kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ход урока

1.Мотивация учебной деятельности

Учитель:

 Здравствуйте, ребята. Я очень рада Вас видеть. Сегодня у нас необычный день. Сколько гостей у нас на уроке! Я принесла на урок мартовскую веточку сосны. Согласно народному поверью веточка сосна, принесенная домой в начале весны, в марте, очищает застоявшийся зиму воздух, дает нашему дыханию легкость. Давайте дружно вдохнем эту легкость и улыбнемся друг другу.

- Что вдохнем?   ( легкость)

- Что подарили друг  другу? ( улыбку)

-Какую часть речи вы назвали? ( существительные)

Молодцы! Мы продолжаем говорить о существительном.

С существительными Вы знакомились еще в начальной школе,вместе повторяли на предыдущих уроках.

-Давайте  составим кластер.

Имя существительные -- это -   --,которая обозначает ---, отвечает на вопросы - ? и --? Имеет --, изменяется по -- и---. В предложении бывают --, --   и    --.

-Пожалуйста,найдите в предложении существительные?

Весенние лучи заглядывают в классную комнату.(Работа у доски)

- Что узнали нового о роде существительных? ( общий род)

Например ; засоня, неряха, зазнайка

2.Давайте поиграем в игру « Верни слово». Я буду называть слово во множественном числе, а вы возвращать в единственное число.

Множественное число   -- единственное число.

Ученики __________ --

Столы     __________ --

Гости     ___________ --

Каникулы _________ --

Брюки ____________ --

- Почему не смогли вернуть мне слово?

Ученик: ( у этих слов нет единственного числа) Они,наверное, употребляются только во множественном числе.

Учитель: В русском языке есть имена существительные, которые имеют форму единственного и множественного числа. Об этом знали и раньше. Вы сами подсказали тему урока: Кто сформулирует ее?

Откройте,пожалуйста,тетради,запишите число, тему :  « Имена существительные,которые имеют  форму только множественного числа».

2. Изучение нового материала.

Страница 58  теоретическое сведение.

- Как можно объяснить, что эти предметы имеют форму только множественного числа.

ВЫВОД.

Посмотрим на строение этих предметов оно парное.

Какие еще можете привести примеры? ( сани, клещи)

3.  Закрепление учебного материала.

- В прошлом году пятиклассники выполняли поисковую работу по словарю русского языка. Из него  выписали существительные, которые имеют форму только множественного числа.

Список лежит у Вас на рабочем столе.

Работа в группах.

1 группа

2 группа

3 группа

НА КУХНЕ

В ШКАФУ

В МАСТЕРСКОЙ

дрожжи

Бигуди

Вилы

Макароны

Джинсы

Носилки

Сливки

Плавки

Сани

Спагетти

Ножницы

Плоскогубцы

фисташки

брюки

- Что объединяет эти слова?

- Как отличать существительные только множественного числа, и существительные, которые стоят во множественном числе.

- На какие тематические группы вы разделили бы эти слова. ( обсудите в группах)

ВЫВОД: а) парные предметы

                 б) обрезки времени

                 в) вещества

                 г) явления природы

                 д) название орудий труда

                 е) название игр

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА(называю существительное –поднимаем руки вверх,прилаг.-топаем ножками,глагол-хопаем в ладошки)

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Подготовить диалог в группах.

1 группа

« Готовим сюрприз маме»

2 группа

« Собираемся на курорт»

3 группа

« Мы строим скворечник»

Учитель: Что называется диалогом?

  1. . Этап рефлексии

СЛАЙД 20

Разгадайте кроссворд. И мы оценим вашу работу на уроке.

  1. Раздел науки о языке, изучающий части речи.( Морфология)
  2. Падеж существительного (вижу) землю.( Винительный)
  3. Член предложения, чаще всего выраженный существительным.(Подлежащее)
  4. Падеж, обозначающий орудие действия.    (Творительный)
  5. Количество предметов у существительного.   ( Число)
  6. Категория существительного, различающая нас по полу.    Род

Как же МЫ оцени  вашу работу?  Открываем тетради и ставим оценку за проделанную работа, на следующем уроке мы узнаем совпала ли она с той оценкой, которую поставлю вам я! 

Выставление оценок за урок

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. »

Урок русского языка  в 5 классе     Урок подготовил учитель русского языка и литературы МБОУ АСОШ №2 с УИОП Белоусова Мавлида Идрисовна

Урок русского языка в 5 классе

Урок подготовил учитель русского языка и литературы

МБОУ АСОШ №2 с УИОП

Белоусова Мавлида Идрисовна

Ваше настроение в начале урока

Ваше настроение в начале урока

Тема урока: «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»   Предметные цели:

Тема урока: «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

Предметные цели:

  • Выделять из групп существительных слова , которые имеют форму только множественного числа;
  • Определять принадлежность к тематическим группам;
  • Уметь употреблять в соответствии с жизненной ситуацией;
Что такое имя существительное? Имя существительное – это ________ ___________,  которая обозначает ____________, отвечает на вопросы ______ и ________ ? имеет ______ и склонение, изменяется  по ________________ и ____________.

Что такое имя существительное?

  • Имя существительное – это ________ ___________,

которая обозначает ____________, отвечает на вопросы ______ и ________ ? имеет ______ и склонение, изменяется

по ________________ и ____________.

  • КЛА́СТЕР [ тэ ]. Группа каких-н. объектов, выделяемых в большой
  • их совокупности по тому или иному общему для этой
  • группы признаку
Проверяем.

