Ход урока
1.Мотивация учебной деятельности
Учитель:
Здравствуйте, ребята. Я очень рада Вас видеть. Сегодня у нас необычный день. Сколько гостей у нас на уроке! Я принесла на урок мартовскую веточку сосны. Согласно народному поверью веточка сосна, принесенная домой в начале весны, в марте, очищает застоявшийся зиму воздух, дает нашему дыханию легкость. Давайте дружно вдохнем эту легкость и улыбнемся друг другу.
- Что вдохнем? ( легкость)
- Что подарили друг другу? ( улыбку)
-Какую часть речи вы назвали? ( существительные)
Молодцы! Мы продолжаем говорить о существительном.
С существительными Вы знакомились еще в начальной школе,вместе повторяли на предыдущих уроках.
-Давайте составим кластер.
Имя существительные -- это - --,которая обозначает ---, отвечает на вопросы - ? и --? Имеет --, изменяется по -- и---. В предложении бывают --, -- и --.
-Пожалуйста,найдите в предложении существительные?
Весенние лучи заглядывают в классную комнату.(Работа у доски)
- Что узнали нового о роде существительных? ( общий род)
Например ; засоня, неряха, зазнайка
2.Давайте поиграем в игру « Верни слово». Я буду называть слово во множественном числе, а вы возвращать в единственное число.
Множественное число -- единственное число.
Ученики __________ --
Столы __________ --
Гости ___________ --
Каникулы _________ --
Брюки ____________ --
- Почему не смогли вернуть мне слово?
Ученик: ( у этих слов нет единственного числа) Они,наверное, употребляются только во множественном числе.
Учитель: В русском языке есть имена существительные, которые имеют форму единственного и множественного числа. Об этом знали и раньше. Вы сами подсказали тему урока: Кто сформулирует ее?
Откройте,пожалуйста,тетради,запишите число, тему : « Имена существительные,которые имеют форму только множественного числа».
2. Изучение нового материала.
Страница 58 теоретическое сведение.
- Как можно объяснить, что эти предметы имеют форму только множественного числа.
ВЫВОД.
Посмотрим на строение этих предметов оно парное.
Какие еще можете привести примеры? ( сани, клещи)
3. Закрепление учебного материала.
- В прошлом году пятиклассники выполняли поисковую работу по словарю русского языка. Из него выписали существительные, которые имеют форму только множественного числа.
Список лежит у Вас на рабочем столе.
Работа в группах.
1 группа
2 группа
3 группа
НА КУХНЕ
В ШКАФУ
В МАСТЕРСКОЙ
дрожжи
Бигуди
Вилы
Макароны
Джинсы
Носилки
Сливки
Плавки
Сани
Спагетти
Ножницы
Плоскогубцы
фисташки
брюки
- Что объединяет эти слова?
- Как отличать существительные только множественного числа, и существительные, которые стоят во множественном числе.
- На какие тематические группы вы разделили бы эти слова. ( обсудите в группах)
ВЫВОД: а) парные предметы
б) обрезки времени
в) вещества
г) явления природы
д) название орудий труда
е) название игр
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА(называю существительное –поднимаем руки вверх,прилаг.-топаем ножками,глагол-хопаем в ладошки)
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
Подготовить диалог в группах.
1 группа
« Готовим сюрприз маме»
2 группа
« Собираемся на курорт»
3 группа
« Мы строим скворечник»
Учитель: Что называется диалогом?
- . Этап рефлексии
СЛАЙД 20
Разгадайте кроссворд. И мы оценим вашу работу на уроке.
- Раздел науки о языке, изучающий части речи.( Морфология)
- Падеж существительного (вижу) землю.( Винительный)
- Член предложения, чаще всего выраженный существительным.(Подлежащее)
- Падеж, обозначающий орудие действия. (Творительный)
- Количество предметов у существительного. ( Число)
- Категория существительного, различающая нас по полу. Род
Как же МЫ оцени вашу работу? Открываем тетради и ставим оценку за проделанную работа, на следующем уроке мы узнаем совпала ли она с той оценкой, которую поставлю вам я!
Выставление оценок за урок.