы ваша работа была успешной? (помогать друг другу, контролировать друг друга, оценивать работу друг друга, организовывать работу друг друга.)
- Творческий продукт урока: (на подготовку 10 мин.)
Цель создания групп: -взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимообучение, взаимооценка.
1 группа
2 группа
3 группа
- Написать текст рассуждение с использованием причастий на тему «Нужны ли народные песни в наше время?»
- Придумать тестовые задания по теме «Причастие».
- Показать любой обряд или народный праздник (мини-инсценировка (Например, прыжки через костер в день Ивана Купалы и др.)
1.Написать текст рассуждение с использованием причастий «Почему до сих пор люди придерживаются обычаев?»
2. Написать в виде схем разряды причастия и слитное, раздельное написание НЕ с причастиями.
3. Показать любой обряд или народный праздник (мини-инсценировка) (Например, сжигание чучела в день масленицы, чехарда, хоровод и др.)
1. Написать текст рассуждение с использованием причастий «Как сохранить золотое наследие русской старины»
2. Написать в виде схем пунктуацию при причастном обороте, правописание –Н- и –НН- в полных и кратких причастиях.
3.Показать любой обряд или народный праздник (мини-инсценировка) (например, Святочные гадания, хоровод, колядки, народные песни, чехарда, пляска и др.)
-Защита творческих работ (музыкальный фон) (15мин.)
Домашнее задание: (2мин.)слово МРП
1 – Найдите и выпишите из учебника литературы предложения с причастиями и причастными оборотами. Укажите их разряд, время, вид, обозначьте суффиксы.
2 - придумайте загадки, пословицы, поговорки, используя причастия.
3 – Сделайте компьютерную презентацию о народных промыслах, забавах, праздниках.
VIII. Рефлексия: (3мин.)
Слово ДОА-Вот и закончили работу. Довольны ли вы результатом труда? Почему?
- Каждый скажите причастиями о себе на сегодняшнем уроке? (думающая, играющая, волнующаяся)
- Где в жизни вы будете применять полученные знания?
- Какую оценку ты бы поставил себе? Почему?
- У вас на столах лежат цветные карточки: красная – активно работал, зеленая – много думал, желтая - творчески работал. Кому, какие карточки соответствуют, поднимите. Молодцы!
- Исполнение народной песни «Во кузнице» 7 «в». Конец урока.