kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный предмет:  русский язык

Класс:  5

Автор УМК:   Т.А. Ладыженская

Тип урока:  урок “открытия” новых знаний

Предметная тема урока: имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

Метапредметная тема урока: знания и информация, повторение и развитие.

Содержательная цель: знакомство с существительными, имеющими только форму единственного числа.

Деятельная цель: формирование в учащихся нового способа деятельности, связанного с поиском и выделением информации.

Задачи: научить детей

1) находить существительные, которые имеют форму только единственного числа;

2)употреблять указанные существительные в сочетании с прилагательными и глаголами прошедшего времени;

3) включать в систему знаний новый материал и повторять пройденный.

УУД:

·         П (познавательные),

·         Л (личностные),

·         К (коммуникативные),

·         Р (регулятивные).

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, доска, карточки-памятки.

Этапы урока:

1) этап мотивации,

2) этап актуализации,

3) этап объяснения нового материала,

4) этап первичного закрепления с проговариванием вслух,

5) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону,

6) этап включения в систему знаний и повторение,

7) этап рефлексии учебной деятельности на уроке,

8) этап объяснения домашнего задания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 5 класс »

Технологическая карта урока по ФГОС ООО

Учебный предмет:  русский язык

Класс:  5

Автор УМК:   Т.А. Ладыженская

Тип урока:  урок “открытия” новых знаний

Предметная тема урока: имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

Метапредметная тема урока: знания и информация, повторение и развитие.

Содержательная цель: знакомство с существительными, имеющими только форму единственного числа.

Деятельная цель: формирование в учащихся нового способа деятельности, связанного с поиском и выделением информации.

Задачи: научить детей

1) находить существительные, которые имеют форму только единственного числа;

2)употреблять указанные существительные в сочетании с прилагательными и глаголами прошедшего времени;

3) включать в систему знаний новый материал и повторять пройденный.

УУД:

  • П (познавательные),

  • Л (личностные),

  • К (коммуникативные),

  • Р (регулятивные).

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, доска, карточки-памятки.

Этапы урока:

1) этап мотивации,

2) этап актуализации,

3) этап объяснения нового материала,

4) этап первичного закрепления с проговариванием вслух,

5) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону,

6) этап включения в систему знаний и повторение,

7) этап рефлексии учебной деятельности на уроке,

8) этап объяснения домашнего задания.

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Мотивация

3 мин.

Приветствую класс.

Проверяю готовность учащихся к уроку.

Проговариваю тему, цели и задачи урока(слайд №1,2).

Провожу игру “Третий лишний” (слайд № 3)

1) кони, лошади, пони

2)песни, ножницы, бури

3)сумерки, темнота, вечер

Задаю вопрос:

- Какое мы можем сделать открытие?

Встают, успокаиваются и усаживаются за свои столы. Играют в игру “Третий лишний”, проверяют (слайд № 4)

1) пони

2) ножницы

3) сумерки

Отвечают на вопрос:

- Есть сущ., которые имеют форму только множественного числа.

- Не все сущ. могут иметь два числа (ед. и мн.)

Самоопределение (Л)

Смыслообразование (Л)

Подведение под понятие (П)

2. Актуализация знаний (разминка)

5 мин.

Прошу открыть тетради, записать дату (тема урока пока не записывается, оставляется место),

указать вид работы.

Даю задание: из данных слов выписать существительные, которые имеют форму только множественного числа (слайд № 5).

Алфавит, верба, ворота, очки, погода, метель, тиски, вьюга, чернила, опилки, молоко, весы, портфель, хлопоты, макароны, лес, горелки, инструмент, диван, грабли.

Проверим, какие слова вы выписали.

Дети выполняют работу в тетрадях.

Выписывают существительные, имеющие форму только множественного числа.

По очереди называют выписанные слова.

Проверяют (слайд № 5).

Выборочная работа (П)

Логические действия (П)

Самоопределение (Л)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

3. Формирование новых знаний.

