Урок по теме "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа"
Урок по теме "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа"
Конспект урока русского языка по ФГОС ООО. В конспекте подробно указаны все особенности построения урока по новым образовательным стандартам: указаны цели и задачи урока, планируемые образовательные результаты, этапы урока,ход урока.
Среди планируемых результатов выделены следующие: личностные, предметные, и метапредметные. Метапредметные в свою очередь подразделены на регулятивные, коммуникативные, познавательные.
Для данного урока выбран тип: урок "открытия" новых знаний.
На этапе мотивации создаю условия для включения в учебную деятельность и заинтересованности учащихся.
На этапе актуализации знаний повторяем морфологические признаки имён существительных и подвожу к изучению новой темы урока. Тему урока, выполнив определённые задания, учащиеся формулируют сами, что соответствует требованиям ФГОС ООО.
В процессе изучения нового материала используются различные виды и формы работы, проводится первичное закрепление с проговариванием вслух.
на этапе рефлексии ребята вспоминают задачи, поставленные в начале урока, и сравнивают с результатами урока.
Домашнее задание предлагается на выбор учащихся, разноуровневое.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
А) Тему нашего урока мы должны узнать, выполнив следующее задание. Работаем в паре (даю инструкцию).
На доске запись:
Черёмуха душистая с весною расцвела и ветки золотистые, что кудри, завила.(С.Есенин)
Задание:
Выписать в тетрадь все имена существительные, определить их род, число. Можно ли от них образовать форму множественного числа?
Задаю вопрос классу:
Как же мы можем сформулировать тему урока?
(по аналогии с предыдущей темой)
Предлагаю записать тему на доске тому ученику, кто её правильно сформулировал первым.
Б) Предлагаю прочитать текст на стр. 206(материал под звездочкой). Ставлю цель чтения: пересказать текст напарнику, сформулировать вопрос к тому, что непонятно в тексте. Даю инструкцию
4) Первичное закрепление с проговариванием вслух.
А) упр.№512 – устно. Выполняется в форме игры «Передай другому» . Ребята по рядам передают друг другу мяч, при этом называя слова (небольшая подвижная пауза).
Б) Предлагаю прочитать задание к упражнению 513, рассказать напарнику, как понял задание.
Спрашиваю, как поняли задание фронтально и предлагаю выполнить упражнение, заполнив таблицу и комментируя вслух.
Обращаю внимание на слова в рамочках (стр.206), прошу проговорить в парах эти слова и составить и записать с ними словосочетания [сущ.+ прил.]. Все ли слова были понятны?
5) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону,
А) Предлагаю выполнить самостоятельно задание по вариантам.
В-1.Подобрать к существительным антонимы, которые употребляются только в единственном числе.
Правда, бедность, горе, старость, белизна.
Справка: Антонимы-слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением (высокий - низкий, большой - маленький).
В-2. Подобрать к существительным антонимы, которые употребляются только в единственном числе.
Беготня, свет, движение, доброта, боязнь, детство
Справка: Антонимы-слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением (высокий - низкий, большой - маленький).
6) этап включения в систему знаний и повторение,
А)Делаю на доске запись:
Не все существительные имеют два числа:
Обращаюсь к ученикам: « Мы недавно познакомились с рассуждением как типом речи. Что мы сейчас записали? Тезис, утверждение. Что нужно сделать, чтобы этот тезис развернулся в рассуждение? Доказательство, именно поэтому мы поставили двоеточие( == а именно). Продолжите предложение.
Б)Прошу ребят разбиться на две группы: мальчики и девочки.
Задание 1 группе: вспомнить название 3-4 инструментов, которые имеют только формы мн. ч. и составить предложение по схеме О,О,ОиО – это рабочие инструменты.
Задание 2 группе: вспомнить «вкусные» сущ. и «подать» их к завтраку, причём сущ. должны иметь только формы ед.ч. Составить предложение по схеме О,О,О и О – это наш любимый завтрак.
7) Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Ребята, вспомните, что мы сегодня делали на уроке, какие цели каждый из вас ставил перед собой в начале урока, чему каждый из вас научился.
Проведите рефлексию в паре, используя клише.
Обобщаю сказанное. Благодарю за работу.
Прошу ребят оценить свою работу на уроке.
8) Объяснение домашнего задания.
Прошу записать домашнее задание в дневник: § 96 и объясняю разноуровневые задания:
упр.№ 514(выполнить по образцу), 515(провести выборочную работу), 516 (составить предложения) (одно по выбору уч-ся); словарные слова в рамочках записать в словарь и выучить.