Проверяем.

  • Имя существительное – это ЧАСТЬ РЕЧИ , которая обозначает ПРЕДМЕТ , отвечает на вопросы КТО и ЧТО ? Имеет РОД и склонение, изменяется по ПАДЕЖАМ и ЧИСЛАМ . В предложении бывают ПОДЛЕЖАЩИМИ , ДОПОЛНЕНИЯМИ и ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ .
ИГРА « Верни Слово»

ИГРА « Верни Слово»

  • Ученики __________
  • Столы __________
  • Гости __________
  • Каникулы _________
  • Брюки __________
Взаимопроверка

Взаимопроверка

  • Ученики - ученик
  • Столы - стол
  • Гости - гость
  • Каникулы- ???
  • Брюки - ???
Слова для справок   Бигуди  Будни  Бриджи  Брюки  Белила  Бусы  Брызги  Вершки  Весы  Выжимки  Ворота  Вилы  Граффити  Грабли Дрожжи  Джинсы  Джунгли  Дрова  Дровни  Духи  Дебаты  Деньги  Жалюзи  Жмурки  Заморозки  Заносы  Именины  Кальсоны Обои  Объедки  Опилки  Прятки  Помои  Пельмени  Панталоны  Ползунки  Плавки  Плоскогубцы  Плечики  Похороны  Рожки  Сласти Каникулы  Каперсы  Консервы  Колготы  Качели  Клещи  Лосины  Макароны  Мемуары  Ножницы  Носилки  Оковы  Отруби  Очки Сухофрукты  Сливки  Спагетти  Сани  Сумерки  Стансы  Тропики  Торги  Тефтели  Узы  Фижмы  Фисташки  Хлопоты  Хлопья Хоры  Ходики  Цимбалы  Чернила  Четки  Чресла  Чары  Шашки  Шорты  Шахматы  Штаны  Шаровары  Ясли

Слова для справок

Бигуди Будни Бриджи Брюки Белила Бусы Брызги Вершки Весы Выжимки Ворота Вилы Граффити Грабли

Дрожжи Джинсы Джунгли Дрова Дровни Духи Дебаты Деньги Жалюзи Жмурки Заморозки Заносы Именины Кальсоны

Обои Объедки Опилки Прятки Помои Пельмени Панталоны Ползунки Плавки Плоскогубцы Плечики Похороны Рожки Сласти

Каникулы Каперсы Консервы Колготы Качели Клещи Лосины Макароны Мемуары Ножницы Носилки Оковы Отруби Очки

Сухофрукты Сливки Спагетти Сани Сумерки Стансы Тропики Торги Тефтели Узы Фижмы Фисташки Хлопоты Хлопья

Хоры Ходики Цимбалы Чернила Четки Чресла Чары Шашки Шорты Шахматы Штаны Шаровары Ясли

Поисковая работа На кухне В шкафу В мастерской Сливки Бигуди Плоскогубцы

Поисковая работа

На кухне В шкафу В мастерской

Сливки Бигуди Плоскогубцы

Физкультминутка

Физкультминутка

Вопросы

Вопросы

  • Что объединяет эти слова ?
  • Как отличать существительные формы только множественного числа и существительные , которые стоят в форме множественного числа?
  • На какие тематические группы можно разделить эти слова?
ВЫВОД

ВЫВОД

  • Парные предметы: очки, брюки, плавки
  • Отрезки времени: сутки, каникулы
  • Вещества: дрожжи, сливки
  • Название орудий труда: грабли, вилы
  • Название игр: жмурки, прятки , горелки
  • Явления природы: сумерки, заморозки
  • Имена собственные : Новосёлки,Озёры
Творческая работа

Творческая работа

  • Готовим сюрприз маме.
  • Собираемся на курорт.
  • Мы строим скворечник.
Домашнее задание  Составить рассказ « Что я узнал о существительном? »

Домашнее задание

Составить рассказ « Что я узнал о существительном? »

Молодцы!

Молодцы!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

Автор: Белоусова Мавлида Идрисовна

Дата: 16.03.2015

Номер свидетельства: 187592

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока на тему «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа» "
    ["seo_title"] => string(109) "konspiekt-uroka-na-tiemu-imiena-sushchiestvitiel-nyie-kotoryie-imieiut-formu-tol-ko-mnozhiestviennogho-chisla"
    ["file_id"] => string(6) "122566"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414279605"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "урок по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" в 5 классе"
    ["seo_title"] => string(96) "urokpotiemieimienasushchiestvitielnyiekotoryieimieiutformutolkomnozhiestviennoghochislav5klassie"
    ["file_id"] => string(6) "279773"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453289063"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа."
    ["seo_title"] => string(73) "imena_sushchestvitelnye_kotorye_imeiut_formu_tolko_mnozhestvennogo_chisla"
    ["file_id"] => string(6) "591505"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1636987854"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"
    ["seo_title"] => string(75) "imienasushchiestvitielnyiekotoryieimieiutformutolkomnozhiestviennoghochisla"
    ["file_id"] => string(6) "302867"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457337355"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "«Загадка множественного числа» (Имена существительные, имеющие форму только множественного числа). "
    ["seo_title"] => string(116) "zaghadka-mnozhiestviennogho-chisla-imiena-sushchiestvitiel-nyie-imieiushchiie-formu-tol-ko-mnozhiestviennogho-chisla"
    ["file_id"] => string(6) "227089"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440598382"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства