Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа
Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа
Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.
Цели урока:
- развитие речи учащихся, логического мышления, коммуникативных возможностей;
- обобщение и расширение изученных ранее знаний о существительных;
- воспитание желания переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практического применения.
Предметные: познакомиться с существительными, которые имеют форму только единственного числа; находить эти существительные; употреблять указанные существительные; включить в систему знаний новый материал и повторить пройденный.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;
Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;
Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.
Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников.
Необходимое оборудование:
Компьютер с колонками.
Учебник.
Раздаточный материал.
Презентация к уроку в программе PowerPoint.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа »
Тема: Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.
Цели урока:
- развитие речи учащихся, логического мышления, коммуникативных возможностей;
- обобщение и расширение изученных ранее знаний о существительных;
- воспитание желания переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практического применения.
Предметные: познакомиться с существительными, которые имеют форму только единственного числа; находить эти существительные; употреблять указанные существительные; включить в систему знаний новый материал и повторить пройденный.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;
Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;
Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.
Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников.
Необходимое оборудование:
Компьютер с колонками.
Учебник.
Раздаточный материал.
Презентация к уроку в программе PowerPoint.
Ход урока:
Организационный этап.
Проверка домашнего задания. Фронтальная работа.
а) Слова какой части речи вы видите на экране? Дайте определение им. существительного.
б)Найти «третье лишнее». Объяснить.
1. Кони, лошади , пони
2. Песни , ножницы, бури
3. Сумерки, зеркало, вечер
в) Какие существительные, имеющие только форму множественного числа, встретились в домашнем упражнении? (Чернила)
Параллельно индивидуальная работа: разбор морфологический и морфемный из домашнего упражнения у доски.
г) Из данных слов выписать существительные, которые имеют форму только множественного числа.
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
1.Задание: Запишите в тетрадь имена сущ. погода, молоко определите их род и число. Можно ли от них образовать форму множественного числа?
Учитель: Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Ученики: В русском языке есть имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. Значит, тема сегодняшнего урока – «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа».
Учитель: Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорные фразы, которые вы видите на экране.
ПОЗНАКОМИТЬСЯ С…;
УЧИТЬСЯ НАХОДИТЬ… И ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ… .
Цель урока: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только единственного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.
Первичное закрепление с комментированием. Упражнение №514
Работа в парах. Упражнение №515 (Читают слова друг другу, соблюдая правильную постановку ударения). Проверка вслух при чтении слов с экрана.
Учитель: Лексическое значение всех ли слов вам понятно? (При необходимости сообщение ученика о лексическом значении слов)
Физкультминутка.
Самостоятельная работа по вариантамс самопроверкой по эталону.Параллельно индивидуальная работа по карточкам.
Задание: Подобрать антонимы, которые употребляются только в единственном числе.
1 вариант 2 вариант
правда старость
бедность белизна
горе свет
Карточка:
Найдите имя существительное, которое имеет форму только единственного числа, составьте с ним словосочетание и разберите его.
Цифра, заморозки, шорох, молоко, праздник.
Включение в систему знаний и повторение.
1.Работа с текстом. (Текст на экране и на партах в отпечатанном виде)
(1)Погода начинала портиться. (2)Ч_рная туча ползла вверх а над водой прон_сились лё_кие обл_ч(?)ка тумана. (3)Они всё чаще окутывали льдину, обдавали казарку сыростью.
Задания: 1) Определить стиль текста, доказать. (Художественный: эпитеты- черная туча, лёгкие облачка; олицетворения-туча ползла, они окутывали).
2) Найти им. существительные, которые имеют форму только ед. числа.
(Погода, сыростью).
3) Найти сложное предложение, списать, прокомментировать орфограммы и знаки препинания, построить схему.
4) Найти во 2 предложении слово без окончания.(Вверх)
5) Найти в тексте слово, которое состоит из 1 слога и имеет все согласные глухие. (Всё).
2. Работа по развитию речи
Мальчики: Вспомните и запишите названия 3-4 инструментов, которые имеют только форму мн.числа и составьте предложение по схеме
О,ОиО – это рабочие инструменты.
Девочки: Вспомните и запишите 3-4 «вкусных»сущ., которые можно подать к завтраку, причём сущ. должны иметь только форму ед. числа и составьте предложение по схеме
О,ОиО – это наш любимый завтрак.
3. Игра. По лексическому значению определить слово. В оставшееся время.
1) 24 часа. (Сутки)
2) Молочный продукт из кислых сливок. (Сметана).
3) Прибор для определения веса. (Весы).
4) Столица Греции (Афины).
5) Вид редьки — овощ с небольшим округлым корнем и красной кожицей. (Редис).
6) Музыкальный инструмент, на котором играл Садко. (Гусли)
7) Пищевой продукт из сквашенного молока , освобожденного от сыворотки. (Творог).