7 мин.

А) Тему нашего урока мы должны узнать, выполнив следующее задание. Работаем в паре (даю инструкцию).

(Слайд № 6)

У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром и, качаясь, шепчет шаловливо: “С добрым утром!”

Задание:

Выписать в тетрадь все имена существительные, определить их род, число. Можно ли от них образовать форму множественного числа?

Задаю вопрос классу:

Как же мы можем сформулировать тему урока?

(по аналогии с предыдущей темой)

Предлагаю записать тему на доске тому ученику, кто её правильно сформулировал первым.

Б) Предлагаю прочитать текст на стр. 206 (материал под звездочкой). Ставлю цель чтения: пересказать текст напарнику, сформулировать вопрос к тому, что непонятно в тексте. Даю инструкцию

Учащиеся выполняют работу в тетрадях.

Вопросы для мышления:

Как найти существительное? На какие вопросы отвечают имена существительные?

Как определить род у имени существительного?

В каком числе употреблены выписанные существительные?

Учащиеся выполняют, затем проверяют, делают вывод.

- Имена сущ., которые имеют только форму единственного числа

Записывают тему в тетрадь там, где оставлено для неё место.

Проверяют (слайд № 8)

Пересказывают текст напарнику, задают вопросы

Предполагаемые вопросы:

Почему нельзя сказать: “Стоят хорошие погоды?”

Чем отличается сущ. погода от других слов?

Извлечение необходимой информации из текста

(П)

Работа в паре(К)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками(К)

Подведение под понятие (П)

Постановка и решение проблем (П)

Целеполагание (Р)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)

Самоопределение (Л)

4. Первичное закрепление и проговаривание вслух

10 мин.

А) упр.№512 – устно. Выполняется в форме игры “Передай другому ”. Ребята по рядам передают друг другу мяч, при этом называя слова (небольшая подвижная пауза).

Б) Предлагаю прочитать задание к упражнению 513, рассказать напарнику, как понял задание.

Спрашиваю фронтально, как поняли задание, и предлагаю выполнить упражнение, заполнив таблицу и комментируя вслух.

Обращаю внимание на слова в рамочках (стр.206), прошу проговорить в парах эти слова, составить и записать с ними словосочетания [сущ. + прил.]. Все ли слова были понятны?

Учащиеся передают мяч и придумывают слова, продолжая начатый в книге ряд. ( Могут пользоваться словами для справок)

Учащиеся читают задание к упражнению и пересказывают его товарищу.

Учащиеся выполняют упражнение в тетрадях, комментируя поочерёдно записываемые слова в таблицу. Проверяем (слайд № 9)

1 столбик (с ударением на 1 слог): засуха, злоба, ненависть, свёкла, силос, страда, хворост, хвоя, хворост, хлопок. 2 столбик (с ударением на 2 слог): боязнь, дремота, доставка, досуг, единство, крапива, фарфор, цемент, щавель. 3 столбик (с ударением на 3 слог): каучук, молодёжь.

Учащиеся зачитывают словосочетания: красивый фарфор, красная свёкла, кислый щавель...

Игровой момент (К)

Контроль (Р)

Классификация (П)

Работа в парах (К)

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

5 мин.

А) Предлагаю выполнить самостоятельно задание по вариантам (слайд №10) .

В-1. Подобрать к существительным антонимы, которые употребляются только в единственном числе.

Правда, бедность, горе, старость, белизна.

Справка: Антонимы-слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением (белый – черный, бег – ходьба).

В-2. Подобрать к существительным антонимы, которые употребляются только в единственном числе.

Беготня, свет, движение, доброта, боязнь, детство

Справка: Антонимы -слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением  (белый – черный, бег – ходьба).

Ученики выбирают вариант и самостоятельно выполняют задание по эталону.

1 .Правда - ложь, Бедность - богатство, горе - радость,

Старость - молодость, белизна- чернота.