8) Состязание верховых лошадей (Скачки)
9) Размолотые в порошок зёрна. (Мука).
10)Сушеные разрезанные пополам абрикосы без косточек. (Курага).
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Что нового вы сегодня узнали? Что получилось легко? В какие моменты урока вы испытывали затруднения?
Оцените свою работу: хорошо – зеленый свет, красный – надо поработать.
Оценивается деятельность детей на уроке.
10.Информация о домашнем задании.
Параграф №94: 1. Словарные слова в рамках записать в словарь и выучить.
2. Упражнение № 517(разборы) или упражнение №516 (разборы из упр. №517)
3. Упражнение №518( подготовка к диктанту)
Карточка:
Найдите имя существительное, которое имеет форму только единственного числа, составьте с ним словосочетание и разберите его.
Цифра, заморозки, шорох, молоко, праздник.
Карточка:
Найдите имя существительное, которое имеет форму только единственного числа, составьте с ним словосочетание и разберите его.
Цифра, заморозки, шорох, молоко, праздник.
Работа с текстом.
(1)Погода начинала портиться. (2)Ч_рная туча ползла вверх а над водой прон_сились лё_кие обл_ч(?)ка тумана. (3)Они всё чаще окутывали льдину, обдавали казарку сыростью.
* Казарка — северная птица семейства утиных.
Работа с текстом.
(1)Погода начинала портиться. (2)Ч_рная туча ползла вверх а над водой прон_сились лё_кие обл_ч(?)ка тумана. (3)Они всё чаще окутывали льдину, обдавали казарку сыростью.
* Казарка — северная птица семейства утиных.
Работа с текстом.
(1)Погода начинала портиться. (2)Ч_рная туча ползла вверх а над водой прон_сились лё_кие обл_ч(?)ка тумана. (3)Они всё чаще окутывали льдину, обдавали казарку сыростью.
* Казарка — северная птица семейства утиных.
Работа с текстом.
(1)Погода начинала портиться. (2)Ч_рная туча ползла вверх а над водой прон_сились лё_кие обл_ч(?)ка тумана. (3)Они всё чаще окутывали льдину, обдавали казарку сыростью.
* Казарка — северная птица семейства утиных.
Работа с текстом.
(1)Погода начинала портиться. (2)Ч_рная туча ползла вверх а над водой прон_сились лё_кие обл_ч(?)ка тумана. (3)Они всё чаще окутывали льдину, обдавали казарку сыростью.
* Казарка — северная птица семейства утиных.
Работа с текстом.
(1)Погода начинала портиться. (2)Ч_рная туча ползла вверх а над водой прон_сились лё_кие обл_ч(?)ка тумана. (3)Они всё чаще окутывали льдину, обдавали казарку сыростью.
* Казарка — северная птица семейства утиных.
Работа с текстом.
(1)Погода начинала портиться. (2)Ч_рная туча ползла вверх а над водой прон_сились лё_кие обл_ч(?)ка тумана. (3)Они всё чаще окутывали льдину, обдавали казарку сыростью.
* Казарка — северная птица семейства утиных.
Работа с текстом.
(1)Погода начинала портиться. (2)Ч_рная туча ползла вверх а над водой прон_сились лё_кие обл_ч(?)ка тумана. (3)Они всё чаще окутывали льдину, обдавали казарку сыростью.
* Казарка — северная птица семейства утиных.
Работа с текстом.
(1)Погода начинала портиться. (2)Ч_рная туча ползла вверх а над водой прон_сились лё_кие обл_ч(?)ка тумана. (3)Они всё чаще окутывали льдину, обдавали казарку сыростью.
* Казарка — северная птица семейства утиных.
Работа с текстом.
(1)Погода начинала портиться. (2)Ч_рная туча ползла вверх а над водой прон_сились лё_кие обл_ч(?)ка тумана. (3)Они всё чаще окутывали льдину, обдавали казарку сыростью.
* Казарка — северная птица семейства утиных.
Работа с текстом.
(1)Погода начинала портиться. (2)Ч_рная туча ползла вверх а над водой прон_сились лё_кие обл_ч(?)ка тумана. (3)Они всё чаще окутывали льдину, обдавали казарку сыростью.
* Казарка — северная птица семейства утиных.
Работа с текстом.
(1)Погода начинала портиться. (2)Ч_рная туча ползла вверх а над водой прон_сились лё_кие обл_ч(?)ка тумана. (3)Они всё чаще окутывали льдину, обдавали казарку сыростью.
* Казарка — северная птица семейства утиных.
Работа с текстом.
(1)Погода начинала портиться. (2)Ч_рная туча ползла вверх а над водой прон_сились лё_кие обл_ч(?)ка тумана. (3)Они всё чаще окутывали льдину, обдавали казарку сыростью.