2. Беготня - тишина, свет-тьма, движение - неподвижность, доброта - злость, боязнь - смелость,

Детство - старость (взрослость) Затем проверяют, делают вывод  (слайд №11)

Самоопределение (Л)

Выполнение действий по алгоритму (П)

Коррекция  (Р)

6. Включение в систему знаний и повторение

7 мин

А) Делаю на доске запись:

Не все существительные имеют два числа:

Обращаюсь к ученикам: “Мы недавно познакомились с рассуждением как типом речи. Что мы сейчас записали? Тезис, утверждение. Что нужно сделать, чтобы этот тезис развернулся в рассуждение? Доказательство, именно поэтому мы поставили двоеточие ( == а именно). Продолжите предложение.

Б) Прошу ребят разбиться на две группы: мальчики и девочки. (Слайд № 12)

Задание 1 группе: вспомнить название 3-4 инструментов, которые имеют только формы мн. ч. и составить предложение по схеме О,О,О и О – это рабочие инструменты.

Задание 2 группе: вспомнить “вкусные” сущ. и “подать” их к завтраку, причём сущ. должны иметь только формы ед.ч. Составить предложение по схеме О, О, О и О – это наш любимый завтрак.

Есть сущ., имеющие только форму ед. ч. или только мн.ч.

Учащиеся могут свободно передвигаться по классу и общаться в группах.

Проверяют (слайд № 13)

Примерные ответы.

Тиски, кусачки, плоскогубцы и клещи - ...

Молоко, творог, сметана и редис - ...

Постановка и формулирование проблемы П)

Робота в группах (К)

Составление предложений по схеме (П)

Задание творческого характера (Л)

Способность действовать с учётом позиций других (К)

7. Рефлексия

5 мин.

Ребята, вспомните, что мы сегодня делали на уроке? Какие цели каждый из вас ставил перед собой в начале урока? Чему каждый из вас научился?

Проведите рефлексию в паре, используя клише.

Обобщаю сказанное.

Прошу ребят оценить свою работу на уроке.

Составляет внутреннюю речь.

(Слайд №14)

Клише при рефлексии:

Что мне удается?

Что мне не удается?

Что ты мне посоветуешь?

Высказываются вслух по желанию или по просьбе учителя.

Рефлексия способов и условий действий (П)

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)

8. Д.З.

3 мин.

Прошу записать домашнее задание в дневник: параграф 96 и объясняю задания разного уровня сложности:

1) упр. № 514 (выполнить по образцу),

2) упр.515 (провести выборочную работу),

3) упр.516 (составить предложения) (одно по выбору уч-ся); словарные слова в рамочках записать в словарь и выучить.

(Слайд № 15)

Каждый ребёнок записал д. / з. в дневник.

Читают слова благодарности учителя за урок (слайд № 16)

Дифференцированное задание (Л)





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка 5 класс

Автор: Самотохина Галина Ивановна

Дата: 08.10.2014

Номер свидетельства: 117370

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) ""Конспект урока русского языка, презентация для урока..." "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-dlia-uroka-2"
    ["file_id"] => string(6) "130575"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415943910"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока русского языка на тему: "Местоимения в тексте" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-miestoimieniia-v-tiekstie"
    ["file_id"] => string(6) "191762"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427366003"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Урок русского языка в 6 классе. Инфинитив. Суффиксы инфинитива. Основа инфинитива."
    ["seo_title"] => string(71) "urokrusskoghoiazykav6klassieinfinitivsuffiksyinfinitivaosnovainfinitiva"
    ["file_id"] => string(6) "262076"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449250352"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Методическая разработка урока  русского языка "Чему мы научились за год" "
    ["seo_title"] => string(78) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-chiemu-my-nauchilis-za-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "101715"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402428347"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок русского языка по теме Сложное предложение. 9 класс "
    ["seo_title"] => string(65) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-slozhnoie-priedlozhieniie-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "170850"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423589488"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства